2 О CD
О §
У §
ГО CD
ГО &
О С
о
<0
0
1
1 о
У
о §
о §
£
2 У
Ï ГО
а о
ISSN 1999-9917. ЧЕЛОВЕК: преступление и наказание. 2013. № 4 (83)
L.S. OVODKOVA*
УДК 343.819 ББК 67.409.01 О-32
TO THE QUESTION OF HUMAN RIGHTS
IN DETENTION CENTERS
Аннотация: в статье идет речь об особенностях обеспечения прав человека в условиях изолятора временного содержания, вносятся предложения по улучшениюусловий пребывания в них.
Ключевые слова: изолятор временного содержания, права человека, камера, условия
ЛЕЙЛА САРВАРОВНА ОВОДКОВА*
К ВОПРОСУ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ИЗОЛЯТОРАВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ
* Помощник прокурора (Железнодорожныйрайон г. Рязани) Е-mail: [email protected].
Annotation: this article deals with the peculiarities of human rights in detention centers, makes suggestions to improve the conditions of detention.
Key words: detention center, human rights, cell, conditions.
В своем докладе за 2012 г. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин отмечает, что в силу специфики мандата Уполномоченногоглавной задачей его является рассмотрение недостатков и проблем, а «не апология достижений государства в сфере соблюдения прав и свобод человека»1. Это в полной мере относится и к теме статьи.
Отмечая определенные движения в обсуждаемой сфере (положительная динамика в финансировании, наличие Концепции развития изоляторов временного содержания органов внутренних дел на 2012-2014 годы), следуетуказать на имеющиеся проблемы и меры по их разрешению, особенно меры субъективного характера, как правило, не требующие серьезных финансовых вложений. В статье использованы материалы, предоставленные уполномоченными по правам человека (35 субъектов Российской Федерации, в том числе: Республика Мордовия, Карачаево-Черкесская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Бурятия, Москва, Санкт-Петербург, Иркутская, Рязанская, Самарская, Саратовская области).
Анализ представленных материалов позволяет выделить два аспекта проблемы изоляторов временного содержания (ИВС): проблемы процессуального характера; материальные проблемы (условия содержания).
К первой группе проблем следует отнести, в частности, применение административного задержания для сбора доказательств обвинения в совершении преступления. Так, при изучении в 51-м отделе полиции Санкт-Петербурга протокола об административном правонарушении в отношении гражданина М. было установлено, что, находясь в общественном месте, он выражался грубой нецензурной бранью в адрес прохожих. В нарушение прямого предписания ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ
меры к получению объяснений у гражданина М. должностными лицами ОВД не были приняты, отметка об отказе от дачи объяснений в протоколе об административном правонарушении также отсутствовала. Протокол об административном задержании не пронумерован. Рапорты сотрудников органа внутренних дел о задержании не датированы. Согласно протоколу об административном правонарушении данный гражданин был обвинен в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Однако в отделе полиции на момент проверки имелся материал по факту угона транспортного средства, за рулем которого на момент задержания находился именно этот гражданин. Таким образом, имеются определенные основания полагать, что административное задержание М. было фиктивным и применялось на период сбора доказательств обвинения его в совершении преступления, предусмотренного ст. 166 УК РФ.
При административном задержании не всегда берутся объяснения у задержанных, не фиксируются факты отказа от дачи объяснений должностными лицами. В протоколах об административном задержании не указываются данные о документе, удостоверяющем личность задержанного. В них отсутствуют подписи о разъяснении задержанным прав, предусмотренных пп. 3, 5 , 7 ст. 14 Федерального закона« О полиции», а также процессуальных прав в ходе производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, или отметки об отказе от подписи в соответствующих графах.
Основную долю рассматриваемой проблемы составляют вопросы условий содержания подозреваемых и обвиняемых, административно задержанных:
- отсутствие должного медицинского и санитарного обеспечения, лицензирования медицинской деятельности (Ивановская, Псковская, Амурская области; в Республике Бурятия оно осуществлено только в двух ИВС); душевых кабин, санпропускников с дезинфекционной камерой (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Брянская, Иркутская области), санитарных узлов (в Республике Бурятия в 12 из 19 ИВС подозреваемые и обвиняемые выводятся в туалет в прогулочные дворы, в ночное время в камеры выдаются ведра с крышками);
- вопрос раздельного содержания курящих и некурящих( конституционное право на здоровье). Данная проблема еще больше актуализируется в связи с принятием Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья
граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Закон провозглашает; в частности, такие принципы охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, как: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающеготабачного дыма и последствий потребления табака; предупреждение заболеваемости, инвалидности, преждевременной смерти населения, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потребления табака;
- во многих случаях не соблюдаются сани -тарные нормы площади камеры, приходящейся на одного человека. В изоляторах временного содержания ОМВД России по Пушкинскомурай-ону Санкт-Петербурга общая площадь камер составляет 26 м2, лимит мест в изоляторах временного содержания 26 человек. Данная проблема имеет место в Брянской области.
В Самарской области в 11 камерах из 34 ИВС отсутствуют индивидуальные спальные места, задержанные вынуждены спать все вместе на одних общих нарах.
Имеют место случаи, когда задержанные размещаются в камерах, не имеющих не только принудительной вентиляции, но и естественного освещения. В них нет окон и камера напоминает каменный мешок (Смоленская область).
Серьезные проблемы имеют место при этапировании арестованных, задержанных из районов в районы. При перевозке задержанным и сотрудникам конвойных подразделений причиняются значительные неудобства. Физическое и психоэмоциональное состояние людей, перевозимых в летнюю жару или зимний холод в металлических отсеках спецтранспорта, подвергается серьезным нагрузкам, способным негативно отразиться на их здоровье в дальнейшем.
Представляется, что для обеспечения прав и свобод граждан в полном объеме необходимо, чтобы изоляторы временного содержания были во всех районах субъекта РФ, где имеются органы дознания, предварительного следствия, суды.
В числе других недостатков следует отметить:
1) отсутствие в камерах тумбочек для хранения личных вещей, столов, скамеек по лимиту мест в камере, вешалок для верхней одежды, полок для туалетных принадлежностей, радиоприемников, кнопок для вызова дежурного; должным образом оборудованных прогулочных дворов (в Иркутской области в 10 из 26 ИВС они вовсе отсутствуют); в связи с аварийным состоянием прогулочного двора в г. Дятьково (Брянская область) прогулки не проводятся с февраля 2010 г.);
■ö ш
1
с
■с §
I
о §
0 ■с (D
1 I О О)
о о
ш
со
ш §
■с
S
о
со
(D
3
2 О CD
О §
У §
ГО CD
ГО &
О
с о
<0
0
1
1 о
У
о §
о §
2 У
ГО
а о
2) отсутствие естественного освещения и принудительной приточно-вытяжной изоляции;
3) в целом в ряде случаев лица, содержащиеся в изоляторах временного содержания, не обеспечиваются должной информацией (отсутствуют информационные стенды, разъясняющие права подозреваемых и обвиняемых, информация о порядке обжалования действий должностных лиц, адреса вышестоящих организаций, прокуратуры, суда, сведения об уполномоченном по правам человека). Надо ли говорить, что отсутствие соответствующей информации, размещенной в доступных для подозреваемых и обвиняемых местах и в наглядной форме, не позволяет надлежащим образом реализовать право указанных лиц получать информацию о своих правах и обязанностях.
Отдельная тема - условия содержания административно задержанных. Это можно продемонстрировать на конкретном, к сожалению, характерном примере в Пушкинском районе Санкт-Петербурга при дежурной части ОМВД имеются четыре камеры для административно задержанных лиц площадью по 3 м2 каждая, в каждой камере имеется одна деревянная скамья длиной не более 160 см, которая в ночное время служит кроватью. В камерах в дневное время может содержаться до 10-12 человек, что не соответствует требованиям Положения об условиях содержания лиц, задержанных за административные правонарушения, нормах питания и порядке медицинскогообслужи-вания таких лиц, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 октября 2003 г. № 627. Так, в соответствии с п. 11 Положения норма площади для одного задержанного должна составлять не менее 2 м2. В ночное время постельным бельем и спальными принадлежностями администра -тивно задержанные не обеспечиваются ввиду отсутствия спального места.
По нашему мнению, улучшению состояния дел в изоляторах временного содержания могли бы способствовать:
1. Систематическое посещение изоляторов временного содержания Уполномоченным по правам человека в субъектах РФ; рассмотрение вопроса об условиях содержания в изоляторах временного содержания на коллегиях (совещаниях) УМВД с участием Уполномоченного и общественных наблюдательных комиссий.
2. Внесение изменения в п. 21 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых орга-
нов внутренних дел в части размещения курящих и некурящих подозреваемых и обвиняемых не как возможности, а как обязательной нормы.
3. Принятие дополнительных мер УМВД России субъектов РФ по:
- завершению лицензирования медицинской деятельности ИВС;
- устранению недостатков, не требующих дополнительного финансирования (оборудование прогулочных двориков, выгораживание санузлов, обеспечение качественной питьевой водой, естественным освещением и др.);
- обновлению информационных стендов с указанием в том числе точных адресов: Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, Общественной наблюдательной комиссии.
4. Принятие в целях формулирования общих подходов к решению задач по защите прав человека при нахождении в ИВС дополнительных мер, направленных на совершенствование сотрудничества между уполномоченнымии органами внутренних дел. Для этого следует закрепить основные направления взаимодействия между данными государственными органами, выработать рекомендации по осуществлению согласованных мероприятий в целях решения практических задач в области обеспечения прав и свобод человека в условиях принудительной изоляции, разработать механизм реализации совместных действий для обеспечения их практического применения.
5. Разработка унифицированной программы курса «Права человека в деятельности органов внутренних дел» в целях предоставления возможности всем сотрудникам органов внутренних дел, в том числе слушателям и курсантам образовательных учреждений системы МВД России, овладеть знаниями в сфере прав человека в условиях принудительной изоляции, понять универсальность этих прав.
6. Введение в структуру МВД России в целях защиты и охраны прав граждан, содержащихся в изоляторах временного содержания, и сотрудников, работающих в них, а также обеспечения координации деятельности по взаимодействию органов внутренних дел с уполномоченными должности уполномоченного по правам человека с возложением на него в том числе функции по повышению правового уровня сотрудников органов внутренних дел в области прав человека.
Список использованной литературы
1 Доклад Уполномоченного^ правам человека в РоссийскойФедерации за 2012 год. М., 2012. С. 6.