Николай Егорович Егоров,
кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий отделом региональной инновационной экономики ФГНУ «Институт региональной экономики Севера» (ИРЭС).
Михаил Васильевич Николаев,
доктор экономических наук, доцент, первый заместитель директора ФГНУ«ИРЭС».
Н. Е. Егоров, М. В. Николаев
«Для новой экономики нужен принципиально иной подход: экономика стимулов к инновациям, а не экономика директив».
Д.А. Медведев
В последнее время из созвучных четырех слов, начинающихся на «и» (инновации, инвестиции, институты, инфраструктура), первое встречается в повседневных общественно-политических публикациях и в выступлениях политиков и экономистов, вероятно, гораздо чаще, чем остальные. Все согласны в одном - инновации необходимы. Но не все понимают, что означает этот термин, каков его смысл. Как отметил в своей статье научный обозреватель «Известий» С. Лесков, «про инновации говорят чаще, чем о футболе, но каждый под инновациями понимает чт о-т о свое» [1]. Социологический опрос, проведенный сравнительно недавно Всероссийским центром изучения общественного мнения, показал, что в России 47% опрошенных толкуют этот термин по-разному, а 53%, вообще, не понимают его значения [1].
На латинском языке слово «novator» означает обновитель, т.е. человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в какой-либо области деятельности. С английского языка
слово «innovation» переводится на русский как инновация, нововведение, новшество. Большинство ученых считает данные понятия синонимами, но некоторые пытаются найти смысловые различия в этих терминах (рис. 1).
Многие полагают, что инновации - это прерогатива высокотехнологичных компаний. В действительности инновации возможны в любой области человеческой деятельности. В американском городе Помпано Бич (штат Флорида) установлен даже памятник, символизирующий дух инноваций «Spirit of Innovation».
Основоположником теории инноваций считают австрийского экономиста Й. Шумпетера. Он в своей работе «Теория экономического развития», изданной в 1912 г., рассматривал инновацию (новые комбинации) как средство предпринимательства для получения прибыли. Позднее, в 30-х годах ХХ в., Й. Шумпетер выделил пять типичных изменений в экономическом развитии, основанных на инновациях: использование новой техники, новых технологических про-
На фото вверху - размеры видеокамеры, созданной с использованием инновационной технологии, сопоставимы со спичечной головкой.
НОВШЕСТВО
Практ ическое использование
Дост игнут ая
НОВОВВЕДЕНИЕ Эффект ивност ь
ИННОВАЦИЯ
Рис. 1. Взаимосвязь понятий [7].
цессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа); внедрение продукции с новыми свойствами; использование нового сырья; изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения; появление новых рынков сбыта.
Анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что на практике термин «инновация» часто используется применительно не только к новой технике, но и к любым другим сферам человеческой деятельности (управлению, образованию, науке, медицине, военному делу и т.д.). В связи с этим в настоящее время имеются следующие трактовки термина «инновация» [1 - 7]:
1) процесс реализации новой идеи в любой сфере жизнедеятельности человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект;
2) вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, содержащих новые, в том числе научные, знания с целью удовлетворения общественных потребностей или получения прибыли;
3) конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффектов;
4) нововведения в любой сфере человеческой деятельности, направленные на необходимое и достаточное выполнение следующих условий:
- использование частично или полностью охраноспособных, т.е. защищённых патентным, авторским и информационным правом, предметов труда или ноу-хау;
- обеспечение выпуска охраноспособных товаров или услуг;
- использование таких предметов труда и ноу-хау или выпуск таких товаров и услуг, которые, в соответствии с установленными нормами, признаются соизмеримыми с мировым уровнем;
- обеспечение значительного потребительского эффекта.
В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, нового подхода в социальной, управленческой и других сферах.
Более емкое определение слову «инновация» дал в своей научно-популярной книге Элейн Дандон: «Инновация - это прибыльная реализация творческой ст ра-тегии» [5, с. 20]. По его определению, любая инновация должна включать в себя четыре ключевых компонента:
1) креативность (содержать новую идею,);
2) реалистичность ('перспективность воплощения идеи в виде конкретных продуктов и услуг);
3) ст ратегичность (выяснение того, насколько реализация идеи будет являться полезной и успешной в долгосрочной корпоративной деятельности);
4) прибыльность (определение экономической эффективности производства от реализации новой и полезной идеи).
В массе своей «инновация» восходит к терминам определения технических изделий принципиально нового, не имеющего аналога, типа (рис. 2). Однако это понятие стали использовать не только в технике, но и для обозначения нововведений в социальной жизни. В связи с этим в настоящее время используются два основных понимания инноваций, различающихся функционально:
- технологические инновации - производство нового или эффективного продукта, изделия, техники, разработка новых или усовершенствование существующих технологических процессов;
- социальные инновации - процесс обновления социальных сфер жизни человека (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
Девиз инновации - «новое и иное» - характеризует многоликость этого понятия. Так, инновация в сфере обслуживания - это новшество в производстве, предоставлении и потреблении услуг или в их организации и управлении. Нововведения далеко не всегда базируются на изобретениях и открытиях. Есть нововведения, которые основываются на идеях. Так, даже некоторые технические инновации не могут соперничать с такой идеей, как, например, продажа товаров в рассрочку, использование
Рис. 2. Мобильная погодная станция «Weather Report S» для определения сост ояния и прогноза погоды - идеальный помощник в дальних пут ешествиях и командировках.
которой буквально преобразило экономику многих стран. Примерами могут служить также появление застежек типа «молния», шариковых авторучек, баллончиков с аэрозолями, колец-открывалок на банках и реализация многих других идей.
Если определить экономическую сущность понятия «инновация» как процесса создания новшеств, приводящих к коммерческому успеху на рынке, то в рамках этого взгляда инновация не является таковой до того момента, пока она не внедрена и не начала приносить прибыль. Этот процесс коммерциализации результата интеллектуального труда называется инновационной деятельностью, т.е. работа по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования. В пол-ном объеме инновационная деятельность включает разработку, освоение и производство, а также реализацию нового продукта и т.д. Основные стадии инновационной деятельности представлены на рис. 3.
Рис. 3. Основные стадии инновационной деят ельности. (http://www.dist-cons.ru/modules/innova/section1.html).
Рис. 4. Новинка для селян, огородников, дачников и авт олюбит елей - компактный переносной водонагреват ель с душевой лейкой.
Таким образом, анализ существующих понятий термина «инновация» позволяет сформулировать определение этого термина следующим образом: инновация -эт о практическая реализация новшеств, позволяющих получить экономическую выгоду или новый социальный эффект в любой сфере человеческой деятельности.
Непременными свойствами инновации являются его новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность и социальная значимость). Инновация также должна обязательно отвечать запросам потребителей (рис. 4).
Лит ерат ура
1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В. К вопросу о термине «инновация» // Труды лаборат ории В.Н. Лившица. -М.: ЦЭМИ РАН, 2009. - Электронный ресурс: http://www. labrate. ru/articies/azgaidov-kostin_ dokiad_2009-2_about-innovation.htm.
2. Бездудный Ф.Ф., Смирнова Г.А., Нечаева О.Д. Сущность понятия инновация и его классификация // Инновации. -1998. - № 2(3). - C. 10-18.
3. Винокуров В.И. Основные термины и определения в сфере инноваций // Инновации. - 2005. - № 4. -С. 6-22.
4. Волынкина М.В. Правовая сущность термина «инновация» //Инновации. -2006. - № 1. - С. 64-69.
5. Дандон Э. Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду / Пер с англ. С.Б. Ильина; под общ. ред. М.Б. Шифрина. - М., 2006. - 304 с.
6. Кулагин А.С. Немного о термине «инновация» // Инновации. -2004. - № 7. - С. 56-59.
7. Трубицына Н.О. Понятие и виды инноваций. -Электронный ресурс: http://www.ekportai.ru/page-id-713.html.