Научная статья на тему 'К вопросу о правовом положении насцитуруса: различия правовой составляющей России и США'

К вопросу о правовом положении насцитуруса: различия правовой составляющей России и США Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1052
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАСЛЕДОВАНИЕ / НАСЦИТУРУС / ПРАВОСПОСОБНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЙ / INHERITANCE / NASCITURUS / LEGAL CAPACITY / INTERNATIONAL REGULATION / SUBJECT OF LEGAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петелина Анна Рашидовна

Статья посвящена определению правового статуса зачатого, но еще не родившегося ребенка - насцитуруса, применительно к наследственным отношениям в национальном законодательстве Российской Федерации, в международных отношениях, а также сравнению правовых составляющих данных отношений России и США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF NACCITURUS: DIFFERENCES OF THE LEGAL COMPONENT OF RUSSIA AND THE USA

The article is devoted to determining the legal status of a conceived, but not yet born child - nasciturus, with regard to hereditary relations in the national legislation of the Russian Federation, in international relations, as well as a comparison of the legal components of these relations between Russia and the United States.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом положении насцитуруса: различия правовой составляющей России и США»



УДК 341.96

Петелина Анна Рашидовна

Всероссийский государственный институт юстиции

(РПА Минюста России)

Иркутский институт (филиал) Россия, Иркутск

petelina anna@inbox.ru Petelina Anna Rashidovna

Ail-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)

Irkutsk Institute (branch)

Russia, Irkutsk

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ НАСЦИТУРУСА: РАЗЛИЧИЯ ПРАВОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ РОССИИ И США Аннотация: статья посвящена определению правового статуса зачатого, но еще не родившегося ребенка - насцитуруса, применительно к наследственным отношениям в национальном законодательстве Российской Федерации, в международных отношениях, а также сравнению правовых составляющих данных отношений России и США.

Ключевые слова: наследование, насцитурус, правоспособность, международное регулирование, субъект правоотношений.

TO THE QUESTION OF THE LEGAL STATUS OF NACCITURUS: DIFFERENCES OF THE LEGAL COMPONENT OF RUSSIA AND THE USA

Annotation: the article is devoted to determining the legal status of a conceived, but not yet born child - nasciturus, with regard to hereditary relations in the national legislation of the Russian Federation, in international relations, as well as a comparison of the legal components of these relations between Russia and the United States.

218

Key words: inheritance, nasciturus, legal capacity, international regulation, subject of legal relations.

Правовое положение лиц - субъектов наследственных правоотношений представляется наиболее статичным институтом в области наследственного права. Как известно, основными субъектами в данной сфере выступают наследодатель и наследники. Если с вопросами касаемо личности наследодателя на практике сталкиваются не так часто, то с определением такой правовой категории как наследники, непременно возникают определенные проблемы.

Часть 1 статьи 1116 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) регламентирует положение о том, что к наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в момент открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства [2]. В данной норме отражается такая известная в правовой доктрине категория как «насцитурус».

Унифицированная дефиниция понятия «насцитурус» как юридического термина до сих пор отсутствует. Анализируя доктринальные позиции по данному вопросу, указанное понятие можно толковать как в ограничительном, так и в расширительном аспекте. Так, в узком значении под насцитурусом понимается ребенок, зачатый при жизни отца и родившийся после его смерти. В таком определении четко прослеживается привязка к биологическому происхождению ребенка от самого наследодателя. В широком смысле, насцитурус - ребенок, зачатый при жизни наследодателя, но родившийся уже после смерти последнего. В таком аспекте под наследодателя подпадает любое лицо, обладающее соответствующим статусом.

Вероятно, что упомянутые подходы выступают отголоском Гражданского кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее по тексту - ГК РСФСР), а именно, положений статьи 530, согласно которой в качестве наследников могли выступать следующие лица:

219

1. Граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также дети наследодателя, родившиеся после его смерти - при наследовании по закону;

2. Граждане, находящиеся в живых к моменту смерти наследодателя, а также зачатые при его жизни и родившиеся после его смерти - в случае наследования по завещанию [1].

Интересным представляется тот факт, что в ГК РСФСР (в статье 532) в качестве наследника первой очереди (помимо детей, родителей и супруга наследодателя), прямо предусматривался ребенок умершего, родившийся после его смерти, тогда как ГК РФ, перечисляя наследников первой очереди по закону, об этом умалчивает.

Тема правоспособности насцитуруса вызывает противоречия. Способность иметь субъективные права и нести обязанности неотчуждаема, принадлежит каждому с момента рождения и заканчивается моментом смерти. Момент рождения регламентирован Федеральным законом от 21.11.2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 г. № 1687н «О медицинских критериях рождения, форме документа о рождении и порядке его выдачи» и определяется как момент отделения плода от организма матери посредством родов. Таким образом, зачатый, но еще не родившийся ребенок не является правоспособным, следовательно, не является субъектом права. При этом, отсутствие в законодательстве положений, непосредственно закрепляющих правовой статус насцитуруса, не является препятствием для защиты его прав и охраны законных интересов. Согласно статье 1166 ГК РФ при наличии зачатого, но еще не родившегося ребенка, так называемого «будущего субъекта наследственных правоотношений», раздел наследственной массы осуществляется только после рождения такого наследника. Так, осуществление юридически значимых действий, в том числе выдача свидетельства о праве на наследство, раздел наследственного имущества, приостанавливается до момента его рождения. Из вышесказанного следует, что

220

зачатый, но еще не родившийся ребенок обладает так называемой «условной правоспособностью», концепция которой исходит из римского права. Согласно данной концепции, ребенок приравнивается к субъекту гражданского права при условии, что он родится живым. В римском праве зачатый ребёнок признавался условно правоспособным в тех случаях, когда речь идет о затрагивании его непосредственных интересов [6, с. 112].

Определение круга наследников по закону и по завещанию - одна из трудноразрешимых коллизионных проблем в международном частном праве. Коллизии возникают в связи с отсутствием единства терминов, правовых статусов, сроков и т.д. Противоречия прослеживаются исходя из различия в правовых системах государств. Применительно к наследственным отношениям, в отличие от стран романо-германской правовой системы, большинству стран англо-саксонского права характерно не правопреемство, а ликвидация имущества наследодателя. Процедура администрирования, производимая под строгим контролем суда, предполагает сбор долгов, причитавшихся умершему лицу, а также оплату его собственных задолженностей, в том числе погашение налоговых и иных обязательств. Таким образом, имущество наследодателя превращается в траст, а по завершении процедуры администрирования оставшееся имущество передается наследникам [3, с. 652]. Такой порядок активно применяется в США и выступает в качестве одного из основных отличий с процедурой наследования в РФ.

Анализируя различия правовых систем и возвращаясь к правоспособности зачатого, но еще не родившегося ребенка, стоит отметить, что право США приравнивает насцитуруса к субъекту правовых отношений, тем самым наделяя и активно защищая его права и интересы.

Сфера наследования такой правовой категорией как насцитурус не урегулирована на международном уровне. В актах регионального законодательства этот вопрос обходится стороной. Наличие противоречий в национальном регулировании, включающее отсутствие конкретики, терминологической и иных составляющих, может создать серьезные проблемы

221

в практической деятельности самой РФ, не говоря уже о возможности осложнения иностранным элементом.

Особую сложность в регулировании наследственных отношений с США представляет «раздробленность» законодательства этого государства. В то время как в РФ наследственные отношения регулируются на федеральном уровне и сосредоточены в большинстве своем в нормативно-правовом акте гражданского законодательства, в США вопросы наследования отнесены к компетенции субъектов федерации - штатов. Отсутствие единого акта правового регулирования создает определенные трудности при возникновении наследственных вопросов с иностранным государством, в частности, при разрешении статуса насцитуруса. Единообразный наследственный кодекс -нормативный акт, принятый в США в целях унификации положений о наследовании, принят лишь частью штатов и до сих пор не может выступать в качестве образца успешной интеграции законодательства [4, с. 5].

В США действует «принцип взаимности». Существует ряд законов, в силу которых право наследования находящегося на территории США имущества признается в отношении иностранных лиц только в том случае, если призываемое к наследованию лицо докажет, что государство его проживания предоставляет американским гражданам право наследования имущества, находящегося на территории соответствующего государства. Применительно к теме становится вопрос: каким образом данное правило будет применяться к еще не рожденному человек?

Как в российском, так и в американском законодательстве, важным и обязательным условием признания за насцитурусом права наследования выступает факт рождения последнего живым. Здесь прослеживается формализм законодательства США, характеризующийся точностью в определении времени происхождения события вплоть до минут. Единообразный наследственный кодекс США в этом плане указывает, что неродившийся ребенок рассматривается как живущий на момент смерти наследодателя, если он проживет хотя бы 120 часов. Но требуется ли от насцитуруса, помимо

222

рождения живым, обладание таким признаком как жизнеспособность? Для права США такой признак как жизнеспособность не является юридически значимым для возникновения права наследования. Достаточно лишь прожить с момента появления на свет формальный срок, четко регламентированный законом. В России же, минимальная продолжительность жизни для насцитуруса не установлена [5, с. 498].

Неоднозначно правовое положение зачатого, но еще не родившегося ребенка и в рамках социального обеспечения. Нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по социальному обеспечению и закрепляющими детей в качестве участников такого рода отношений, вопрос насцитуруса никак не урегулирован. Исходя из предыдущего, возникает ряд вопросов. К примеру, имеет ли право такой ребенок на получение пенсионного обеспечения по потере кормильца? Согласно Семейном кодексу РФ, если ребенок родился в течение трехсот дней с момента смерти супруга его матери, то отцовство презюмируется за этим супругом. Представляется ли получение пенсии в данном случае возможным при условии доказанности биологической связи с умершим родственником? Эти вопросы остаются без должного разрешения.

Подводя итог вышесказанному, следует сделать акцент на недостаточно высокий уровень правовой регламентации, устанавливающей правовой статус насцитуруса. Положения законодательства сформулированы лишь общим образом и не устанавливают четкой процедуры по признанию зачатого, но еще не родившегося ребенка лицом, призываемым к наследованию. В случае осложнения отношений иностранным элементом, ситуация усугубляется, что, с одной стороны, дает основания для разработки правовых позиций теоретиками и формирования правовой доктрины, с другой - служит причиной формирования противоречивой судебной практики и оставления данного вопроса в «подвешенном» состоянии.

Список литературы:

223

1. Гражданский кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 11.06.1964) // Ведомости ВС РСФСР. - 1964. - N 24, ст. 407.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - N 49, ст. 4552.

3. Гетьман-Павлова И.В. Международное частное право: учебник для магистров. М.: Юрайт, 2013. 959 с.

4. Вершинина Е.В., Кабатова Е.В., Гудыно Е.М. Наследование по закону в России и США: сравнительно-правовой анализ // Семейное и жилищное право. - М.: Юрист. 2010. N 6. С. 3-7.

5. Сергеева Е.С. Презумпция отцовства насцитуруса // Юридическая техника. 2010. N 4. С. 496-498.

6. Сулейманова С.А. Временные пределы гражданской правоспособности // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. N 2 (35). С. 110-120.

224

ВРЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.