Научная статья на тему 'К вопросу о праве государства использовать труд осужденных'

К вопросу о праве государства использовать труд осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО ОСУЖДЕННЫХ НА ТРУД / ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ СИСТЕМА / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД / ТРУДОВАЯ ЗАНЯТОСТЬ ОСУЖДЕННЫХ / PRISONERS' RIGHT TO WORK / PRISONERS' EMPLOYMENT / SYSTEM OF CORRECTIVE LABOR / COMMUNITY WORK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянова Е. В.

в статье рассматриваются проблемы обеспечения осужденных трудом в историческом аспекте, регламентация этого процесса нормативными, правовыми актами, специфика использования труда осужденных в России и за рубежом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT OF THE STATE TO USE PRISONERS, WORK

the article deals with issues of prisoners' employment from the historical aspect, its regulation through standards and legal instruments. The author considers peculiarities of prisoners, work in Russia and other countries

Текст научной работы на тему «К вопросу о праве государства использовать труд осужденных»

E.V. EMELYANOVA

THE RIGHT OF THE STATE TO USE PRISONERS! WORK

Annotation : the article deals with issues of prisoners’ employment from the historical aspect, its regulation through standards and legal instruments. The author considers peculiarities of prisonerework in Russia and other countries. Key words: prisoners’ right to work, system of corrective labor, community work, prisoners’ employment.

Е. В. ЕМЕЛЬЯНОВА,

кандидат экономических наук, доцент

(Академия управления МВД России)

E-mail: amvd@amvd.ru

К ВОПРОСУ О ПРАВЕ ГОСУДАРСТВА ИСПОЛЬЗОВАТЬ ТРУД ОСУЖДЕННЫХ

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы обеспечения осужденных трудом в историческом аспекте, регламентация этого процесса нормативными, правовыми актами, специфика использования труда осужденных

в России и за рубежом

Ключевые слова: право осужденных на труд, исправительно-трудовая система, общественно полезный труд,

трудовая занятость осужденных.

В России осужденные привлекались к труду с незапамятных времен, и с тех пор не утихают споры о праве государства этот труд использовать.

Если обратиться к истории, то труд в местах заключения всегда рассматривался как основа исправления и воспитания осужденных. В правовых документах дореволюционного периода была закреплена обязанность осужденных трудиться1 . Однако в начале XX в. Главное тюремное управление (ГТУ), изучая перспективу развития системы мест заключения, вынуждено было признать невозможность решения вопросов полного трудового использования заключенных. Оно подчеркивало, что обязательность работ в то же время означает обязанность управлений мест заключения предоставлять арестантам работы, обязанность же эта в высшей степени сложна и трудна, поэтому, по мнению М.Г. Деткова, «нельзя не пожелать отмены обязательности работ для присужденных как к заточению, так и к аресту, с представлением, однако же, управлениям мест заключения назначать на работы тех и других по собственному их желанию»2.

Рассматривая проблемы обеспечения осужденных трудом, следует подчеркнуть, что для успешного решения этих вопросов государство должно не только провозглашать принцип воспитания трудом одним из ведущих в системе мер воздействия, но и обес-

печить его реализацию. В свою очередь, данное обстоятельство зависит от его экономических возможностей. На тот момент Россия не была способна решить такую задачу.

Советская власть, создав новые органы исполнения наказаний, в качестве одного из основных средств воздействия на заключенных определила труд. Однако в начале 20-х годов прошлого столетия места лишения свободы не располагали сколько-нибудь развитой производственной базой, способной обеспечить трудом всех работоспособных заключенных. В то же время государство в силу своего экономического положения не могло взять на себя все расходы по содержанию мест заключения. Тюрьмы и колонии, не способные себя прокормить, получали дотации из бюджета. Анализ документов исследуемого периода позволяет сделать вывод о том, что органы власти предпринимали всесторонние попытки изменить ситуацию.

В числе первых нормативных актов, регламентирующих труд заключенных в местах лишения свободы, после революции было Постановление Народного комиссариата юстиции (НКЮ) РСФСР от 24 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах», в соответствии с которым при тюрьмах образовывались «рабочие команды для производства необходимых государству работ, не превы-

шающих по тягости работы чернорабочего». Временная инструкция от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» впервые установила обязательность общественно полезного труда в местах лишения свободы3 и допустимость применения репрессий в отношении лиц, не желающих работать «без достаточных оснований». Расходы по их содержанию в полном размере зачислялись на их лицевой счет, при этом заключенный не мог выйти из тюрьмы до тех пор, пока не погасит иски, даже если срок его заключения истек.

Принятый в 1924 г. Исправительно-трудовой кодекс (ИТК) РСФСР также установил обязательность труда для всех способных к нему заключенных (ст. 52). Обязанность осужденных трудиться была сохранена в ИТК РСФСР 1933 г. (ст. 4) и ИТК РСФСР 1970 г. (ст. 37). Необходимо отметить, что сохранение обязанности осужденных трудиться было реально обеспечено, к тому прилагали всесторонние усилия и государство, и исправительно-трудовая система.

В процессе работы над новым Уголовноисполнительным кодексом Российской Федерации (УИК РФ) по поводу отмены обязанности осужденных трудиться разгорелись дискуссии. Прежде всего сторонники данного предложения подчеркивали, что сохранение обязанности трудиться означает применение принудительного труда. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 37) принудительный труд запрещен. В настоящее время мнения по поводу обязательности труда осужденных в науке и практике разделяются. Одни ученые говорят о необходимости сохранения данной нормы в зако-нодательстве4, другие - об ее отмене, предлагая рассматривать труд осужденных только как их право, то есть привлекать осужденных к труду по их желанию5 . Вместе с тем законодатель сохранил данную обязанность. Активная интеграция России в начале 90-х годов ХХ века в мировое сообщество способствовала обновлению российского уголовно-исполнительного законодательства, а также принятию обязательства последовательной реализации в законодательстве и практике общепризнанных международных норм, составляющих юридическую основу

международного сообщества, и прежде всего положений, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с Конвенцией международной организации труда (МОТ) № 29 «О принудительном и обязательном труде» (1930 г.) страны, ее подписавшие (в том числе Россия), обязаны не применять принудительный труд. Однако в тексте указанной Конвенции оговорено, что труд лиц, лишенных свободы, организуемый под надзором и контролем, разрешается (п. «с» ст. 2 Конвенции)6. В Международном пакте о гражданских и политических правах (1948 г.) указано, что «принудительным или обязательным не считается работа или служба, которые, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного решения суда, или лицо, условно освобожденное от такого наказания» (ст. 8). Кроме того, в Минималь -ных стандартных правилах обращения с заключенными, принятыми ООН в 1955 г. и являющимися нормативной основой обеспечения трудовой занятости заключенных в зарубежных странах, установлено, в частности, что все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психологическими способностями, удостоверенными врачом (пр. 71-76).

Трудовой кодекс Российской Федерации закрепил положение о запрещении принудительного труда (ст. 4). В этой же статье указано, что «для целей настоящего Кодекса принудительный труд не включает в себя работу, выполняемую вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров».

Таким образом, распространенная на осужденных специальная обязанность трудиться (ч. 1 ст. 103 УИК РФ) не противоречит ни Конституции РФ, ни международным нормативным правовым документам.

Неоспоримым аргументом сохранения в современных условиях обязанности трудиться для осужденных является и то, что, по данным статистики, самый высокий уровень преступной активности приходится на возраст 18-45 лет, то есть наиболее трудоспособный период жизни человека. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что в местах

лишения свободы сосредоточено огромное количество трудоспособного населения. Идея о необходимости развития у осужденных стремления жить за свой счет, окупать свое содержание лежала в основе использования каторжных работ со времен Петра I. При этом не забывалось и о нуждах государства, а в советский период система исполнения наказаний приносила колоссальную прибыль государству за счет установления жестких норм выработки и непомерных удержаний средств из заработной платы осужденных, за что и подвергалась критике со стороны специалистов пенитенциарного дела других государств. Рассматриваемый период истории уголовно-исполнительной системы содержит множество противоречивых составляющих, часть из которых достойна изучения и возможного внедрения в практику деятельности современных учреждений, исполняющих наказания, другая - в силу своего репрессивного характера неприемлема по определению. При этом надо четко осознавать, что только трудовая деятельность способствует выработке таких качеств человека, которые наиболее полно способствуют его адаптации в обществе. Кроме того, неполный охват осужденных общественно полезным трудом ведет к осложнению оперативной обстановки. И наоборот, трудовая занятость снижает число нарушений дисциплины в исправительных учреждениях, а также дает осужденным возможность зарабатывать деньги для погашения исков, оказывать помощь семье и т. п.

В настоящее время в условиях рыночных отношений, а также кризиса сложно обеспечить всех осужденных трудом. Проще было бы отказаться от обязательности их труда, но в интересах осужденных, их исправления сотрудники считают необходимым данную обязанность сохранить. Этот вывод подтверждает проведенный нами опрос заместителей начальников территориальных органов по производству 78 % из числа опрошенных считают необходимым сохранить данную норму в законодательстве.

В соответствии с законодательством обязанность трудиться не распространяется на осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет, а также осужденных, являющихся инвалидами 1-й

или 2-й группы, которые привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде и законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 2 ст. 103 УИК РФ).

Анализ законодательства ряда ведущих стран мира и деятельности их тюремных ведомств подтверждает необходимость обязательного труда осужденных.

Исполнение наказания в виде лишения свободы в США осуществляется в исправительных учреждениях, в систему которых входят федеральные тюрьмы, тюрьмы штатов и местные тюрьмы.

В тюрьмах местного уровня содержатся заключенные за мелкие нарушения, и ввиду коротких сроков лишения свободы к труду привлекается лишь незначительное их число. В тюрьмах штатов и федеральных округов сроки наказания позволяют привлекать к труду заключенных на более продолжительное время. Федеральным законом 1990 г. предписывается обязательность труда осужденных, содержащихся в федеральных тюрьмах7 .

Пенитенциарная система Великобритании состоит из центральных и местных тюрем. Это деление позволяет иметь достаточно гибкую сеть исправительных учреждений для различных категорий преступников8 . В местных пенитенциарных учреждениях (тюрьмах графств, городских тюрьмах) содержатся лица, ожидающие суда и вынесения приговора, а также некоторая часть осужденных на короткие сроки лишения свободы за малозначительные преступления.

Труд осужденных в Великобритании не является обязательным. При этом в соответствии с Правилами отбывания наказания лица, находящиеся в пенитенциарных учреждениях до вынесения судом приговора, могут привлекаться к труду, если они проявляют желание, а отбывающие в тюрьмах наказания, назначенные судом, должны привлекаться к труду.

Исполнение наказаний в виде лишения свободы в Германии осуществляется в учреждениях открытого и закрытого типа.

Учреждения, предназначенные для закрытого исполнения наказаний, должны осуществлять содержание заключенных под охраной. Учреждения открытого типа могут или ее не иметь, или иметь возможность применять минимальные меры против побегов.

Согласно пенитенциарному законодательству Германии труд заключенных не является обязательным. Однако заключенный должен обеспечиваться работой с учетом его способностей, подготовленности и наклонностей. До принятия единого уголовно-исполнительного закона трудовая занятость осужденных находилась в ведении учреждений, исполняющих наказания. С изменением задач уголовно-исполнительной системы изменилось и назначение труда осужденных. Он рассматривается не как составная часть наказания, а как неотъемлемая часть социально-педагогической работы с осужденными9 .

Правовой основой исполнения наказаний в Австрии является Закон от 26 марта 1969 г. об исполнении тюремных наказаний, в том числе лишения свободы и мерах по реабилитации и предупреждению правонарушений (Тюремный кодекс)10 .

Все заключенные тюремной системы Австрии обязаны трудиться. Такая же обязанность распространяется и на заключенных, содержащихся под стражей (арестом), за исключением случаев, когда это прямо определено судом. Следует подчеркнуть, что занятость осужденных предполагает возможность не только заработать, но и получить необходимые профессиональные знания и навыки, что, в свою очередь, станет залогом скорейшей ресоциализации осужденного и возвращения его в общество.

В ст. 9 Уголовного кодекса Японии, действующего с 1908 г., установлено, что основными наказаниями являются смертная казнь, лишение свободы с принудительным трудом, лишение свободы без принудительного труда, денежный штраф, условный арест и малый штраф11. Лишение свободы может быть назначено на срок от одного месяца до 15 лет.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказания в тюрьмах закрытого и открытого типов. Как и в большинстве зарубежных стран, труд считается одним из основных средств исправления. Вид его оп-

ределяется после изучения личности заключенного и зависит от срока назначенного ему наказания, здоровья, профессии, способностей, прогноза поведения в будущем.

Проблема привлечения осужденных к труду в условиях безработицы остается весьма актуальной не только в России, но и за рубежом. В Англии и ряде других стран Европы под общественно полезным трудом осужденных понимается не только занятость на производстве, но и работы по хозяйственному обслуживанию тюрем: уборка помещений, территории тюрьмы, стрижка газонов, уход за зелеными насаждениями и др.

В целях обеспечения трудом заключенных в Германии законом предусмотрена обязанность органов управления пенитенциарными учреждениями заботиться о том, чтобы каждый заключенный приобщался к труду. К решению этих вопросов привлекаются соответствующие федеральные органы, занимающиеся организацией труда. При учреждениях, исполняющих наказания, создаются производственные предприятия, на которых трудятся заключенные, а также соответствующие заведения для профессионального обучения. Поскольку в стране существует проблема безработицы, обеспечить всех заключенных работой непросто. Для решения этой проблемы в местах заключения создаются классы для обучения различным ремеслам. Обучение проводят опытные специалисты.

В заключение необходимо отметить следующее. Если в настоящее время государство думает о ресоциализации осужденных, их возвращении в общество и социальной адаптации, то оно обязано дать им возможность приобретения и закрепления трудовых навыков. Для этого необходима научно обоснованная система производственного обучения и трудовой адаптации осужденных к лишению свободы.

1 См.: Гернет М.Н. История царской тюрьмы. М., 1961. Т. 3. С. 388.

2 Детков М.Г. Наказание в царской России. Система его исполнения. М., 1994. С. 67-68.

3 См.: ГиляровЕ.М., МихайличенкоА.В. Становление и развитие ИТУ Советского государства (19171925 гг.): Учеб. пособие. Домодедово, 1990. С. 17.

4 См., напр.: Зубков А.И. Теоретические вопросы правового регулирования труда осужденных в советских исправительно-трудовых учреждениях. Томск,

1974; Дубровицкий Л.П. Правовое регулирование труда осужденных: Дис. ... канд. юрид. наук М., 1998; Минязева Т.Ф. Правовой статус личности осужденных в Российской Федерации. М., 2001; Шамсунов С.Х. Труд и социализация личности осужденных к лишению свободы в России: Монография. Самара, 2005.

5 См., напр.: Задорожный А.И. Правовые основания организации труда осужденных в России // Бюл. Минюста России. 2007. № 12; Баранов Ю.В. Ресоциализация осужденных к лишению свободы и освобождение от этого наказания: теоретико-методологические и правовые основы: Дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2008; Губенко А.В. Правовое регулирование трудовых отношений осужденных при отбывании наказания в виде лишения свободы. Ростов н/Д, 2006.

6 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1956. № 3.

7 См.: Шамсунов С.Х. Указ. соч. С. 153.

8 См.: Стручков Н.А., Шупилов В.П. Исполнение уголовного наказания в капиталистических странах (Англия, ФРГ): Учеб. пособие. М., 1978. Вып. 2. С. 3-37.

9 См.: Андреев Н.А., Морозов В.М., Ковалев О.Г. и др. Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): Учеб. пособие. М., 2001. С. 16.

10 См.: Доттер-Шиллер К. Тюремная система Австрии // Социальные и правовые проблемы зарубежной пенитенциарной науки и практики: Материалы меж-дунар. науч.-практ. конф. М., 2004. С. 9.

11 См.: Спицын В. Наказание и его исполнение в местах лишения свободы Японии // Преступление и наказание. 2004. № 12. С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.