Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ВОЙСКА НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МЧС РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шеншин В.М., Назарова И.С.

В представленном исследовании подвергаются анализу основные функции и раскрываются основные задачи войск национальной гвардии и подведомственных организаций в области гражданской обороны. Рассматриваются предпосылки взаимодействия Росгвардии и МЧС России в рассматриваемой сфере государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шеншин В.М., Назарова И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION AND CONDUCT OF CIVIL DEFENSE IN THE TROOPS OF THE NATIONAL GUARD OF THE RUSSIAN FEDERATION

The presented study analyzes the main functions and reveals the main tasks of the National Guard troops and subordinate organizations in the field of civil defense. The prerequisites for the interaction of the Ros Guard and the Ministry of Emergency Situations of Russia in the field of public administration under consideration are considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_89 УДК 34.096

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ On the issue of legal regulation of the organization and conduct of civil defense in the Troops of the National Guard of the Russian Federation

ШЕНШИН Виктор Михайлович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. Московский пр-т., 149, г. Санкт-Петербург, 196105. E-mail: vitya-shen@mail.ru;

НАЗАРОВА Ирина Сергеевна,

Начальник кафедры конституционного и административного права факультета (командного) Санкт-Петербургского военного ордена Жукова института войск национальной гвардии. ул. Лётчика Пилютова, 1, г. Санкт-Петербург, 198206. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru;

SHENSHIN Viktor Mikhailovich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. Moskovsky Ave., 149, St. Petersburg, 196105. E-mail: vitya-shen@mail.ru ;

NAZAROVA Irina Sergeevna,

Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Faculty (command) St. Petersburg Military Order of Zhukov Institute of National Guard Troops. Pilyutov Pilot str., 1, St. Petersburg, 198206. E-mail: irina-nazarova@inbox.ru

Краткая аннотация: В представленном исследовании подвергаются анализу основные функции и раскрываются основные задачи войск национальной гвардии и подведомственных организаций в области гражданской обороны. Рассматриваются предпосылки взаимодействия Росгвардии и МЧС России в рассматриваемой сфере государственного управления.

Abstract: The presented study analyzes the main functions and reveals the main tasks of the National Guard troops and subordinate organizations in the field of civil defense. The prerequisites for the interaction of the Ros Guard and the Ministry of Emergency Situations of Russia in the field of public administration under consideration are considered.

Ключевые слова: гражданская оборона; правовое регулирование; войска национальной гвардии; взаимодействие; МЧС России.

Keywords: civil defense; legal regulation; national Guard troops; interaction; EMERCOM of Russia.

Для цитирования: Шеншин В.М., Назарова И.С. К вопросу о правовом регулировании организации и ведения гражданской обороны в войсках национальной гвардии Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 89-92. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_89.

For citation: Shenshin V.M., Nazarova I.S. On the issue of legal regulation of the organization and conduct of civil defense in the Troops of the National Guard of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 89-92. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_89.

Статья поступила в редакцию: 20.05.2023

В ряде научных исследований справедливо подчеркивается, что «Изучение вопросов, связанных с правовым обеспечением привлечения государственных военных организаций к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера несомненно представляет интерес в связи с той важной ролью, которую играют их силы и средства, используемые при ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.)1.

В соответствии с Федеральным законом от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Положением о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, Положением о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804, а также в целях организации и обеспечения проведения мероприятий гражданской обороны в войсках национальной гвардии Российской Федерации и организациях, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, принят Приказ Росгвардии от 30.07.2018 № 344 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в войсках национальной гвардии Российской Федерации и организациях, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации».

Данным актом утверждено положение об организации и ведении гражданской обороны в войсках национальной гвардии Российской

1 Савченков, С. Н. Законодательные основы привлечения сил и средств войск национальной гвардии Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время / С. Н. Савченков // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Современные методы и технологии предупреждения и профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций: Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 сентября 2019 года / Составители А.В. Зыков, Н.В. Федорова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2019. - С. 115-119. - EDN ZJPCZQ.

Федерации и организациях, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации1.

Положение определяет основы организации и обеспечения гражданской обороны, порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны, а также основные мероприятия по гражданской обороне в войсках национальной гвардии и организациях, подведомственных Росгвардии.

Подготовка к ведению гражданской обороны в войсках национальной гвардии и подведомственных организациях заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите:

лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии и имеющих специальные звания полиции;

федеральных государственных гражданских служащих и работников войск национальной гвардии;

работников подведомственных организаций;

членов семей военнослужащих, сотрудников, гражданского персонала и работников, проживающих в закрытых военных городках войск национальной гвардии в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2008 г. № 1401-р;

собственных объектов, материальных и иных ценностей войск национальной гвардии и подведомственных организаций, предназначенных для подготовки и ведения гражданской обороны.

Ведение гражданской обороны в войсках национальной гвардии и подведомственных организациях заключается в выполнении мероприятий по защите лиц и ценностей, указанных выше2.

В рассматриваемом приказе определяется, что мероприятия по гражданской обороне в войсках национальной гвардии и подведомственных организациях организуются и проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, МЧС России, Росгвардии, а также Положением об организации и ведении гражданской обороны в войсках национальной гвардии Российской Федерации и организациях, подведомственных Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

Очевидно, что Росгвардия предпринимает определенные меры по организации взаимодействия с МЧС России.

Мероприятия гражданской обороны проводятся в Росгвардии, управлениях оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органах Росгвардии, управлениях соединений, воинских частях, военных образовательных организациях высшего образования, иных организациях войск национальной гвардии, а также подведомственных организациях.

Руководство гражданской обороной в войсках национальной гвардии и подведомственных организациях осуществляет Директор Росгвардии.

Заместители Директора выполняют мероприятия в области гражданской обороны в войсках национальной гвардии и подведомственных организациях в пределах, предоставленных им директором полномочий.

Руководство гражданской обороной в воинских частях (организациях) соответственно осуществляют: командующие округами войск национальной гвардии, начальники территориальных органов Росгвардии, командиры соединений и воинских частей, начальники ВООВО и иных организаций войск национальной гвардии, руководители подведомственных организаций. Указанные должностные лица несут персональную ответственность за организацию и выполнение мероприятий по подготовке к ведению и ведению гражданской обороны в подчиненных воинских частях (организациях).

Управление гражданской обороной осуществляют:

в Росгвардии - заместитель Директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации, ответственный за организацию выполнения мероприятий гражданской обороны в войсках национальной гвардии, через Главное оперативное управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации;

в воинских частях (организациях) - начальники штабов (заместители руководителей) через уполномоченных должностных лиц, назначенных приказами соответствующих командующих (командиров, начальников), ответственных за организацию, проведение мероприятий гражданской обороны и координацию деятельности структурных подразделений воинских частей (организаций) при решении задач гражданской обороны.

На указанных должностных лиц возлагаются обязанности по организации планирования, подготовке, проведению и контролю выполнения мероприятий гражданской обороны в воинских частях (организациях).

Функции структурных подразделений (уполномоченных должностных лиц) по гражданской обороне в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» включаются в положения о структурных подразделениях воинских частей (организаций) либо в положения (уставы) воинских частей (организаций), в которых созданы структурные подразделения, в должностные обязанности (инструкции) уполномоченных должностных лиц.

1 Алешин В.В. Военное и чрезвычайное положения как специальные правовые режимы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Право и образование. 2014. № 11. С. 87-95.

2 Полунин С.В., Буряков В.Н. Национальная безопасность, внутренние войска и чрезвычайное законодательство России: материалы научно-методического семинара // Эффекты реализации исследовательских проектов в военных институтах внутренних войск. - СПб.: СПбВИ ВВ МВД России, 2016. - С. 56.

Создание убежищ и иных объектов гражданской обороны войск национальной гвардии осуществляется на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 г. № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны».

В соответствии с Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны:

Командующие (командиры, начальники):

издают на основании плана Росгвардии, согласованного с МЧС России, приказы по созданию объектов гражданской обороны, в том числе включающие вопросы закрепления объектов гражданской обороны за воинскими частями (организациями);

поддерживают объекты гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию.

Учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны ведется Департаментом строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.

При выполнении мероприятий гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера взаимодействие осуществляется в порядке, определяемом статьей 4.1 Федерального закона № 28-ФЗ:

на федеральном уровне - Росгвардией с МЧС России через Центральный командный пункт Росгвардии и Национальный центр управления в кризисных ситуациях МЧС России;

на межрегиональном уровне - управлениями оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии с центрами управления в кризисных ситуациях региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

на региональном уровне - управлениями территориальных органов Росгвардии, управлениями соединений, воинских частей и организаций войск национальной гвардии и подведомственных организаций с центрами управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

В целях своевременного оповещения о прогнозируемых и возникших опасностях, обеспечения организованного и планомерного осуществления мероприятий гражданской обороны в войсках национальной гвардии и подведомственных организациях уполномоченными должностными лицами Росгвардии организуются сбор, обработка и обмен информацией в области гражданской обороны.

Управления оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии, территориальных органов Росгвардии осуществляют сбор информации от подчиненных воинских частей (организаций), взаимодействующих органов и представляют в порядке подчиненности в Росгвардию. В пределах своей компетенции осуществляют наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды в зонах (границах) воинских частей (организаций), обстановки на охраняемых объектах.

Ведение гражданской обороны в войсках национальной гвардии и подведомственных организациях осуществляется на основе планов гражданской обороны.

Планы гражданской обороны определяют объем, организацию, способы и сроки выполнения мероприятий по гражданской обороне и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В целях повышения уровня подготовки в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах принят приказ МЧС России от 29.07.2020 № 565 «Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Учения и тренировки по назначению могут быть плановые, проверочные, показные и опытно-исследовательские. Плановые учения и тренировки проводятся по завершении обучения руководителей1, органов управления и сил гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Проверочные учения и тренировки проводятся для оценки степени готовности органов управления и сил ГО и РСЧС. Показные учения и тренировки проводятся для выработки единых требований к организации применения сил ГО и РСЧС, отработки методов организации работ в зоне чрезвычайной ситуации, а также демонстрации наиболее эффективных приемов и способов действий по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. Опытно-исследовательские учения проводятся для исследования новых форм и методов подготовки органов управления и сил ГО и РСЧС, ведения АСДНР, а также использования штатного имущества и техники.

Для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпорациях, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления проводятся командно-штабные учения, тактико-специальные учения и штабные тренировки (КШУ).

Так, КШУ проводятся в целях совершенствования практических навыков по применению сил и средств, управлению ими при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпорациях и органах государственной власти субъектов Российской Федерации продолжительностью до 3 (трех) суток 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - продолжительностью до 1 (одних) суток 1 раз в 3 года.

Для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий

1 Зозуля, А. А. Проблемы совершенствования правового обучения и правового воспитания в аспекте профилактики правонарушений среди молодежи / А. А. Зозуля // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 3(52). - С. 58-65. - ЕЭЫ АРЫОЛ

от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах руководителей, должностных лиц и работников организаций проводятся объектовые тренировки.

Объектовые тренировки проводятся в целях отработки как всего комплекса мероприятий, так и отдельных вопросов, предусмотренных планами гражданской обороны и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций (объектов).

Продолжительность указанного вида тренировок определяется соответствующим руководителем организации (объекта) в зависимости от объема запланированных к отработке задач.

Для отработки практических вопросов подготовки пожарных команд, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и работников организаций к действиям по предупреждению пожаров, обязанностям и мерам безопасности при возникновении пожара на пожароопасных объектах, в организациях и образовательных организациях проводятся специальные учения или тренировки по противопожарной защите (СУТ).

СУТ проводятся в целях проверки реальности планов противопожарной защиты и оценки состояния противопожарной защиты, проверки готовности к действиям при угрозе и возникновении пожара, обучения работников организаций (учащихся образовательных организаций) правилам и способам действий, мерам безопасности и правилам поведения при возникновении пожара, повышения пожарной безопасности, готовности руководителей организаций (объектов), работников организаций (учащихся образовательных организаций) к действиям при угрозе и возникновении пожара по противопожарной защите на пожароопасных объектах и в образовательных организациях ежегодно продолжительностью до восьми часов1.

Итак, российское законодательство устанавливает правовые основы для развития механизма взаимодействия Росгвардии и МЧС в области гражданской обороны. Предпосылки для совместных действий в рамках гражданской обороны практически созданы, однако нуждаются в совершенствовании и дополнительном законодательном регулировании.

Библиогра фия:

1. Алешин В.В. Военное и чрезвычайное положения как специальные правовые режимы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Право и образование. 2014. № 11. С. 87-95.

2. Закаткин, Д. А. Обучение неработающего населения мерам пожарной безопасности как важнейший элемент профилактики пожаров и их последствий / Д. А. Закаткин, А. В. Авдеева // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 45-54. - EDN KMVHIF.

3. Зозуля, А. А. Проблемы совершенствования правового обучения и правового воспитания в аспекте профилактики правонарушений среди молодежи / А. А. Зозуля // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 3(52). - С. 58-65. - EDN ARNQJJ.

4. Нестеренко, А. Г. Совершенствование системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности в Российской Федерации / А. Г. Нестеренко, В. А. Зокоев, К. М. Иванов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 2(51). - С. 14-21. - EDN GKROWS.

5. Полунин С.В., Буряков В.Н. Национальная безопасность, внутренние войска и чрезвычайное законодательство России: материалы научно-методического семинара // Эффекты реализации исследовательских проектов в военных институтах внутренних войск. - СПб.: СПбВИ ВВ МВД России, 2016. - С. 56.

6. Портнова, А. А. Общественная безопасность как объект специальных административно-правовых режимов на современном этапе / А. А. Порт-нова, В. Е. Турова // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 4(57). - С. 26-33. - EDN YZWGIV.

7. Савченков, С. Н. Законодательные основы привлечения сил и средств войск национальной гвардии Российской Федерации к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время / С. Н. Савченков // Сервис безопасности в России: опыт, проблемы, перспективы. Современные методы и технологии предупреждения и профилактики возникновения чрезвычайных ситуаций : Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 сентября 2019 года / Составители А.В. Зыков, Н.В. Федорова. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2019. - С. 115-119. - EDN ZJPCZQ.

References:

1. Aleshin V.V. Military and emergency situations as special legal regimes for ensuring national security of the Russian Federation // Law and Education. 2014. No. 11.

pp. 87-95.

2. Zakatkin, D. A. Training of the unemployed population in fire safety measures as an essential element of fire prevention and their consequences / D. A. Zakatkin, A.V. Avdeeva // Right. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 3(56). - Pp. 45-54. - EDN KMVHIF.

3. Zozulya, A. A. Problems of improving legal education and legal education in the aspect of crime prevention among young people / A. A. Zozulya // Right. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 3(52). - Pp. 58-65. - EDN ARNQJJ.

4. Nesterenko, A. G. Improvement of the education system in the field of life safety in the Russian Federation / A. G. Nesterenko, V. A. Zooev, K. M. Ivanov // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 2(51). - PP. 14-21. - EDN GKROWS.

5. Polunin S.V., Buryakov V.N. National security, internal troops and emergency legislation of Russia: materials of the scientific and methodological seminar // Effects of the implementation of research projects in military institutes of the internal troops. - St. Petersburg: SPbVI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2016. - p. 56.

6. Portnova, A. A. Public safety as an object of special administrative and legal regimes at the present stage / A. A. Portnova, V. E. Turova // Right. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 4(57). - Pp. 26-33. - EDN YZWGIV.

7. Savchenkov, S. N. Legislative bases of attraction of forces and means of troops of the National guard of the Russian Federation to liquidation of emergency situations of natural and technogenic character in peacetime / S. N. Savchenkov // Security service in Russia: experience, problems, prospects. Modern methods and technologies of prevention and prevention of emergency situations : Materials of the XI All-Russian Scientific and Practical Conference, St. Petersburg, September 27, 2019 / Compiled by A.V. Zykov, N.V. Fedorova. - St. Petersburg: St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Disaster Response, 2019. - pp. 115-119. - EDN ZJPCZQ.

1 Закаткин, Д. А. Обучение неработающего населения мерам пожарной безопасности как важнейший элемент профилактики пожаров и их последствий / Д. А. Закаткин, А. В. Авдеева // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 3(56). - С. 45-54. - EDN KMVHIF.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.