Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих'

К вопросу о правовом регулировании представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
213
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ В СВЯЗИ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБОЙ / СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ / РАСХОДАХ / ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЕ МЕРЫ / ПРОВЕРКА СВЕДЕНИЙ / CORRUPTION / CORRUPTION PREVENTION / RESTRICTIONS AND PROHIBITIONS IN CONNECTION WITH THE STATE CIVIL SERVICE / INFORMATION ON INCOME / EXPENSES / PROPERTY AND PROPERTY OBLIGATIONS / GOVERNMENT EMPLOYEES / ANTI-CORRUPTION MEASURES / VERIFICATION OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Биярсланова Асият Магомедовна

The article discusses some problems of anti-corruption legislation, novels in the legislation on the submission by government officials of information on income and expenses, on property and property obligations as a tool for preventing corruption in state bodies. According to the author, one of the effective elements that have significant anti-corruption potential in the system of measures for the prevention of corruption of officials is the submission by state officials and other persons of information about their own income, expenses, property and property obligations, as well as similar information, concerning their spouse and minor children.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

O the question of legal regulation of submission of information on income, expenditure, property property and liabilities of state servants

The article discusses some problems of anti-corruption legislation, novels in the legislation on the submission by government officials of information on income and expenses, on property and property obligations as a tool for preventing corruption in state bodies. According to the author, one of the effective elements that have significant anti-corruption potential in the system of measures for the prevention of corruption of officials is the submission by state officials and other persons of information about their own income, expenses, property and property obligations, as well as similar information, concerning their spouse and minor children.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих»

УДК 368(075.8)

Биярсланова Асият Магомедовна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

государственно-правовых дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства bruo2@mail.ru

Asiyat M. Biyarslanova

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines GAOU IN Dagestan State University of National Economy bruo2@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О ДОХОДАХ, РАСХОДАХ, ОБ ИМУЩЕСТВЕ И ОБЯЗАТЕЛЬСТВАХ ИМУЩЕСТВЕННОГО ХАРАКТЕРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

O THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF SUBMISSION OF INFORMATION ON INCOME, EXPENDITURE, PROPERTY PROPERTY AND LIABILITIES OF STATE SERVANTS

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые проблемы антикоррупционного законодательства, новеллы в законодательстве о представлении государственными служащими сведений о доходах и расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как инструмент профилактики коррупции в государственных органах. По мнению автора, одним из действенных элементов, имеющих значительный антикоррупционный потенциал в системе мер по профилактике коррупционных правонарушений должностных лиц, является представление государственными служащими и иными лицами сведений о собственных доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также - аналогичных сведений, касающихся их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Ключевые слова: коррупция, профилактика коррупции, ограничения и запреты в связи с государственной гражданской службой, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, государственные служащие, антикоррупционные меры, проверка сведений.

Annotation. The article discusses some problems of anti-corruption legislation, novels in the legislation on the submission by government officials of information on income and expenses, on property and property obligations as a tool for preventing corruption in state bodies.

According to the author, one of the effective elements that have significant anti-corruption potential in the system of measures for the prevention of corruption of officials is the submission by state officials and other persons of information about their own income, expenses, property and property obligations, as well as similar information, concerning their spouse and minor children.

Keywords: corruption, corruption prevention, restrictions and prohibitions in connection with the state civil service, information on income, expenses, property and property obligations, government employees, anti-corruption measures, verification of information.

Проблема предотвращения и пресечения нарушений антикоррупционных обязанностей, запретов, ограничений, нарушений правил служебного поведения на государственной службе является одной из наиболее острых на протяжении уже нескольких лет.

Одним из действенных элементов, имеющих значительный антикоррупционный потенциал в системе мер по профилактике коррупционных правонарушений должностных лиц, является представление государственными служащими и иными лицами, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о собственных доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также аналогичных

сведений, касающихся их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Следует отметить, что нормативно-правовая база в данной сфере, в целом, уже сформирована. Так, круг лиц, которые обязаны представлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, определен Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера определен Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065 «О проверке достоверности и

полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению». Минтруд России разработал Методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2018 году (за отчетный 2017 год).

Федеральными законами от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закреплена ответственность за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данными законами. Так, в соответствии со статьей 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданскому служащему за нарушение данных норм может быть сделано замечание, объявлен выговор или вынесено предупреждение о неполном должностном соответствии. Кроме того, статьей 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрена возможность увольнения за утрату доверия, если гражданский служащий, например, не представил сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Аналогичные правовые акты также приняты в субъектах Российской Федерации.

Несмотря на достаточно обширное нормативное и методическое регулирование данной сферы, правоприменительная практика позволяет выявить ряд проблем, связанных с представлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и с их анализом.

Вместе с тем, анализ правоприменительной практики в части представления и последующего анализа сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера позволил выявить следующие недостатки.

Наиболее часто встречающейся проблемой в правоприменительной практике является представление лицом неполных (недостоверных) сведений, что, в основном, обусловлено небрежным (формальным) отношением к заполнению сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, невнимательностью при заполнении справок, а также в связи с отсутствием должной разъяснительной работы по заполнению соответствующих справок.

В большинстве случаев - это ошибки не коррупционного характера и не связано с умыслом

скрыть какие-либо сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Рассмотрим наиболее частые ошибки, допускаемые при представлении указанных сведений.

В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период отсутствуют сведения о недвижимости, транспортных средствах, которые были указаны в справках за предыдущий отчетный период. При этом в графе «Иные доходы» раздела 1 «Сведения о доходах» не указываются доходы от реализации недвижимого и иного имущества.

В разделе 3 «Сведения об имуществе» отражаются только те объекты недвижимости, на который имеется документ о праве собственности.

В разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» не указываются сведения о счете, открытом в банке, который использовался в отчетном периоде только для совершения сделки по приобретению объекта недвижимого имущества, либо не отражаются счета в банках, для зачисления заработной платы, либо некорректно указываются наименование, адрес банка, вид счета, дата его открытия.

Не заполняется подраздел 6.1 «Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании», при этом подраздел 3.1 «Недвижимое имущество» также не заполняется.

При этом действующим законодательством Российской Федерации предусмотрено юридическая ответственность за указанные нарушения, что подтверждается практикой привлечения к дисциплинарной ответственности в субъектах РФ.

Таким образом, видится необходимость на регулярной основе обеспечивать ознакомление государственных служащих с нормативными и методическими актами, регулирующими порядок заполнения и представления указанных сведений, а также - проведения обучающих семинаров с гражданскими служащими по вопросам заполнения справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

К другой проблеме организационного характера, которая препятствует эффективной работе по выявлению и пресечению коррупционных правонарушений, можно отнести отсутствие возможности оперативного доступа к информации при проверке сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также - соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

Зачастую, запрос сведений и получение информации от государственных органов, например, органов МВД России, занимает длительное время, что препятствует эффективной работе по выявлению коррупционных правонарушений.

В связи с этим, следует обеспечить доступ должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в государственных органах, к информации, содержащейся в различного рода единых государственных реестрах, например, к сведениям ЕГРИП и ЕГРЮЛ, а также - наладить более эффективное межведомственное взаимодействие органов государственной власти путем заключения соответствующего соглашения с государственными органами, являющимися носителями необходимой информации, в части получения сведений из налоговых органов, органов миграционной службы, органов МВД России. Целесообразным видится создание единой информационно-коммуникационной системы для автоматизированного анализа сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом для организации более эффективной работы в данном направлении немаловажное значение будет иметь изучение положительного опыта других субъектов РФ. Так, в Пермском крае для активизации и совершенствования работы по инициированию и проведению всесторонней проверки достоверности и полноты представляемых сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера администрацией губернатора разработана и пилотно апробирована карта анализа и проверки представляемых сведений о доходах, отражающая перечень позиций, подлежащих проверке. Карта анализа и проверки содержит перечень структурированных по разделам справки сведений и документов, которые необходимо проанализировать с целью устранения нарушений правил оформления сведений о доходах, а также - ожидаемые результаты данного анализа. Также, исходя из анализируемых сведений обозначен перечень вопросов, ответы на которые стимулируют инициацию дальнейших проверочных мероприятий, в том числе, перечень организаций, в которые необходимо направить запросы с целью проверки полноты и достоверности представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, фактически выявленные в ходе проверки расхождения.

Другой проблемой организационного характера является наличие узкого перечня круга лиц, имеющих полномочия по сбору информации в целях осуществления анализа справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. С учетом действующего законодательства перечень должностных лиц, наделенных на региональном уровне полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы РФ и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при проведении проверок в целях противодействия коррупции ограничивается высшими должностными лицами [1, с. 146-153].

Так, в Республике Дагестан запросы в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государ-

ственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, направляются Главой Республики Дагестан, Председателем Народного Собрания Республики Дагестан либо специально уполномоченными ими должностными лицами.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» справки по операциям, счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией высшим должностным лицам субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) при наличии соответствующего запроса. Наличие такого узкого круга лиц, наделенного полномочиями по направлению указанных запросов, препятствует осуществлению оперативной проверки в части наличия у проверяемого лица счетов в банках и иных кредитных учреждениях, наличия ценных бумаг и т.д.

Мы полагаем, что в целях оперативного и должного осуществления проверок для противодействия коррупции необходимо закрепить, как минимум, за руководителем государственного органа субъекта РФ полномочия по направлению запроса по операциям, счетам и вкладам физических лиц в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Одним из возможных способов в борьбе с коррупцией в государственных органах послужит расширения перечня лиц, о доходах которых должны уведомлять государственные служащие, то есть, помимо супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, в список следует включить совершеннолетних детей и родителей государственных служащих.

Требование о представлении членами семьи сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера опирается на узкое понятие семьи, включающее помимо самого должностного лица его супругу (супруга) и несовершеннолетних детей. С одной стороны, основание для этого кроется в самом понимании семьи как нераздельного целого с характерными признаками ведения общего хозяйства, общей «инфраструктурой» для жизни, общими жизненными интересами. Без угрозы утраты или публичной огласки коррупционные доходы должностного лица или приобретаемые на них вещи могут передаваться и перераспределяться между членами семьи, оставаясь при этом в семейном бюджете [2, с. 37-46].

Безусловно, фактический состав семьи должностного лица, а значит, и каналы сокрытия и легализации коррупционных доходов могут быть гораздо шире. Сюда включаются совершеннолетние дети, родители должностного лица либо родители его супруги (супруга). Для этих же целей могут использоваться и связи с иными (близкими и дальними) родственниками.

Кроме того, зарегистрированный брак не является ни единственной, ни обязательной предпосылкой возникновения семьи как социального факта. Семейный союз, основанный на институте гражданского брака, может быть заменен (а не только дополнен) семейным союзом, освященным по религиозным канонам, либо союзом, основанным на чувстве любви, отношениях доверия и взаимной ответственности, скрепляемом рождением общих детей (так называемое сожительство). В рамках семьи, основанной на церковном браке либо отношениях сожительства, возникают те же каналы легализации коррупционных доходов, что и в рамках семьи, основанной на гражданском браке. Однако в отсутствие формально определимых признаков понятия «семья» в указанных случаях требовать от членов семьи декларирования своих доходов оказывается невозможно.

Так, в 2013 году, когда в России был принят новый антикоррупционный закон, обязывающий государственных служащих декларировать сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также -своих супругов и несовершеннолетних детей, по стране прошла волна многочисленных фиктивных расторжений браков у депутатов, чиновников.

Литература:

1. Черепанова Е.В. О некоторых вопросах правового регулирования представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера // Журнал российского права. 2018. № 3. С. 146-153.

2. Баженова О.И. Об эффективности антикоррупционного механизма контроля имущественного положения должностных лиц // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 12. С. 37-46.

3. Фиктивные разводы помогают чиновникам обходить антикоррупционные законы. ЫЯЬ : https://newsland.com/user/4297677095/content/fikti упуе-га2Уос1у-ротодаЫ-сЫпоуткат-оЬкИос1й-antikorruptsionnye-zakony/5379019

Так, по словам В. Соловьева, заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству Государственной Думы Российской Федерации (VI созыв), с того момента, когда депутатов обязали подавать декларацию о доходах в Госдуме, 102 депутата развелись со своими женами. До этого разводов практически не было (в Госдуме V созыва - 7 разводов). Тенденцию фиктивных разводов чиновников, приспособившихся, тем самым, к антикоррупционным требованиям, подтверждает К. Кабанов (председатель Национального антикоррупционного комитета) [3].

Возможным решением может быть внесение изменений в антикоррупционное законодательство, в части обвязывания должностных лиц предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не только супругов, находящихся в официальном браке, но - и расторгнувших брак, но продолжающих совместное проживание и ведение хозяйства.

Проведенный анализ показал, что для повышения эффективности реализуемых мер по профилактике коррупции необходимо устранить выявленные недостатки правового и организационного характера на законодательном уровне.

Literature:

1. Cherepanova E. V. On some issues of legal regulation of the presentation of information on incomes, expenses, on property and liabilities of a property nature // Journal of Russian Law. 2018. № 3. P. 146-153.

2. Bazhenova O.I. On the effectiveness of the anticorruption mechanism for monitoring the property status of officials // Constitutional and municipal law. 2016. № 12. P. 37-46.

3. Fake divorces help officials circumvent anticorruption laws. URL : https://newsland.com/user/ 4297677095/ content / fiktivnye-razvody-pomogaiut-chinovnikam-obkhodit-antikorruptsionnye-zakony/ 5379019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.