УДК 330.322
В.А. Сухих, М.Н. Руденко, Е.Д. Оборина
К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
V.A. Suchich, M.N. Rudenko, E.D. Oborina ON THE CONCEPT AND SPIRIT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP
Статья посвящена государственно-частному партнерству, основным принципам его создания, отечественному, а также зарубежному опыту применения данного института. Рассмотрена концепция «тройной спирали» как один из вариантов государственно-частного партнерства.
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО. КОНЦЕПЦИЯ «ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ». ИННОВАЦИИ.
The article is devoted to definition of public-private partnership, the main principles of its creation. The authors showed the domestic and foreign experience of application of the public-private partnership institute and considered the concept of the triple helix as one of the options of public-private partnership.
PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP. TRIPLE HELIX THEORY. INNOVATIONS.
На современном этапе развития экономики важное место в государственной политике занимает переход на «новый», инновационный, путь развития. В целях формирования инновационной системы на национальном уровне возникает необходимость в развитии научно-производственной базы, совершенствовании инфраструктуры, стимулировании производства новых товаров и услуг, поддержки научной сферы. Реализовывать данные направления только за счет государственных ресурсов или ресурсов частного бизнеса практически невозможно по ряду причин. Во-первых, существует нехватка финансовых, человеческих и других специальных ресурсов для развития инновационной деятельности как на макро-, так и на микроуровнях. Во-вторых, развитие научной сферы до сих пор является прерогативой государства, а не бизнес-структур. В-третьих, спрос на инновации на национальном рынке низкий, возможность выхода на международный рынок с инновационными товарами и услугами имеют не все отечественные компании по причине «слабого» бренда или недостаточной государственной поддержки.
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо в процесс развития вовле-
чение всех экономических субъектов различных уровней. В связи с этим актуальным становится использование такого современного «механизма развития экономики» как государственно-частное партнерство (ГЧП).
Государственно-частное партнерство как особая категория на сегодняшний день не имеет единого всеобъемлющего определения. В связи с чем, возникают проблемы в понимании ее сути.
Профессор Института экономики УРО РАН О. А. Романова подразумевает под государственно-частным партнерством следующее: «Во-первых, институциональный и организационный взаимовыгодный альянс между государством и бизнесом в целях реализации особо значимых проектов; во-вторых, это формализованная кооперация государственных и частных структур, специально создаваемая под определенные цели и опирающаяся на соответствующие договоренности сторон; в-третьих, любые официальные отношения или договоренности на фиксированный/бесконечный период времени между государственными и частными участниками, в котором обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и соинвестир-
уют ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных целей в определенной области науки, технологии и инновации» [7]. Экономист ИМЭМО РАН В.Г. Варнавский считает, что частно-государственное партнерство — это стратегический, институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от базовых отраслей промышленности и НИОКР до оказания общественных услуг [3]. Определение В.Г. Варнавского позволяет более широко понять суть государственно-частного партнерства как «механизма развития экономики».
Стоит отметить, что в рамках российских исследований многими учеными используется термин «частно-государственное партнерство», а не категория «государственно-частное партнерство», которая представляет дословный перевод английского аналога (public-private partnership). Тем самым отечественные специалисты делают акцент на важности участия предпринимателей в процессе осуществления партнерства. Мы считаем, что государственно-частное партнерство — это взаимовыгодный альянс между государством и бизнесом с целью реализации общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности.
История процесса взаимодействия государства и частных лиц уходит своими корнями в древние времена. В Древней Греции, Риме и Иране государство за вознаграждение передавало частным структурам свои полномочия по реализации общественно важных задач. Так, в Риме сбором налогов занимались частные лица — мытари. Большая часть налогов отдавалась на откуп с торгов, которые проходили каждый год. Также в римских провинциях государство через особое лицо (прокуратора) передавало в пользование частным лицам за определенную плату в казну Рима земельные участки для освоения и поиска полезных ископаемых [8]. Не стоит забывать опыт сотрудничества государства и частных лиц и в сфере инфраструктуры. Так, в Римском империи частным ли-
цам передавалось право управления портами, станциями, банками.
В Средние века система откупов продолжает развиваться во многих европейских странах, Великобритании, Голландии, Испании и становится одним из важнейших источников накопления капитала. В Великобритании в середине XVII в. для преодоления сложившегося на тот момент кризиса в экономике государство дало возможность частным лицам, предпринимателям развивать инфраструктуру. Строительство дорог со специальными пунктами для оплаты проезда по ним, мостов осуществлялось полностью по инициативе и за счет предпринимателей. Государство оставило за собой лишь право выдавать специальные разрешения на строительство [4].
Особую роль сыграло государственно -частное партнерство после окончания Второй мировой войны. Разрушенной Европе требовались средства для восстановления городов и объектов инфраструктуры, и здесь хорошей материальной основой послужили кредиты и займы, в том числе от частных иностранных инвесторов.
Современное понимание государственно-частного партнерства как особого института, способствующего развитию экономики, берет начало в Великобритании, начиная с 1992 г., после объявления правительством основных ориентиров новой политики, в основу которой положено частное финансирование. Оно предполагало передачу государством частным структурам функций по финансированию создания, эксплуатации и реконструкции как государственных, так и общественно важных проектов, таких как школы, больницы, дороги [1].
В России также имеется опыт сотрудничества государственных и частных структур. История российского государства знает много примеров, которые можно отнести к государственно-частному партнерству. В частности: система кормлений, сбор налогов с населения ^П^ГУ вв.); система откупов (XV-XVП вв.); привлечение Петром I иностранцев для развития важных отраслей, таких как горное дело, строительство дорог и других стратегических объектов инфраструктуры (XVIII в.); строительство железных дорог и объектов
^ШаучнО-Технические^ведомости^СПбГПУ.^Эко
коммунального хозяйства (конец XIX — начало XX в.) [6].
В целом можно отметить, что в мировой и отечественной практике частно-государственного партнерства выделяют следующие модели:
— концессионное соглашение, предполагающее предоставление государством объекта (предмета концессионного соглашения) частным лицам во временное пользование. За пользование государственной или муниципальной собственностью предприниматель (концессионер) вносит плату на тех условиях, которые оговорены в соглашениях. Право собственности на выработанную по концессии продукцию передается концессионеру;
— контракты, предоставляемые государством частным компаниям на развитие инфраструктуры, выполнение общественных услуг, поставки продукции для государственных нужд [2];
— договоры аренды, финансовой аренды (лизинга).
Особое внимание, на наш взгляд, в свете возросшей роли инноваций в экономическом развитии общества, а также в свете формирования национальной инновационной системы (НИС) [9, 11] стоит уделить одному из вариантов государственно-частного партнерства, а именно — концепции «тройной спирали» [5].
Данная концепция базируется на принципе взаимодействия государства, науки и бизнеса. Именно они являются основными движущими силами при переходе экономики на новый инновационный путь. По сути это и есть государственно-частное партнерство.
Центром данного взаимодействия выступает университет, который генерирует научные знания как фундамент любого нововведения [10]. На государство согласно данному подходу возложено установление «правил игры» на рынке, создание необходимых условий для развития инновационной деятельности, внедрение институтов, регламентирующих процесс создания инноваций. Бизнес-структуры также играют не последнюю роль в рамках рассматриваемой концеп-
ции. Они инвестируют процесс создания инноваций, а также занимаются их коммерциализацией.
Предполагаемое взаимодействие эффективно для всех участников. К преимуществам модели «тройной спирали» можно отнести следующие. Наука генерирует новые знания за счет привлечения инвестиций как со стороны государства, так и частного бизнеса. Персонал, занятый исследованиями и разработками, может постоянно обмениваться опытом как с государственными, так и с бизнес-структурами. Процесс управления знаниями эффективнее реализуется при участии в инновационном процессе специалистов различного профиля. Коммерциализация инноваций происходит быстрее за счет сокращения времени на продвижение товаров и услуг посредством привлечения частных структур. Процесс заключения контрактов становится легче и, как результат, снижаются издержки для всех участников взаимодействия. Становятся доступными уникальные ресурсы и каналы сбыта. Происходит стимулирование развития предпринимательства, в том числе инновационного.
В данной модели сложно рассмотреть отдельные элементы и их взаимосвязь. Мы предлагаем так называемый матричный подход, где взаимодействие государства, науки и бизнеса можно представить в каждый отдельный отрезок времени в виде матрицы. Совместив временные матрицы, можно рассмотреть это взаимодействие не только по горизонтали, но и по вертикали. Это дает возможность рассматривать процесс взаимодействия с разных сторон, не нарушая целостности структуры.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
— институт государственно-частного партнерства, как в российской, так и в зарубежной практике, имеет свою историю, проверенную временем;
— в настоящее время продолжается процесс формирования в научном сообществе понятия «государственно-частное партнерство» и рассмотрения его сущности с различных точек зрения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айрапетян, М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства [Текст] / М.С. Айрапетян // Государственная власть и местное самоуправление. — 2009. — № 2.
2. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления [Текст] / В.Г. Варнавский // Отечественные записки. — 2004. — № 6 (20). — С. 172—177.
3. Варнавский, В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски [ Текст] / В.Г. Варнавский. — М.: Наука, 2005. — 315 с.
4. Вахтинская, И.С. Гражданско-правовые признаки концессионного соглашения [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук / И. С. Вахтинская. — М., 2008. — С. 64.
5. Ицковиц, Генри. Тройная спираль. Университеты — предприятия — государство [Текст] / Генри Ицковиц. Инновации в действии. — Томск: Изд-во Том. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектроники, 2010. — С. 237.
6. Лурье, Е.С. Организация и организации торгово-промышленных интересов России [Текст] /
Е.С. Лурье. - СПб., 1913. - С. 25.
7. Романова, О.А. Теория и практика развития частно-государственного партнерства [Текст] / О.А. Романова // Вестник Уральского государственного технического университета. — 2007. — № 3.
8. Штоф, А. Горное право [Текст] / А. Штоф. — СПб., 1896. — С. 18—20.
9. Бабкин, А.В. Модель национальной инновационной системы на основе экономики знаний [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Экономика и управление. — 2010. — № 12 (62). — С. 170—176.
10. Бабкин, А.В. Развитие научно-исследовательского сектора в национальной инновационной системе России [Текст] / А.В. Бабкин, Т.Ю. Хватова // Известия Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов. — 2009. — № 4. — С. 41—50.
11. Соболев, А.С. Проблемы развития национальной инновационной системы России [Текст] / А.С. Соболев // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. — 2011. — № 1. — С. 15—18.
СУХИХ Валерий Александрович — заведующий кафедрой государственного и муниципального управления Пермского государственного университета, доктор экономических наук.
614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15, тел. (342)237-17-15. E-mail: [email protected]
SUHIH, Valeriy A. — Perm State National Research University.
614990, Bukrieva str. 15. Perm. Russia. E-mail: [email protected]
РУДЕНКО Марина Николаевна — заведующий кафедрой национальной экономики и экономической безопасности Пермского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент.
614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15, тел. (342)237-17-15. E-mail: [email protected], [email protected]
RUDENKO, Marina N. — Perm State National Research University.
614990, Bukrieva str. 15. Perm. Russia. E-mail: [email protected]
ОБОРИНА Екатерина Дмитриевна — доцент кафедры национальной экономики и экономической безопасности Пермского государственного университета, кандидат экономических наук.
614990 Россия, г. Пермь, ул. Букирева, д. 15, тел. (342)237-17-15. E-mail: [email protected]
OBORINA, Ekaterina D. — Perm State National Research University.
614990, Bukrieva str. 15. Perm. Russia. E-mail: [email protected]
© Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, 2013