Научная статья на тему 'Антимонопольное регулирование торгов и закупок в Российской Федерации'

Антимонопольное регулирование торгов и закупок в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
289
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОМПЛАЕНС / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА / АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ПРАВО РФ / КОНКУРЕНЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Григорьев Д.Е.

Цель исследования изучение регулирования торгов и закупок в РФ. Проблемы изучения торгов и закупок в рыночных условиях обусловлены изменением экономических отношений, что требует пересмотра механизмов регулирования отношений между субъектами рынка. В условиях реформирования современных условий на федеральном уровне возникла необходимость изменить правовые основы государственного регулирования функционирования рынка. Разработка и совершенствование норм антимонопольного права как узкой отрасли законодательства, регулирующие социально-экономические отношения в сфере конкуренции и монополии. Сегодня в России экономисты заимствовали европейские методы регулирования конкуренции, одним из которых является «антимонопольный комплаенс». В Российской Федерации регулирование вопросов конкуренции осуществляется антимонопольной службой, инициировавшей внести закон «О защите конкуренции» и КОАП РФ. Это означает, что в практическом аспекте исследователь дает характеристику изменениям в законодательстве, а также характеризует особенности развития антимонопольного комплаенса как особого экономического и правового института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Антимонопольное регулирование торгов и закупок в Российской Федерации»

Антимонопольное регулирование торгов и закупок в Российской Федерации

Григорьев Денис Евгеньевич

студент, ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», den-fox0397@yandex.ru

Цель исследования изучение регулирования торгов и закупок в РФ. Проблемы изучения торгов и закупок в рыночных условиях обусловлены изменением экономических отношений, что требует пересмотра механизмов регулирования отношений между субъектами рынка. В условиях реформирования современных условий на федеральном уровне возникла необходимость изменить правовые основы государственного регулирования функционирования рынка. Разработка и совершенствование норм антимонопольного права как узкой отрасли законодательства, регулирующие социально-экономические отношения в сфере конкуренции и монополии. Сегодня в России экономисты заимствовали европейские методы регулирования конкуренции, одним из которых является «антимонопольный комплаенс».

В Российской Федерации регулирование вопросов конкуренции осуществляется антимонопольной службой, инициировавшей внести закон «О защите конкуренции» и КОАП Рф. Это означает, что в практическом аспекте исследователь дает характеристику изменениям в законодательстве, а также характеризует особенности развития антимонопольного компла-енса как особого экономического и правового института. Ключевые слова: антимонопольный комплаенс, правовое регулирование рынка, антимонопольное право РФ, конкуренция, Федеральная антимонопольная служба.

о

о

см

<£> О!

^

I-О ш т х

<

т о х

X

Одной из тенденций развития экономических отношений в постсоветский период становится трансформация рынка, механизмов конкуренции. На основе анализа финансового развития компаний, предприятий были выявлены проблемы неустойчивости субъектов рынка, что обусловило необходимость государство разрабатывать и внедрять технологии по конструктивному регулированию торгов и закупок между фирмами. Это позволит в долгосрочной перспективе минимизировать последствия экономических рисков, избежать банкротство. По мнению исследователя Ми-рошника А.Н. «сегодня интеграция деформирует условия внешней торговли, что негативно влияет на состояние внутреннего рынка. Для баланса торгового оборота необходим правовой и экономический механизм, одним из которых является комплаенс»[5, с.20]. Данный феномен представляет собой систему инструментов по правовому регулированию, предупреждению отрицательных последствий функционирования рынка. В теории экономист Дубов Д.А. рассматривает комплаенс в качестве деловой этики по ведению экономических отношений, а антимонопольный комплаенс в виде деловой этикой субъектов предпринимательства. Причем, эксперт подчеркивает необходимость этой технологии сегодня. Внедряя ком-плаенс, субъекты предпринимательства могут прогнозировать риски на начальной стадии. В РФ проблема комплаенса изучается политиками, бизнесменами, законодателем. Вместе с тем, впервые технология регулирования торгов впервые стала внедряться американскими финансовыми аналитиками. Так, антмонопольный комплаенс впервые был применен в ПАО «Уралка-лий», ПАО «МТС», ПАО «Лукойл», ПАО «Газпром нефть»[1, с.41]. С 2016г. по решению ФАС РФ был рассмотрен на федеральном уровне вопрос о внесении поправок в ФЗ «О защите конкуренции»», в частности в ст.4 данного нормативно-правового акта вносится поправка в п. 24. Это означало, что антимонопольный комплаенс - это совокупность правовых мер, регулирующие порядок экономических взаимоотношений субъектов предпринимательства, которые регулируются сугубо внутренними НПА. Таким образом, законода-

тельство устанавливает правила к антимонопольному комплаенсу. Заключение договора о торгах и закупках на региональном и федеральном уровне означает, что субъекты предпринимательства предполагает наличие информации:

1) система единых требований к оценке рисков, которые связаны с предпринимательством;

2)совокупность мер по снижению субъектом предпринимательства рисков, если были нарушены положения антимонопольного законодательства;

3) система мер, которые необходимы для контроля антимонопольного комплаенса.

Обязательным условием внедрения технологии комплаенса является размещение информации о торгах на сайте компаний и в сети «Интернет». Регламентация экономических отношений в вопросах порядка закупок и ведения торгов между компаниями осуществляется в соответствии с положениями ФЗ «О конкуренции». В случае нарушения данных положений и порядка комплаенса предприятие может стать банкротом. Каждый из субъектов торгов и закупок несут ответственность за их последствия, прежде всего это касается вопросов банкротства. Финансовые эксперты указывают на необходимость внести поправки в ст.91 ФЗ « О защите конкуренции», предполагая внедрение антимонопольного ком-плаенса как права. В теории экономиста Коновалова И.В. отмечается, что «в России предприни-мальство фирм, охватывающее различные виды деятельности до 01.07. 2018 г. не было регламентировано по единым требованиям. После внесении поправок в данный НПА все субъекты предпринимательства придерживаются единых требований, которые обеспечат функционирование антимонопольного комплаенса [3,с.40].

Причем, правила ведения торгов и закупок между компаниями устанавливаются на всех уровнях нормами ФЗ от 18.07.2011 №223-ФЗ. Эти правила представляют собой антимонопольный комплаенс, поскольку не позволяют монополизировать рынок ни одному из субъектов, устанавливая ограничения для открытых и закрытых торгов. Причем, делова этика для всех фирм устанавливается единой. Однако, как показывает практика на региональном уровне многие фирмы не соблюдают нормы антипомонопольного комплаенса. Изменения в правовом поле ведения торгов и закупок должны быть отражены в КоАП РФ, что позволит предприятиям учитывать обстоятельства, которые смягчают ответственность за нарушение КоАП, в частности ст.14.31 (Злоупотребление положением на товарном рынке), 14.31.2 (Манипулирование ценой на оптовом и розничном рынках) и т.д. В практическом аспекте важно учитывать масштабы и специику рынка, условия развития субъектов торгов и закупок. Учет данных условий позволит избежать в перспективе уго-

ловную ответственность за преступление по ст. 178 УК РФ (ограничения конкуренции).

Минэконом развития РФ выступает сегодня в качестве основного и официального субъекта экономического и правового регулирования торгов и закупок между предприятиями, компания-ми[4,с.41]. Данный субъект формирует и оценивает стратегии по регулированию торгов и закупок между фирмами. Минэкономразвития установило единый порядок осуществления торгов, устанавливая права и обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательства.

Актуальной остается проблема по регламентации экономических отношений по вопросам необоснованных расходов субъектов торгов и закупок, а также бюджетов всех уровней в РФ. В 2017 впервые закон о внедрении антимонопольного комплаенса был рассмотрен в Государственной Думе РФ. Однако, экономисты предложили ввести экономические санкции для субъектов нарушающие единый порядок торгов в виде крупных штрафов с предприятий от 300 тыс.руб. Вместе с тем, крупные коммерческие компании нарушают и не соблюдают правила закупок. В частности это касается финансовой деятельности Google, ОАО Газпром, поскольку на протяжении многих лет занимают монопольное положение. Только в 2018г. Арбитражный суд взыскал штраф с компании ОАО Газпром 438 млн. руб. На уровне субъектов проблемы ведения торгов и закупок остаются нерешенными. Это касается региональных транспортных предприятий, дорожных хозяйств, которые ведут финансовую деятельность по правилам, установленными в 1990-х. гг. устаревшими правилами. Это привело к потере федеральным бюджетом 250 миллиардов рублей только за 2017г. Для ликвидации данной проблемы ФАС разработало систему проверок договоров по торгам и сделкам, которые периодически не придерживаются или нарушают нормы и положения федерального законодательства. Это прежде всего касается проведения онлайн-аукционов.

По данным ФАС в России по состоянию на май 2018г. более 30% предприятий на федеральном и региональном уровнях не соблюдают порядок закупок и торгов, что расширяет масштаб нелегального распределения федеральных средств. Многие субъекты предпринимательства ведут нелегальные торги, о чем свидетельствует судебная практика за 2015-2018 гг. Такие предприятия как АО «ДОРМОСТРОЙ» и ООО «Техлайн», Лукойл нанесли ущерб казне в 2 млрд.руб, поскольку все сделки осуществлялись с нарушением норм ГК РФ. Договоры сделок и торгов между субъектами-конкурентами на практике не соответствовали экономическим требованиям открытых аукционов. Это касается крупных фирм, занимающих монопольное положение на уровне

X X

о го А с.

X

го m

о

ю 6

м о

Oi

о

CS

to

Ol

регионов. Предприятия малого и среднего бизнеса подвергаются нарушениям правового характера в основном в высокорисковых секторах экономики [5, с. 85].

Для минимизации нарушений антимонопольного комплаенса руководство предприятий должны разработать долгосрочные стратегии проведения внутреннего аудита с учетом того факта, что эффект антимонопольного комплаенса засви-сит от материальных расходов. Для этого важно разработать систему мер защиты от рисков, программ по оптимизации бизнес-процессов.

Литература

1.Бабаева Ю.Г. «Комплаенс»: новое слово в юриспруденции. В сборнике: Современная гуманитарная наука: проблемы и перспективы развития Материалы международной научной конфе-ренции.-2015.-С.41-43.

2.Дубов Д.А., Астраханцева И.А. Предпосылки и история возникновения комплаент-контроля в России. Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством».-2015.-№36. -С.19-22.

3.Еремина С.Н. Комплаенс в России: сущность и применение в сфере регулирования труда/Юрист. -2017. -№17.-С.37-40.

4.Лайсонс К., Джиллингем М. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. Москва — Инфора-М, 2005.-321 с.

5.Мирошник А.Н. Интеграционные сдвиги в розничной торговле в Российской Федерации/Инновации и инвестиции.-2019.-№6.-С.19-25

6.Тузовский А.С. Комплаент-контроль в структуре GR- менеджмента компании на пути к стратегическому мышлению//Вестник Забайкальского государственного университета.-2015.-№8.-С.82-87.

7.Mikes A. From counting risk to making risk count: Boundary work in risk management // Accounting, organizations and society. 2011. Vol. 36, No. 4-5. Pp. 226-245.

Antimonopoly regulation of bidding and procurement in the Russian Federation

Grigoriev D.E.

Financial University under the Government of the Russian Federation

The purpose of the study is to study the legal regulation of compliance. The relevance of the research topic is largely connected with the transformation of market relations, as a result of which the system of legal regulation of economic relations between market entities is significantly changed. Changes in market conditions of management led to the need for state legal regulation of the functioning of the market. Development and improvement of antitrust law as a system branch of legislation that regulates economic relations in the field of competition and monopoly. The Russian Federation is adopting a system of foreign methods for regulating competition, one of which is a legal institution - «antitrust compliance». In the Russian Federation, the antimonopoly service has initiated a bill on the protection of competition and the Administrative Code of the Russian Federation In practical terms, the author characterizes changes in legislation, and also characterizes the specifics of the functioning of antitrust compliance as a special economic and legal institution.

Keywords: antitrust compliance, legal regulation of the market, antitrust law of the Russian Federation, competition, the Federal Antimonopoly Service.

References

1. Babayev Y.G. "Compliance": a new word in jurisprudence. In

the collection: Modern Humanitarian Science: Problems and Prospects of Development Materials of the International Scientific Conference.-2015.-P.41 -43.

2.Dubov D.A., Astrakhantseva I.A. Background and history of compliance control in Russia. Collection of scientific papers of Russian universities "Problems of economics, finance and production management" .- 2015.-№36. -C.19-22.

3. Yeremina S.N. Compliance in Russia: the nature and application in the field of labor regulation // Lawyer. -2017. -№17.-P.37-40.

4.Laysons K., Gillingham M. Procurement and supply chain management. Moscow - Info-M, 2005 - 321 a

5. Miroshnik A.N. Integration shifts in retail trade in the Russian

Federation // Innovations and investments.-2019.-№6.-С.19-25

6.Tuzovsky A.S. Complaint control in the structure of the GR-management of the company on the way to strategic thinking // Bulletin of the Trans-Baikal State University.-2015.-№8.-P.82-87.

7.Mikes A. From counting risk to risk accounting: Accounting, organizations and society. 2011. Vol. 36, No. 4-5. Pp. 226245.

О Ш

m

X

<

m

о

X X

1G6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.