Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРАВА / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / REPRODUCTIVE RIGHTS / ASSISTED REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES / ARTIFICIAL TERMINATION OF PREGNANCY / LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION / HUMAN RIGHTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коваленко М.А.

Раскрыто содержание термина «вспомогательные репродуктивные технологии». Определены недостатки регулирования репродуктивных прав одиноких мужчин и лиц, не состоящих в браке. Разработаны предложения по поводу изменения законодательства в сфере репродуктивных прав с целью предоставления эффективных правовых гарантий реализации права на использование вспомогательных репродуктивных технологий. Анализируется закрепление права на искусственное прерывание беременности в законодательстве Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коваленко М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF REPRODUCTIVE RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

The content of the term "assisted reproductive technologies" is disclosed. The drawbacks of regulating the reproductive rights of single men and unmarried persons have been identified. Proposals have been developed for changing legislation in the field of reproductive rights in order to provide effective legal guarantees for the implementation of the right to use assisted reproductive technologies. The article analyzes the consolidation of the right to artificial termination of pregnancy in the legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.А. Коваленко, студент

Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11264

Аннотация. Раскрыто содержание термина «вспомогательные репродуктивные технологии». Определены недостатки регулирования репродуктивных прав одиноких мужчин и лиц, не состоящих в браке. Разработаны предложения по поводу изменения законодательства в сфере репродуктивных прав с целью предоставления эффективных правовых гарантий реализации права на использование вспомогательных репродуктивных технологий. Анализируется закрепление права на искусственное прерывание беременности в законодательстве Российской Федерации.

Ключевые слова: репродуктивные права, вспомогательные репродуктивные технологии, искусственное прерывание беременности, законодательство Российской Федерации, права человека.

Повышенное внимание к институту репродуктивных прав постоянно наблюдается. Государство заинтересовано в поддержании естественного прироста населения. Интересы граждан направлены на осуществление естественного неотъемлемого права на семью. В связи со сложившейся демографической и санитарно-

эпидемиологической ситуацией возрастает интерес к вспомогательным репродуктивным технологиям. Существование вспомогательных репродуктивных технологий затрагивает различные основы общества, в том числе и правовые. Кроме того важным правом для любой женщины является право на искусственное прерывание беременности.

Рассмотрим особенности правового регулирования института вспомогательных технологий в Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и семья находится под защитой государства [1]. На основании этого семьям, которые по каким-либо причинам не могут традиционным способом продолжить род, предоставляются конституционно-

правовые гарантии возможности использования вспомогательных репродуктивных технологий. Право на использование вспомогательных репродуктивных технологий конкретизировано в Федеральном

законе от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - ФЗ-№ 323) [2]. Принципиальный момент заключается в том, что право на использование вспомогательных репродуктивных технологий предоставляется только бесплодным мужчинам и женщинам. Думается, что такое решение обоснованно, потому что иное может привести к умалению ценности данного института и использованию его в качестве одного из способов ведения предпринимательской деятельности, объектом которой будет ребенок, что противоречит нормам морали и права.

Помимо этого часть 3 статьи 55 ФЗ-№ 323 предоставляет лицам, не состоящим в браке, при наличии их обоюдного согласия на это, и одинокой женщине право на применение вспомогательных репродуктивных технологий. Основываясь на этих положениях, можно говорить о трех существенных недостатках: это неопределенность правового статуса лиц, не состоящих в браке, но решивших воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями, возможность применения указанных процедур мужчиной, не состоящем в фактическом или юридическом браке, а также необоснованность использования термина «одинокая женщина».

Несмотря на равенство прав мужчины и женщины, органы записи актов гражданского состояния и затем суды отказывают в удовлетворении требования мужчины, не состоящего в фактическом или юридическом браке, у которого появился ребенок с помощью суррогатного материнства, о записи его единственным родителем ребенка. Например, решением Тушинского районного суда г. Москвы истцу было отказано в удовлетворении требования о признании его отцом двух детей, рожденных в результате имплементации принадлежащих ему эмбрионов суррогатной матери, в связи с тем, что такой порядок государственной регистрации не предусмотрен [3].

Говоря о репродуктивных правах лиц, не состоящих в браке, следует упомянуть о решении Дзержинского районного суда г. Санкт-Петербурга. В нём сказано о том, что указанные лица должны обладать таким же объемом прав в отношении ребенка, каким обладают супруги в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации [4].

Право на искусственное прерывание беременности закреплено в ст. 56 Ф3-323. Несмотря на предоставлении женщине право самостоятельно решать вопрос о материнстве, в ст. 56 установлены условия реализации такого права. К таким условия относятся: наличие информированного добровольного согласия женщины, наличие социальных показателей (искусственное прерывание возможно до двадцати недель), наличие медицинских показатель (искусственное прерывание беременности возможно независимо от срока беременности). При этом в п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 № 98 «О социальном показании для искусственного прерывания беременности» установлен только один показатель - беременность наступила в связи с совершением в отношении женщины такого преступного посягательства, как изнасилование (ст. 131 Уголовного кодекса Российской Федерации) [5]. Однако в Постановлении Правительства Российской Федерации, которое устанавливало социальные критерии до вступления в силу вышеуказанного Постановления, перечень со-

циальных критериев включал, помимо изнасилования, наличие решения суда об ограничении и лишении родительских прав, отбывание наказания в виде реального лишения свободы, наличие инвалидности 1-11 группы у мужа или смерть мужа во время беременности [6]. Думается, что перечень социальных показателей для искусственного прерывания беременности должен включать не только изнасилование потерпевшей, но и другие основания, в том числе, указанные в утратившем силу Постановлении Правительства Российской Федерации. Это обусловлено сложностью воспитания ребенка при наличии таких обстоятельств. Помимо этого негативной тенденцией является сокращение перечня медицинских показателей для искусственного прерывания беременности. Например, в 2020 году в Польше Конституционный суд признал неконституционными положения о возможности искусственного прерывания беременности при обнаружении у плода «тяжкого и необратимого дефекта или неизлечимой болезни, угрожающей его жизни» [7]. Вследствие принятия данного решения в стране начались массовые протесты. В России неоднократно поднимались обсуждения о запрете абортов. Кроме того, в некоторых субъектах Российской Федерации в 2018 году были введены дни ограничения возможности искусственного прерывания беременности. Например, в Приморском крае с 31 июля по 3 августа 2018 года был введен подобный запрет [8]. Думается, что подобные «акции» ограничивают право на самостоятельный выбор, и поэтому должны быть отменены.

На основании вышеизложенного, можно обозначить значимые направления развития законодательства в области репродуктивных прав. Во-первых, это регламентация прав лиц, не состоящих в браке на использование вспомогательных репродуктивных технологий, определение их правового статуса, порядка государственной регистрации их в качестве родителей рожденного ребенка. Во-вторых, это внесение изменений в часть 3 статьи 55 ФЗ-№ 323, касающихся замены термина «одинокая женщина». Бесспорно, что исполь-

зование прилагательного «одинокий» по необходимых социальных условий для отношению к мужчинам и женщинам, не достойного развития ребенка не отвечает состоящих в юридическом или фактиче- ни публичным, ни частным интересам в ском браке, неуместно. Думается, обосно- указанной сфере. В-четвертых, это отмена ванным было бы применение к этой кате- дней ограничения возможности искусст-гории участников репродуктивных техно- венного прерывания беременности, уста-логий словосочетания «лица, не состоящие новленных в ряде субъектов Российской в браке». В-третьих, это расширение пе- Федерации, в виду противоречия феде-речня социальных показателей для преры- ральному законодательству, предусматри-вания беременности, поскольку отсутствие вающему свободу выбора женщин.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) / Российская газета. - №237 (853). - 25.12.1993 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - №31. - ст. 4398.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2020) / Российская газета. - № 263. - 23.11.2011.

3. Решение Тушинского районного суда г. Москвы № 2-1472/2014 2-1472/2014~М-3/2014 М-3/2014 от 19 марта 2014 г. по делу № 2-1472/2014 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/YYYn641AVGUP/

4. Решение Дзержинского районного суда г. Санкт-Петербург № 2-639/2019 2-639/2019~М-440/2019 М-440/2019 от 25 февраля 2019 г. по делу № 2-639/2019 // Судебные и нормативные акты Российской Федерации: официальный сайт. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc/XCePR3ddoH5R/

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.02.2012 №98 «О социальном показании для искусственного прерывания беременности». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70137312/

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 485 «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12132071/

7. Запрет на аборты раскол Польшу. Чем закончатся протесты? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-55011085

8. Временный запрет на аборты введен в Приморском крае. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://iz.ru/772780/2018-07-31/vremennyi-zapret-na-aborty-vveden-v-primorskom-krae

ON THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF REPRODUCTIVE RIGHTS IN

THE RUSSIAN FEDERATION

M.A. Kovalenko, Student Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. The content of the term "assisted reproductive technologies" is disclosed. The drawbacks of regulating the reproductive rights of single men and unmarried persons have been identified. Proposals have been developed for changing legislation in the field of reproductive rights in order to provide effective legal guarantees for the implementation of the right to use assisted reproductive technologies. The article analyzes the consolidation of the right to artificial termination of pregnancy in the legislation of the Russian Federation.

Keywords: reproductive rights, assisted reproductive technologies, artificial termination of pregnancy, legislation of the Russian Federation, human rights.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.