Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20
УДК - 342
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРОИЗВОДСТВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАК НАУЧНОЙ КАТЕГОРИИ
В.Н. САМСОНОВ11 Е.В. САМСОНОВА21
В статье на основе теории юридической деятельности и действующего законодательства рассмотрены признаки конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, с учетом которых сформулированы и обоснованно комплексное определение и признаки этого производства.
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
Ключевые слова: юридический процесс, конституционный процесс, конституционное производство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, юридическая деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, процессуальные отношения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
1)e-mail: [email protected]
2)e-mail: [email protected]
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ наделены законом широким кругом полномочий, которые отражают их юридические возможности, их юридический потенциал. Реальная же сила этих органов обнаруживается в их юридической деятельности, в которой проявляется их сущность.
Без нее законодательные (представительные) органы государственной власти не способны выполнять стоящие перед ними задачи, а в случае несоответствия ее закону могут задерживать поступательное развитие нашего общества и государства по пути демократии и свободы.
В целях превращения юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ в упорядоченный процесс реализации их полномочий, о которых говорит закон, важное значение имеет создание на основе соответствующих выводов юридической процессуальной науки и действующего законодательства теории конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Решение этой важной задачи науки конституционного права следует начинать с разработки понятия данного производства, поскольку оно составляет главное в данной теории и дает необходимый импульс для иных процессуальных исследований юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Не менее существенным фактором, непосредственно определяющим необходимость исследования конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, является состояние разработки этой проблемы в отечественной науке конституционного права. В последнее время основное внимание сосредоточено на характеристике процессуальных аспектов правотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Есть даже диссертационная работа, посвященная «Производству по принятию нормативно-правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ»1. Однако пока не стали предметом научного внимания другие виды юридической деятельно-
1 Лукьянчикова Е.Ф. Производство по принятию нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ: дис. ... на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. - Белгород, 2009.
сти законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (учредительная, контрольная и т.д.). Вне поля зрения ученых конституционного права остаются и общие проблемы юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, к которым мы прежде всего относим вопрос о понятии конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Необходимость разработки понятия конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ подтверждается и состоянием законодательства, регулирующим отношения этого производства. Его нормы должным образом не кодифицированы. При этом в них нет необходимых процессуальных терминов и определений, что заметно осложняет процесс реализации полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
В целях преодоления ситуаций, сложившихся в исследовании и правовом регулировании юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, рассмотрим и охарактеризуем понятие конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Однако, прежде всего, выскажем иное отношение к термину «Конституционное производство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ», поскольку в науке конституционного права он применяется впервые.
Необходимость использования наименования «Конституционное производство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» в науке конституционного права обусловлена следующими обстоятельствами. Оно: 1. Подчеркивает связь юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ с другими юридическими процессами и производствами и тем самым создает необходимые предпосылки для рационального применения опыта их исследования в процессе познания конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. 2. Создает теоретическую основу для разработки комплексного определения конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, охватывающего, как будет показано далее, юридическую деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, процессуальные отношения законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ; процедуры конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. 3. Дает необходимый импульс для познания тех конституционных производств, из которых это производство состоит: «Учредительного конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ», «Контрольное конституционное производство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ» и т.д.
Понятие «конституционное производство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ». Оно должно быть производным от родового понятия «конституционный процесс» и наиболее общего определения «юридический процесс».
В науке конституционного права накопились ценные знания о природе и специфике отдельных конституционных процессах и производствах: конституционном судебном процессе; законодательном процессе; избирательном процессе; производстве законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ по принятию нормативно-правовых актов и т.д. В то же время сам термин «конституционное производство» выпадает, по словам Н.С. Волковой и Т.Я. Хабриевой, из арсенала строго юридической лексики и отождествляется со всем демократическим ходом разработки, принятия и реализации Конституции Российской Федерации2. К сказанному можно добавить и то, что в науке конституционного права до сих пор нет и развернутого научно обоснованного юридического определения «конституционный процесс», выступающего основой познания всех процессуальных
2 Волкова Н.С., Хабриева Т.Я. Правовые позиции конституционного суда Российской Федерации и парламент. - М.: Норма, 2005. - С. 9-11.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20
аспектов конституционного права. Не могут выполнять роль этой основы и те определения конституционного процесса, которые отождествляют его только с конституционным судебным процессом3, поскольку оставляет вне поля зрения ученых конституционного права другие конституционные процессы и производства и лишает их возможности разработать и обосновать предложения по кодификации процессуальных норм конституционного права.
Нецелесообразно, на наш взгляд, формулировать понятие конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ исходя из определений ученых конституционного права, понимающих под процессуальными аспектами конституционного права порядок деятельности субъектов государственного права4, поскольку, как будет показано далее, этот порядок относится лишь к одному из процессуальных компонентов рассматриваемого конституционного производства.
Из сказанного о подходах к характеристике конституционного процесса следует, что в науке конституционного права еще нет того его понятия, которое можно взять за основу разработки конституционного производства законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Поэтому решим эту важную задачу науки конституционного права, исходя из соответствующего понятия юридического процесса.
В юридической науке вопрос о таком понятии является дискуссионным. Так, Е.Г. Лукьянова называет и описывает пять различных определений ученых-юристов о юридическом процессе5. В нашу задачу не входит обстоятельный разговор о таких определениях. Она гораздо скромнее, и состоит в выборе из существующих в юридической литературе определений юридического процесса, того его определения, которое может стать основой для разработки понятия конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Им, на наш взгляд, выступает то определение юридического процесса, которое рассматривает его в виде всей юридической деятельности государственных органов (правотворческую, правоприменительную, учредительную и т.д.) и вот почему. Оно позволяет, во-первых, разработать, как будет показано далее, комплексное определение конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, описать в нем основные процессуальные компоненты этого производства: юридическая деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, процессуальные отношения и процедуры этого производства.
Во-вторых, исследовать с единых общетеоретических процессуальных позиций все виды производств, из которых складывается рассматриваемое производство (учредительное конституционное производство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, правотворческое конституционное производство законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и т.д.).
Кроме того, при конструировании понятия конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ целесообразно применять и такие категории материалистической деятельности, как содержание и форма явления, а также учитывать опыт их применения в ходе познания юридического процесса.
Чтобы четко определить содержание и форму конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, необходимо уяснить, что представляет собой содержание и форма явления с философской точки зрения и что о них пишут ученые-юристы в процессе исследования юридического процесса.
При исследовании содержания и формы явления философы отмечают, в частности, следующие их черты. Содержание - это взаимосвязанные и внутренне существенные для качественной характеристики какого-либо явления его свойства и признаки, а форма -внешнее выражение содержания, способ его существования. Наряду с внешней формой вы-
3 Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: учебное пособие. - М., 1998. С. 38-39; Он же. Конституционное правосудие в России (1991-2001 гг.). С. 72-77. См. так же: Конституционный судебный процесс: учебник для вузов / отв. ред. М.С. Саликов. - М.: Норма, 2003. С. 2-8; Овсепян Ж.И. Конституционное судебно-процессуальное право у истоков отрасли права // Правоведение. 1999. № 2. - С. 199-212.
4 Белкин А.А. Избранные работы 90-х годов по конституционному праву. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2003. - С. 21.
5 Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. - М.: Норма, 2003. - С. 41-42.
деляется внутренняя форма, представляющая собой организацию содержания, ее строения, расположение составных частей и порядок их связей (структуры)6.
Исходя из положений философии о содержании и форме явления, ученые-юристы сформулировали и обосновали юридическое понимание содержания и формы юридического процесса.
В юридической науке, рассматривающей юридический процесс как юридическую деятельность, под содержанием такого процесса обычно понимают тот или иной вид названной деятельности7. Мы в целом разделяем такой подход к характеристике содержания юридического процесса и по аналогии с ним под содержанием конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ будем понимать всю их юридическую деятельность. Эта деятельность составляет главное, общее и необходимое в организации рассматриваемого производства, а ее исследование приобретает исключительно важное значение для разработки его понятия. Она отражает взаимосвязанные и внутренне существенные для качественной характеристики черты и признаки конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а их поиск, познание и применение составляет одну из главных исследовательских задач.
В целях ее исполнения начнем формулирование понятия конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ с рассмотрения признаков юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Исходным для их познания служит вывод о том, что рассматриваемая деятельность составляет часть юридической деятельности в ее процессуальном смысле и потому ей присущи подавляющее число признаков этой деятельности, о которой пишут ученые-юристы, а именно: государственно-властный характер, юридическая природа, динамизм, специальное правовое регулирование.
В юридической литературе к признакам юридической деятельности отнесена также и ее связь с методом правового регулирования. Однако эта связь не имеет общего значения для всех разновидностей юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и потому включать названную связь в перечень признаков этой деятельности, на наш взгляд, не целесообразно.
Названные выше признаки юридической деятельности подчеркивают взаимосвязь юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ с иными разновидностями юридической деятельности. В тоже время как признаки юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ они подчеркивают ее автономность в системе юридической деятельности, поскольку отражают в своем содержании специфику рассматриваемой деятельности. Кроме того, к признакам юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ следует отнести еще и те, которые прямо вытекают из ее особенностей. К таким признакам юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ мы относим ее представительность, назначение, связь с полномочиями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Все признаки юридической деятельности, о которых было сказано, целесообразно расположить, исходя из их значимости в следующем порядке: назначение; юридическая природа; представительность; государственно-властный характер; динамизм; специальное правовое регулирование; связь с полномочиями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Кратко их охарактеризуем.
Назначение юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Опираясь на опыт познания назначения юридических процессов и производств, а также с учетом ее специфики, можно сделать вывод о том,
6 Руткевич М. Диалектичекмй материализм. - М., 1973- - С. 473; Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 621.
7 Элькинд П.С. Категории содержания и формы в сфере уголовно-процессуального регулирования. Развитие и совершенствование уголовно-процессуальной формы. - Воронеж, 1979; Даев В.Г. Взаимосвязь уголовного права и процесса. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1982. - С. 7.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20
что главный смысл этой деятельности заключается в своевременном рассмотрении законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ вопросов, отнесенных к их ведению законом, и издании ими в ходе этого рассмотрения законных, справедливых и объективно необходимых для развития личности, общества и государства на пути демократии и свободы, их правовых актов.
Юридическая природа юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ с учетом специфики этой деятельности трансформируется в ее конституционно-правовую природу. О наличии этой природы говорят следующие обстоятельства: 1. Рассматриваемая деятельность осуществляется субъектами конституционного права - законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ. 2. Юридическая деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ регулируется группой норм конституционного права. 3. В процессе реализации данной деятельности возникают, развиваются и прекращаются соответствующие конституционно-правовые отношения.
Представительность юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ выражается главным образом в том, что она опосредована соответствующими выборами, парламентской демократией, в условиях которой формируется политическая воля народа, возлагаемая на депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и осуществляется законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно.
Государственно-властный характер юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ заключается в том, что: органы, осуществляющие эту деятельность, отнесены законом к органам государственной власти; реализуют законодательную государственную власть; наделены значительным объемом государственно-властных полномочий; издают общеобязательные к исполнению на территории субъектов РФ нормативно-правовые акты (учредительные акты субъектов РФ, законы субъектов РФ и т.д.).
Динамизм юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ выражаются в ее неразрывно связанных друг с другом функциональных и юридических стадиях.
Сущность и специфика функциональной стадии юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ обусловлена ее природой. А в их систему входят общие и дополнительные стадии. К общим функциональным стадиям конституционного производства можно отнести: подготовку вопросов ведения законодательных представительных органов государственной власти субъектов РФ к рассмотрению по существу; рассмотрение вопросов ведения законодательных представительных органов государственной власти субъектов РФ по существу; принятие решения по вопросам ведения законодательных представительных органов государственной власти субъектов РФ и его юридическое оформление.
Дополнительные функциональные стадии конституционного производства законодательных представительных органов государственной власти субъектов РФ есть те, которые характерны для отдельного производства, входящего в его структуру.
Стадии логической последовательности юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ - есть обособленная совокупность мыслительных операций депутатов и иных их лиц законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, протекающих во времени и направленных на правовое разрешение тех вопросов, которые возникают в ходе реализации полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также норм права, регулирующих деятельность этих органов.
Все мыслительные операции депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ как и мыслительные операции лидирующих субъектов других юридических процессов, направлены на осознание самого факта возникновения юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, идут к норме права, снова возвращаются к факту, о котором было сказано, и лишь после установления связи между фактом и нормой права моделируется в
соответствующее решение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
Специальное правовое регулирование юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Оно призвано с разной степенью детализации закреплять общие положения конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ (его цели, задачи, и принципы), а также устанавливать специфику тех производств, из которых оно состоит - учредительного конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, правотворческого конституционного права законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и т.д. Процессуальные нормы, регулирующие юридическую деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, должным образом не кодифицированы и содержатся в большом числе различных по своему наименованию, юридической силе и форме нормативно-правовых актах.
Связь юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ с полномочиями этих органов. Она выражается в том, что названные явления конституционного права друг без друга не существуют. Однако первичным звеном в этой связи являются полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, поскольку они предопределяют характер юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, а также ее виды и специфику. Что касается юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, то она выполняет по отношению к полномочиям этих органов роль их формы. И в этом смысле имеет самостоятельное юридическое значение.
Таковы основные черты юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Они выражают главное в конституционном производстве законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и вне всякого сомнения должна быть отражена в понятии этого производства. Однако, как уже отмечалось, данное понятие должно быть комплексным, охватывающим не только содержательные признаки конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, но и основные характеристики его формы.
В юридической литературе укоренилось представление о юридической процессуальной форме. При этом, одни авторы призывают отказаться от теории юридической процессуальной формы8, а другие - призывают к дальнейшему развитию этой теории9.
В разрешении проблемы юридической процессуальной деятельности мы поддерживаем мнение тех ученых-юристов, которые говорят о необходимости дальнейшего ее анализа, хотя бы потому, что вне этой критики остались многие отраслевые определения этой формы.
При исследовании формы юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ будет главным образом исходить из того, что она, как уже отмечалось, как и форма любого явления делится на внутреннюю и внешнюю форму.
Внутренняя форма конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. С учетом положений философии о внутренней форме явления, о которых шла речь выше, а также исходя из действующего законодательства и специфики юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ предлагаем считать внутренней формой конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ процессуальные отношения, складывающимися между участниками этого производства, поскольку они выражают те связи, которые возникают, развива-
8 Протасов В.Н. Основы правовой процессуальной теории. - М.: Юридлит., 1991- - С. 25.
9 См., напр.: Касумов Ф.З. Конституционные основы юридического процесса // Советское государство и право. 1981. № 3. - С. 138.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 8 (127). Выпуск 20
ются и прекращаются в этом производстве, а также придают ему необходимую целенаправленность и упорядоченность.
Как автономное явление конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ его процессуальные отношения, характеризующиеся как и иные процессуальные отношения своим назначением, фактической юридической основой, а также структурой. Названные признаки придают относительную самостоятельность отношениям конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и в совокупности с другими его компонентами обеспечивает выполнение задач, стоящих перед их участниками.
Внешняя форма конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. На наш взгляд, эта форма выражается в соответствующих процедурах. Данный вывод основан на мнении ученых-юристов, которые прямо относят процедуры к форме юридического процесса10. Кроме того, он полностью соответствует положениям философии о форме явления и позволяет с учетом уже имеющегося опыта исследования процессуальной формы отнести к внешней форме конституционного производства законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ его процедуры и понимать под ним порядок реализации юридической деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и отношений, складывающимся в этом производстве.
С учетом сказанного, под конституционным производством законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ можно понимать конституционно-правовую, представительную, государственно-властную, динамичную, урегулированную соответствующими нормами конституционного права деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, направленную на своевременное разрешение законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ вопросов, отнесенных к их ведению законом и издание в ходе этого разрешения законных, справедливых и объективно необходимых для развития личности, общества и государства по пути демократии и свободы правовых актов, а также отношения и процедуры этого производства.
1. Белкин А.А. Избранные работы 90-х годов по конституционному праву. - СПб.: Юридический центр-Пресс, 2003.
2. Бобылев А.И., Горшенев Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть России: теория и практика ее осуществления. - М., 2003.
3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс: учебное пособие. - М., 1998.
4. Конституционный судебный процесс: учебник для вузов / отв. ред. М.С. Саликов. - М.: Норма, 2003.
5. Волкова Н.С., Хабриева Т.Я. Правовые позиции конституционного суда Российской Федерации и парламент. - М.: Норма, 2005.
6. Даев В.Г. Взаимосвязь уголовного права и процесса. - Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1982.
7. Касумов Ф.З. Конституционные основы юридического процесса // Советское государство и право. 1981. № 3.
8. Лукьянчикова Е.Ф. Производство по принятию нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ: дис. ... на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. - Белгород, 2009.
9. Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. - М.: Норма, 2003.
10.Овсепян Ж.И. Конституционное судебно-процессуальное право у истоков отрасли права // Правоведение. 1999. № 2.
11. Протасов В.Н. Основы правовой процессуальной теории. - М.: Юридлит., 1991.
12. Руткевич М. Диалектичекмй материализм. - М., 1973.
13. Элькинд П.С. Категории содержания и формы в сфере уголовно-процессуального регулирования. Развитие и совершенствование уголовно-процессуальной формы. - Воронеж, 1979.
14. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983.
Список литературы
10 См., напр.: Бобылев А.И., Горшенев Н.Г., Ивакин В.И. Исполнительная власть России: теория и практика ее осуществления. - М., 2003. - С. 103.
TO THE QUESTION OF CONCEPT OF THE CONSTITUTIONAL PRODUCTION OF LEGISLATIVE (REPRESENTATIVE) PUBLIC AUTHORITIES OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS SCIENTIFIC CATEGORY
V. SAMSONOV11 E. SAMSONOVA 21
Belgorod State National Research University
l)e-mail: [email protected]
s)e-mail:[email protected]
On the basis of the theory of legal action and legislation the article considers constitutional symptoms of the production of legislative (representative) bodies of state power of subjects of the Russian Federation.
Key words: legal process of the Constitutional process, constitutional law, the production legislative (representative) bodies of state power of subjects of the Russian Federation, legal work legislation, observational (representative) bodies of state power of RF subjects, procedural relations legislation, observational (representative) bodies of state power of subjects the Russian Federation.