М. : Высшая школа, 1982. - 176 с.
4. 4. Кармадонов, О.А. Социальная адаптация в межпоколенческой перспективе : на примере института образования / О.А. Кармадонов // Социальногуманитарные зна-ния. - 2007. - № 6. - С. 155-171.
5. 5. Лубышева, Л.И. Социология физической культуры и спорта : учебное посо-бие / Л.И. Лубышева. - 2-е изд. - М. : Изд. центр «Академия», 2004. - 240 с.
6. 6. Пономарев, Н.И. Физическая культура как элемент культуры общества и человека / Н.И. Пономарев. - СПб. : [б.и.], 1996. - 280 с.
7. 7. Сластенин, В.А. Педагогика : инновационная деятельность / В.А. Сла-сте-нин, Л.С. Подымова. - М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 308 с.
8. 8. Халаман, В. Прикладная физическая подготовка : элективный курс для 10-11 классов (профессии станочного профиля) / В. Халаман // Спорт в школе. -2008. - № 2. - С. 39-41.
9. 9. Чепик, В. Д. Физическая культура в социальных процессах / В. Д. Че-пик. - М. : ТЕИС, 1995. - 168 с.
К ВОПРОСУ О ПРАВОМЕРНОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЯДА ЭЛЕМЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Раиса Николаевна Терехина, доктор педагогических наук, профессор, судья международной категории,
Ирина Александровна Винер, кандидат педагогических наук, доцент, Президент Федерации художественной гимнастики России, Заслуженный тренер России,
Роза Борисовна Цаллагова, доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный врач
России,
Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье были проанализированы некоторые недавно запрещенные сложные элементы художественной гимнастики. Доказано, что данные элементы являются следствием более простых элементов и не ведут к травмам. Для их выполнения требуется только мастерство спортсменов.
Ключевые слова: художественная гимнастика, элементы повышенной сложности.
LEGITIMACY OF PERFORMING SOME ELEMETS IN RHYTHMIC
GYMNASTICS
Raisa Nikolaevna Terekhina, doctor of pedagogical sciences, professor,
Judge of an international category,
Irina Aleksandrovna Wiener, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
President of Federation of art gymnastics of Russia, Deserved trainer of Russia,
Rose Borisovna Tsallagova, doctor of medical sciences, professor,
Deserved doctor of Russia,
Irina Aleksandrovna Stepanova, candidate of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Abstract
Some recently forbidden difficult elements of rhythmic gymnastics have been analyzed. It has been proved that these elements are consequence of much more simple elements and don’t lead to injuries. Only high skills of gymnasts are been asked for performing them.
Key words: rhythmic gymnastics, elements of increased complexity.
В январе 1974 года с особой очевидностью проявился конфликт, связанный с
президентом ФИЖ (FIG) Артуром Гандером, когда были запрещены элементы повышенной сложности в спортивной гимнастике. Например, сальто в группировке на бревне Ольги Корбут. Специалисты тогда встали на защиту современной гимнастики, которая стремительно совершенствуется и прогрессирует, меняется буквально на глазах, и нелепым кажутся попытки остановить её развитие. Спустя несколько лет спортивные обозреватели, восхищаясь комбинациями гимнасток, подчеркивали: «Сейчас сальто Корбут на бревне шутя, играючи исполняют каждые девять из десяти мастеров спорта». В настоящее же время - это элемент базовой подготовки. А. Гандер не понял или не хотел понять требований времени и поэтому должен был уйти из управления мировой гимнастикой. Сегодня идентичный вопрос в ФИЖ несправедливо коснулся элементов художественной гимнастики (23E, 23G, 20E, 21I, 24H, 14T, 30F, 31H, 32G, 33I, 46F. 21G, 18D, 18 E, 18F, 19F, 19G, 21E, 29E).
Согласно основным положениям теории и методики физического воспитания, техническая подготовка в любом виде спорта базируется на общей и специальной физической подготовке. Освоение любого элемента возможно лишь при наличии определенных предпосылок и, прежде всего, физических. Как известно, ведущими физическими способностями в художественной гимнастике являются гибкость и координация. Умение реализовать эти и другие способности в технике является одним из показателей спортивного мастерства гимнастки.
Элементы, подверженные критике, как, якобы, вредные для здоровья, являются естественными производными от целого ряда базовых элементов, которые и составляют основу содержания художественной гимнастики. И, естественно, требуют определенного уровня развития ряда способностей, в особенности, гибкости. Следует отметить, что именно на эту способность обращают внимание тренеры как на начальном этапе отбора, так и на последующих.
Группа прыжков. Элементы 23 E и 23G относятся к группе прыжков толчком одной и приземлением на толчковую ногу. Базовым элементом этой группы является «скачок», который осваивают еще «новички». Профилирующий элемент - «казак» (19 В), который гимнастки усложняют по мере повышения уровня своего мастерства.
1 1 или V У
19В Казак 23E в кольцо (толчок и приземление на ту же стопу) с помощью 23&в кольцо (толчок и приземление на ту же стопу) без помощи
В прыжке 20Е присутствует элемент «шпагат в кольцо». Эта форма типична для большой группы прыжков в художественной гимнастике и является базовой. Практически все гимнастки высокого класса демонстрируют эту форму прыжка с амплитудой более 180°, что и необходимо для прыжков 23Е и 23в. Гимнастки, обладающие запасом гибкости и в совершенстве освоившие технику прыжка 20Е, кстати, аналогичного по ценности, имеют возможность без ущерба для здоровья демонстрировать эти оригинальные и яркие формы прыжков (хотя ценность их не самая высокая). Другие же гимнастки могут выбрать для своих программ иные, даже более ценные элементы, но требующие проявления высокого уровня других способностей (например, 211, 24Н).
Ж
20Е в кольцо (толчок и возвращение на ту же стопу) 211 -от одного исходного импульса: прыжок «казак» с полуповоротом, который заканчивается, не прерывая и не нарушая вращение, поворотом «казак» на 360° !4И поворотом на 180° (или более) всего тела в полете
С точки зрения анатомо-физиологической, объясняем три составляющих этого элемента: фаза отталкивания, фаза полета и фаза приземления. Фаза отталкивания осуществляется за счет функциональных возможностей мышечного и связочного аппарата толчковой ноги. В фазе полета разведение ног на 180° и более обеспечивается наследственными особенностями связочного аппарата и результатами развития этого качества у гимнастки. Наклон туловища назад обеспечивается за счет гибкости позвоночника и участия других групп мышц, заранее подготовленных для выполнения этого элемента. В момент приземления сила нагрузки на позвоночный столб гимнастки не превышает физиологических возможностей позвоночного столба, а сила ударной волны частично компенсируется за счет амортизационных способностей мышц стопы, голени, бедра.
Таким образом, с точки зрения анатомо-физиологических особенностей, данные элементы не имеют повреждающего характера.
В группе равновесий, поворотов и гибкости критике подвергаются элементы, в которых присутствует круговое движение ногой по большой, близкой к максимальной амплитуде, либо поворот туловища от ноги, что подразумевает активное перемещение в тазобедренном суставе. Следует отметить, что основы техники этих элементов заимствованы из классической хореографии: в любом адажио присутствует «перевод» ноги, так называемый «ронд», только выполняемый по меньшей амплитуде. Это движение возможно при соответствующей форме тазобедренного сустава, что, кстати, учитывается при приеме в хореографические училища. С другой стороны, отдельные элементы с положением ноги вперед, в сторону, назад по максимальной амплитуде приветствуются. Опять же, гимнастки, не имеющие возможности выполнять движение типа «ронд», могут выбрать из сетки правил другие высокорасцененные элементы без ущерба для общей трудности композиции.
Л 1 ІТ НУ
14Е с наклоном туловища на- 30Е круг с помощью 31И-круг с помощью, «турлян»
зад 180°
ї I . ^—4 . г
320 круг с помощью 331 круг с помощью, «турлян» повороты 46Е на 720° в шпагате
180° вперед с помощью, и круг
во время вращения
Специалисты в области спортивной и профилактической медицины подчеркивают, что шаровидная форма сустава анатомически позволяет совершать эти движения в разных плоскостях, а подготовленный в процессе тренировки у спортсменов высоко-
го класса связочный аппарат не препятствует выполнению этих элементов. Таким образом, данная группа элементов не является опасной и может быть выполнена гимнастками без ущерба для их здоровья.
Наклоны 20Е и 21 в требуют длительного сохранения заднего шпагата в положении наклона назад, причем в динамике. Однако этот элемент, просто в несколько другой координации, представлен в целом ряде не менее ценных движений (например, 18Б-в, 19Р,в).
ГГ к
20Е из заднего шпагата в передний шпагат с наклоном туловища без возвращения или с возвращением в исходную позицию) 2 Ю с половиной вращения опрокинутом» положении тела
А 1£ 1
18Б из положения стоя + половина вращения без помощи или с помощью 18Е из положения на полу + половина вращения, без помощи или с помощью 18Е из положения стоя + вращение без помощи или с помощью 180 из положения на полу + вращение без помощи или с помощью
19Е из положения стоя + с вращением + половина вращения без помощи или с помощью 190 вращение из положения на полу без помощи или с помощью
Для выполнения указанных наклонов необходимо овладеть лишь хорошей техникой медленных переворотов, которые осваиваются гимнастками младших разрядов.
Наклон 31Е: основой техники этого элемента является медленный переворот вперед. Более того, он даже не требует максимального уровня гибкости в позвоночнике, как, например, наклон 29Е. При соблюдении необходимых принципов обучения освоение этого элемента доступно большинству гимнасток.
т° ¡¡&ъ
31Е 29Е вращение, лежа на груди, ноги вверх с помощью
Специалисты-медики отмечают, что выполнение данных элементов возможно при развитии гибкости на фоне природной - генетической. Именно с такими способностями отбирают детей для занятий художественной гимнастикой. Для них подобная степень свободы в суставах является нормой. Длительность пребывания в этой позе (наклоне) не влечет за собой нарушения в работе других органов и систем (крово-лимфообращения, нервной системы и внутренних органов).
Таким образом, анализ техники выполнения указанных элементов и анатомофизиологический анализ позволяют сделать заключение, что эти двигательные действия являются логичными в соревновательных программах высококвалифицированных гимнасток. При грамотном осуществлении тренировочного процесса, в особенности процесса обучения, учета индивидуальных особенностей гимнасток (повышенный уровень гибкости в суставах) выполнение этих элементов не несет повреждающего
характера на организм спортсменок.
Подобная санкция для этих элементов аналогична запрету рекордов в плавании и тяжелой атлетике, выполнению комбинированных, двойных и тройных сальто в спортивной гимнастике, акробатике, прыжках на батуте и т.п. В таком случае любое двигательное действие, где не соблюдается соответствующая технология подготовки, можно считать опасным (например: простой кувырок, шпагат, ходьба, бег и т.д.). Но это утопия. Каждый вид спорта развивается по своим законам. Однако всех их объединяет стремление к рекордам, а значит, к усложнению. Для гимнастических дисциплин характерен как экстенсивный путь развития за счет увеличения количества сложных элементов, так и интенсивный путь за счет усложнения самих соревновательных элементов (замена старых элементов новыми, более сложными). Для роста сложности характерна как эволюционная, так и революционная тенденция развития. География медалей в гимнастике свидетельствует о том, что этим видом спорта начинают заниматься во многих странах. А значит, высокий уровень сложности подвластен многим спортсменам мира. И это - логичный путь развития дисциплин гимнастики. Фундаментальные исследования в области теории и методики спорта показали, что прогресс в спорте остановить нельзя. Он и дальше будет проходить по уходящей вверх спирали сложности. И это в полной мере соответствует девизу олимпизма: «Быстрее! Выше! Сильнее!».
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ТЕХНИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ 8-12 ЛЕТ
Максим Михайлович Чернецов, аспирант,
Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ)
Аннотация
В статье раскрывается структура технической и физической подготовленности юных футболистов на этапах предварительной подготовки и начальной специализации. Выявлены ведущие факторы, обеспечивающие высокий уровень игровых способностей.
Ключевые слова: факторная структура, физическая подготовленность, индивидуализация.
FACTOR STRUCTURE OF TECHNICAL AND PHYSICAL TRAINING OF YOUNG FOOTBALLBALLERS AGED BETWEEN 8-12
Maxim Mikhailovich Chernetsov, post-graduate student,
Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism
Abstract
Structure of technical and physical training of young football players at the stage of preliminary training and initial specialization is given in the article. The leading factors providing a high level of playing abilities are revealed.
Key words: factor structure, physical preparedness, individualization.
ВВЕДЕНИЕ
Не прекращается поиск видов спортивной деятельности, способствующих развитию и воспитанию двигательных способностей, а также оздоровлению учащихся общеобразовательных школ при занятиях физической культурой. Реализация общественно-государственных проектов "Футбол в общеобразовательной школе" и "Минифутбол в школе" может способствовать решению накопившихся проблем как при подготовке спортивного резерва в футболе, так и в сфере физической культуры.
Не до конца изучены возможности целенаправленного и организованного повышении уровня двигательной подготовленности мальчиков 8-12 лет с помощью занятий футболом, а также индивидуализации учебно-тренировочного процесса на основе