Научная статья на тему 'О правовом режиме служебной тайны'

О правовом режиме служебной тайны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5313
637
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИЯ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА / ТАЙНА / СЛУЖЕБНЫЕ СВЕДЕНИЯ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / СЛУЖЕБНАЯ ТАЙНА / LEGAL INFORMATION REGIME / RESTRICTED ACCESS INFORMATION / SECRECY / SERVICE INFORMATION / MANAGEMENT SECURITY PROTECTION / PUBLIC SERVICE / MUNICIPAL SERVICE / ADMINISTRATIVE SECRET

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камалова Гульфия Гафиятовна

Анализируются особенности правового режима служебной тайны. Понятие и содержание правового режима информации как важнейшей категории информационного права служат основой исследования. Рассмотрены особенности правового режима информации ограниченного доступа. Особое внимание уделено элементам правового режима служебной тайны. Определена цель введения правового режима служебной тайны и ограничения доступа к служебным сведениям как обеспечение безопасности государственного управления и его эффективности в ситуациях, когда названная цель не может быть достигнута в условиях транспарентности. Выделены задачи, решаемые при охране режима. В составе правового режима рассмотрены объект правового регулирования (носитель правового режима) и особенности правового статуса государственного и муниципального служащего в части обеспечения конфиденциальности служебных сведений. Носитель правового режима сведения, составляющие служебную тайну, характеризуются через их юридические свойства. На основе проведенного исследования предлагается авторское определение служебной тайны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE LEGAL REGIME OF OFFICIAL SECRECY

The article discusses the features of the legal regime of official secrecy. The essentials of investigation are the concept and the content of the legal regime of information which is the most important category of Information Law. The features of the legal regime of restricted access information are considered. Particular attention is given to the elements of the legal regime of administrative secrecy. The purpose of introducing the legal regime of administrative secrecy is defined. In addition, the author describes the purpose of restricting an access to official information in order to provide security of public administration and its effectiveness in situations where this goal cannot be achieved in a transparent manner. The problems solved in the protection regime are mentioned. In the context of legal regime, the author considers an object of legal regulation (as a carrier of legal regime) and the peculiarities of the legal status of a public and a municipal employee with regard to confidentiality of official information. The carrier of legal regime represents the information of administrative secret characterized by its legal property. On the basis of the research, the author proposes the definition of administrative secrecy.

Текст научной работы на тему «О правовом режиме служебной тайны»

УДК 343.9 Г.Г. Камалова

О ПРАВОВОМ РЕЖИМЕ СЛУЖЕБНОЙ ТАЙНЫ

Анализируются особенности правового режима служебной тайны. Понятие и содержание правового режима информации как важнейшей категории информационного права служат основой исследования. Рассмотрены особенности правового режима информации ограниченного доступа. Особое внимание уделено элементам правового режима служебной тайны. Определена цель введения правового режима служебной тайны и ограничения доступа к служебным сведениям как обеспечение безопасности государственного управления и его эффективности в ситуациях, когда названная цель не может быть достигнута в условиях транспарентности. Выделены задачи, решаемые при охране режима. В составе правового режима рассмотрены объект правового регулирования (носитель правового режима) и особенности правового статуса государственного и муниципального служащего в части обеспечения конфиденциальности служебных сведений. Носитель правового режима - сведения, составляющие служебную тайну, характеризуются через их юридические свойства. На основе проведенного исследования предлагается авторское определение служебной тайны.

Ключевые слова: правовой режим информации, информация ограниченного доступа, тайна, служебные сведения, обеспечение безопасности управления, государственная служба, муниципальная служба, служебная тайна.

Служебная тайна представляет собой двуединство ее правового режима и сведений, составляющих данную тайну. Основой изучения служебной тайны служит категория «правовой режим информации» - базовая категория информационного права.

Ранее действовавший закон1 определял правовой режим информационных ресурсов как режим, определяемый нормами, устанавливающими порядок документирования информации, право собственности на отдельные документы и их массивы, категорию информации по уровню доступа к ней и порядок правовой защиты. Современное законодательство2 не раскрывает понятия правового режима информации, что следует отнести к одному из его существенных недостатков, нарушающих преемственность в информационном законодательстве.

Правовому режиму информации уделено значительное внимание специалистов, что обусловлено ролью данной категории в системе понятий и терминов отраслевой науки информационного права. Д.В. Огородов3, анализируя правовой режим информации, пишет, что само явление - объект правоотношения в нормах объективного права опосредуется соответствующим правовым режимом, а категория правового режима является фундаментальной для любого объекта правоотношений. Родовым понятием по отношению к правовому режиму информации выступает понятие правового (юридического) режима, под которым понимают особую целостную систему регулятивного воздействия, характеризующуюся специфическими способами регулирования, порядком возникновения и осуществления прав и обязанностей и их защиты4.

Понятие «правовой режим информации» различными авторами трактуется со значительной вариативностью его содержания, что затрудняет анализ правового режима определенной информации. В содержание правового режима могут включать порядок создания объекта, порядок доступа к нему, вопросы защиты прав субъектов и юридической ответственности в отношениях по поводу данного объек-та5. Допускается включение факультативных элементов, таких как регулирующие нормы и другие. Данная позиция представляется спорной, поскольку такая интерпретация правового режима информации исключает сам объект защиты и правовой статус лиц, являющихся субъектами правоотношений.

1 Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «Об информации, информатизации и защите информации» // СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

2 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.

3 Огородов Д.В. Правовые отношения в информационной сфере: дис. ...канд. юрид. наук. М., 2002. С. 45-48.

4 Снытников А.А., Туманова Л.В. Обеспечение и защита права на информацию. М.: Городец-издат, 2001. С. 97.

5 Антопольский А.А. Правовое регулирование информации ограниченного доступа в сфере государственного управления: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. М., 2004. С. 18.

2014. Т. 24. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Объект правовой защиты и его специфика, особенности правового статуса субъектов правоотношений существенно влияют на своеобразие протекающих информационных процессов. Фактически правовой режим информации в данном случае сводится к режиму осуществления организационной и правовой защиты информации и совокупности норм их регулирующих.

Д.В. Огородов рассматривает правовой режим информации как его правовую характеристику и включает в правовой режим объект правоотношений, юридически значимые признаки объекта, виды объекта (если он является сложным явлением и имеет свои разновидности), вид и характер возникающих субъективных прав в отношении данного объекта.

Правовой режим информации, в том числе информации ограниченного доступа, наиболее основательно рассмотрен в исследованиях Л.К. Терещенко6, которая включает в содержание правового режима информации:

- целевое назначение соответствующего правового режима;

- объект правового регулирования, именуемый носителем правового режима;

- правовое положение субъектов правового режима;

- комплекс способов правового регулирования и средств юридического воздействия.

В целях оптимизации использования категории «правовой режим информации ограниченного доступа» как специального правового режима информации следует выработать и использовать единые элементы. Последняя высказанная позиция видится наиболее объективной и обоснованной.

Рассматривая правовой режим информации ограниченного доступа, кроме его содержания выделяют специфические особенности. Предлагая по отношению к режимам информации ограниченного доступа использовать термин «специальные правовые режимы», С.Н. Братановский7 считает, что они характеризуются следующими особенностями:

- целью введения специального режима - обеспечение информационной безопасности;

- имеют ограничительный характер - ограничивают свободу распространения и получения информации определенных видов;

- могут вводиться в отношении не любой информации;

- носят не ограниченный временным интервалом характер;

- обеспечиваются силой государства - возможностью применения мер юридической ответственности;

- имеют сопутствующие организационные и технические меры охраны и защиты.

Д.И. Гунин8, рассматривая соотношение транспарентности и тайны информации, выделил следующие специфические черты информации ограниченного доступа:

- состояние определяется недоступностью и неизвестностью информации неопределенному кругу лиц, достигаемых ограничением действий по получению и передаче информации;

- наличие идентифицируемого объекта - совокупности сведений ограниченного доступа;

- персонифицированность - комбинация принадлежности сведений конкретному субъекту права и его интереса в сохранении конфиденциальности сведений;

- частичная оборотоспособность - правоотношения строятся вокруг передачи сведений, а не «прав на тайну»;

- направленность регулирования - создание благоприятных условий для реализации защищаемых интересов;

- выраженность правового регулирования - превалированием обязываний и запретов над дозволениями, разрешающими доступ к информации;

- превентивный характер регулирования с целью недопущения наступления ущерба;

- наличие процедур, определяющих особенности движения информации - режима защиты конфиденциальности;

- наличие мер юридической ответственности за нарушение режима, в том числе разглашение тайны.

6 Терещенко Л. К. К вопросу о правовом режиме информации // Информационное право. 2008. № 1. С. 20-27.

7 Братановский С.Н. Сущность и виды специальных правовых режимов информации // Гражданин и право. 2012. № 9. С. 7.

8 Гунин Д.И. Транспарентность и тайна информации: теоретико-правовой аспект: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2008.

Служебная тайна может пониматься как система, определенная двуединством содержания (сведения) и ее правового режима, в том числе режима использования и защиты. Содержание служебной тайны составляют служебные сведения, доступ к которым ограничен в связи с установлением их конфиденциальности. Режим ее использования включает в себя целый круг вопросов, направленных на установление порядка защиты конфиденциальности, определения прав и обязанностей субъектов отношений и иных.

Единство указанных составляющих отображается в правовом режиме служебной тайны, включающем:

1) цели введения правового режима служебной тайны и ограничения доступа к служебным сведениям;

2) определение объекта служебной тайны - носителя правового режима, включая специфические, характеризующие юридически, значимые признаки, и его содержание;

3) правовой статус субъектов правоотношений, участвующих в создании, использовании, предоставлении и получении служебных сведений ограниченного доступа, включая основания возникновения и содержание права на служебную тайну, совокупность обязанностей по обеспечению конфиденциальности;

4) характер правоотношений, совокупность методов правового регулирования и средств юридического воздействия.

Структура правового режима служебной тайны также включает порядок получения, документирования, хранения, установления порядка обработки и обязанности по сохранению конфиденциальности, ограничение доступа к данной информации и иные меры ее защиты.

Если правовой режим большинства видов информации ограниченного доступа в той или иной мере законодательно определен, то о служебной тайне этого нельзя сказать. Правовое регулирование служебной тайны в настоящее время не привело к возникновению стройной системы ее правового режима. Отсутствие легально закрепленного правового режима служебной тайны и его отдельных особенностей влечет отсутствие юридических гарантий возможности обеспечения конфиденциальности объекта правоотношений в процессе использования и, соответственно, достижения тех целей государственного управления, которые не могут быть решены без ограничения доступа к некоторой части служебных сведений. И хотя ограничение доступа к служебной информации должно быть минимально необходимым в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, и строиться исходя из баланса интересов различных субъектов, но как показывает история и современная практика деятельности различных государств, обойтись без служебной тайны не представляется возможным.

Основной целью введения правового режима служебной тайны является обеспечение безопасности государственного управления и его эффективности в ситуациях, когда названная цель не может быть достигнута в условиях транспарентности.

Вышеназванной целью предопределена система задач, которые решаются при охране режима служебной тайны. По мнению Д.В. Огородова, основными задачами режима служебной тайны являются охрана публичного интереса - обеспечение деятельности государства и территориальных образований и охрана частного интереса в системе государственной власти - обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц9.

Задачи рассматриваемого правового режима могут быть выделены на основе системы потребностей (нужд) организации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Необходимость введения режима служебной тайны обусловлена несколькими потребностями:

1) обеспечения осуществления основной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по реализации функций государства и своих полномочий в случаях, когда сведения о такой деятельности не могут быть предоставлены или распространены до определенного момента ввиду риска срыва или существенного затруднения деятельности, а также нарушения прав, свобод, законных интересов различных лиц или нанесения иных угроз государству;

2) защиты конфиденциальности информации ограниченного доступа, полученной от физических, юридических лиц, государственных и муниципальных органов (за исключением сведений, составляющих государственную тайну);

9 Огородов Д.В. Соотношение служебной и профессиональной тайн // Проблемы информатизации. 2001. №2. С. 103.

2014. Т. 24. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

3) обеспечения собственной безопасности государственных органов и органов местного самоуправления, включая обеспечение безопасности сотрудников и их персональных данных, информационных систем организации, официальных сайтов и т.д.

Обосновывая необходимость введения режима служебной тайны, В.Н. Лопатин указывал: «Государственные органы и их должностные лица вправе использовать полученную конфиденциальную информацию только в тех целях, для чего она была получена и обязаны установить для ее сохранности режим служебной тайны (порядок допуска и категории должностных лиц, имеющих право на допуск к этим сведениям; постановка и снятие грифа «Служебная тайна»); порядок передачи этой информации другим органам и организациям; определение способов, методов и средств защиты и т.п.)»10.

Если вероятный прогнозируемый ущерб от распространения информации ограниченного доступа имеет общегосударственное значение, то сведения приобретают статус государственной тайны. При иных уровне и направлении ущерба правовой режим государственной тайны следует признать чрезмерным, а должен быть использован режим служебной тайны.

Достаточно часто тайна как правовое явление рассматривается с позиции противостояния различных субъектов, то есть в качестве необходимого элемента и результата противостояния определенных сил. Государственная тайна действительно выступает результатом противостояния различных государств и внешнеполитических сил, а коммерческая тайна - результатом противоборствова-ния и конкуренции в экономической сфере. Однако, на наш взгляд, данное правило не применимо к профессиональной и, особенно, к служебной тайне. Взаимоотношения государства, государственных органов, органов местного самоуправления и граждан, юридических лиц данного государства не могут рассматриваться в аспекте противостояния и противоборствования.

Следующий компонент правового режима служебной тайны - объект правового регулирования, то есть носитель правового режима. Родовым объектом служебной тайны как разновидности информации с содержательной стороны выступает служебная информация, а с позиции категории доступа и правового режима - информация ограниченного доступа.

В советский период основная масса служебной информации, не отнесенная к государственной тайне, являлась служебной тайной или могла быть признана таковой в любое время11. С процессами демократизации, произошедшими в стране, меняется и подход к данному вопросу на диаметрально противоположный. Изменение принципа «запрещено всё кроме того, что разрешено» на «разрешено, всё, кроме того, что запрещено» ведет к постепенному изменению правосознания граждан и общества, а также законодательства.

Правовой статус государственного и муниципального служащего, помимо прочего, включает обязанность не разглашать служебную информацию, ставшую ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей в период прохождения службы, а также после увольнения. Обязательство о неразглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну, относится к факультативным (дополнительным) условиям служебного контракта, включаемым в него по соглашению сторон12. Однако в том случае, когда исполнение обязанностей по соответствующей должности предполагает работу со сведениями, составляющими государственную или иную охраняемую законом тайну, допуск к такого рода сведениям становится обязательным условием замещения соответствующей должности. В государственных органах и органах местного самоуправления действует разрешительная система ознакомления со сведениями, составляющими служебную тайну. Государственный и муниципальный служащий не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа, органа местного самоуправления и их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности. Разглашение служебных сведений рассматривается как грубое нарушение должностных обязанностей13.

10

Лопатин В.Н. Правовые основы информационной безопасности: курс лекций. М.: МИФИ, 2000. С. 157.

11 Камалова Г.Г. Исторические особенности правовой охраны служебной информации ограниченного доступа (служебной тайны) в советский период // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2014. Вып. 2. С. 142-148.

12 Пресняков М.В., Чаннов С.Е. Некоторые вопросы допуска государственных и муниципальных служащих к охраняемым законом тайнам // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 9. С. 33.

Федеральный закон от 27.07.2004 №79-ФЗ (в ред. от 02.04.2014) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст.3215; Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (в ред. от 04.03.2014) «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 10. Ст. 1152.

Служебная тайна фигурирует в десятках законов и сотнях ведомственных актов. При формулировании норм, регулирующих сбор и использование служебной информации ограниченного доступа, используются различные ее наименования: служебная тайна, служебная информация ограниченного распространения, просто служебная информация и т.д.

При этом мы видим, что не только понятие служебной тайны, но служебной информации не определено современным законодательством. Служебная информации законодателем и правоприменителем часто трактуется как информация ограниченного доступа, поэтому существует угроза широкого толкования понятия служебной информации, ставшей известной государственному или муниципальному служащему в связи с исполнением должностных обязанностей и подлежащей защите в качестве информации ограниченного доступа. Вряд ли такой подход является адекватным отражением реально существующих отношений. Поэтому, прежде всего, требуется закрепление в законодательстве Российской Федерации нормы-дефиниции для служебных сведений. Предлагаем служебную информацию определить как сведения, получаемые и создаваемые в ходе деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, накапливаемые и используемые ими в целях реализации полномочий, возложенных на них государством. Считаем, что следует также законодательно закрепить деление служебной информации на общедоступную служебную информацию, открытость которой представляет общественный интерес, и служебную информацию ограниченного доступа - служебную тайну.

Служебная тайна характеризуется совокупностью юридических свойств (признаков), которые отражают ее важнейшие черты и ограничивают круг включаемых сведений. Следует согласиться с позицией А.И. Алексенцева14, который основным признаком информации, составляющей служебную тайну, считает ее управленческий характер.

В.Н. Лопатин, рассматривая признаки служебной тайны, выделяет в числе основных признаков отнесения информации к служебной тайне, именуя их критериями охраноспособности прав на служебную тайну, следующие15:

- отнесена федеральным законом к служебной информации о деятельности госорганов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственная служебная тайна);

- является охраноспособной конфиденциальной информацией («чужой тайной») другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна);

- не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;

- получена представителями государственного органа и органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

А.А. Снытников, Л.В.Туманова отмечают такие черты, как получение информации государственными органами и органами местного самоуправления только на законном основании; распространение режима на подведомственные предприятия и организации; документированный характер информации, установление режима вне связи с предпринимательской (коммерческой) деятельностью; ограничение на основе служебной необходимости и несекретность сведений16.

О С. Соколова выделяет следующие признаки служебной тайны17:

- функционирует в органах исполнительной власти;

- действительная или потенциальная ценность ее определяется не коммерческой значимостью, а возможностью использовать ее для принятия эффективных управленческих решений;

- имеет сложную структуру, поскольку включает сведения, функционирующие в режиме «внешних» тайн, а также служебную информацию ограниченного распространения;

14 Алексенцев А.И. О классификации конфиденциальной информации по видам тайны // Безопасность информационных технологий. 1999. № 3.

15 Лопатин В.Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. М, 1998; Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник / под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 555.

16 Снытников А.А., Туманова Л.В. Обеспечение и защита права на информацию. М.: Городец-издат, 2001. С. 194.

17 Соколова О.С. Административно-правовые режимы конфиденциальной информации: дис. ... канд. юрид. наук. СПб, 2005. С. 142.

2014. Т. 24. Вып. 4 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

- ограничение доступа к ней преследует и публичные, и частные интересы;

- ограничение доступа определяется самими властными структурами;

- оборотоспособность ограничивается рамками внутриведомственного и межведомственного информационного обмена и возможностью заключения административно-правовых договоров о международном информационном обмене служебными сведениями.

И. Погодина18 и Е.Н. Яковец19 полагают, что информация может считаться служебной тайной лишь в том случае, если она обладает следующими признаками:

- ее субъектами могут быть исключительно государственные или муниципальные служащие;

- к ней может относиться лишь та конфиденциальная информация, которая становится известной лицам в силу исполнения профессиональных обязанностей, связанных с государственной или муниципальной службой;

- имеет особый качественный состав.

С учетом вышесказанного к признакам информации, составляющей служебную тайну, можно отнести:

- относимость к деятельности государственных и муниципальных органов, так как ее обладатель получает, создает и принимает меры к охране ее конфиденциальности в силу своих служебных обязанностей. Она может как иметь, так и не иметь коммерческую ценность. Ее коммерческая ценность не взаимосвязана с системой государственной или муниципальной службы;

- отнесение сведений к служебной тайне на законном основании, то есть на основании федерального закона, а в условиях его временного отсутствия иного правового акта;

- правомерность получения - сведения законно получены от другого лица, правомерного обладателя, имеющего право передачи данных сведений государственному органу, органу местного самоуправления, или самостоятельно разработаны в указанных органах при осуществлении законной деятельности в пределах компетенции;

- соблюдение ограничительных перечней - информация, составляющая служебную тайну, не должна подпадать под перечни сведений, доступ к которым не может быть ограничен.

Правоотношения в области сбора, создания, обработки, предоставления и использования сведений, составляющих служебную тайну, носят публично-правовой характер, что и определяет характер мер юридического воздействия в целях охраны данной тайны.

Специалистами даются различные определения понятия «служебная тайна», отличающиеся по используемым подходам, объему включаемых сведений. Эти дефиниции часто обусловлены преобладавшими в определенный период развития идеями, а также состоянием информационного законодательства. К примеру, для 90-х гг. ХХ в. характерной является точка зрения, высказанная А.И. Алек-сенцевым20, который считал, что служебную тайну составляют сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, которые государственные служащие не должны разглашать на основании законодательства. Он исходит из приоритета прав человека и гражданина, необходимости обеспечения уважения его прав и защиты его частной жизни от вмешательства государства. Находя справедливым данное положение, тем не менее следует признать такой взгляд достаточно узким и отражающим только один из аспектов служебной тайны.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

И.Ю. Павлов, придерживаясь в целом позиции о чрезмерности введения отдельного правового режима служебной тайны, все же допускает ее в интересах иных лиц и считает, что «служебная тайна - это не относящаяся к государственной тайне, созданная или полученная государственным органом или органом местного самоуправления информация, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом в интересах иных лиц»21. Таким образом, его позиция включает в содержание служебной тайны не только сведения, защита которых необходима в интересах физических лиц, но и

18 Погодина И. Защита информации в организации // Юрисконсульт в строительстве. 2011. № 12.

19 Яковец Е.Н. Правовые основы обеспечения информационного безопасности Российской Федерации: учеб. пос. М.: Юрлитинформ, 2014. С. 116-120.

20 Алексенцев А.И. О классификации конфиденциальной информации по видам тайны // Безопасность информационных технологий. 1999. № 3. С. 67.

21 Павлов И.Ю. Современные проблемы правового регулирования государственной и служебной тайны в России // Ленинградский юридический журнал. 2013. № 1. С. 36.

юридических лиц, а также отмечает возможность не только получения, но и создания сведений госорганом и органом местного самоуправления.

Позиция, высказанная В.Н. Лопатиным на основе широкого анализа законодательства, поддерживается большинством специалистов, которые определяют ее как защищаемые по закону конфиденциальные сведения (информация), ставшие известными в государственных органах и органах местного самоуправления в силу исполнения их представителями служебных обязанностей и защищаемая в связи со служебной необходимостью либо в соответствии с тем, что установлено в законе22. Специалисты дают большое число и иных определений.

Как мы видим, с одной стороны, наблюдается существенная вариативность в определении различными авторами служебной тайны, с другой стороны, большинство из вариантов достаточно близки к друг другу, как правило, взаимодополняют друг друга. Таким образом, наблюдается определенная общая тенденция в данном вопросе.

С учетом проведенного анализа и всего вышесказанного считаем, что служебная тайна должна определятся следующим образом: служебная тайна - это сведения, полученные или разработанные государственными органами и органами местного самоуправления на законном основании, ограничение доступа к которым введено для обеспечения информационной безопасности управленческой деятельности государственных и муниципальных органов в целях эффективной реализации возложенных на них функций, а также для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

На первый взгляд легализация режима служебной тайны неизбежно приводит к расширению поля информации ограниченного доступа и увеличению законодательно закрепленных ограничений прав на свободный доступ к информации. Однако следует признать, что многие служебные сведения де-факто уже являются ограниченными в доступе и распространении и легальное регулирование приведет лишь к признанию их режима де-юре. При этом ограничение доступа к данным сведениям не должно затрагивать права и свободы граждан, порядок их реализации23 либо быть направлено на их защиту. Определение размытой на сегодняшний день границы между открытой информацией о деятельности государственных и муниципальных органов (общедоступной служебной информацией) и информацией ограниченного доступа требует проведения дополнительных исследований, посвященных данному вопросу, и последующей законодательной регламентации, что особо значимо в сфере государственного управления и оказывает существенное влияние на реализацию прав и свобод граждан и организаций.

Поступила в редакцию 12.04.14

G. G. Kamalova

ON THE LEGAL REGIME OF OFFICIAL SECRECY

The article discusses the features of the legal regime of official secrecy. The essentials of investigation are the concept and the content of the legal regime of information which is the most important category of Information Law. The features of the legal regime of restricted access information are considered. Particular attention is given to the elements of the legal regime of administrative secrecy. The purpose of introducing the legal regime of administrative secrecy is defined. In addition, the author describes the purpose of restricting an access to official information in order to provide

22 Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: учебник / под ред. Б.Н. Топорнина. СПб.: Юридический центр Пресс, 2001. С. 555; «Служебная тайна - это не относящиеся к государственной тайне сведения, связанные с деятельностью государственных и муниципальных органов, доступ к которым ограничен законодательством, а также сведения ограниченного доступа, ставшие известными органам государственной власти и местного самоуправления на законных основаниях в силу исполнения их представителями своих служебных полномочий» (Яковец Е.Н., Смирнова И.Н. Нормативное регулирование оборота сведений, составляющих служебную тайну // Информационное право. 2009. № 4. С. 20); «Служебная тайна - это информация, доступ к которой ограничен органами государственной власти на основании законодательства и не подлежит разглашению, кроме строго очерченных случаев» (Лукичев К.Е. К вопросу об институте служебной тайны // Право и безопасность. 2009. №3 (32). С. 77).

23 «Действительно, это так, но только в количественном, а не качественном отношении. Ко многим из этих сведений и не должно быть свободного доступа, так как они никоим образом не затрагивают права и свободы человека и гражданина или не имеют научной ценности» (Кораблев П.Н., Занина Т.М. Особенности правовой защиты служебной тайны // Вестн. Воронеж. ин-та МВД. 2008. № 1. С. 32).

security of public administration and its effectiveness in situations where this goal cannot be achieved in a transparent manner. The problems solved in the protection regime are mentioned. In the context of legal regime, the author considers an object of legal regulation (as a carrier of legal regime) and the peculiarities of the legal status of a public and a municipal employee with regard to confidentiality of official information. The carrier of legal regime represents the information of administrative secret characterized by its legal property. On the basis of the research, the author proposes the definition of administrative secrecy.

Keywords: legal information regime, restricted access information, secrecy, service information, management security protection, public service, municipal service, administrative secret.

Камалова Гульфия Гафиятовна кандидат юридических наук, доцент

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) E-mail: [email protected]

Kamalova G.G.,

Candidate of Law, Associate Professor Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.