УДК 343.85
А. М. Киселев
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЛЕДСТВЕННЫХ
ИЗОЛЯТОРАХ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассмотрены вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в следственных изоляторах, проведен анализ соответствующих статей Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». С учетом функциональных особенностей следственных изоляторов автором предлагается внести изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части обеспечения оперативно-розыскной деятельности следственных изоляторов, исключив при этом избыточные функции, отразив аспекты деятельности, позволяющие обеспечить безопасность персонала следственных изоляторов и лиц, содержащихся под стражей.
Ключевые слова: следственный изолятор; оперативные подразделения; оперативные аппараты; оперативно-розыскная деятельность; оперативно-розыскные мероприятия; уголовно-исполнительная система; лишение свободы.
A. M. Kiselev
THE QUESTION OF LEGAL REGULATION OF OPERATIONAL-
INVESTIGATIVE ACTIVITIES IN THE DETENTION CENTERS OF CRIMINAL EXECUTIVE SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION
This article discusses the issue of legal regulation of operational and investigative activities in detention centers, carried out an analysis of the relevant articles of the Federal Law of 12.08.1995 No. 144-FZ "On operative-search activity ", Criminal Code of the Russian Federation, the Federal Law of 15.07.1995 № 103-FZ "On the detention of persons suspected or accused of committing crimes". Taking into account the functional characteristics of pretrial detention, the author proposes to amend the Federal Law of 07/15/1995 No. 103-FZ "On the detention of persons suspected or accused of committing crimes" in the part of the operational-search activities remand, while excluding redundant functions, reflecting aspects of the work, to assure the safety of personnel of detention centers and persons in custody.
Keywords: detention center; operational units; operational apparatus; operational-investigative activity; operational-investigative measures; criminal-executive system; deprivation of liberty.
© Киселев А. М., 2018 © Kiselev A. M., 2018
Уголовно-исполнительная система Российской Федерации является правоохранительным органом, на которую возлагаются функции изоляции лиц, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу, и их исправления в процессе исполнения уголовных наказаний. Кроме того, в состав Федеральной службы исполнения наказаний и ее территориальных органов входят следственные изоляторы, на которые возлагаются функции, предусмотренные Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также функции, предусмотренные ст. 77 Уголовно-исполнительного кодекса РФ.
При этом в гл. 12 УИК РФ «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения», в ст. 84 УИК РФ «Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях», а также в ст. 34 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», определены цели и задачи оперативно-розыскной деятельности уголовно-исполнительной системы.
Основным документом, определяющим содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляющим системы гарантии законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий, является Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», где в ст. 13 «Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность» ФСИН России наделена правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Этот же закон в ст. 2 определяет задачи оперативно-розыскной деятельности. Исходя из предмета и цели предлагаемой статьи нам представляется необходимым сравнить задачи, определенные оператив-
ным подразделениям в исправительных учреждениях, которые указаны в ст. 84 УИК РФ и аналогичным подразделениям следственных изоляторов, соответственно определенным ст. 34 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Проведя детальный сравнительный анализ ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», ст. 84 УИК РФ и ст. 34 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», мы пришли к выводу, с учетом их право-правоприменительной практики в учреждениях, исполняющих уголовное наказание, и в следственных изоляторах, что в ст. 34 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» необходимо внести констатирующее дополнение. В чем же проблема?
Задачи, определенные ст. 84 УИК РФ, не в полном объеме коррелируют со ст. 34 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: в последней не предусмотрено обеспечение безопасности персонала следственного изолятора, а также подозреваемых и обвиняемых, что также не предусмотрено и в ст. 3 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», хотя и не противоречит ее сути. Кроме того, в ст. 34 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» отсутствует задача по розыску лиц, совершивших побег из следственного изолятора.
2013 2014 2015 2016 2017
Совершено суицидов 165 118 141 135 117
Совершено преступлений 102 105 97 100 99
убийства (без покушений) (ст. 105 УК РФ) 2 3 2 3 4
действия, дезорганизующие работу
из них следственных изоляторов и тюрем (ч. 3 ст. 321 УК РФ) 0 1 5 5 1
умышленное причинение тяжкого 7 6 7 8 7
вреда здоровью (ст. 111 УК РФ)
побеги 5 4 1 5 2
Проанализировав статистические данные за 5 лет (с 2013 по 2017 гг.) [9], мы видим, что не брать в учет элементы безопасности как персонала следственных изоляторов, так и подозреваемых и обвиняемых, не совсем корректно. Также из представленной таблицы видно, что на сегодняшний день проблема совершения побегов из следственных изоляторов в полном объеме не решена. Это наводит на мысль, что, по сути, оперативно-розыскная деятельность в следственных изоляторах соответствует схожему виду деятельности в запираемых помещениях, находящихся в учреждениях, исполняющих уголовное наказание, т. е. в штрафном изоляторе (дисциплинарном изоляторе), помещении камерного типа, едином помещении камерного типа, а также в тюрьмах. При этом их наполняемость спецконтингентом гораздо меньше, чем наполняемость следственных изоляторов, в которых на сегодняшний день содержится немногим более 100 тыс. человек. Причем контингент наполнения — шире, чем в вышеперечисленных подразделениях. В следственных изоляторах содержатся подозреваемые и обвиняемые: мужчины, женщины, несовершеннолетние (обеих полов), а также осужденные, в отношении которых ведутся процессуальные действия по иным составам преступления, являющиеся свидетелями, в соответствии с чем они этапированы из исправительных учреждений в следственные изоляторы, а также осужденные, которые отбывают наказание в следственных изоляторах в соответ-
ствии с со ст. 77 УИК РФ. И если по последним проблем осуществления оперативно-розыскных мероприятий нет (они осуществляются в соответствии со ст. 84 УИК РФ), то с указанным контингентом периодически могут возникать некоторые нежелательные проблемы.
Например: лица, ожидающие вступления в силу приговора суда по особо тяжким преступлениям с достаточно большими сроками. Здесь необходимо обратить внимание на то, что сотрудники обязаны заходить в камеру ежедневно (и не по одному разу). В данных случаях мы считаем, что обеспечение безопасности персонала должно играть важную роль. И такие примеры по разным направлениям не единичны, в том числе и подтверждающие необходимость обеспечения безопасности подозреваемых и обвиняемых.
Исходя из вышесказанного представляется, что в Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» необходимо внести изменения: убрать абзац 7 ст. 34 и принять ст. 341 в следующей редакции:
«Статья 341. Оперативно-розыскная деятельность в следственных изоляторах.
1) В соответствии с законодательством Российской Федерации в следственных изоляторах осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности лиц, в них содержащихся, персонала исправительных
учреждении и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в следственных изоляторах преступлении и нарушении установленного порядка содержания; розыск в установленном порядке лиц, совершивших побег из следственных изоляторов, а также в содеиствие, в выявлении и раскрытии преступлении, совершенных подозреваемыми и обвиняемыми.
2) Оперативно-розыскная деятельность осуществляется оперативными аппаратами следственных изоляторов, а также другими уполномоченными на то органами в пределах их компетенции».
Введение данноИ статьи позволит оперативным подразделениям следственных изоляторов в полном объеме выполнять функции как по обеспечению безопасности персонала, так и лиц, содержащихся под стражеи, кроме того, будет отрегулирован порядок взаимо-деиствия со следственными органами и органами дознания в части исполнения требовании Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации при раскрытии преступлении в отношении лиц, содержащихся под стражеи.
В качестве контраргумента возможна ссылка на то, что в абз. 7 ст. 34 Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» имеется ссылка, что оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться в порядке, предусмотренном законом, т. е. однозначно законодатель имел в виду ссылку на Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
Однако задачи оперативно-розыскной деятельности, изложенные в ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», для оперативных подразделений следственных изоляторов будут носить избыточный характер, так как часть этих функций вышеуказанными подразделениями не исполняются. Кроме того, в этой статье не определены задачи по обеспечению безопасности персонала следственного изолятора и лиц содержащихся под стражей. Эта функция изложена в ст. 1 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», но носит общий характер.
Также необходимо учитывать, что в ст. 7 «Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий» Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не предусмотрено основание для проведения оперативно-розыскных мероприятий для обеспечения личной безопасности граждан, кроме случаев обеспечения государственной защиты в отношении защищаемых лиц, при этом обеспечение безопасности персонала, подозреваемых, обвиняемых и осужденных — одна из основных задач уголовно-исполнительной системы.
Исходя из вышеизложенного, с учетом предложенных нами изменений Федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в части обеспечения оперативно-розыскных мероприятий в следственных изоляторах будет носить более конкретизированный практико-ориентированный характер.
Литература
1. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А. В. Бриллиантова [Электронный ресурс] // СПС «Кон-сультантПлюс».
2. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Б. Т. Безлепкина [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс».
3. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный) / под ред. А. П. Киселева [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
4. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (постатейный) / под ред. Ю. В. Белянинова [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».
5. Статистические данные за 5 лет с 2013 по 2017 года [Электронный ресурс] // ФСИН России : официальный сайт. — Режим доступа: фсин.рф/strueture /inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20CIZOiT.
References
1. Kommentarij k Ugolovno-ispolnitel'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / pod red. A. V. Brilliantova [The comment to the Penal Code of the Russian Federation (itemized) / under the ed. of A. V. Brilliantov] // Help Law System "ConsultantPlus".
2. Kommentarij k Ugolovno-processual'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii (postatejnyj) / pod red. B. T. Bezlepkina [The comment to the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation (itemized) / under the ed. of B. T. Bezlepkin] // Help Law System "ConsultantPlus".
3. Kommentarij k Federal'nomu zakonu Rossijskoj Federacii ot 12.08.1995 № 144-FZ "Ob operativno-rozysknoj deyatel'nosti" (postatejnyj) / pod red. A. P. Kiseleva [The comment to the Federal law of the Russian Federation from 8/12/1995 No. 144-FZ "About operational search activity" (itemized) / under the editorship of A. P. Kiselyov] // Help Law System "ConsultantPlus".
4. Kommentarij k Federal'nomu zakonu Rossijskoj Federacii ot 15.07.1995 № 103-FZ "O soderzhanii pod strazhej podozrevaemyh i obvinyaemyh v sovershenii prestuplenij" (postatejnyj) / pod red. Yu. V. Belyaninova [The comment to the Federal law of the Russian Federation from 7/15/1995 No. 103-FZ "About detention of suspects and the crimes accused of commission" (itemized) / under the editorship of Yu. V. Belyaninov] // Help Law System "ConsultantPlus".
5. Statisticheskie dannye za 5 let s 2013 po 2017 goda [Statistical data in 5 years from 2013 to 2017] // FSIN Rossii [FPS of Russia]. URL: фсин.рф/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20CIZOiT.
Информация об авторах
Киселев Александр Михайлович: ФКУ ДПО Томский ИПКР ФСИН России (г. Томск, Российская Федерация), преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Kiselev Alexander Mikhailovich: Tomsk IPKR of the FPS of Russia (Tomsk, Russia), lecturer of the Chair of the Organisation of Operational-Search Activity. E-mail: [email protected]