Научная статья на тему 'К вопросу о понятии и содержании модели правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов'

К вопросу о понятии и содержании модели правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ / МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронина Наталья Павловна

Задача: в юридической науке отсутствует комплексный анализ понятия «правовое регулирование» как в общетеоретическом, так и отраслевом смыслах. Кооперативы, в том числе и сельскохозяйственные, являются важнейшим субъектом экономических (предпринимательских) отношений, органично сочетают интересы общества и государства, представляют современную модель социального предпринимательства. Важную роль в эффективном развитии сельскохозяйственных кооперативов играет определение существенных признаков и характеристик правового регулирования их деятельности. Цель статьи определение понятия и содержания «модель правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов». Модель и методология: сравнительно-правовой и формально-логический методы. Выводы: сформулировано авторское определение понятия «модель правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF CONCEPT AND CONTENT OF THE MODEL OF LEGAL REGULATION OF AGRICULTURAL COOPERATIVES

Background: In jurisprudence there is no comprehensive analysis of the concept of legal regulation in general theoretical and sectoral sense. Cooperatives including agricultural are the backbone of economic (business) relations. They combine in harmony the interests of society and the state and represent a contemporary model of social entrepreneurship. Finding essential features and characteristics of the legal regulation of their activities plays a significant role in the efficient development of agricultural cooperatives. Objective to define the concept and content of "the model of legal regulation and establishment of agricultural cooperatives." Materials and methods: The comparative legal and formal-logical methods have been used. Conclusion: The author has defined the concept of " the model of legal regulation and establishment of agricultural cooperatives”.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии и содержании модели правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов»

2.2. К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И

СОДЕРЖАНИИ МОДЕЛИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ

Воронина Наталья Павловна, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Филиал: Северо-Западный институт. Подразделение: кафедра административного и финансового права. E-mail: nvoroninamgua@yandex.ru Аннотация

Задача: в юридической науке отсутствует комплексный анализ понятия «правовое регулирование» как в общетеоретическом, так и отраслевом смыслах. Кооперативы, в том числе и сельскохозяйственные, являются важнейшим субъектом экономических (предпринимательских) отношений, органично сочетают интересы общества и государства, представляют современную модель социального предпринимательства. Важную роль в эффективном развитии сельскохозяйственных кооперативов играет определение существенных признаков и характеристик правового регулирования их деятельности. Цель статьи - определение понятия и содержания «модель правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов».

Модель и методология: сравнительно-правовой и формально-логический методы.

Выводы: сформулировано авторское определение понятия «модель правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов».

Ключевые слова: правовое регулирование, модель правового регулирования, правовые средства, сельскохозяйственная кооперация, сельскохозяйственный кооператив, модель правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов.

ON THE ISSUE OF CONCEPT AND CONTENT OF THE MODEL OF LEGAL REGULATION OF AGRICULTURAL COOPERATIVES

Voronina Natalia Pavlovna, PhD at law, associate professor. Position: Associate Professor. Place of employment: Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). Branch: North-Western Institute. Department: Administrative and Financial Law chair. E-mail: nvoroninamgua@yandex.ru Annotation

Background: In jurisprudence there is no comprehensive analysis of the concept of legal regulation in general theoretical and sectoral sense. Cooperatives including agricultural are the backbone of economic (business) relations. They combine in harmony the interests of society and the state and represent a contemporary model of social entre-preneurship. Finding essential features and characteristics of the legal regulation of their activities plays a significant role in the efficient development of agricultural cooperatives. Objective - to define the concept and content of "the model of legal regulation and establishment of agricultural cooperatives."

Materials and methods: The comparative legal and formal-logical methods have been used.

Conclusion: The author has defined the concept of " the model of legal regulation and establishment of agricultural coopératives".

Keywords: legal regulation, a model of legal regulation, legal means, agricultural cooperatives, model of legal regulation of establishment and activity of agricultural cooperatives.

В современное время насколько многообразны кооперативные формы, насколько различны и модели правового регулирования создания и деятельности кооперативов. Несмотря на то, что защищены десятки диссертаций, в названии которых использовано сочетание «правовое регулирование», отсутствует комплексный анализ этого понятия как в общетеоретическом, так и отраслевом смыслах. Не являются исключением и диссертационные исследования по правовым вопросам кооперации [1].

Подавляющее большинство советских ученых формулировали понятие правового регулирования как процесс воздействия на общественные отношения [2, с.356]. В энциклопедической литературе под правовым регулированием также понимается «процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права)» [3, с.572; 4, с.758; 5, с.520].

Воздействие на участников общественных отношений может быть как внутренним (саморегулирование) и внешним (со стороны третьих лиц). Но многие ученые связывают правовое регулирование исключительно с государственным регулированием. В частности, Л.В. Тихомирова и М.Ю. Тихомиров определяют правовое регулирование как «государственное регулирование общественных отношений путем установления норм права, направляющих поведение субъектов права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический период в определенной сфере жизнедеятельности общества и государства» [6, с.673].

Как особый формализованный метод государственной регламентации действий субъектов права определяет правовое регулирование Т.Н. Радько [7, с.558]. Этой позиции придерживается и М.И. Абдуллаев[8, с.278].

На наш взгляд, сводить содержание правового регулирование только к регулированию со стороны государства тех общественных отношений, субъекты которых в силу своей природы обладают значительной автономностью и саморегулированием нельзя, поскольку это значительно обедняет спектр возможных правовых средств регулирования. В частности, к таким общественным отношениям относится и сфера деятельности сельскохозяйственных кооперативов. Как правило, сельскохозяйственная кооперация, как и кооперация в целом, не насаждалась сверху, а кооперативные организации создавались снизу по инициативе самих членов. Кроме того, исторические традиции ряда стран (в частности, скандинавских) показывают, что даже в условиях отсутствия централизованного государственного регулирования сельскохозяйственной кооперации (в этих странах уровень уставного (корпоративного) регулирования либо очень высок, либо локальное регулирование является единственным) сельскохозяйственные кооперативы показывают эффективную деятельность.

Признавая возможность регулирования хозяйственных отношений через ненормативное правовое регулирование, Б.И. Пугинский отмечает, что «важным видом правореализационной деятельности должно при-

знаваться самостоятельное формирование субъективных прав и корреспондирующих им юридических обязанностей путем совершения индивидуальных юридических актов, основанных на общих дозволениях или диспозитивных нормах закона» [9, с.40]. К таким правовым средствам он относит договор [10. с.12-13]. Функционирование сельскохозяйственных кооперативов свидетельствует о наличии не только уставных кооперативов, но и договорных форм сельскохозяйственной кооперации. В частности, во Франции на кооперативных принципах действуют общества совместных сельскохозяйственных интересов (ГАЕК) и кооперативы по совместному использованию сельскохозяйственной техники (КЮМА) [11, с.202-203]. Российская кооперативная практика также знала правовую возможность создания кооперативных товариществ на договорной основе. Поэтому и на современном этапе правового регулирования сельскохозяйственной кооперации необходимо применять как государственно-правовые средства, так и индивидуальные правовые средства (договор и др.).

О невозможности регламентации всех сторон экономической жизни государством исключительно законом писал и М.К. Юков [9, с.57]. Поэтому Б.И. Пугинский и Д.Н.Сафиуллин заключают, что при регулировании хозяйственной деятельности «законодательство должно содержать минимум установлений, выражать нижний предел регламентации» [9, с.57]. О возможности использование саморегуляции в регулировании имущественного оборота говорил и В.П. Грибанов [12. с.57]. Эти правовые средства могут быть использованы как для решения экономических, так и социальных задач [9, с.54].

Тенденция регулирования экономических (предпринимательских) отношений не только государством, но и путем саморегулирования характерна и для современной России, поскольку Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах» определено, что необходимо ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе путем прекращения избыточного государственного регулирования и развития системы саморегулируемых организаций в области экономики.

Таким образом, ключевым в правовом регулировании является выбор правовых средств, способов и методов как инструментария регулирования общественных отношений. При этом они должны находиться во взаимосвязи [8, с.278]. Это позволяет применить системный подход в достижении планируемой цели -упорядочение и стабилизация общественных отношений.

Виды правовых средств, способов и методов регулирования напрямую зависят от сферы правового регулирования. Как отмечается, в нее входят три группы общественных отношений: «1) отношения людей по обмену ценностями, 2) отношения по властному управлению обществом, 3) отношения по обеспечению правопорядка» [13, с.361].

Как явление экономика характеризуется: 1) социальным характером (экономика связана с упорядочением человеческих отношений), 2) деятельным характером (экономика как вид человеческой деятельности осуществляется в определенных целях при помощи определенных средств и методов), 3) упорядоченным характером (экономика как вид деятельности осуществляется в соответствии с принятыми в обществами

закономерностями и правилами поведения), 4) хозяйственным характером (экономика - это деятельность в хозяйственной сфере, осуществляемая в целях приобретения и распоряжения материальными благами, необходимыми для социальной жизнедеятельности) [14, с.84]. Поэтому «посредством системы нормативно-правового регулирования, закрепляющей определенным способом порядок развития экономики, право включается в функционирование хозяйственного механизма в виде его субъективной стороны» [15, С.38]. Л.С. Явич сформулировал мысль о том, что «связь правовой формы с экономическими отношениями носит двоякий характер», и это проявляется в том, что с одной стороны материальные условия определяют содержание государственной воли, выражающейся в праве, а с другой стороны - право осуществляет свою социальную функцию в процессе реализации правовых норм в общественных отношениях [16, с.15]. В.В. Лаптев также замечал, что «правовое регулирование хозяйственных отношений играет важную роль в осуществлении экономической политики». При этом регулирование осуществляется двумя способами. Первый - издание нормативных правовых актов, второй - через индивидуальные правовые акты [17, с.10-11].

В теории права можно видеть различные подходы к определению понятия, признаков и классификации правовых средств, способов и методов регулирования общественных отношений. А.В. Малько определил правовые средства как «правовые явления, выражающиеся в инструментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей» [18, с.7]. По мнению

B.В. Лаптева, в широком смысле «правовые средства -это сочетания (комбинации) юридически значимых действий, совершаемых субъектами с дозволенной степенью усмотрения и служащих достижению их целей (интересов), не противоречащих законодательству и интересам общества», в узком - «правовые средства могут рассматриваться как юридические способы решения субъектами соответствующих задач, достижения своих целей (интересов)» [17, с.87].

Таким образом, правовые средства - это инструменты решения социальных задач (экономические отношения - это вид социальных отношений). Это особенно характерно для кооперативов, так как кооперативы -модель социального предпринимательства

В теории права сформулированы различные классификационные подходы к видам правовых средств.

C.С. Алексеев подразделял правовые средства в зависимости от их уровня: на средства уровня основных элементов правового регулирования в целом; средства целостных правовых режимов; средства, используемые в оперативной деятельности [20, с.16]. Классификация правовых средств возможна и в зависимости от отраслевой принадлежности: конституционно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, финансово-правовые и т.д.[19, 21]. Совокупность правовых средств составляет отраслевой метод правового регулирования, который совместно с предметом правового регулирования являются критериями разграничения отраслей права [22, с.222] и создает отраслевой режим правового регулирования.

Следовательно, содержание модели правового регулирования общественных отношений определяется сочетанием правовых средств, способов и методов. При этом в правовом регулировании возможно сочетание правовых средств различных отраслей права,

что обуславливает его комплексный характер. Сфера создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов, на наш взгляд, относится к тем областям общественных отношений, регулирование которых возможно только на комплексной основе. Это обусловлено, во-первых, комплексным характером экономических отношений [23, с.8-30] (сельскохозяйственные кооперативы интегрированы в экономическую деятельность на национальном и международном уровнях), а во-вторых, деятельность сельскохозяйственных кооперативов направлена не только на достижение собственных хозяйственных результатов, но и на решение социальных задач (занятость населения, повышение благосостояния граждан, поддержание устойчивого развития общества). Поэтому в содержание модели правового регулирования должны включаться и цели регулирования [24. с.145]. Цели, как отмечает А.В. Малько, играют важную роль в правовом регулировании, так как они «показывают значение и смысл самого существования юридических средств» [18, с.12].

Цель правового регулирования определяется задачами регулирования. Применительно к правовому регулированию создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов цель регулирования - создание эффективного механизма правового регулирования сельскохозяйственных кооперативов, задачи регулирования - решение экономических и социальных проблем современности, что достигается через реализацию прав и свобод человека, охрану законных интересов и прав кооперативов и его членов, обеспечение занятости населения, создание государственно-частного партнерства, стабильность общественных отношений.

Следовательно, при определении понятия правового регулирования определенной сферы общественных отношений необходимо учитывать особенности общественных отношений как объекта регулирования, субъектов регулирования, правовые средства, способы и методы, цель и задачи регулирования.

Таким образом, понятие «правовое регулирование» -это внешнее и внутреннее правовое воздействие на поведение участников определенной сферы общественных отношений посредством взаимосвязанных правовых средств, методов и способов, направленных на эффективное достижение целей через реализацию непосредственных и опосредованных задач.

Теперь попытаемся сформулировать понятие «модель правового регулирования». Прежде всего, начнем с исследования этимологии слова «модель». Как отмечается, существует около 49 определений понятия «модель», и это только наиболее известных [25, с.19]. Приведем пример отдельного из них. В Словаре иностранных слов указано, что слово «модель» происходит от лат. modulus, фр. modele, от ит. modello (мера, образец), а также то, что «модель» может пониматься в семи значениях: «1) образец какого-либо изделия для серийного производства, 2) тип, марка, образец чего-либо, 3) воспроизведение предмета в уменьшенном или увеличенном виде, 4) предмет изображения в искусстве, 5) образец предмета, служащий для изготовления формы при отливке или воспроизведении в другом материале, 6) схема, изображение или описание какого-либо предмета, явления или процесса в природе и обществе, изучаемые как их аналог, 7) работник или работница, демонстрирующие новую оде-жду»[26, с.499].

В.А. Штофф писал, что модель понимается «как мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать ее так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте»[27, с.21].

При определении понятия модели необходимо учитывать три признака любой модели, сформулированные Х. Стоховяк: 1) модель - это система; 2) модель охватывает не все свойства оригинала, а только те, которые являются существенными для тех, которые их применяют; 3) модель однозначно соответствует ори-гиналу[28, с.16].

Учитывая, что под любой системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, понятие «модель правового регулирования» можно сформулировать как совокупность существенных признаков и характеристик внешнего и внутреннего правового воздействия на поведение участников определенной сферы общественных отношений посредством взаимосвязанных правовых средств, методов и способов, направленных на эффективное достижение целей через реализацию непосредственных и опосредованных задач.

Таким образом, исходя из особенностей сферы правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов, субъектов регулирования, сочетания правовых средств, методов и способов, целей и задач регулирования можно определить, что «модель правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов - это совокупность существенных признаков и характеристик внешнего и внутреннего правового воздействия на внутренние и внешние отношения сельскохозяйственных кооперативов, направленных на эффективное решение экономических и социальных задач».

Список литературы

1. Тычинин С.В. Гражданско-правовое регулирование потребительской кооперации в России: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб, 2004. 399 с.

2. Юридический энциклопедический словарь. 2 -е изд. доп. и перер. Глав. ред. А.Я. Сухарев. М.: Советская энциклопедия, 1987. 528 с.

3. Большой юридический словарь. 3-е изд. доп. и пе-рераб. Под ред. А.Я. Сухарева. М.: Иифра-М, 2008. VI, 858 с.

4. Российская юридическая энциклопедия. М.Изд. Дом Инфра - М., 1999. - X, 1110 с.

5. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. 2-е изд. перер. и доп. М.: Книжный мир, 2006. 792 с.

6. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. Изд. 5-е, доп. и перер. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2007. 972 с.

7. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2005. 816 с.

8. Абдуллаев М.И. Теория государства и права: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2003. 397 с.

9. Пугинский Б.И., Сафиуллин Д.Н. Правовая экономика: проблемы становления. М.: Юрид. лит., 1991. 240 с.

10. Пугинский Б.И. Понимание права с позиций современной цивилистики // Известия высших учебных заведений. Правоведение: научно-теоретический журнал. 2007. № 5. С. 6-18.

11. Черников Г.П.Экономика Франции: Традиции и новейшие тенденции. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. 416 с.

12. Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты и защиты гражданских прав. М.: Изд-во МГУ, 1972. 284 с.

13.Винниченко О.Ю., Попов В.И. Теория государства и права: учебное пособие. Москва: Проспект, 2010. 504 с.

14. Аврутин Ю.Г. О методологии конституционно-правового исследования экономики // Известия высших учебных заведений. Правоведение: научно-теоретический журнал. 2008. № 1. С. 71-85.

16. Раманкулов К.С. Власть и право в экономическом механизме: соотношение и функциональные связи // Известия высших учебных заведений. Правоведение: научно-теоретический журнал. 2006. № 5. С. 35-40.

16. Явич Л.С. Право и общественные отношения (Основные аспекты содержания и форма советского права). М.: Юридическая литература, 1971. 152 с.

17. Лаптев В.В. Экономика и право (Теория и практика правового регулирования хозяйственных отношений). М.: Экономика, 1981. 216 с.

18. Малько А.В. Правовые средства как общетеоретическая проблема // Известия высших учебных заведений: Правоведение: научно-теоретический журнал. 1999. № 2. С. 4-11.

19. Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М.: Юрид. лит., 1984. 224 с.

20. Алексеев С.С. Правовые средства: постановка проблемы, понятие, классификация // Сов. государство и право. 1987. № 6. С. 12-19.

21. Сорокин В.Д. Правовое регулирование: Предмет, метод, процесс (макроуровень). СПб.: Издательство «Юридический центр «Пресс», 2003. 661 с.

22. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 1996. С. 222.

23. Мамутов В.К. О комплексном изучении правового регулирования хозяйственных отношений / Правовое регулирование хозяйственных отношений: Сб. науч. статей / Отв. ред. В.В. Лаптев. М., 1978. С. 8-30.

24. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. д.ю.н., проф. В.Д. Перевалов. - 3 -е изд. пе-рер. и доп. М.: Норма, 2007. 496 с.

25. Леванский В.А. Моделирование в социально-правовых исследованиях. М.: Наука, 1986. 156 с.

26. Большой иллюстрированный словарь иностранных слов: 17000 сл. М.: ООО «Русские словари»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. 957 с.

27. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.-Л. Наука,1966. 301 с.

28. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. М.: Издательство «Мысль», 1971. 311 с.

Рецензия

на научную статью, подготовленную Ворониной Натальей Павловной «К вопросу о понятии и содержании модели правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов»

Настоящая статья выполнена по актуальной в теории аграрного права теме: в настоящее время отсутствует комплексный анализ понятия правового регулирования отдельных аграрно-правовых институтов, в частности, создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов. В современных условиях им-портозамещения сельскохозяйственные кооперативы могут стать основным видом сельскохозяйственных товаропроизводителей. Правовое регулирование сельскохозяйственных кооперативов в зарубежных странах свидетельствует о различных моделях правового регулирования. Изменения российского законодательства о юридических лицах не только кардинально не затронули кооперативы, но отдельные из них носят ярко отрицательный характер. Поэтому вопрос о комплексной модели правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов имеет несомненную актуальность.

Рукопись соответствует заявленному названию: через анализ точек зрения советских и российских правоведов на понятие и содержание понятия «правовое регулирование» сформулировано авторское отраслевое понятие «модель правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов».

Статья представляет определенную научную новизну: несмотря на то, что выполнен ряд диссертационных исследований по вопросам кооперации, в том числе и сельскохозяйственной, в науке аграрного права не сформулировано понятие «правовое регулирование сельскохозяйственной кооперации». Учитывая авторский подход к понятию сельскохозяйственной кооперации как совокупности только сельскохозяйственных кооперативов, им предпринята попытка сформулировать понятие «модель правового регулирования создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов».

Автором опубликовано несколько статей по моделям правового регулирования исследуемой сфере общественных отношений в зарубежных странах.

Учитывая изложенное, научная статья Ворониной Натальи Павловны рекомендуется к опубликованию в открытой печати

Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Н.Г. Жаворонкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.