Научная статья на тему 'К вопросу о повышении языковой компетентности государственных служащих'

К вопросу о повышении языковой компетентности государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ СЛУЖАЩИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБЩЕНИЕ / БИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заслонкина О. В.

В статье автор раскрывает роль и особенности билингвального образования государственных гражданских служащих. Важность изучения данной проблемы обусловлена не только практической необходимостью совершенствования профессионального развития кадров государственной службы, но и недостаточной ее освещенности в научной литературе. По мнению автора, процессы обновления современной системы государственного управления требуют радикального изменения форм и методов воздействия на все сферы жизни общества, что, в свою очередь, объективно определяет возрастание требований к государственным гражданским служащим.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Заслонкина О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о повышении языковой компетентности государственных служащих»

УДК 378:81'243:35.08

Заслонкина О.В.,

кандидат социологических наук, доцент кафедры «Социальная работа и педагогика профессиональной деятельности» Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ

к вопросу о повышении

языковой компетентности

государственных служащих

В статье автор раскрывает роль и особенности, билингвального образования государственных гражданских служащих. Важность изучения, данной проблемы, обусловлена не только практической необходимостью совершенствования, профессионального развития, кадров государственной службы,, но и недостаточной ее освещенности в научной литературе.

По мнению автора, процессы, обновления современной системы, государственного управления требуют, радикального изменения форм и методов воздействия на все сферы жизни общества, что, в свою очередь, объективно определяет, возрастание требований, к государственным гражданским, служащим..

Ключевые слова: государственная. служба, государственный гражданский служащий, профессиональное образование, профессионализм, профессиональное развитие, языковая компетентность, межкультурное общение, билингвальное образование.

Процессы радикального обновления современной системы государственного управления, в том числе модернизация государственной службы России, предъявляют повышенные требования качеству подготовки государственных гражданских служащих, способных к продуктивному труду в различных социальных сферах. Формирование профессионально подготовленных кадров определяется необходимостью качественного обновления данной категории специалистов, привлечения в профессиональную деятельность наиболее талантливых людей, обладающих высоким личностным потенциалом, стремлением к самообразованию, обогащению своего научного багажа.

Гарантом востребованности и успешной адаптации выпускников вузов является реализация главного требования, предъявляемого к специалисту современным обществом, — умения применять научные знания, полученные в вузе, на практике. Согласно проводимой в настоящее время реформе высшего профессионального

образования, высшая школа должна ориентироваться не на подготовку «функционера», а на становление познавательной активности и перестройку мыслительной деятельности студентов, в основу которой будет положено обучение интеллектуальным умениям, привитие навыков диалектического мышления.

Такая переориентация образовательного процесса, безусловно, влечет за собой смену ориентиров в главной цели и содержании образования. Основной целью образования по каждой дисциплине должно являться не просто получение знаний и их воспроизводство, но прежде всего формирование информационной культуры будущего государственного гражданского служащего, развитие его системного мышления.

Активная интеграция экономики стран СНГ в мировую экономику способствует формированию лавинообразного спроса на специалистов со знанием английского языка. Английский язык является государственным языком в двадцати странах мира, а более чем в семидесяти странах используется в качестве официального или второго официального языка. Вполне очевидно, что профессиональный уровень владения английским языком становится макроэкономическим фактором для будущего государственного гражданского служащего.

Обусловленная социальным заказом общества разработка вопросов обучения иностранным языкам, в том числе английскому языку, в неязыковом вузе остается на сегодняшний день одной из самых актуальных проблем преподавания иностранных языков. Согласно современной концепции обучения иностранному языку в неязыковом вузе, основным назначением предмета «иностранный язык» является формирование языковой компетентности, позволяющей осуществлять межкультурное общение с носителями языка, общаться посредством новых информационных технологий, иметь доступ к многообразию мировой культуры и политической жизни.

Одним из эффективных способов развития межкультурного общения яв-

ляется билингвальное образование. Оно заключается в обучении студентов с помощью специально разработанных образовательных программ, в которых родной и иностранный языки выступают в качестве средства обучения и профессионального развития. Применительно к подготовке государственных гражданских служащих билингвальное образование предполагает знакомство будущих специалистов с деятельностью мирового профессионального сообщества, включающего профессиональное национальное сообщество и профессиональное сообщество страны изучаемого языка, чего невозможно достичь без взаимодействия образовательных программ по иностранному языку и дисциплинам профессионального цикла. Ключевым моментом билингвального образования является, таким образом, изучение иностранного языка не просто в качестве учебного предмета, а использование его в качестве средства обучения в преподавании неязыковых предметов. При этом в рамках билингвального образования студенты будут овладевать основами профессиональной деятельности зарубежных коллег — специалистов.

Вследствие быстрого обновления научно-технической информации, переоценки общепризнанных ценностей, происходящих в науке и культуре, а также из-за появления новых требований, которые диктуют нам условия рыночной экономики, невозможно передать будущему специалисту относительно законченную систему знаний и подготовить его лишь как исполнителя заранее известных функций. Для современного человека характерно то, что он живет в постоянно изменяющейся окружающей обстановке. С каждым годом наблюдаются темпы роста источников информации. Ученые подсчитали, что к моменту окончания вуза ребенком, родившимся сегодня, объем информации возрастет в четыре раза, а когда ему исполнится 50 лет — более чем в тридцать раз.

Таким образом, хотелось бы отметить, что эффективность процесса извлечения информации и последующего ее использования в профессиональной деятельности

государственного гражданского служащего зависит от того, насколько хорошо он, будучи студентом, овладел совокупностью языковых знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять межкультурное взаимодействие в соответствии с языковыми нормами изучаемого языка в сфере профессиональной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Королев А. Современная российская молодежь: проблемы и суждения // Власть. 2008. № 10. С. 91-93.

2. Миронов С. Ставка на молодежь // Обозреватель. 2009. № 4. С. 7-10.

3. Марар О.И. Влияние социально-экономической и культурной среды на выбор специальности молодежью: региональный аспект // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 6. С. 279-285.

4. Молодежь и социально-экономическое развитие региона: проблемы и перспективы их решения: Материалы конференций / Под ред. О.Н. Андреевой, Е.М. Лукиновой. Тамбов: Изд-во ИП Чес-нокова А.В., 2010. 224 с.

Zaslonkina O.V., e-mail: vestnik.gmu@yandex.ru

Associate professor of the department "Social work and pedagogy of professional activity" of the Orel branch of RANE and CS under the President of the RF, Candidate of Sociological Sciences, associate professor ON THE QUESTION OF IMPROVING LANGUAGE COMPETENCE OF CIVIL SERVANTS

In the article the author reveals the role and characteristics of bilingual education of civil servants. The importance of studying this problem is caused not only by a practical necessity to improve the professional development of civil service personnel, but also the lack of its study in the scientific literature.

The author believes that the renewal of a modern system of state government requires a radical change in the forms and methods of influence on all aspects of society, which, in its turn, objectively determines the increase of requirements to state civil servants.

Key words: public service, civil servant, professional education, professionalism, professional development, language competence, intercultural communication, bilingual education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.