Научная статья на тему 'К вопросу о правовом обеспечении деятельности государственных унитарных предприятий'

К вопросу о правовом обеспечении деятельности государственных унитарных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРИВАТИ-ЗАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ханнанов Р. М.

Статья посвящена вопросам правового регулирования функционирования государственных унитарных предприятий. В ней рассмотрены основные тенденции их развития, показаны пути повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о правовом обеспечении деятельности государственных унитарных предприятий»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

ВОПРОСЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ

УДК 347.191.1

Р. М. Ханнанов

К ВОПРОСУ О ПРАВОВОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Статья посвящена вопросам правового регулирования функционирования государственных унитарных предприятий. В ней рассмотрены основные тенденции их развития, показаны пути повышения эффективности деятельности государственных унитарных предприятий.

Ключевые слова: государственное унитарное предприятие, приватизация, нормативно-правовая база, реорганизация, реструктуризация, закон.

Правовые основы регулирования государственным имуществом, находящимся в ведении государственных унитарных предприятий в Российской Федерации требуют дальнейшего развития в целях пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики.

На наш взгляд, в Российской Федерации сохраняется тенденция на создание устойчивой, прочной правовой системы, в соответствии с которой те или иные государственные унитарные предприятия могут выбираться для введения государственного управления на основе законодательных актов механизма управления и контроля за государственной собственностью, а другие подвергаться реорганизации.

Государственная политика в данной сфере должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:

■ формирование нормативно-правовой базы, дающем государственным унитарным предприятиям возможность проводить оптимальное управление государственным имуществом;

■ повышение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;

■ оптимизация структуры собственности в интересах избавления от унитарных предприятий, осуществяющих несвойственную государству деятельность;

© Ханнанов Р. М., 2011.

35

Новый университет. 2011. № 7.

ISSN 2221-7347

■ вовлечение большего числа объектов государственной собственности в процесс повышения эффективности управления.

Необходимо отметить тот факт, что функции по управлению унитарными предприятиями четко не разделены между федеральными органами исполнительной власти.

Российская Федерация, в лице Росимущества имеет право наделять унитарные предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями.

Отраслевые федеральные органы исполнительной власти утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают контракты с руководителями унитарных предприятий.

Количество унитарных предприятий относительно велико, однако основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства. Среди действующих унитарных предприятий имеются предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные, в основном, по причине низкой ликвидности имущества [1, с.34]. Законодательство, ориентированное на приватизацию, должно учитывать экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации.

Гражданское законодательство предусматривает организационно-правовую форму унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения, но они имеют ряд отрицательных свойств [2, с. 14].

Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. На деле эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде [3, с. 11]. И, напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, строго определен. Вмешательство государственных органов в деятельность руководителей унитарных предприятий вне установленного круга полномочий является неправомерным.

Например, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом) [2, п.15].

Трудовое законодательство, эффективно защищая права руководителей, создает значительные трудности для применения к ним мер ответственности за результаты деятельности предприятия. Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможности не только требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, но даже и определять эти показатели [2].

По нашему мнению, порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий до конца не регламентирован.

36

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Нормативно-правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна. Отсутствует полный реестр унитарных предприятий, содержащий информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной деятельности.

На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей могут приводить к:

1) направлению части бюджетных финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы-спутники, что имеет своей целью изменение направления финансовых потоков. В итоге, вся прибыль остается в таких фирмах;

2) совершению сделок, на заведомо невыгодных условиях, но в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия. Это может приводить к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев - к хищениям государственного имущества;

3) отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в унитарных предприятиях;

4) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей [3, с. 14].

Мы приходим к следующим выводам:

а) деятельность унитарных предприятий малоэффективна и требует последовательного реформирования;

б) количество унитарных предприятий не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью;

в) критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий четко не разработаны.

Обращает на себя внимание заметное снижение роста количества неплатежеспособных унитарных предприятий, что во многом предопределено ужесточением контроля со стороны государства и широчайшей реорганизацией и реструктуризацией государственных унитарных предприятий.

Государство последовательно реализует программу реорганизации и реструктуризации государственных унитарных предприятий [5, ст.1531].

Порядок приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий урегулирован законодателем в этой сфере. Согласно этому предусмотрены следующие мероприятия [6, ст.2, 3; 6, п.2,3,4]:

1. Слияние унитарных предприятий;

2. Присоединение к унитарному предприятию;

3. Разделение унитарного предприятия;

4. Выделение из унитарного предприятия;

5. Преобразование унитарного предприятия;

6. Ликвидация унитарного предприятия;

Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам:

■ поступление дополнительных доходов в федеральный бюджет от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий а также вследствие получения части прибыли предприятий;

■ снижение цен на определенные виды товаров и услуг;

37

Новый университет, 2011. № 7.

ISSN 2221-7347

■ сокращение количества унитарных предприятий, снижение расходов федерального бюджета на их содержание, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и учреждений [7].

Таким образом, на наш взгляд, целью реформы предприятий является их реструктуризация, которая должна способствовать улучшению управления, разделению видов деятельности на государственные и коммерческие функции, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности. По нашему мнению, предполагается, что в процессе реформирования будет проведен анализ деятельности предприятий, разработаны модели реформирования, сформирован имущественный комплекс предприятий, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, обеспечена инвестиционная привлекательность предприятий после приватизации, будут разработаны меры государственной поддержки предприятий в послеприватизационный период.

Библиографический список

1. Щенникова, JI. B. Проблема права оперативного управления в цивистике, или хорошо быть директором унитарного предприятия // Законодательство. - 2001. - № 2.

2. Распоряжение Мингосимущества России от 16.02.2000 № 189-р «Об утверждении Примерного контракта с руководителем федерального государственного унитарного предприятия» / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. -№ 13.

3. Павлов, К. В. Развитие государственных унитарных предприятий России (на материалах таможенной системы): автореферат дис. ... кандидата экономических наук. - М., 2001.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 № 234 «О порядке заключения контрактов и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» / СЗ РФ. - 2000. - № 15. - Ст. 1597.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.04.2003. № 213 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения» / СЗ РФ. - 2003. - № 16.

6. ФЗ РФ № 178-ФЗ от 21.12.2001. «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с изм. и доп. от 24.07.2008г) / СПК «Консультант Плюс».

7. Письмо Минимущества России от 06.06.2002 № АБ-2/10099 / СПК «Консультант Плюс».

Статья поступила в редакцию 03.09.2011.

ХАННАНОВ Ришат Мугаллимович - ведущий специалист Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Башкортостан, соискатель кафедры теории и истории государства и права Уфимского юридического института МВД РФ.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.