Научная статья на тему 'К вопросу о правовом регулировании отношений на рынке ценных бумаг'

К вопросу о правовом регулировании отношений на рынке ценных бумаг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
752
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колобова Гузель Анисовна

Рынок ценных бумаг является весьма специфическим явлением и нуждается в адекватном правовом регулировании. В статье определены правовые институты, связанные с родовым понятием «ценная бумага»: «правовое регулирование ценных бумаг» и «правовое регулирование рынка ценных бумаг». Автором рассмотрены элементы правового регулирования рынка ценных бумаг, имеющие гражданско-правовую природу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on legal regulation of relations on a securities market

The securities market is a rather specific phenomenon and requires an adequate legal regulation. In the article the legal institutes connected with patrimonial concept «security» are defined: «legal regulation of securities» and «legal regulation of a securities market». The author considers elements of legal regulation of the securities market of the civil-law nature.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом регулировании отношений на рынке ценных бумаг»

у

б

х

ы

х

х

е

ц

ке

X

й

и

X

е

3

о

ї

и

и

і

а

в

о

р

и

I

е

р

о

в

о

в

а

&

у

с

о

&

о

в

С

в

о

б

о

I

Г.А. Колобова

Колобова Гузель Анисовна — заведующая кафедрой гражданского права Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан, Председатель Третейского суда при Торгово-промышленной палате Республики Башкортостан, кандидат юридических наук, доцент

E-mail: guzel_kolobova@mail.ru

К вопросу о правовом регулировании отношений на рынке ценных бумаг

Рынок ценных бумаг является весьма специфическим явлением и нуждается в адекватном правовом регулировании. В статье определены правовые институты, связанные с родовым понятием «ценная бумага»: «правовое регулирование ценных бумаг» и «правовое регулирование рынка ценных бумаг». Автором рассмотрены элементы правового регулирования рынка ценных бумаг, имеющие гражданско-правовую природу.

The securities market is a rather specific phenomenon and requires an adequate legal regulation. In the article the legal institutes connected with patrimonial concept «security» are defined: «legal regulation of securities» and «legal regulation of a securities market». The author considers elements of legal regulation of the securities market of the civil-law nature.

Отношения на рынке ценных бумаг традиционно ассоциируются с экономической и финансовой составляющими этих явлений. Вместе с тем, рынок ценных бумаг является весьма специфическим предметом правовой регламентации, в первую очередь, цивилистической.

Следует сразу оговориться, что в юридической литературе сформировались два подхода, два правовых института, связанных с родовым понятием «ценная бумага»: «правовое регулирование ценных бумаг» («ценно-бумажное право»1)2 и «правовое регулирование рынка ценных бумаг»3.

Собственно ценные бумаги являются объектами гражданских прав особого рода, актуальность изучения которых не подлежит сомнению в связи с переводом российской экономики на принципиально новую систему хозяйствования, основанную на принципе частного предпринимательства, расширения круга объектов имущественного оборота и сфер частно-правовой деятельности всех субъектов права. Ценно-бумажное право преимущественно состоит из норм гражданского законодательства и в целом определяет вопросы теории ценных бумаг и особенности правового режима отдельных видов ценных бумаг.

Комплексный правовой подход к регулированию рынка ценных бумаг, безусловно, определяет более сложную совокупность правовых норм разноотраслевой принадлежности. Рассматриваемый правовой институт не только определяет понятие, классификацию и виды ценных бумаг, но и дает правовую характеристику эмиссии и обращения ценных бумаг, вводит специфические меры защиты интересов собственников ценныхбумаг (например,

раскрытие информации на рынке ценных бумаг), устанавливает правовой статус субъектов отношений на рынке ценных бумаг, раскрывает структуру регулирования указанных отношений посредством саморегулирования и путем вмешательства государства. Таким образом, правовое регулирование рынка ценных бумаг является более полным комплексным правовым образованием и содержит не только гражданско-правовые нормы, но и нормы публичных отраслей права: финансового, валютного, административного, уголовногои др.

В рамках данной статьи наша задача состоит в определении тех элементов правового регулирования рынка ценных бумаг, которые имеют гражданско-правовую природу. К ним, на наш взгляд, относятся следующие институты.

Правовой режим ценных бумаг, включающий в себя определение, классификацию и виды ценных бумаг как объектов гражданско-правовых отношений, эмиссию и обращение ценных бумаг.

Общие положения о ценных бумагах в настоящее время определены нормами гл. 7 ГК РФ (ст. 142—149). В ГКРФ дается определение ценной бумаги, перечисление видов ценных бумаг, ряд определений отдельных видов ценных бумаг4, классификация ценных бумаг по способу обозначения управомоченного лица (через установление субъектов прав, удостоверенных ценной бумагой), способы передачи прав по ценной бумаге, исполнение по ценной бумаге и др. Кроме того, целый ряд статей ГК РФ упоминает ценные бумаги или отдельные их виды по конкретным основаниям:

— ценные бумаги могут быть внесены в имущество хозяйственных товариществ и обществ;

— для акционерного общества установлены ограничения на выпуск привилегированных акций и облигаций;

— ценные бумаги указаны в качестве объектов гражданских прав и определены как движимые вещи;

— недопустимость истребования бумаг на предъявителя от добросовестного их приобретателя;

— право должника по обязательству передачи ценных бумаг внести таковые в депозит нотариуса; заклада как общее правило залога ценных бумаг;

— индоссамент как способ уступки права требования по ордерной ценной бумаге;

— приоритет правил купли-продажи ценных бумаг, установленныхспециальными законами, над общими положениями договора купли-продажи;

— заключение договора государственного займа посредством выпуска государственных ценных бумаг;

— последствия незаконных сделок по размещению ценных бумаг;

— ценные бумаги как объекты хранения в банковских сейфах и в гостинице;

— ценные бумаги как объекты доверительного управления и пр.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-Ф35 (далее — Закон о рынке ценных бумаг) устанавливает нормы, содержащие определения эмиссионной ценной бумаги, акций, облигаций, опционов эмитента, сертификатов ценных бумаг и добросовестного приобретателя; основные положения об именных ценных бумагах и бумагах на предъявителя; требования к содержанию ценных бумаг и их сертификатов и др.

Кроме того, в российском законодательстве существуют специальные законы, регламентирующие правовой режим отдельных видов ценных бумаг. К ним относятся: федеральные законы «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ6; «О переводном и простом векселе» от 11 марта 1997 года № 48-ФЗ7; «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля

1998 года № 102-ФЗ8; «Об ипотечных ценных бумагах» от 11 ноября 2003 года № 152-ФЗ9; «Об-инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ10 (далее — Закон об инвестиционных фондах); «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года № 136-ФЗ11; Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля

1999 года № 81-ФЗ12 и др.

Правовой режим паевого инвестиционного фонда (далее — ПИФ) как объекта гражданских прав, включающий в себя понятие ПИФа, состав его активов и структуру, способы формирования ПИФа и др.

Формальное перечисление объектов гражданских прав содержится в ст.128 ГК РФ. ГК РФ

рассматривает имущественный комплекс как объектгражданскихправ (ст. 132, 300, 340 и др.). Наиболее известным имущественным комплексом является предприятие, однако ГК РФ допускает возможность существования и иных, кроме предприятия, имущественных комплексов, не раскрывая при этом, что же имеется в виду под имущественным комплексом. ГК РФ не оперирует понятием ПИФ.

Правовой режим ПИФа определен специальным законодательством — ранее упомянутым Законом об инвестиционныхфондахи многочисленными подзаконными актами управомоченных государственных органов исполнительной власти: Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг13 и Федеральной службы по финансовым рынкам (правопреемника ФКЦБ с 9 марта 2004 г.)14.

В соответствии со ст. 10 Закона об инвестиционных фондах ПИФ — это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителями доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления. Принципиальной характеристикой ПИФа является его имущественный характер, то есть ПИФ не признается законом юридическим лицом в отличие от предприятия.

Положения ст. 11, 13, 13.1, 13.2, 15, 30, 31, 32 Закона об инвестиционных фондах определяют типы ПИФов (открытые, интервальные и закрытые); виды имущества, передаваемого в ПИФ, и порядок включения его в состав фонда; процедуру формирования ПИФа; обязательность и порядок обособления имущества, передаваемого в ПИФ; основания и порядок прекращения ПИФа. Особым образом Законом об инвестиционных фондах определены состав активов ПИФов (ст. 33); полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по определению структуры активов (ст. 34); установлены отсылочные нормы по определению стоимости и осуществлению оценки стоимости чистых активов ПИФа (ст. 36, 37) и др.

Правовой статус профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В соответствии со ст. 2 Закона о рынке ценных бумаг профессиональные участники рынка ценных бумаг — это юридические лица, которые осуществляют предусмотренные этим Законом виды деятельности. Раздел II Закона о рынке ценных бумаг и многочисленные подзаконные акты управомоченных государственных органов исполнительной власти в сфере ценных бумаг определяют правовой статус профессиональных участников рынка ценных бумаг, которые, как правило, являются коммерческими юридическими лицами. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг является лицензируемой.

»о

х

-0

I

I

3-

£

1

2 О.

>5

I

Ф

3

о

г

5

I

со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 £

1 ф О.

О

со

О

со

&

о

о

&

о

со

с

со

О

ю

0

1

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2010, № 1 (12)

\3\

у

б

х

ы

х

х

е

ц

ке

X

й

и

X

е

3

о

ї

и

и

і

а

в

о

р

и

I

е

р

о

в

о

в

а

&

у

с

о

&

о

в

С

в

о

б

о

I

Законом о рынке ценных бумаг определены следующие виды профессиональной деятельности:

— брокерская деятельность — деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;

— дилерская деятельность — совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам (ст. 4);

— деятельность по управлению ценными бумагами — осуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока доверительного управления переданными ему во владение и принадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицом третьих лиц ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами (ст. 5);

— клиринговая деятельность — деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним (ст. 6);

— депозитарная деятельность — оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету и переходу прав на ценные бумаги (ст. 7);

— деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг — сбор, фиксация, обработка, хранение и предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бу-маг(ст. 8);

— деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг — предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг (ст. 9).

Профессиональных участников рынка ценных бумаг можно разделить на две категории: первая категория участников вправе совершать сделки на биржевом рынке (брокеры, дилеры, управляющие)15; вторая категория участников предназначена для обеспечения совершения этих сделок (клиринговые организации, депозитарии, регистраторы, организаторы торговли), то есть формирует инфраструктуру рынка ценных бумаг.

Правовое оформление отношений профессиональных участников с контрагентами путем заключения гражданско-правовых договоров возмездного оказания услуг.

Рассмотренное выше деление профессиональных участников рынка ценных бумаг на две категории позволяет сформировать две группы

гражданско-правовых договоров, наиболее часто используемых каждой категорией участников во взаимоотношениях с контрагентами.

Первая группа договоров оформляет взаимоотношения профессиональных участников рынка ценных бумаг, непосредственно совершающих сделки на биржевом рынке, с клиентами, которые не имеют самостоятельного выхода на биржу.

В первую очередь, речь идет об оказании брокером юридических и (или) фактических услуг по покупке и (или) продаже ценных бумаг. В этих целях наиболее активно используются гражданско-правовые договоры поручения, комиссии и агентский (договоры о брокерском обслуживании).

Правовое регулирование указанных договоров осуществляется положениями гл. 49 (поручение), 51 (комиссия), 52 (агентирование) ГКРФ, определяющими понятие договоров, субъектный состав, правовой статус сторон, исполнение договоров, особенности прекращения отношений по договору и др. Специальные нормы ст. 3 Закона о рынке ценных бумаг устанавливают некоторые особенности использования этих конструкций на рынке ценных бумаг. Правовой статус брокеров детализируется в положениях Постановления ФКЦБ РФ «Об утверждении правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» от 11 октября 1999 года № 916.

Отдельно следует выделить договоры, связанные с доверительным управлением имуществом на рынке ценных бумаг. Кним относятся договоры доверительного управления деньгами и ценными бумагами клиента (индивидуальное управление) и договоры доверительного управления ПИФом (управление коллективным имуществом).

Правовое регулирование договора доверительного управления ПИФом осуществляется гл. 53 ГК РФ (общие нормы, устанавливающие понятие договора доверительного управления в целом, характеризующие объекты и субъектный состав; определяющие существенные условия и форму договора, особенности правового статуса сторон и др.). Некоторая специфика договора доверительного управления индивидуальным имуществом клиента — ценными бумагами; денежными средствами, предназначенными для инвестирования в ценные бумаги; денежными средствами и ценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами, — определена ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг. Более детально правовой статус доверительного управляющего раскрыт в положениях Приказа ФСФР РФ от 3 апреля 2007 года № 07-37/пз-н17.

Правовая детализация договора управления коллективным имуществом — ПИФом — осуществляется рядом статей Закона об инвестиционных фондах (специальные нормы). Статьи 11, 12, 17, 17.1, 38—41 Закона об инвестиционных фондах определяют условия и процедуру заключения договора доверительного управления ПИФом;

срок действия договора; содержание правил доверительного управления ПИФом; требования к управляющей компании как субъекту договора.

Вторая группа договоров определяет отношения профессиональных участников рынка ценных бумаг, не заключающих сделки на фондовом рынке, но предоставляющих ряд услуг, так или иначе обеспечивающих совершение сделок на бирже. Речь идет о группе обязательств, рамочное правовое регулирование которых осуществляется гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», ст. 6—9 Закона о рынке ценных бумаг: клиринговых, депозитарных, регистраторских услугах и услугах, предоставляемых организаторами торговли на бирже. Специальные нормы содержатся в многочисленных актах федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, регулирующих конкретный вид деятельности (например, Постановление ФКЦБ РФ «Об утверждении Положения о клиринговой деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации» от 14 августа 2002 года № 32/пс18).

На наш взгляд, указанные выше правовые институты носят ярко выраженный гражданско-правовой характер и являются «скелетом» для оформления правового регулирования рынка ценных бумаг в целом.

вителя — ст. 843, депозитного и сберегательного сертификатов — ст. 844, складских документов — ст. 912— 917. Статьей 143 ГК РФ предусмотрено, что виды ценных бумаг могут быть введены законами о ценных бумагах и в установленном ими порядке. В развитие этого положения понятие закладной введено ст. 13 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ; понятие инвестиционного пая — ст. 14 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» от 29 ноября 2001 года № 156-ФЗ; понятие коносамента — ст. 144 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ; понятие опциона эмитента — ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ.

5. Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 17. — Ст. 1918.

6. Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 1.

7. Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 11. — Ст. 1238.

8. Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 28. — Ст. 3400.

9. Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 46. — Ч. II. — Ст. 4448.

10. Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4562.

Примечания

1. Белов В.А. Ценные бумаги в российском гражданском праве: Учебное пособие по специальному курсу: В 2 т. — 2-е изд., перераб. — М., 2007. — Т. 1. — С. 9.

2. См., например: Шевченко Г.Н. Правовое регулирование ценных бумаг: Учебное пособие. — М., 2004.

3. См., например: Хабаров С.А. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: Учебное пособие. — М., 2004; Агапеева Е.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и США: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М., 2004; Петров М.И. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. — СПб., 2005; Тихомирова Ю.С. Правовое регулирование рынка ценных бумаг: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М., 2004.

4. Следует отметить, что законодательное определение видов ценных бумаг располагается не только в разных главах ГК РФ, но и в целом ряде иных нормативно-правовых актов, что не представляется удобным для правоприменителей. Так, например, определение облигации введено ст. 816 ГК РФ, акции — ст. 67, чека — ст. 877, векселя — ст. 815, сберегательного сертификата — ст. 844, сберегательной книжки на предъя-

11. Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст.3814.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Собрание законодательства РФ. — 1999. — № 18. — Ст. 2207.

13. Упразднена Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314 // Российская газета. — 2004. — 12 марта.

14. Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 317 // Российская газета. — 2004. — 6 июля.

15. В соответствии со ст. 12 Закона о рынке ценных бумаг участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры, управляющие и Центральный банк РФ. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

16. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2000. — № 4.

17. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2007. — № 26.

18. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2002. — № 43.

»о

х

I

I

е

3-

ке

1

2

р

>5

и

I

е

3

о

I

и

и

I

а

в

о

иро

I

е

р

о

в

о

в

а

пра

о

о

про

о

в

Г.

а

в

о

б

о

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2010, № 1 (12)

133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.