Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дефляционная политика государства / антимонопольное законодательство / рыночная экономика / сферы экономики / участники рыночных отношений / уровень жизни населения / deflationary policy of the state / antimonopoly legislation / market economy / economic spheres / participants in market relations / standard of living of the population

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абукарова Мейрам Узеровна

Статья посвящена редуцированному анализу деятельности органов государственной власти в области контроля и непосредственного регулирования экономических отношений. Описаны возможные методы реализации казуального антимонопольного законодательства. Систематизированы и обозначены некие положительные и негативные аспекты политики государства в дефляционной сфере. Приводятся небольшие замечания и выводы о градации изменений законодательства, с целью обеспечить возможность непрерывного контроля над монополистами, систематически и оперативно подстраивающимися под самого разного рода изменения в рыночных отношениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION ECONOMIC RELATIONS IN RUSSIA

The article is devoted to a reduced analysis of the activities of public authorities in the field of control and direct regulation of economic relations. Possible methods of implementing casual antimonopoly legislation are described. Some positive and negative aspects of the state's policy in the deflationary sphere are systematized. There are small comments or, one might even say, conclusions about the gradation of changes in legislation, so that it is possible to continuously exercise control over monopolists, who also never doze off and adapt in every possible way to various kinds of changes in market relations.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ»

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24412/2412-2025-2021-3-53-57

Абукарова Мейрам Узеровна - старший преподаватель кафедры уголовного права и государственно-правовых дисциплин, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Abukarova Meiram Uzerovna - Senior Lecturer of the Department of Criminal Law and State Legal Disciplines, Dagestan State University of National Economy

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION ECONOMIC RELATIONS IN RUSSIA

Статья посвящена редуцированному анализу деятельности органов государственной власти в области контроля и непосредственного регулирования экономических отношений. Описаны возможные методы реализации казуального антимонопольного законодательства. Систематизированы и обозначены некие положительные и негативные аспекты политики государства в дефляционной сфере. Приводятся небольшие замечания и выводы о градации изменений законодательства, с целью обеспечить возможность непрерывного контроля над монополистами, систематически и оперативно подстраивающимися под самого разного рода изменения в рыночных отношениях.

Ключевые слова: дефляционная политика государства, антимонопольное законодательство, рыночная экономика, сферы экономики, участники рыночных отношений, уровень жизни населения.

The article is devoted to a reduced analysis of the activities of public authorities in the field of control and direct regulation of economic relations. Possible methods of implementing casual antimonopoly legislation are described. Some positive and negative aspects of the state's policy in the deflationary sphere are systematized. There are small comments or, one might even say, conclusions about the gradation of changes in legislation, so that it is possible to continuously exercise control over monopolists, who also never doze off and adapt in every possible way to various kinds of changes in market relations.

Keywords: deflationary policy of the state, antimonopoly legislation, market economy, economic spheres, participants in market relations, standard of living of the population.

Прежде всего, следует отметить значимость правового регулирования экономических отношений, которые, как и любые иные общественные отношения, могут быть упорядочены и систематизированы только посредством их урегулирования в правовых нормах. Роль правового регулирования всех без исключения наиболее важных обществен-

ных отношений в своей самости - единственно возможная мера, и в этом смысле ролевые функции права носят исключительный характер в урегулировании поведения участников экономических отношений. Речь идёт о том, что поведение субъектов рыночных отношений должно быть в рамках требований права, ну и, конечно же, предоставляемых правом дозволений. Нетрудно догадаться, что для того, чтобы осуществлять такое регулирование, необходим целый ряд соответствующих законов. И здесь важно подчеркнуть, что невозможно избежать некоего вмешательства государства с целью относительной стабилизации уровня жизни населения в целом [1].

Государство, как субъект, который регулирует экономические отношения, выполняет свои функции в этой по ряду направлений. Однако, для понимания их сущности и значимости в системе общественных отношений следует раскрыть исторические аспекты данной проблемы. Ретроспективный анализ правового регулирования экономики показывает, что в разное время экономические системы строились либо на государственном регулировании, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии.

Безусловно, позиция отрицания роли государства должна оцениваться критически, это возможно предположить лишь теоретически, но никак не на практике. Реальность же такова, что во многих сферах экономики данный инструмент является обязательным, с незначительными оговорками, исключая частный бизнес.

Однозначно, не следует также иметь в виду и опираться на жёсткое государственное регулирование, которое присуще административному типу экономических систем, именуемое иначе командному типу, в котором ключевую часть занимает монополия на ресурсы или же директивное установление цен. Говоря о правовом регулировании экономических отношений, речь идёт о такой модели рыночной экономики, для которой присуща существенно сниженная регулирующая функция государства.

Обозначим некоторые ключевые грани, в которых роль государства в экономике наглядно прослеживается.

В первую очередь, оговорим такой аспект, как создание нормативно - правовых актов, которые напрямую регулируют экономические процессы. Затем, нельзя оставить без внимания тот факт, что государство сохранило за собой «монопольное право» проводить антимонопольное регулирование с тем, чтобы конкуренция, как основа рыночной экономики, не перерастала в некую преступную конструкцию, подавляющую возможности некоторых субъектов рыночных отношений, ограничивающих их законное право на получение прибыли. Государство в данном случае призвано создать условия для здоровой конкуренции, улучшить качество товаров и услуг.

Далее нельзя обойти вниманием то, что государство осуществляет контроль за использованием недр. Как известно, недра находятся в исключительной государственной собственности. Если данный кластер был бы упущен из виду государством, контроль за возобновляемыми и невозобновляемыми природными ресурсами прогнозируемо был бы отдан на самотек, что, в свою очередь, повлекло бы за собой колоссальные и невосполнимые убытки в добыче полезных ископаемых. В этой связи

данный вектор правового регулирования крайне важен и незаменим для государства. Это не тот случай, когда можно было бы говорить о некоем возможном общественном контроле.

Таким образом, сфокусировав внимание на государственном регулировании экономики, следует подчеркнуть, что государством в целях регулирования экономики в рыночной системе принимаются меры самого разного характера: законодательные, контрольные (которые признаются определяющими направлениями), а также целый ряд других. Причём указанные меры реализуются на трех уровнях: федеральном и на уровне субъектов федерации, а также и в локальном срезе. Если говорить о регулировании экономики непосредственно в регионе, то здесь наиболее важным направлением правового регулирования следует обозначить разработку, утверждение и реализацию программ социально - экономического развития, которые должны быть закреплены в законах субъектов федерации.

Правовые регуляторы экономики затрагивают также межрегиональные, так и международные связи регионов. Более того, данная группа правоотношений занимает достаточно большой пласт экономических отношений. Это связано с тем, что регионы, предпринимают попытки актуализировать свой авторитет, более активно участвуют в разнообразных международных отношениях, поскольку это способствует поддержанию высокого уровня их социально-экономического развития [4]. Данная сфера экономических взаимоотношений регулируется Федеральным Законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 04.01.1999 № 4-ФЗ.

Вообще, если в целом обозначить конъюнктуру современного экономического миропорядка, то нельзя не заметить, что особенностью века нынешнего является увеличение роли качества государственного управления с учётом быстроменяющейся экономической ситуации в мире. При том, что возникают ряд сложностей, связанных с тем, что экономические отношения - это, образно говоря, огромная плеяда вопросов самого разного уровня. И сложность заключается в том, что отношения в сфере экономики включают в себя целый комплекс вопросов различного уровня. По существу, речь идёт не только о финансовых отношениях, но и проблемах социального, производственного и административного характера.

Государство с небезызвестной долей вероятности является главным субъектом политических отношений, государство управляет обществом, формирует общую идеологию, разрабатывает и выполняет проекты и программы и так или иначе из-под контроля государства не будет упущена ни одна сфера жизни и, прежде всего, это касается экономики, экономических отношений. И в этом смысле, являясь таким мощным и единственно возможным регулятором общественных отношений, оно, вместе с тем, осуществляет контроль и надзор с целью защитить законные интересы людей, дабы не были подвергнуты они несправедливости, говоря пафосным памфлетом [2].

Уместно будет отметить, что государственная политика зиждется на праве. Это такой мощный регулятор, без которого не может быть государства в современном понимании слова. Вместе природа права и государства такова, что между ними имеет место быть диалектическое про-

тиворечие, которое мы не можем обойти стороной. Все мы знаем, что государство осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с правом, вместе с тем, само государство и есть тот субъект, который формирует право, правовую систему.

Немного вскользь затронем некоторые аспекты дефляционной политики государства, которая также является неотъемлемой частью правового регулирования государством экономических отношений. Дефляционная политика представляет собой комплекс мер, которые проводит государство с целью сдерживания инфляции, более точечно если обозначить постановку вопроса, то дефляционная политика — это политика, направленная на регулирование государством ценообразования. Ведь сама по себе дефляция - это снижение уровня цен на товары и услуги, то есть инфляция — это прямая противоположность инфляции

[3].

Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что в условиях усиливающейся глобализации экономики, как на ее макро-, так и на микроуровне, в последние годы наметилась устойчивая тенденция увеличения роли государства в построении эффективной экономики, что в принципе можно положительно оценивать с учетом избранной на программном уровне цели цифровизации экономики.

Список литературы

1. Березко, В.Э. Публично-правовое регулирование экономических отношений в современном государстве: теоретический аспект / В.Э. Березко // Правовая парадигма. - 2019. - Т. 18. - № 1. - С. 78-87.

2. Кудакова, К.С. Правовое регулирование и правовое воздействие в развитии экономической системы / К.С. Кудакова // Молодой ученый. -2016. - № 6(110). - С. 605-607.

3. Ревина, С.Н. Совершенствование правового регулирования экономических отношений / С.Н. Ревина // Журнал российского права. - 2007. -№ 6(126). - С. 18-28.

4. Тумасян, А.В. Правовое регулирование экономических отношений в России / А.В. Тумасян // Economics. - 2019. - № 3(41). - С. 60-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.