ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2020. № 6(186)
К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА НА ТЕРРИТОРИИ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШИТОВА Татьяна Викторовна,
кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет». E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: В статье рассматриваются вопросы правового положения пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации. Автор исследует нормативно-правовую базу, теоретические и практические особенности статуса «иностранец». В ходе правового анализа автором делается попытка по внесению изменений в действующее законодательство Российской Федерации по совершенствованию правового положения иностранных граждан на территории современной России.
Abstract: The article discusses the legal status of the stay of foreign citizens in the territory of the Russian Federation. The author explores the legal framework, theoretical and practical features of the status of"foreigner". In the course of legal analysis, the author makes an attempt to amend the current legislation of the Russian Federation to improve the legal status of foreign citizens in the territory of modern Russia.
Ключевые слова: государство, иностранные граждане, правовой статус, эффективная миграционная политика.
Keywords: state, foreign citizens, legal status, effective migration policy.
Основной целью указанного исследования является анализ правового положения иностранных граждан на территории Российской Федерации и выявление основных проблем, связанных с миграционным учетом, формами и правилами пребывания иностранных граждан на территории государства. Кроме того, в работе рассматривается основная законодательная база и судебная практика по данному вопросу. Методами исследования являются анализ и синтез. По результатам исследования выносятся предложения по совершенствованию правового положения иностранных граждан, а также делается вывод об особенностях правого положения иностранных граждан на территории Российской Федерации.
В настоящее время порядок пребывания и правовое положение иностранных граждан на территории России регулируются:
1. Конституция РФ [1], согласно которой у иностранных граждан имеются одинаковые права и обязанности по сравнению с гражданами России;
2. Федеральный закон от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» [2];
3. Федеральный закон от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [3];
4. Трудовой кодекс Российской Федерации [4];
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [5] ;
Иностранец имеет право находиться на территории России только в течение заранее установленного периода времени. Этот срок можно найти в различных документах, например, выданной ему визе. Если между Россией и иностранным государством имеется двустороннее соглашение об отмене визового режима, то зарубежный гость должен покинуть Россию после истечения 90 дней после приезда. Важно отметить, что данный срок применяется только в шестимесячный период.
Иностранцу, после прибытия на территорию России необходимо встать на миграционный учет. Если есть квота, то
граждане зарубежных стран могут получить разрешение на временное пребывание, которое выдается на три года. Впоследствии иноземцу при наличии его волеизъявления может быть выдан вид на жительство.
Правовой статус зарубежных гостей в России состоит из совокупности прав и обязанностей, гражданства, статуса личности и правоохраняемых интересов [9]. Например, данные лица обладают определенными личными правами и обязанностями, но с некоторыми особенностями их реализации на территории России. Так, они обладают правом на свободу передвижения по территории России, но при этом они обязаны соблюдать действующее законодательство и предоставлять органам государственной власти соответствующие документы.
Несмотря на то, что вопросы пребывания иноземцев в России регламентированы большим количеством нормативно-правовых актов, существуют определенные проблемы в данной сфере. Так, наиболее часто исследователи выделяют проблему того, что законы противоречат друг другу по вопросу привлечения иностранцев к административной ответственности [8]. Из-за этого имеются случаи необоснованного привлечения к такой ответственности. Так, довольно популярной статьей для зарубежных гостей является ст. 18.8. КоАП РФ, которой установлена ответственность за нарушение правил въезда и пребывания на территории России иностранных граждан. В данном случае, необходимо разработать иной подход или внести изменения в законодательство, в соответствии с которым судьи и должностные лица правоохранительных органов будут исходить из того, что иностранные лица не могут проживать в нежилых помещениях и по юридическим адресам принимающих организаций, что становится причиной привлечения их к ответственности за нарушения режима проживания.
В судебной практике существует также проблема, что по ч. 1.1. ст. 18.8. КоАП РФ применяется только депортации, а не иные предусмотренные законом административные наказания. Можно привести следующее судебное дело [7]. Так, гражданка Казахстана была признана виновной в административном правонарушении по ч. 1.1. ст. 18.8. КоАП РФ. Суд постановил
Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
взыскать с гражданки Казахстана штраф и депортировать за пределы РФ. При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции была установлена несправедливость и незаконность вынесенного решения, а именно, суд не учел того факта, что подсудимая решила переехать на постоянное место жительства в Россию и приобрела недвижимое имущество в г. Сочи, продав предварительно жилье в Казахстане. Однако не успела получить российское гражданство в связи с ухудшением состояния здоровья. На основании изложенного вышестоящий суд признал вынесенное наказание не соответствующим тяжести совершенного правонарушения.
На основании данного судебного решение, представляется рациональным внести правки в п. 1.1. ст. 18.8 КоАП РФ, предусмотрев не только штраф и выдворение за пределы страны, но и отмены данных действий. Например, после слов «...с административным выдворением за пределы Российской Федерации» добавить «или без такового», что позволит правоприменительным органам наиболее полно учесть конкретные обстоятельства дела и соответствующим образом индивидуализировать наказание.
Следующая проблема связана со сложностями для иностранных граждан, которая заключается в возникновении препятствий при определении своих детей в российские образовательные учреждения.
По нашему мнению, необходимо принятие соответствующих нормативно-правовых актов, которые бы устанавливали квоты для посещения данными лицами учебных заведений, способы оплаты и получении документов об окончании образования детьми-иностранцами. Например, далеко не все Библиография:
иностранные граждане получили паспорт к моменту сдачи ЕГЭ, для прохождения которого требуется предъявление паспорта, что ограничивает свободу праву личности на получение образование.
Рассмотрим еще один пример из судебной практики. По решению суда иностранцу отказали отменить решение органа власти, по которому ему запретили въезжать в Россию [6]. Поводом для обжалования стало решение о запрете истцу приехать на территорию России, так как он нарушил срок временного пребывания. Иностранный гражданин был не согласен с данным решением, так как он выезжал за пределы России в течение данного срока, что подтверждается документально. Но суд не принял представленные документы и отказа в удовлетворении требований иностранного гражданина [10].
Таким образом, анализ правового положения показал, что права иностранных граждан регулируются довольно обширной законодательной базой, в которой выделяются права и обязанности граждан в трудовой, семейной и других сферах на территории Российской Федерации [11]. Однако проблемы правового положения иностранных граждан требуют постоянного внимания и реагирования со стороны всех уровней власти с помощью изменений или корректировок в законодательстве Российский Федерации и необходимого контроля при принятии решений, которые непосредственно влияют на эффективность проводимых реформ [12] . Так, ряд ученых подчеркивали, что правовое регулирование института ответственности иностранных граждан и решение проблем в этой сфере влияют на такие факторы как демографическая ситуация, а также социально-экономическое развитие страны.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11. 12.
Конституция Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.
Федеральный закон от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»// СПС КонсультантПлюс. Федеральный закон от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.07.2006, № 30, ст. 3285.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // СПС КонсультантПлюс
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СПС КонсультантПлюс Решение Октябрьского районного суда г. Мурманска по делу № 2а-5592/2017 от 10 января 2018 года. Постановление судьи Адлерского районного суда г. Сочи от 31 мая 2017 г. //дело 4А-1103/17 Звоненко Д. П., Малумов А. Ю., Малумов Г. Ю. Административное право: учебник. М., 2011. С. 66. Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник. М., 2010. С. 325.
http://oblsud.vol.sudrf.ru/modules.php?name=docu (сайт Волгоградского областного суда Российской Федерации).
Фастович Г.Г. Международное регулирование отношений в сфере использования и охраны земель// Аграрное и земельное право. 2019. № 9 (177). С. 80-81. Фастович Г.Г. К вопросу о применении современных технологий в логистических системах// Аграрное и земельное право. 2019. № 5 (173). С. 13-16.
3