Научная статья на тему 'К вопросу о праве государства использовать труд осужденных'

К вопросу о праве государства использовать труд осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
112
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / ОБЯЗАННОСТЬ ТРУДИТЬСЯ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / PRISONER'S WORK / DUTY TO LABOR / HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND LIBERTIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянова Е. В.

В статье рассматривается вопрос права государства использовать труд осужденных. Проводится анализ исторического развития данного института.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT OF THE STATE IN PRISONERS WORK USE

the issue of right of the state in prisoners' work use is considered in the article. The historical development of this institution is analyzed

Текст научной работы на тему «К вопросу о праве государства использовать труд осужденных»

E.V. EMELYANOVA THE RIGHT OF THE STATE IN PRISONERS’ WORK USE

К ВОПРОСУ О ПРАВЕ ГОСУДАРСТВА ИСПОЛЬЗОВАТЬ

ТРУД ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос права государства использовать труд осужденных. Проводится анализ исторического развития данного института.

Ключевые слова: труд осужденных, обязанность трудиться, права и свободы человека и гражданина.

В России осужденные привлекались к труду с незапамятных времен, с тех пор не утихают споры о праве государства этот труд использовать.

Если обратиться к истории, то труд в местах заключения всегда рассматривался как основа исправления и воспитания осужденных. В правовых документах дореволюционного периода была закреплена обязанность осужденных трудиться1. Однако следует подчеркнуть, что в начале XX в. главное тюремное управление (ГТУ), рассматривая перспективу развития системы мест заключения, вынуждено было признать невозможность решения вопросов полного трудового использования заключенных. Высказывая свое отношение к реформе в этой области, оно подчеркивало, что «обязательность работ в то же время означает обязанность управлений мест заключения доставать арестантам работы, обязанность же эта в высшей степени сложна и трудна... Поэтому, руководствуясь вышеприведенными соображениями, нельзя не пожелать отмены обязательности работ для присужденных как к заточению, так и к аресту, с представлением, однако же, управлениям мест заключения назначать на работы тех и других по собственному их желанию»2.

Таким образом, рассматривая проблемы обеспечения заключенных трудом, следует подчеркнуть, что для того чтобы успешно решать эти вопросы, государство должно не только провозглашать принцип воспитания трудом одним

из ведущих в системе мер воздействия, но и реально обеспечить его реализацию. В свою очередь, данное обстоятельство зависит от его экономических возможностей. На тот момент Россия не была способна решить вышеназванную задачу.

Советская власть, создав новые органы исполнения наказаний, в качестве одного из основных средств воздействия на заключенных определила труд. Однако в начале 20-х годов прошлого столетия места лишения свободы не располагали сколько-нибудь развитой производственной базой, способной обеспечить трудом всех работоспособных заключенных. В то же время государство в силу своего экономического положения не могло взять на себя все расходы по содержанию мест заключения. Тюрьмы и колонии, не способные себя прокормить, тяжким бременем ложились на государственный бюджет. Анализ документов исследуемого периода позволяет сделать вывод о том, что органы власти предпринимали всесторонние попытки изменить ситуацию.

В числе первых нормативных актов, регламентирующих труд заключенных в местах лишения свободы после революции, было Постановление Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР от 24 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах», в соответствии с которым при тюрьмах образовывались рабочие команды для производства необходимых государству работ, не превышающих по тягости

Е.В. ЕМЕЛЬЯНОВА,

кандидат экономических наук, доцент (Академия управления МВ Д России)

работы чернорабочего. Временная инструкция «О лишении свободы как меры наказания и о порядке отбывания такового» от 23 июля 1918 г. впервые установила обязательность общественно полезного труда в местах лишения свободы3 , и применение репрессий к лицам, не желающим работать «без достаточных оснований». Расходы по их содержанию в полном размере зачислялись на их лицевой счет, при этом заключенный не мог выйти из тюрьмы до тех пор, пока не рассчитается по своим долгам, даже если срок его заключения истек.

Принятый в 1924 г. Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР, также установил обязательность труда для всех способных к нему заключенных (ст. 52). Обязанность осужденных трудиться была сохранена в ИТК РСФСР 1933 г. (ст. 4) и ИТК РСФСР 1970 г. (ст. 37). Необходимо отметить, что сохранение обязанности осужденных трудиться было реально обеспечено, к тому прилагались усилия и государства, и исправительно-трудовой системы.

В процессе работы над новым Уголовно-исполнительным кодексомРоссийской Федерации (УИК РФ) по поводу отмены обязанности осужденных трудиться разгорелись жаркие дискуссии. Сторонники предложения подчеркивали, что сохранение обязанности трудиться означает применение принудительного труда. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 37) принудительный труд запрещен. И сегодня мнения по поводу обязательности труда осужденных в науке и практике разделяются. Одни ученые настаивают на необходимости сохранения этой нормы в законодательстве*, другие - на ее отмене, предлагая рассматривать труд осужденных только как их право, то есть привлекать осужденных к труду по их желанию5.

Законодатель сохранил данную обязанность. Активная интеграция России в начале 90-х годов ХХ века в мировое сообщество способствовала обновлению российского уголовно-исполнительного законодательства, а также принятию обязательства последовательной реализации в законодательстве и практике общепризнанных международных норм, составляющих юридическую основу международного сообщества, прежде всего положений, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Конвенцией международной организации труда (МОТ) N° 29 «О прину-

дительном и обязательном труде» (1930 г.) страны, ее подписавшие (в том числе Россия), обязаны не применять принудительный труд. Однако в тексте указанной Конвенции оговорено, что труд лиц, лишенных свободы, организуемый под надзором и контролем, разрешается (п. «с» ст. 2 Конвенции)6. В Международном пакте «О гражданских и политических правах» (1948 г.) указывается, что принудительной или обязательной не считается работа или служба, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного решения суда, или лицо, условно освобожденное от такого наказания (ст. 8). Кроме того, в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых ООН в 1955 г. и являющихся нормативной основой обеспечения трудовой занятости заключенных в зарубежных странах, установлено, что все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психологическими способностями, удостоверенными врачом (пр. 71-76).

Трудовой кодекс Российской Федерации в развитие норм Конституции Российской Федерации закрепил положение о запрещении принудительного труда (ст. 4 ТК РФ). В этой же статье сделана оговорка, что «для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров».

Таким образом, распространенная на осужденных специальная обязанность трудиться (ч. 1 ст. 103 УИК РФ) не противоречит ни Конституции РФ, ни международным нормативным правовым документам.

Неоспоримым аргументом в пользу сохранения в современных условиях обязанности трудиться для осужденных является то, что, по данным статистики, самый высокий уровень преступной активности приходится на возраст 18-45 лет, то есть наиболее трудоспособный период жизни человека. В местах лишения свободы сосредоточено огромное количество трудоспособного населения. Идея о необходимости развития у осужденных стремления жить за свой счет, окупать свое содержание возникла еще во времена Петра I. Конечно, при этом не забывались нужды государства, а в советский период система испол-

нения наказаний приносила колоссальную прибыль государству за счет установления жестких норм выработки и непомерных удержаний из заработной платы осужденных. Были допущены явные перегибы, заслужившие критику со стороны специалистов пенитенциарного дела других государств. Однако необходимо отметить, что рассматриваемый период истории уголовно-исполнительной системы содержит множество противоречивых составляющих, часть из которых достойна изучения и внедрения в практику деятельности современных учреждений, исполняющих наказания, другая часть в силу своего репрессивного характера неприемлема по определению. При этом надо четко осознавать, что только трудовая деятельность способствует выработке таких качеств человека, которые наиболее полно способствуют его адаптации в обществе. Трудовая занятость способствует сокращению количества случаев нарушения дисциплины в исправительных учреждениях, а также дает возможность осужденным зарабатывать деньги.

Вместе с тем в настоящее время в условиях рыночных отношений, в условиях кризиса проще всего было бы отказаться от обязательности труда осужденных, но в интересах самих осужденных, их исправления сотрудники считают необходимымэту обязанность сохранить.

В соответствии с законодательством обязанность трудиться не распространяется на осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет, а также осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, которые привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

Тем не менее проблема привлечения осужденных к труду в условиях безработицы остается весьма актуальной не только в России, но и за рубежом. В Англии и ряде других стран Европы под общественно полезным трудом осужденных понимается не только занятость на

производстве, но и работы по хозяйственному обслуживанию тюрем: уборка помещений, территории тюрьмы, стрижка газонов, уход за зелеными насаждениями и др.

В целях обеспечения трудом заключенных в Германии законом предусмотрена обязанность органов управления пенитенциарными учреждениями заботиться о том, чтобы каждый заключенный привлекался к труду. Решением этих вопросов занимаются соответствующие федеральные органы. При учреждениях, исполняющих наказания, создаются производственные предприятия, на которых трудятся заключенные, а также соответствующие заведения для профессионального обучения.

В заключение необходимо отметить следующее. Если в настоящее время государство думает о ресоциализации осужденных, их возвращении в общество и социальной адаптации, то оно обязано дать осужденным возможность приобретения и закрепления трудовых навыков, что, в свою очередь, невозможно без научно обоснованной системы производственного обучения и трудовой адаптации осужденных к лишению свободы.

1 См.: ГернетМ.Н. История царской тюрьмы. М., 1961. Т. 3. С. 388.

2 Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М., 1994. С. 67-68.

3 См.: Гиляров Е.М., Михайличенко А.В. Становление и развитие ИТУ Советского государства (1917-1925 гг.): Учеб. пособие. Домодедово, 1990. С. 17.

4 См.: Зубков А.И. Теоретические вопросы правового регулирования труда осужденных в советских исправительно-трудовых учреждениях. Томск, 1974; Дубровицкий Л.П. Правовое регулирование труда осужденных: Дис. ... канд. юрид. наук М., 1998; Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М., 2001; Шам-сунов С.Х. Труд и социализация личности осужденных к лишению свободы в России: Монография Самара, 2005.

5 См.: Задорожный А.И. Правовые основания организации труда осужденных в России // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2007. № 12; Баранов Ю.В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобождение от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы: Дис. ... д-ра юрид. наук Казань, 2008; Губенко А.В. Правовое регулирование трудовых отношений осужденных при отбывании наказания в виде лишения свободы. Ростов-н/Д, 2006.

6 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.