Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА'

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
12
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов Евгений Валерьевич

Необходимость правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера продиктована самой природой этого социального явления, сущность которого заключается в получении большой прибыли от преступной деятельности, причинении вреда обществу и государству (нескольким государствам). Правовой механизм регулирования этой деятельности абсолютно уникален и отличается от других механизмов противодействия различным видам преступности. Отсутствие или попытка применения другой соответствующей правовой основы противодействия преступности транснационального и межрегионального характера, способствует ее подмене мерами организационного характера, что влечет за собой необходимость в увеличении людских ресурсов, материальных ресурсов, не позволяя при этом в полной мере эффективно ей противодействовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION ON COMBATING TRANSNATIONAL AND INTERREGIONAL CRIME

The need for legal regulation of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation to combat transnational and interregional crime is dictated by the very nature of this social phenomenon, the essence of which is to receive large profits from criminal activity, causing harm to society and the state (several states). The legal mechanism for regulating this activity is absolutely unique and differs from other mechanisms for countering various types of crime. The absence or attempt to apply another appropriate legal framework for countering transnational and interregional crime contributes to its substitution by organizational measures, which entails the need to increase human resources, material resources, while not allowing it to be fully effectively countered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_130 УДК 342.97

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ПРЕСТУПНОСТИ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОГО И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА On the issue of legal regulation of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation on combating transnational and interregional crime

СОКОЛОВ Евгений Валерьевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации деятельности ОВД ЦКШУ Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: ewg.sokolov2013@yandex.ru;

SOKOLOV Evgeny Valeryevich,

Candidate of Law , Associate Professor of the Department of Organization of the Activities of Internal Affairs Bodies Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 8, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russia. E-mail: ewg.sokolov2013@yandex.ru

Краткая аннотация: Необходимость правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера продиктована самой природой этого социального явления, сущность которого заключается в получении большой прибыли от преступной деятельности, причинении вреда обществу и государству (нескольким государствам). Правовой механизм регулирования этой деятельности абсолютно уникален и отличается от других механизмов противодействия различным видам преступности. Отсутствие или попытка применения другой соответствующей правовой основы противодействия преступности транснационального и межрегионального характера, способствует ее подмене мерами организационного характера, что влечет за собой необходимость в увеличении людских ресурсов, материальных ресурсов, не позволяя при этом в полной мере эффективно ей противодействовать.

Abstract: The need for legal regulation of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation to combat transnational and interregional crime is dictated by the very nature of this social phenomenon, the essence of which is to receive large profits from criminal activity, causing harm to society and the state (several states). The legal mechanism for regulating this activity is absolutely unique and differs from other mechanisms for countering various types of crime. The absence or attempt to apply another appropriate legal framework for countering transnational and interregional crime contributes to its substitution by organizational measures, which entails the need to increase human resources, material resources, while not allowing it to be fully effectively countered.

Ключевые слова: преступность транснационального и межрегионального характера, органы внутренних дел Российской Федерации, правовое регулирование.

Keywords: transnational and interregional crime, internal affairs bodies of the Russian Federation, legal regulation.

Для цитирования: Соколов Е.В. К вопросу о правовом регулировании деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера // Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 130-132. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_130.

For citation: Sokolov E. V. On the issue of legal regulation of the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation on combating transnational and interregional crime // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 130-132. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_130.

Статья поступила в редакцию: 27.10.2022

Необходимость в изучении преступности транснационального и межрегионального характера как социального явления, выявления параметров правового и организационного механизма противодействия ей со стороны органов внутренних дел Российской Федерации обусловлена сложностью и многоаспектностью этого феномена, который проник и прочно закрепился в самых разнообразных сферах жизни общества - от политической и экономической, до культурной и духовной.

Интерес к данной теме не случайный, он сложился в ходе исследования проблем противодействия органами внутренних дел Российской Федерации некоторым видам организованной преступности, в том числе и в самых крайних ее проявлениях транснациональной и межрегиональной, когда сотрудникам органов внутренних дел приходится сталкиваться с фактами «распространения» одними и теми же организованными преступными группами криминальной активности на территории как ряда субъектов Российской Федерации, так и переходящей на территорию сопредельных государств. А имевшие межрегиональную распространенность преступные связи приобретали еще и транснациональную окраску, что существенно затрудняло противодействие данной разновидности преступной деятельности, так как возможности органов внутренних дел ограничивались, как правило, границами государств или административно-территориальным делением Российской Федерации на субъекты и их соответствующие границы. Кроме этого, наносился существенный ущерб интересам как ряда регионов Российской Федерации, так и сопредельным государствам, с которыми у нас давно существуют прочные экономические, и не только, связи.

Перечисленное позволяет нам говорить об актуальности проблемы противодействия транснациональной и межрегиональной преступности, которую мы рассматриваем как единый блок дуалистичного, имеющего как общие, так и специфичные черты, способного легко трансформироваться в обе стороны крайне негативного социального явления, получающего в последние годы все большее распространение. И ни государственные границы, ни национальные и международные формы, и методы социально-правового контроля, не явились серьезным препятствием для развития и распространения этого вида преступности.

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

Рассматривая преступность транснационального и межрегионального характера как единое целое, мы не ставим знак равенства между ними, а говорим о высокой степени вероятности трансформации преступности одной группы в другую, а так же об идентичности основных признаков рассматриваемых преступлений и субъектов их совершения, а следовательно и о том, что деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию преступности транснационального характера, нельзя рассматривать, следовательно, и осуществлять в отрыве от противодействия межрегиональной преступности, ввиду близости форм и схожести методов борьбы с ними.

На сегодняшний день остаются не решенными вопросы связанные с пониманием сущности и содержания транснациональной и межрегиональной преступности, а практика деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера свидетельствует не только об ограниченности используемых форм и методов этой деятельности, но и об фрагментарном состоянии соответствующего нормативного правового обеспечения деятельности органов внутренних дел и несовершенстве ее организационного механизма.

Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера связано с определением характера взаимоотношений, полномочий, компетенции, средств, способов и методов осуществления правоохранительной деятельности в этой сфере. Специфика данного вида преступных деяний состоит в том, что противодействовать ей возможно только путем взаимодействия как внутреннего, так и внешнего, при сотрудничестве правоохранительных органов других государств.

Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия преступности транснационального и межрегионального характера, можно систематизировать по двум основным направлениям:

1. по направлению деятельности - это нормативные правовые акты, направленные на:

- противодействие преступности транснационального характера;

- противодействие преступности межрегионального характера;

2. по субъектам принятия нормативных правовых актов:

- международное законодательств;

- законодательство Российской Федерации [2, с. 43].

Рассматривая законодательство Российской Федерации в области противодействия преступности транснационального и межрегионального характера, необходимо отметить отсутствие специального законодательства в области противодействия этой преступности, в отличие от например коррупционной преступности, террористической деятельности или экстремистской деятельности, противодействие которым предусмотрено законодательством Российской Федерации «О противодействии коррупции», «О противодействию терроризму», «О противодействии экстремистской деятельности».

В числе федеральных законов, частично регулирующих исследуемые правоотношения, следует назвать Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», который содержит ряд алгоритмов противодействия в том числе преступности транснационального и межрегионального характера. По мнению Е.Ф. Иваньковой, именно оперативно-розыскная деятельность является основным и наиболее эффективным средством, позволяющим противодействовать организованной преступности [1, с. 225]. Напомним, преступность транснационального и межрегионального характера как раз обладает такими признаками, как организованность, наличие прочных криминальных связей, проникновение в различные социально-экономические и иные сферы и т.п.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» одной из задач этой деятельности является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших [3]. Таким образом, данный федеральный закон является универсальной законодательной основой для дальнейшей подзаконной детализации оперативно-розыскной деятельности субъектов, имеющих право на ее осуществление по борьбе с любыми видами преступности, в том числе транснационального и межрегионального характера.

Особое место среди законодательных актов, регулирующих правоохранительную деятельность, занимает Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» [4]. В нем перечислен широкий спектр задач, стоящих перед подразделениями полиции. Особое внимание уделено важности взаимодействия и сотрудничества полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями, без чего невозможно эффективно противостоять преступности транснационального и межрегионального характера.

Существенную правоустанавливающую роль в рассматриваемом сегменте правоохранительной деятельности играет Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации». Данный указ Президента Российской Федерации определяет основные задачи, права и полномочия МВД России, в том числе в части выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных транснациональными или межрегиональными организованными группами и преступными сообществами [5]. В настоящее время это единственный нормативный правовой акт такого уровня, в котором говорится о преступности транснационального и межрегионального характера как таковой, создающей реальную угрозу гражданам и интересам государства, а не о каком-то аморфном явлении.

Рассматривая состояние правового обеспечения деятельности органов внутренних дел по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера, необходимо так же обратить внимание на ведомственные и межведомственные приказы, регулирующие эту деятельность.

Так, совместный приказ Генпрокуратуры, МВД, МЧС, Минюста, ФСБ, Минэкономразвития, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/ 253/780/353/399 «О едином учете преступлений» содержит дополнительную характеристику организованных преступных групп и преступных сообществ, имеющих международные и межрегиональные связи, в случае, если преступление совершено объединением групп, часть которых расположены за пределами России (на территории иностранного государства), либо расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации [6].

В приказе МВД России «Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации» определены виды планов, разрабатываемых в органах внутренних дел. Так в Главном управлении МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу разрабатываются планы по комплексному решению отдельных задач оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне, находящихся в пределах Северо-Кавказского федерального округа, по вопросам противодействия организованным группам и преступным сообществам (преступным организациям) межрегионального характера [7]. При этом начальник ГУ МВД России по СевероКавказскому федеральному округу наделен функцией координации и контроля оперативно служебной деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне по вопросам противодействия преступлениям, носящим межрегиональный характер [8].

Деятельность ГУ МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу основана на положении о данном подразделении, утвержденным соответствующим приказом МВД России [9]. В соответствии с указанным приказом первой из восьми задач является выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, совершаемых преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что в настоящее время можно выделить ряд источников, призванных регулировать исследуемую нами область правоотношений. Но даже и в этих источниках нет единого подхода к пониманию проблемы транснациональной и межрегиональной преступности, отсутствует понятие и признаки характеризующие эту преступность. В частности, в положении о МВД России утвержденном указом Президента Российской Федерации говорится о противодействии органами внутренних дел преступности транснационального и межрегионального характера, однако при учете этих преступлений, в соответствии с приказом МВД России «О едином учете преступлений» упоминаются преступные группы, имеющие международные и межрегиональные связи, что соответствует одному из признаков характеризующих данную преступность.

Одним из основных субъектов противодействия данной преступности является ГУ МВД России по СКФО, деятельность которого основывается в том числе и на перечисленных выше приказах МВД России, однако в соответствии с положением о Главном управлении основной его задачей является противодействие преступлениям, носящим транснациональный и межрегиональный характер, что не соответствует основным полномочиям начальника управления, касающихся только преступности межрегионального характера. Планирование деятельности Главного управления так же не соответствует его задачам, т.к. в указанном территориальном органе МВД России разрабатывается план по комплексному решению проблем оперативно-служебной деятельности, связанной только с преступностью межрегионального характера.

Указанное свидетельствует о том, что в настоящее время нельзя говорить о существовании отдельной правовой подсистемы, регламентирующей деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера.

Библиография:

1. Иванькова Е.Ф. Проблемы противодействия организованной преступности / Сборник статей победителей конкурса научных работ, выполненных курсантами, слушателями и студентами Академии МВД Республики Беларусь в 2007 году. Минск: Академия МВД Республики Беларусь. 2007. С. 225-228.

2. Соколов Е.В. Правовое обеспечение и организация деятельности территориальных органов МВД России по противодействию преступности транснационального и межрегионального характера: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.11 / Соколов Евгений Валерьевич. - М., 2020. - 221 с.

3. Об оперативно-розыскной деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ // СПС «Консультант плюс».

4. О полиции: Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ // СПС «Консультант плюс».

5. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699 // СПС «Страс юрист».

6. О едином учете преступлений: Приказ Генпрокуратура России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюст России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29 декабря 2005 г. // СПС «Страс Юрист».

7. Об организации планирования в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 1 октября 2020 г. № 683 // СПС «Страс Юрист».

8. Об отдельных полномочиях начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу: приказ МВД России от 6 мая 2010 г. № 342 // СПС «Страс Юрист».

9. Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу: приказ МВД России от 20 июля 2011 г. № 863 // СПС «Страс Юрист».

References:

1. Ivankcva E.F. Problems of countering organized crime / Collection of articles of the winners of the contest of scientific papers performed by cadets, trainees and students of the Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus in 2007. Minsk: Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Belarus. 2007. pp. 225-228.

2. Sokolov E.V. Legal support and organization of the activities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia on combating transnational and interregional crime: diss. ... cand. jurid. sciences': 12.00.11 / Sokolov Evgeny Valeryevich. - M., 2020. - 221 p.

3. On operational investigative activities: Federal Law of the Russian Federation No. 144-FZ of August 12, 1995 // SPS "Consultant plus".

4. About the police: Federal Law of the Russian Federation No. 3-FZ of February 7, 2011 // SPS "Consultant Plus".

5. On Approval of the Regulations on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation and the Model Regulations on the Territorial Body of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the Subject of the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of December 21, 2016 No. 699 // SPS "Stras lawyer'.

6. On the unified accounting of crimes: Order of the Prosecutor General's Office of Russia No. 39, the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 1070, the Ministry of Emergency Situations of Russia No. 1021, the Ministry of Justice of Russia No. 253, the FSB of Russia No. 780, the Ministry of Economic Development of Russia No. 353, the Federal Drug Control Service of Russia No. 399 dated December 29, 2005 // SPS "Stras Lawyer".

7. On the organization of planning in the internal affairs bodies of the Russian Federation: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia No. 683 dated October 1, 2020 // SPS "Stras Lawyer".

8. On the separate powers of the Head of the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the North Caucasus Federal District: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated May 6, 2010 No. 342 // SPS "Stras Lawyer".

9. On approval of the Regulations on the Main Directorate of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation for the North Caucasus Federal District: Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated July 20, 2011 No. 863 // SPS "Stras Lawyer".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.