Научная статья на тему 'К вопросу о понятии принципа демократизма в уголовно-исполнительном праве'

К вопросу о понятии принципа демократизма в уголовно-исполнительном праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1270
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ДЕМОКРАТИЗМА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии принципа демократизма в уголовно-исполнительном праве»

4.11. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ПРИНЦИПА ДЕМОКРАТИЗМА В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ

Королев Р. В., старший преподаватель кафедры боевой и физической подготовки

Уфимский юридический институт МВД России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее УИК РФ) в ст. 8 закрепил основные принципы уголовно-исполнительного законодательства, причем сделано это было впервые в истории развития пенитенциарного законодательства России. Среди них важное место в уголовно-исполнительном праве и практике деятельности учреждений и органов исполняющих наказания, занимает принцип демократизма, который относится к числу общеправовых принципов.

Данный принцип, рецепиируемый в уголовноисполнительном праве, сохраняет свое сущностное содержание, но вместе с тем приобретает специфику, которая обуславливается необходимостью обеспечить особенности правового регулирования общественных отношений при исполнении уголовных наказаний.

Исходя из анализа литературных источников, определения принципу демократизма исправительнотрудового права дано не было. Авторы лишь показывали, что принцип демократизма был выражен в положениях Основ исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик, и в этих правовых нормах выражены основные проявления принципа социалистического демократизма составляющие его содержание в исправительно-трудовом праве.

Так например, в свое время И.А. Сперанский, раскрывая принцип социалистического демократизма, указывал, что им является подлиннонародная сущность институтов и норм исправительно-трудового права, демократический характер организации и деятельности органов, исполняющих наказания, основанных на принципе демократического централизма, демократическая сущность исправительно-трудового воздействия и процесса общественного воздействия и воспитания, признания осужденного субъектом исправительно-трудовых правоотношений, участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных и в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов, исполняющих наказания, соблюдения законности при исполнении наказания1.

1 См.: Сперанский И.А. «Принципы Советского исправительнотрудового права». Автореф. Дис. ... д-ра юрид. наук. М. 1970.

В свою очередь, А.Е. Наташев, определял принцип демократизма следующим образом:

1) что законы, регулирующие порядок исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительнотрудового воздействия, выражают волю народа;

2) что основное содержание принципа демократизма, применительно к исправительно-трудовому праву, составляет положение о том, что исправительно-трудовое законодательство исходит из равенства всех осужденных перед законом;

3) что проявлением принципа демократизма в исправительно-трудовом законодательстве является один из основных отраслевых принципов участия общественности в исправлении и перевоспитании осужденных2.

С принятием Уголовно-исполнительного кодекса до сих пор, законодательно не закреплено определение принципа демократизма, наряду с другими принципами он лишь перечислен. По мнению В.И. Селиверстова, такое решение вполне обосновано, так как в процессе разработки УИК у членов рабочей комиссии возникли расхождения в трактовке их содержания3. Поэтому было принято компромиссное решение - не определять содержание принципов, предоставив возможность для их доктринального толкования.

Таким образом, для полного определения принципа демократизма в уголовно-исполнительном праве, по нашему мнению необходимо рассмотреть содержание данного принципа в различных отраслях права и юридических науках.

Понятие принципа демократизма в общей теории права является общепризнанным, означающим, что законодательство адекватно отображает волю народа (общую волю), формируется через демократические институты народовластия.4 Важное значение имеет данный принцип в правотворческой практике. Нужно законодательствовать в соответствии с общественным мнением. «Дело не только в том, что это демократично, как отмечает Ж. Карбонье, - здесь важен также практический довод, а именно: соответствуя общественному мнению, закон имеет наибольший шанс стать эффективным. Бентам в свое время заметил, что даже деспоты чувствительны к такому доводу»5.

В.К. Бабаев рассматривает народный и демократический характер правотворчества в качестве самостоятельных его принципов6. Полагаем, что это все-таки отдельные аспекты данного принципа - демократизма правотворческой практики.

В общем плане под принципом демократизма можно понимать народовластие. В правотворчестве

2 См.: Наташев А.Е.. «Теоретические основы Советского исправительно-трудового законодательства». Автореф. Дис. ... д-ра юрид. наук. М. 1973.

3 См.: Селиверстов В.И. /Принципы Уголовно-исполнительного законодательства и права/ Проблемы теории наказания и его исполнения в новом УК и УИК (материалы научной конференции). МВД РФ. ВНИИ. - М., 1997. С. 15.

4 Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. С.135.

5 Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1994. С. 355.

6 См.: Общая теория права / Под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород.

1993. С . 305-306.

БИЗНЕС В ЗАКОНЕ

4’2007

он проявляется в широком участии общественных объединений, движений, трудовых коллективов, граждан в формировании правовой политики и совершенствовании законодательства. В реализации права показателем демократизма является порядок образования и функционирования правоприменительных и правоохранительных органов, степень их доступности для граждан, уровень юридической помощи населению.

Принцип демократизма заключается и в том, что в основе права, должны лежать общие блага, а законы выражать волю и интересы подавляющего большинства общества. Демократизм предполагает участие населения в формировании этой воли, закреплении ее в процессе правотворчества, максимальный учет общественного мнения на всех этапах этого процесса, осуществление правотворческих полномочий и деятельности населения через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления, демократические процедуры разработки, обсуждения, принятия и обнародования правотворческих решений.

В социологии под демократией понимается форма государственного устройства, при котором осуществляется правление народом7.

В уголовной политике, по мнению С. С. Босхолова, принцип демократизма означает, прежде всего, широкое участие граждан и их объединений в реализации задач уголовной политики. Кроме того, в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни необходимы как прямое участие граждан, так и их воздействие на деятельность государственного аппарата, органов уголовной юстиции с помощью гласности и максимально возможной открытости этой деятельности, постоянного учета общественного мнения, развития гражданского контроля.

Полагаем, принцип демократизма в уголовноисполнительном праве можно рассматривать в широком и узком смысле.

В широком смысле принцип демократизма в УИП состоит в привлечении граждан к делам государства, развитии их социально-правовой активности и инициативы, навыков самодеятельности и самоуправления, учете мнения при принятии государственных и иных решений.

Так, в Уголовно-исполнительном кодексе устанавливаются определенные правовые основы и закрепляются гарантии участия общественных формирований в реализации такой специфической государственной функции, как исполнение уголовного наказания. В ч. 2 ст.9 УИК к основным средствам исправления осужденных отнесено оказание общественного воздействия на осужденного. В соответствии с этим последующие нормы кодекса закрепили возможность участия общественных объединений в исправлении осужденных, в содействии учреждениям и органам,

7 См.: Современная западная социология словарь под руководством д.ф.н. профессора Ю.Н. Давыдова М., 1990. С. 82.

исполняющим наказания, и по контролю за их деятельностью (ст.23 УИК РФ).

В узком смысле принцип демократизма, прежде всего, реализуется в признании осужденного субъектом уголовно-исполнительного права. Следует отметить, что впервые Н.А. Стручков8 одним из специфических принципов исправительно-трудового права стал считать признание осужденного субъектом определенных прав и обязанностей. Вместе с тем, в международном пакте о гражданских и политических правах (ст.16) подчеркивается, что «каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъективности». Значимость данного положения определяется в первую очередь тем, что осужденный (особенно к лишению свободы) существенно ограничивается в правах и поэтому нуждается в определенной социальной и правовой защищенности. В узком смысле принцип демократизма - это участие самих осужденных в воспитательном процессе.

Таким образом, под понятием принципа демократизма в уголовно-исполнительном праве, по нашему мнению, целесообразно понимать, руководящие начала (идеи), закрепленные в нормах уголовноисполнительного законодательства, в виде участия граждан в деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания и участие самих осужденных в воспитательном процессе, которые отражают содержание уголовно-исполнительного законодательства и объективируются в нормотворческой и правоприменительной деятельности органов государства, а также в процессе реализации норм уголовно-

исполнительного права другими субъектами уголовно-исполнительных правоотношений.

Представляется, что в приведенном определении нашло свое отражение: понимание принципа демократизма в праве как основополагающую правовую идею, его волевой характер, особая форма выражения, а также специфическая особенность принципа демократизма уголовно-исполнительного права, обусловленная спецификой его предмета правового регулирования. Это обусловлено тем, что, во-первых, принцип демократизма, как впрочем все остальные принципы, определяет построение и содержание особенной части УИК РФ, где регулируется исполнение конкретных видов наказаний.

Во-вторых, данный принцип влияет на содержание институтов и норм УИК, а также создает ориентиры для иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих исполнения различных видов наказания.

В-третьих, через систему норм и путем непосредственного воздействия принцип демократизма влияет на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу открытости уголовноисполнительной системы, реализации прогрессивных

8 См.: Стручков Н.А. Советская исправительно-трудовая политика и ее роль в борьбе с преступностью. - Саратов, 1970.

идей законности, гуманизма, равенства перед законом и др.

Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.