Научная статья на тему 'К вопросу о правовом обеспечении экопредпринимательства в Российской Федерации'

К вопросу о правовом обеспечении экопредпринимательства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом обеспечении экопредпринимательства в Российской Федерации»

К вопросу о правовом обеспечении экопредпринимательства в Российской Федерации

Ключникова Ярославна Анатольевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет), YAKlyuchnikova@fa.ru

Венгеровский Евгений Леонидович,

преподаватель Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финансовый университет), ELVengerovskij@fa,ru

В статье рассмотрены некоторые вопросы правового обеспечения экологического предпринимательства в Российской Федерации, даны практические рекомендации по совершенствованию законодательства, а также рассмотрены примеры стар-тапов в сфере экологического предпринимательства за рубежом.

Ключевые слова: экологическое предпринимательство, субсидирование, стартапы, субъекты малого и среднего предпринимательства.

Защита экологических прав граждан является основой формирования устойчивого социально-экономического развития государства. Это связано с тем, что формирование системы экологической безопасности напрямую влияет на качество жизни граждан. Как отмечено в Основах Государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и ее граждан.

Задачей государства в данном контексте является стимулирование субъектов хозяйствования к организации предпринимательской деятельности таким образом, чтобы обеспечить надлежащую защиту окружающей среды от различного вида вредного воздействия.

На наш взгляд, основным субъектом, который может стать основой для развития экологического предпринимательства являются субъекты малого и среднего предпринимательства. Поэтому в рамках осуществления поддержки деятельности данных субъектов, необходимо разработать отдельные критерии для субъектов, осуществляющих «экологически благоприятную» деятельность.

В этой связи актуальным представляется вопрос субсидирования (в рамках поощрения экологически безопасной деятельности) субъектов малого и среднего предпринимательства.

Субсидии для субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются органами исполнительной власти более 10 лет, распорядителем субсидиарных средств является Минэкономразвития, которое производит субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства из средств федерального, регионального и местных бюджетов.

Правовой основой субсидирования малых и средних предприятий являются следующие нормативные акты: - федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»1; - Бюджетный кодекс Российской Федерации; - Постановление Правитель-

Статья выполнена при финансовой поддержке российского Фонда Фундаментальных исследований (проект №18-01100792 А).

1 Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. Ши http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW _52144 (дата обращения: 01.06.2018).

X

2

00

0

сч

W

01

ства Российской Федерации от 30.01.2014 № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»; - нормативные акты субъектов Российской Федерации. При этом реальное предоставление субсидий субъектам малого и среднего бизнеса осуществляется в соответствии с порядком, установленным нормативными актами субъектов Российской Федерации. Данный порядок принят во всех регионах1. Однако не в каждом субъекте имеется так называемое «стратегическое субсидирование», т. е. основные ориентиры, в соответствии с которым осуществляется субсидирование субъектов малого и среднего предпринимательства. Не везде имеются также и центры поддержки малого и среднего бизнеса или экспортные центры для малого и среднего бизнеса. В рамках развития «стратегического субсидирования» представляется целесообразным осуществлять его в рамках поддержания развития «зеленых технологий» при осуществлении предпринимательской деятельности.

Критериями в данном случае могут выступать:

1. принятие ответственности за утилизацию производимого мусора.

2. принятие финансовых обязательств производителем, загрязняющим окружающую среду.

3. оптимизация производства с целью минимизации влияния на окружающую среду.

В этой связи интерес представляет также региональный опыт поддержки экологических инициатив в предпринимательской деятельности. Например, в Калифорнии введено поэтапное внедрение программы по энергосбережению и сокращению выбросов, в частности: выплата дотаций компаниям, производящим энергосберегающие технологии, до 5 млрд долл. США в год. Ожидаемый эффект — 10 млрд долл. США в год; сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу к 2025 году в 2 раза по сравнению с 2016 годом, в том числе полный отказ от использования угля при генерации электроэнергии; ограничение потребления энергии бытовыми приборами, в том числе введение запрета на использование ЖК-телевизоров с диагональю более 40 дюймов. Ожидается, что экономия составит до 8 млрд долл. США за 10 лет; с 2005 года все коммерческие строения должны быть белого цвета и с плоскими крышами; по оценкам экспертов, с 1970 года затраты сократились до 65 млрд долл. США.

В результате для населения Калифорнии счет домохозяйства на электроэнергию составит на 25% меньше по сравнению со средним показателем по стране. Экологическое предпринимательство, поддерживаемое государством, является

одним из перспективных направлений развития государственного регулирования предпринимательской деятельности. По статистическим данным, объем продукции, производимой на экологическом рынке, оценивается от 600 млрд. до 2 трлн долларов, а темп роста составляет от 5,5 до 7% в год. Вклад экологического бизнеса в ВВП странах Евросоюза, США и Японии составляет от 10 до 24%. Внутренний рынок США по производству природоохранной продукции и услуг составляет ежегодно 37 млрд долларов, Японии - 30 млрд долларов, Германии - 20 млрд долларов, Франции - 10 млрд долларов. В странах Восточной Европы, включая СНГ, производство природоохранной

продукции и услуг оценивается на уровне 20 млрд

2

долларов ежегодно .

Кроме этого, по данным консалтингового агентства «Делойт», перспективным опытом государственной поддержки экологических предпринимательских инициатив выступают различные формы обеспечения транспортной инфраструктуры (см. рис. 1)3

Муниципальный опыт: «зеленый» транспорт

Персональный а атома- Электротранспорт и жктршаправкн тич к кий транспорт (PRT)

■ Аэрогорт Хитроу СЛОНДРН^ — трмпортмая сегь (пктаашк ULTraf ю íi деда, проттежосгыо «то 4 ш yaieimo запущм а 2011 году к исла/ыуегся для трмяоряцювм гасеэир» Тдэей в неделе. 22 «з в сути Мжлыапсн» ягру» составгввет 4 чеп.500 кг.

• Аиритар Пенйчзб. Лдая - ñpúéct гврюй гордой PRT сета (UJra ссвмстно с Fanwotíj кз более 200 эмше* проидалст» 8 ш Сеть эмив! не 4—6 челме* планируется iift|CT/Tb в 20М еду С плановой МОЩНОСТЬЮ ДО 1001WC ГвХвтарОб В ¿fMt при 20 часах работы а сутеи

- Маедар, Абу-Даби, ОАЭ - тракп^тм» сегь ш нодкшлуалыш змиий в H¿crn*jee время находктоа на эт#* гыротцуф тестсОВЗЖЯ

• Моргантаун Западная В^юпиня -т^эсюртмэя сегь лз В доэкек г^сют+шыо 13,9 см. зэтдоа i 1975 год и нслогыуется дга перевоз« студент« «йду рзддечаош 1ч«рмтетоот города идешпдея »fpyw эиш»а сктагаетгОчевде«.

' иьньчжвнь, UUory Чандз, Китай — алевтробуеы (BV0) yeneum зизиуатирувтеа с няапа 2011 годе |Cor« т игннипробЩ. Планируемый пар« на 2012 год —1300

OifkU В'ГКМЙ ЗсОЮр"

* Уругаай—к 2015 годг планируется юеети в эюттузтэцио 500 еданш от wratauxo грсиэеодигеля ißYD)

* Копенгаген, Дания - в тестовой реюые яппуатиэдега 2 электробуса iflTD^

* Пари», Франция —услуга по прокату электромобилей (AutoRTj была мпущена в 2011 го^. Сггустя газ пэр*, эпе^-роиобн^ей стал ьасчггывать 1 800 еднпли н €70 станций (плановая мощности 3 тыс. единщ и 1 ТОО сг анщ«|. При сохраним тегуижо тша роста гроест окупится ув 12014 году, t е ч»р« 4 года гвеле нмга

Водородный транспорт

■ Европа - с 2001 пав автобусы С4эт |Merced»®en¡l экештуэтчшлж* s тестовом реч«е в стслч» Европы

•Пондон, Вепмеобокгания — с 2011 по 2012 госы юдасдвд автобусы жллуйТ1^овалмсь в тестовой решые. одопэ перед Огиилмоит Игрэым в связи с повниемой опасность« жглугаиия кофяы, автобусов была прихгановпена

Системы совместного пользования юлосипадое/снгвмв

* Да+«е систеиъ уже существуют в м«®е

► Европа—собствен«! осеыэ соеместхгз тогъэсеания велсдоедо существует к июлю «рунных городах Евро« ¡Париж. Лона». Дуби«, Бэмва. Рига. 54 города в Германии и др.К штага». Северней Аыержх |Монреаль Мете 0аи*нгтон и др.) и в Израиле ■;Тел.-Аанв|

Рис .1

Статистическими данными подтверждается необходимость обеспечения государственной поддержки экологического бизнеса в России (таблица 1). Также ст. 17 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды.

Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / И.В. Ершова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. 460 с.

Развитие экологического предпринимательства за ру-

бежом [Электронный ресурс]. URL: http://lektsii.org/8-20026.html

3https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Docume nts/Corporate_responsibility/russian/ru_ecology_internation al_experience_rus.pdf

Таблица 1

Образование, использование, обезвреживание и размещение отходов производства и потребления в Российской Федерации в 2012-2016 гг.), (млн т.)

2012 2013 2014 2015 2016

Образование отходов производства н потребления - всего 5008 5152,8 5168,3 5060,2 5441,3

В том числе опасных (отходы производства к потребления с 1 по IV класс опасности Л.1Я окружающей среды) 113,7 N6,7 124,3 110,1 98.3

Использование11 обезвреживание отходов производства и потребления 2348 2043.6 2357.2 2685,1 3243.7

Размещение отходов производства и потребления на объектах, принадлежащих предприятию - всего 2912,0 4897,7 2951,4 2333.1 2620,8

Из них в местах:

хранения 2109 4071,8 2426,2 1978,1 2105,3

захоронения 777,3 814.9 524,5 354,6 503,8

В России существует много различных старта-пов, которые направлены на поддержку экологической безопасности посредствам предпринимательства, в частности по переработке промышленных отходов и упаковки, производству энергии из вторичного сырья, дорожных материалов из строительных отходов и ликвидации прошлого экологического ущерба и др. Их реализация невозможна без должного государственного участия. Поэтому необходимо, во-первых, разработать систему мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленную на стимулирование развития «зеленых технологий», во-вторых, необходимо разработать государственную программу поддержки экологического предпринимательства (стратегические цели которой должны соответствовать Концепции долгосрочного социально-экономического развития, Программам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, а также стратегии экологической безопасности), в-третьих, разработка механизмов создания экологических акселераторов с учетом зарубежного опыта.

On the issue of legal support of eco-entrepreneurship in

Russian Federation Klyuchnikova Ya.A., Vengerovsky E.L.

Financial University under the Government of the Russian

Federation (Financial University) The article deals with some issues of legal support of environmental entrepreneurship in the Russian Federation, provides practical recommendations for improving the legislation, as well as examples of startups in the field of environmental entrepreneurship abroad. Keywords: environmental entrepreneurship, subsidies, startups,

small and medium-sized businesses. References

1. Federal Law of 24.07.2007 No. 209-03 "On the development of

small and medium-sized businesses in the Russian Federation" (last edition) [Electronic resource] // ConsultantPlus: reference legal system: [website]. URL: http: // www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144 (appeal date: 06/01/2018).

2. Small and medium entrepreneurship: legal support / I.V. Ershova

et al .; rep. ed. I.V. Ershov. M .: Jurisprudence, 2014. 460 p.

3. The development of environmental entrepreneurship abroad [Electronic resource]. URL: http://lektsii.org/8-20026.html

4.

https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/ Corporate_responsibility/eng/en_ecology_international_experie nce_rus.pdf

Литература

1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочная правовая система: [сайт]. URL: http://www.

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144 (дата обращения: 01.06.2018).

2. Малое и среднее предпринимательство: правовое обеспечение / И.В. Ершова и др.; отв. ред. И.В. Ершова. М.: Юриспруденция, 2014. 460 с.

3. Развитие экологического предпринимательства за рубежом [Электронный ресурс]. URL: http://lektsii.org/8-20026.html

4.

https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Doc Ю

uments/Corporate_responsibility/russian/ru_ecology_i nternational_experience_rus.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.