Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУТИ ЦЕРКОВНОГО КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА'

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУТИ ЦЕРКОВНОГО КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО / ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО / ТЕОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ ПРАВА / ТРАДИЦИЯ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баган Владислав Владимирович

Статья посвящена обозрению представленных в отечественной дореволюционной научной литературе дефиниций и разъяснений понятия, природы, внутренней структуры и внутреннего элементного многообразия канонического права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CONCEPT AND ESSENCE OF CHURCH CANON LAW

The article is devoted to the review of the definitions and explanations of the concept, nature, internal structure and internal element diversity of the Canon law presented in the Russian pre-revolutionary scientific literature.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУТИ ЦЕРКОВНОГО КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА»

DO110.47643/1815-1337_2020_10_86

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУТИ ЦЕРКОВНОГО КАНОНИЧЕСКОГО ПРАВА

БАГАН Владислав Владимирович,

кандидат юридических наук, кандидат богословия, доцент кафедры богословских и церковно-исторических дисциплин. E-mail: baganvlad@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена обозрению представленных в отечественной дореволюционной научной литературе дефиниций и разъяснений понятия, природы, внутренней структуры и внутреннего элементного многообразия канонического права.

Abstract: The article is devoted to the review of the definitions and explanations of the concept, nature, internal structure and internal element diversity of the Canon law presented in the Russian pre-revolutionary scientific literature.

Ключевые слова: каноническое право, церковное право, теология, теория права, традиция интерпретации.

Keywords: canon law, church law, theology, theory of law, tradition of interpretation.

Введение

Ключевым, системообразующим понятием науки церковного права, очевидно, является само понятие «церковное право» или «каноническое право» (мы употребляем их как синонимы). На сегодняшний день тема познания природы, истоков, структуры, онтологии, перспектив церковного права разработана далеко не исчерпывающе (есть лишь относительно небольшое число работ1), нуждаясь в дальнейших дискуссиях, осмыслениях.

Ряду аспектов этой темы посвящена настоящая статья.

Православное канонической право и католическое каноническое право: некоторые методологические аспекты

Исследование объёмов научно-статейных и научно-монографических исследований по теме канонического права может создавать ложное впечатление, что эта тема проработана много лучше у католических правоведов-канонистов, нежели у православных. Это впечатление спровоцировано выпадением 70-летнего периода исследований в советское время из преемственного процесса воспроизводства и передачи знаний в поле канонического права в нашей стране и затруднённой доступностью (до недавнего, по крайней мере, времени, в том числе искусственно обусловленной) дореволюционных изданий по теме канонического права. Кроме того, в современной России выходит крайне мало научных исследований по каноническому праву Церкви. Однако это не должно создавать иллюзии, поскольку уже до революции многие существенные важные аспекты были весьма хорошо, подробно объяснены отечественными правоведами-канонистами. Поэтому католический опыт построения и

1 См.: Цыпин В., прот. Курс церковного права. - Клин, 2004. Цыпин В., прот. Каноническое право. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 864 с. Исидор, митрополит Смоленский и Дорогобужский (Тупикин Р.В.). Недвижимые имущественные объекты религиозного назначения: Зарубежный опыт регулирования / Под ред. М.Н. Кузнецова / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. -Смоленск: Свиток, 2019. - 320 с. Дорская А.А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII - начала XX вв.: Автореф. дис. докт. юридич. наук: 12.00.01. - М., 2008. - 40 с. Дорская А.А. Церковное право как предмет научной дискуссии: основные направления изучения церковно-правовых вопросов в постсоветский период // Христианское чтение. - 2018. - № 1. - С. 134-143. Варьяс М.Ю. Церковное право как корпоративная правовая система: опыт теоретико-правового исследования // Известия высших учебных заведений. Сер. «Правоведение». -1995. - № 6. - С. 76-85. Понкин И.В. Оценка правовой обоснованности и юридического значения решения Константинопольского Патриархата от 11.10.2018 о признании утратившим силу («отмене юридического обязательства») решения Константинопольского Патриархата от 1686 года // Нравственные императивы в праве. - 2018. - № 2-3. - С. 4-13. Понкин И.В. К вопросу о содержании понятия уважения государством внутренних установлений религиозных организаций // Религия и право. -2015. - № 2. - С. 10-15. Шахов М.О., Пчелинцев А.В., Загребина И.В. Внутренние установления религиозных объединений. - М., 2017. - 248 с. Оборотов И.Г. Каноническое право как правовая система // Науковi прац Нацюнального ушверситету «Одеська юридична академiя». - 2012. - Т. 11. - С. 272-281.

исследования канонического права представляет, безусловно, высокий академический интерес, но злоупотреблять этим опытом не стоит. В частности, такие различия определяют расхождения относительно того, когда сложилось каноническое право.

Как отмечает католический исследователь Александр Лащук, каноническое право развивается в более формализованном смысле после первых трех веков существования христианской церкви2.

Православный исследователь, профессор А.С. Павлов писал: «Церковное право обязано своим происхождением и развитием всемирно-историческому факту появления и распространения в мире христианской религии, соединившей своих последователей в особый общественный союз, которому исключительно и принадлежит название церкви... История учит нас, что полная система самобытного церковного права развилась еще в те времена, когда государство (именно римская империя) игнорировало церковь или даже прямо преследовало её, как недозволенную ассоциацию (collegium illicitum)»3.

А.С. Павлов, вполне допускавший некоторые аналогии между православным церковным каноническим правом и католическим каноническим правом, отмечает невозможность и недопустимость строить систему канонического права в формальном и материальном отношении по иностранным образцам - имея в виду католические (критикуя за это Н.С. Суворова), поскольку «принципиальные основания католического церковного права далеко не те же, на каких утверждается право Церкви Православной и, в частности, русской»; и задача науки церковного права «состоит в том, чтобы достроить систему церковного права на основании его собственных начал и из его собственных источников»4.

Более того, А.С. Павлов решительно, очень основательно и совершенно убедительно опровергал гипотезы и утверждения об определяющем влиянии католического канонического права на становление православного канонического права5.

Впрочем, без сопоставления с католическим канониче-

Laschuk A. Law in the Catholic Tradition and the Question of Church and State. -

Ottawa: Cardus religious freedom institute, 2018. - 21 p. - P. 5.

3 Павловъ А.С. Курсъ церковнаго права. - Серпевъ Посадъ: Типогр. Св.-Троицкой Серпевой Лавры, 1902. - С. 1, 11.

4 Павловъ А.С. Курсъ церковнаго права. - Серпевъ Посадъ: Типогр. Св.-Троицкой Серпевой Лавры, 1902. - С. 30.

5 См.: Павловъ А.С. Мнимые слЬды католическаго влiянiя въ древнЬйшихъ па-мятникахъ юго-славянскаго и русскаго церковнаго права. - М.: Типографiя А.И. Снегиревой, 1892. - 174 с.

ским правом сложно добиться прояснения целого ряда вопросов, хотя, конечно, следует согласиться с тем, что надо иметь в виду определённые пределы этого.

Обзор представленных в научных работах и учебных пособиях определений и разъяснений понятия «каноническое право»

Согласно Основам социальной концепции Русской Православной Церкви1: «В Церкви, созданной Господом Иисусом, действует особое право, основу которого составляет Божественное Откровение. Это право каноническое. Если иные религиозные законоустановления даны для отпавшего от Бога человечества и по природе своей могут быть частью гражданского законодательства, то христианское право принципиально надсо-циально. Оно непосредственно не может быть частью гражданского законодательства, хотя в христианских обществах и оказывает на него благотворное влияние, являясь его нравственным основанием» (п. М.5). Это объяснение базируется на работах современных и дореволюционных российских исследователей канонического права. Обратимся к таким работам.

Мы полагаем совершенно необходимым привести здесь именно развернутые цитаты, поскольку эти источники, как правило, за редчайшими исключениями не цитируются, хотя содержат яркие интерпретационные позиции.

Согласно определению, классификациям и разъяснениям архимандрита Гавриила, «церковное право есть наука о законах, принятых Апостолами, соборами, св. Отцами и всею церковью во всегдашнее руководство при суждении о делах, суду церковному подлежащих, с той целью, чтобы в обществе христианском всё благообразно и благочинно происходило... Закон церковный есть правило, с которым верующие должны соображать [=соотносить] свои действия. Право есть то, сохранением чего можно быть правым пред людьми и праведным пред Богом. Иметь церковное право, значит, иметь власть действовать по церковному закону. Церковная обязанность есть долг деятельности христиан, сообразно с церковным законом. Церковный зако-дец есть тот, кто имеет ясное и основательное познание о церковных законоположениях, а церковным законоискусником называется тот, кто опытен в приноровлении церковных законов к делам церковным. Наука сия обращает внимание, или самостоятельные права церкви вообще; или на права членов, входящих в состав церковного общества; или на права относительно вещей, церкви принадлежащих; или на самое употребление сих вещей от членов церкви; или, наконец, все сии четырех родов права приноравливает к событиям в обществе встречающимся. По сему она разделяется на пять частей: 1) право церкви вообще; 2) право церковных лиц; 3) право касательно церковных вещей; 4) право священно-действия; 5) право церковного судовод-

1 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Приняты Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16.08.2000. - М., 2000.

ства. Сверх сего канонисты церковное право разделяют следующим образом: а) по отношению к началу происхождения на Божеское и человеческое, поскольку оно содержит Божественные или человеческие законы; b) по отношению ко времени на: древнее, простирающееся до времён Иоанна Постника, собравшего первый законоправильник; среднее, поскольку ни в Греческой, ни в Российской церкви сия наука в учёном виде не представлялась; новое, поскольку в изданном своде законов Российского государства и уставе духовных училищ и консисторий многие статьи, к церковному праву относящиеся, изображены в систематическом порядке; c) по отношению к предмету на общественное [=общее], общие права всех членов церкви излагающее, и частное, на некоторых только членов церковных простирающееся; d) по образу обнародования на письменное и неписьменное; е) по содержанию правил, в нём заключающихся, на созерцательное, нравственное, инственное, обрядовое и политическое; f) по отношению к пространству, оно есть или повсеместное, основанное на учении Иисуса Христа о свойствах церкви, на церковь всех времён и всех народов простирающееся, коего источники суть: Св.Писание, предание, соборы, права народов и обществ, или частное, свойственное членам одной какой-либо церкви, по различным государствам рассеянной..., или особенное, в пределах одного какого либо государства или области действующее. Как частное право отъемлет что-либо или прибавляет к повсемственному, так особенное право сокращает или дополняет частное»2.

Согласно разъяснениям А.С. Павлова (возьмём на себя смелость синтезировать из различных его суждений единый сведённый концепт, поскольку целостного развёрнутого определения единым текстом он не приводил в своих трудах), церковное право («иначе называется каноническим») - это соответствующая внутреннему существу и жизненному назначению самой Церкви (как внешняя оболочка церковной жизни и как внешний её порядок) система норм (императивов) или желательных правил, определяющие церковные и/или другие нормативно-урегулированные отношения, которые составляют предмет церковной юрисдикции, в объективном смысле (по различию указанных отношений) -разделяемая на внутреннее церковное право (определяет чисто-церковные отношения) и внешнее церковное право, «в субъективном смысле - определяющая совокупность правомочий и обязанностей отдельных членов церковного общества в отношении друг к другу и к церкви, как целому, а равно и этого целого - в отношении к отдельным его членам и к другим человеческим союзам»; «правила христианской веры и жизни и в особенности -дисциплинарные постановления церковных соборов, в отличие, с одной стороны, от догматических соборных определений (боу^ата), с другой - от светских или гражданских законов (vo|joi, leges)». «Церковное право есть, особенная, самостоятельная

2 Гавршл, архим. Поняле о церковномъ правЪ и его исторiя. - Казань: Университетская типогр., 1844. - 32 с. - С. 3, 4-7.

ветвь права, которую нельзя отнести ни к частному, ни к публичному. Оно объединяется с ними только в высшем понятии о праве вообще»1.

Протоиерей М.И. Горчаков давал следующее определение: «Каноническое право есть система изложения правил, установленных или принятых и утвержденных церковью, как собственное её законодательство, и относящихся до её внутреннего устройства и ее управления. Слово канон употребляется в смысле правила не только нравственности, но и в смысле общественного правила, в смысле законов, изданных церковью. Таким образом, в смысле права канонами стали называться правила, установленные для устройства и отправления церкви, как особого религиозного учреждения и общественного союза. Церковное право по его существу может быть понимаемо, как и всякое другое право: в смысле субъективном, объективном, идеальном и формальном, т.е. все значения права, которые можно находить при рассмотрении сущности права вообще, могут быть приложены и к Церковному праву. В субъективном смысле Церковное право есть установленная, согласно с природою и целями церкви, на основании справедливости и признанная в обществе и государстве возможность, способность и власть церкви иметь свое самостоятельное устройство и самоуправление соответственно природе своей и достигать своих религиозных целей посредством определенных действий и отправлений согласно её назначению и религиозным потребностям её членов. В объективном смысле Церковное право понимается в том же самом значении, как и право в объективном смысле по отношению ко всем другим областям жизни. Церковное право в объективном смысле есть совокупность институтов - как объектов права, существующих в общественном союзе, подразумеваемом под церковью, и совокупность условий, при которых человек может пользоваться этими институтами для своей религиозной цели в религиозном общественном союзе соответственно назначению церкви. В смысле материальном, идеальном и формальном Церковное право есть совокупность, основанных на праве и справедливости норм, регулирующих общественный союз, называемый церковью, норм устройства этого союза, как учреждения его общественных отправлений жизни для религиозных целей, и норм отношений этого союза к народу, государству и обществу и среди других государственных союзов»2.

Согласно объяснениям И.С. Бердникова, «церковное право есть совокупность норм, по которым живёт и которыми управляется в своей деятельности Церковь Христова. Церковное право не относится ни к области публичного, ни к области частного права; оно составляет отдельную самостоятельную правовую область. Такое свойство церковного права вытекает прямо из

1 Павловъ А.С. Курсъ церковнаго права. - Серпевъ Посадъ: Типогр. Св.-Троицкой Серпевой Лавры, 1902. - С. 7, 9, 12, 15.

2 Горчаковъ М.И., прот. Церковное право: Краткш курсъ лекцш. - С.-Петербугъ, 1909. - 349 с. - С. 21, 20, 17, 19.

характера Церкви Христовой, как самостоятельного общественного союза. Как самостоятельный правовой организм, сохраняющий свою автономию и в союзе с государством, Церковь имеет свою особую организацию, отличную от государственного организма, имеет свою правительственную и судебную власть, управляется по своим законам. Поэтому в систему церковного права необходимо входят отделы: о церковных правилах и их собраниях, о праве гражданства в Церкви и о церковных состояниях, о церковном управлении, о церковном суде. Ко всему этому еще должен войти отдел об отношении Церкви к государству»3.

Согласно Н.С. Суворову, «под церковным правом в объективном смысле разумеется совокупность норм для определения церковных отношений. По различно отношений, внутренних и внешних, церковное право в объективном смысле есть или внутреннее церковное право, которое иначе можно назвать церковным правом в собственном, тесном смысле, или внешнее церковное право, которое распадается на государственно-церковное право и между-вероисповедальное право»4.

По П.А. Лашкареву, «в праве церковном вообще различаются два главные вида его: право собственно-церковное и право церковно-гражданское. Под первым разумеются законы, данные церкви Божественным её Основателем непосредственно или через Его апостолов, или установленные самою церковью в пределах полномочий, предоставленных ей заповедями божественными, или/и законами государственными, но применительно к её основанной на божественных заповедях компетенции. Законы эти, насколько имеют форму положительных определений, соединенных с внешней церковною санкцией, называются канонами; почему и самый вид этого права называется частным правом каноническим. Под правом церковно-гражданским разумеются такие законы, которые определяют положение и деятельность церкви в силу общего государственного и гражданского порядка, или издаются нарочито по делам веры и церкви законодательною властью государственной, и охраняются санкцией гражданской. Законы последнего свойства древние правоведы церковные, в отличие от канонов, называли просто - законами. По своим основным началам право церковное подразделяется на право естественное и установленное, и последнее - на божественное и историческое. По отношению к форме, в какой устанавливаются и сохраняют своё бытие законы, в праве церковном различается право писанное и неписанное, или положительное и обычное, и право учёное. По отношению ко времени, в которое известные законы появляются в церковной практике, право церковное подразделяется на апостольское, древнее и новое. Но отношению

3 Бердниковъ И.С. Краткш курсъ церковнаго права Православной Греко-россшской Церкви, съ указаыемъ главнЪ йшихъ особенностей католическаго и протестанска-го церковнаго права. - Казань: Типограф1я Императорскаго Университета, 1888. -¡х; 294 с. - С. 1, 4.

4 Суворовъ Н.С. Курсъ церковнаго права. Т. 1. - Ярославль: Типо-литографт Г. Фалькъ, 1889. - С. 8.

к кругу действия право церковное разделяется на общее и частное... В самом положительном церковном праве православные канонисты различают каноны общие, имеющие всегда и везде обязательную силу, и каноны частные или местные, имеющие силу только для той местной церкви, для которой они изданы. В ряду канонов церковных толкователи правил отличают ещё каноны, относящиеся к лицам. По отношению к действительному применению церковных законов в то или иное время или в той или иной местной церкви, право церковное разделяется на действующее и недействующее. Правом церковным действующим называются законы, приводимые в данную эпоху в исполнение во всей их силе. К праву недействующему относятся такие законы, которые или сами собою вышли из употребления, или отменены, или заменены новыми. Наконец, по предметам, или тем отношениям, которых касается, право церковное подразделяют обыкновенно: на публичное и частное (приватное) [речь о церковном праве, - В.Баган], на внутреннее и внешнее, на личное, вещное и судебное, или на административное и судебное, и пр.» (Лашкаревъ П.А. Право церковное въ его основахъ, видахъ и источникахъ. Изъ чтенм по церковному праву. 2-е исправ. и пополн. издаые. - Юевъ: Издаые книгопродавца Н.Я. Оглобли-на, 1889. - xiv; 213 с. - С. 68, 70, 80, 83, 86, 88-89, 93).

Обратим внимание, что практически ни один из интерпретаторов понятия и природы канонического права не уходил от вопроса о структуре канонического права и внутри-элементном его многообразии.

С учетом сказанного выше, согласно нашему авторскому определению, каноническое право - нормативный системообразующий субстратный комплекс наиболее значимых нормативных установлений (канонических норм) как остов («скелет», «фундамент и силовая несущая конструкция») системы внутренней нормативной регламентации (сведенной в консолидирующие сборники, комплексы) поместной Православной Церкви или иной относимой к христианству исторически существующей церкви как организации (в узкой интерпретации - как «jus ecclesiasticum», Библиография:

англ. - «internal ecclesiastical law»), либо в широкой интерпретации

- собственно вся эта система внутренней нормативной регламентации, проистекающая из Священного Писания и Священного Предания, издаваемая (формируемая, принимаемая) церковными властями или общецерковными органами управления (соборами) и общепризнаваемая всей полнотой церковного сообщества верующих данной Церкви (включая церковную иерархию) как пре-зюмируемо императивная для них в силу их самоотнесения себя к этой Церкви (самопозиционирования себя верующими), определяющие внутренний церковный канонический порядок («ordo canonicus»), нормативное «легирование» общественной жизни верующих и отношения Церкви к внешним социальным порядкам (государству, обществу, другим религиозным организациям).

Заключение

Как писал А.С. Павлов, наука церковного права прола-гает путь к обновлению и дальнейшему развитию церковного права (Павловъ А.С. Курсъ церковнаго права. - Серпевъ Посадъ: Типогр. Св.-Троицкой Серпевой Лавры, 1902. - С. 31). А по словам архимандрита Гавриила, ближайшая цель науки церковного права «есть основательное познание и правильное употребление прав и обязанностей церковных», отдалённая цель -«благоустройство царства благодати в царствах гражданских, последняя и общая с прочими богословскими науками - приобретение царства славы», однако имеют место препятствия «к возведению церковного права в совершенство», в числе которых

- «недостаток в изданиях необъятного множества подлинных церковных узаконений», «недостаточное и разнообразное изложение начал церковного права», «недостаток в совершенных церковных законоискусниках» и др. (Гаврмл, архим. Поняте о цер-ковномъ правЬ и его исторiя. - Казань: Университетская типогр., 1844. - 32 с. - С. 12, 13-15).

Потому сегодня и в будущем немыслимо «консервирующее замораживание» знаний о церковном праве. Его следует изучать, познавать, тем более что оно склонно к трансформации в определённой своей части.

1. Бердниковъ И.С. Краткш курсъ церковнаго права Православной Греко-росайской Церкви, съ указаыемъ главнЬ йшихъ особенностей католическаго и протестан-скаго церковнаго права. - Казань: Типографiя Императорскаго Университета, 1888. - ix; 294 с.

2. Варьяс М.Ю. Церковное право как корпоративная правовая система: опыт теоретико-правового исследования // Известия высших учебных заведений. Сер. «Правоведение». - 1995. - № 6. - С. 76-85.

3. Гаврмл, архим. Поня^е о церковномъ правЪ и его исторiя. - Казань: Университетская типогр., 1844. - 32 с.

4. Горчаковъ М.И., прот. Церковное право: Кратш курсъ лекцй - С.-Петербугъ, 1909. - 349 с.

5. Дорская А.А. Церковное право в системе права Российской империи конца XVIII - начала XX вв.: Автореф. дис. докт. юридич. наук: 12.00.01. - М., 2008. - 40 с.

6. Дорская А.А. Церковное право как предмет научной дискуссии: основные направления изучения церковно-правовых вопросов в постсоветский период // Христианское чтение. - 2018. - № 1.

7. Загребина И.В. Внутренние установления религиозных объединений. - М., 2017. - 248 с.

8. Исидор, митрополит Смоленский и Дорогобужский (Тупикин Р.В.). Недвижимые имущественные объекты религиозного назначения: Зарубежный опыт регулирования / Под ред. М.Н. Кузнецова / Институт государственно-конфессиональных отношений и права. - Смоленск: Свиток, 2019. - 320 с.

9. Лашкаревъ П.А. Право церковное въ его основахъ, видахъ и источникахъ. Изъ чтенш по церковному праву. 2-е исправ. и пополн. издаше. - Кевъ: Издаше книгопродавца Н.Я. Оглоблина, 1889. - xiv; 213 с.

10. Laschuk A. Law in the Catholic Tradition and the Question of Church and State. - Ottawa: Cardus religious freedom institute, 2018. - 21 p. - P. 5.

11. Оборотов И.Г. Каноническое право как правовая система // Науковi прац Нацюнального ушверситету «Одеська юридична академiя». - 2012. - Т. 11.

12. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Приняты Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16.08.2000. - М., 2000.

13. Павловъ А.С. Курсъ церковнаго права. - Серпевъ Посадъ: Типогр. Св.-Троицкой Серпевой Лавры, 1902.

14. Павловъ А.С. Мнимые следы католическаго влiянiя въ древнейшихъ памятникахъ юго-славянскаго и русскаго церковнаго права. М.:Типографiя А.И.Снегиревой, 1892.

15. Понкин И.В. К вопросу о содержании понятия уважения государством внутренних установлений религиозных организаций // Религия и право. 2015. - № 2. С.10-15.

16. Понкин И.В. Оценка правовой обоснованности и юридического значения решения Константинопольского Патриархата от 11.10.2018 о признании утратившим силу («отмене юридического обязательства») решения Константинопольского Патриархата от 1686 года // Нравственные императивы в праве. 2018. - № 2-3. - С. 4-13.

17. Суворовъ Н.С. Курсъ церковнаго права. Т. 1. - Ярославль: Типо-литографiя Г. Фалькъ, 1889.

18. Цыпин В., прот. Курс церковного права. - Клин, 2004. Цыпин В., прот. Каноническое право. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. - 864 с.

19. Шахов М.О., Пчелинцев А.В., Загребина И.В. Внутренние установления религиозных объединений. - М., 2017. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.