Научная статья на тему 'Перспективы повышения эффективности развития сельскохозяйственной кооперации в условиях нового закона Республики Казахстан "о сельскохозяйственных кооперативах"'

Перспективы повышения эффективности развития сельскохозяйственной кооперации в условиях нового закона Республики Казахстан "о сельскохозяйственных кооперативах" Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
419
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАУЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Рубаева О.Д., Лилимберг С.И.

Основная социально-экономическая задача сельскохозяйственной кооперации состоит в том, чтобы создать организационно-правовую систему защиты интересов мелких и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рыночных отношений путем создания на демократической основе самоуправляемых форм хозяйствования. Ввод в действие в Республике Казахстан нового закона «О сельскохозяйственных кооперативах» и сопутствующих ему документов окажет непосредственное влияние на успешное решение проблемы повышения эффективности кооперационных процессов в АПК. Цель исследования анализ основных тенденций изменения казахстанского законодательства и их влияния на повышение эффективности развития сельскохозяйственной кооперации. В ходе исследования использованы аналитический, сравнительно-исторический и монографический методы. В Казахстане сельскохозяйственная кооперация в целом в течение достаточно длительного периода времени не получала должного развития. Введение изменений в законодательство, регулирующее кооперативные отношения в АПК, позволяет решить такие ключевые проблемы, как невозможность распределения прибыли между участниками кооперации, недостаточность мер господдержки, непрозрачность деятельности кооперативов. Отдельные положения нового законодательства порядок формирования и определения чистого дохода сельскохозяйственных кооперативов, порядок создания и управления кооперативом требуют дальнейшей доработки в процессе их реализации. Проведенный анализ позволяет утверждать, что новые законодательные установки позволят представителям малых средних форм хозяйствования в АПК стабильно функционировать и повышать эффективность своей деятельности в условиях их совместного функционирования в сельскохозяйственных кооперативах. Процессы совершенствования нормативноправового регулирования кооперации требуют обоснованного научно-информационного обеспечения, что станет основой для дальнейшего эффективного развития кооперации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы повышения эффективности развития сельскохозяйственной кооперации в условиях нового закона Республики Казахстан "о сельскохозяйственных кооперативах"»

Экономика

УДК 338.43

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН «О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВАХ»

О. Д. РУБАЕВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой,

С. И. ЛИЛИМБЕРГ,

аспирант,

Южно-Уральский государственный аграрный университет

(454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 75)

Ключевые слова: сельскохозяйственная кооперация, сельскохозяйственный кооператив, эффективность, законодательство, регулирование, научно-информационная база.

Основная социально-экономическая задача сельскохозяйственной кооперации состоит в том, чтобы создать организационно-правовую систему защиты интересов мелких и средних сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях рыночных отношений путем создания на демократической основе самоуправляемых форм хозяйствования. Ввод в действие в Республике Казахстан нового закона «О сельскохозяйственных кооперативах» и сопутствующих ему документов окажет непосредственное влияние на успешное решение проблемы повышения эффективности кооперационных процессов в АПК. Цель исследования - анализ основных тенденций изменения казахстанского законодательства и их влияния на повышение эффективности развития сельскохозяйственной кооперации. В ходе исследования использованы аналитический, сравнительно-исторический и монографический методы. В Казахстане сельскохозяйственная кооперация в целом в течение достаточно длительного периода времени не получала должного развития. Введение изменений в законодательство, регулирующее кооперативные отношения в АПК, позволяет решить такие ключевые проблемы, как невозможность распределения прибыли между участниками кооперации, недостаточность мер господдержки, непрозрачность деятельности кооперативов. Отдельные положения нового законодательства - порядок формирования и определения чистого дохода сельскохозяйственных кооперативов, порядок создания и управления кооперативом - требуют дальнейшей доработки в процессе их реализации. Проведенный анализ позволяет утверждать, что новые законодательные установки позволят представителям малых средних форм хозяйствования в АПК стабильно функционировать и повышать эффективность своей деятельности в условиях их совместного функционирования в сельскохозяйственных кооперативах. Процессы совершенствования нормативно-правового регулирования кооперации требуют обоснованного научно-информационного обеспечения, что станет основой для дальнейшего эффективного развития кооперации.

PROSPECTS FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF AGRICULTURAL COOPERATION IN THE CONTEXT OF THE NEW LAW OF THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN "ON AGRICULTURAL COOPERATIVES"

O. D. RUBAEVA,

doctor of economics, professor, head of the department, S. I. LILIMBERG, graduate student,

South Ural State Agrarian University

(75 Lenina Ave., 454080, Chelyabinsk)

Keywords: agricultural cooperation, agricultural cooperatives, efficiency, legislation, regulation, scientific information database.

The main socio-economic task of agricultural cooperation is to create an organizational and legal system to protect the interests of small and medium-sized agricultural producers in a market economy by creating a self-governing form of self-management on a democratic basis. Putting into operation in the Republic of Kazakhstan of a new law "On Agricultural Cooperatives" and its accompanying documents will have a direct impact on the successful solution of the problem of increasing the effectiveness of cooperative processes in the agro-industrial complex. The purpose of the study is to analyze the main trends in the evolution of Kazakhstan's legislation and their impact on improving the efficiency of agricultural cooperation. Analytical, comparative-historical and monographic methods were used during the research. In Kazakhstan, agricultural cooperation as a whole has not got adequate development for quite a long period of time. The introduction of changes in the legislation regulating cooperative relations in the agro industrial complex makes it possible to solve such key problems as the impossibility of distributing profits among the participants of cooperation, the inadequacy of state support measures, and the opacity of cooperative activities. Separate provisions of the new legislation - the procedure for the formation and determination of the net income of agricultural cooperatives, the procedure for creating and managing a cooperative -require further refinement in the process of their implementation. The analysis allows us to assert that the new legislative provisions will allow representatives of small and medium-sized forms of management in the agro-industrial complex to function steadily and to improve the efficiency of their activities in the conditions of their joint functioning in agricultural cooperatives. The processes of improving the regulatory and legal regulation of cooperation require reasonable scientific and informational support, which will become the basis for the further effective development of cooperation.

Положительная рецензия представлена О. В. Мишулиной, доктором экономических наук, профессором Костанайского государственного университета им. А. Байтурсынова.

Экономика

-тшу

Развитие сельскохозяйственной кооперации является важным направлением дальнейшего развития сельского хозяйства в Республике Казахстан. Об этом свидетельствует мировой опыт развития сельскохозяйственного производства и предпринимаемые государством меры по развитию различных форм кооперации в сельском хозяйстве - по всему миру кооперация используется как главный инструмент повышения конкурентоспособности. Современные нововведения в казахстанском законодательстве по регулированию кооперационной деятельности в АПК направлены на повышение ее эффективности и представляются актуальными и своевременными.

Цель и методика исследований. Цель исследования - анализ основных тенденций изменения казахстанского законодательства и их влияния на повышение эффективности развития сельскохозяйственной кооперации. Основой для проведения исследования является использование аналитического, сравнительно-исторического и монографического методов.

Результаты исследований. В Казахстане сельскохозяйственная кооперация в целом в течение достаточно длительного периода времени не получала должного развития. Актуальная и полная статистика по кооперативам на селе в настоящее время отсутствует.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что повышению эффективности развития сельскохозяйственной кооперации препятствует незнание и непонимание ее преимуществ, неразвитая инфраструктура хранения и сбыта продукции, сложность и запутанность действующего законодательства, невозможность распределения прибыли в сельских потребительских кооперативах, созданных в форме некоммерческих организаций, отсутствие мер господдержки в виде специального налогового режима и льготного кредитования для сельских потребительских кооперативов водопользователей и сельхозтовариществ.

Помимо этого, деятельность существующих кооперативов оставалась непрозрачной, а внутренние процедуры излишне зарегулированными.

С 1995 года в Республике Казахстан создана обширная правовая база для развития кооперации:

— закон РК «О производственном кооперативе» (1995 г.);

— закон РК «О сельской потребительской кооперации» (1999 г.);

— закон РК «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)» (2000 г.);

— закон РК «О потребительском кооперативе» (2001 г.);

— закон РК «О сельском потребительском кооперативе водопользователей» (2004 г.).

В названии одного из законов отсутствует слово «кооперация», но по своей сути и содержанию этот закон был предназначен для регулирования отношений между членами кооперативного формирования.

Закон «О производственном кооперативе» состоит из 25 статей, «О сельской потребительской кооперации» - из 73, «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)» - из 35, «О потребительском кооперативе» - из 40, «О сельском потребительском кооперативе водопользователей» - из 23 статей.

Объединяет эти законы то, что они созданы на основе Гражданского кодекса Республики Казахстан, предписывающего обязательные нормы для всех форм производственных и потребительских кооперативов. Сравнительная характеристика основных статей законов показывает, что более 90 % юридических норм в них идентичны.

Все виды кооперативов представляют собой добровольное объединение граждан для совместной деятельности, они основываются на одних и тех же принципах деятельности, создание кооператива начинается с проведения учредительного собрания, имущество формируется за счет паевых взносов и доходов, в них идентичны органы управления, порядок регистрации и др.

Закон «О производственном кооперативе» регламентирует деятельность добровольно объединенных граждан на основе членства для совместной предпринимательской деятельности, основанной на их личном трудовом участии, и представляет собой коммерческую организацию.

Закон «О сельских потребительских кооперативах водопользователей» регулировал частные отношения, возникающие в процессе осуществления деятельности по поставке и потреблению воды. По логике этого закона на самостоятельные законы могут претендовать и другие типы кооперативов сервисного обслуживания - агрохимического, ремонт-но-технического и т. п.

Закон «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)» также был нацелен на регулирование кооперативных отношений в сельскохозяйственной производственной сфере и ее инфраструктуре. Оригинальным штрихом этого закона являлась запись о том, что товарищество осуществляет свою деятельность по принципу «услуга по себестоимости» в интересах своих членов. По другим нормам он, по сути, не имел принципиальных отличий от закона «О сельской потребительской кооперации». Все нормы в нем повторяются, может быть, не в идентичной последовательности и в несколько ином стилистическом изложении.

Особенность закона «О потребительском кооперативе» состоит в том, что он регулирует коопе-

Экономика

ративные отношения безотносительно к сельской кооперации, равно как и закон «О производственном кооперативе». Это придает им межотраслевую универсальность.

Несмотря на обширную законодательную базу, многие ученые, изучающие сельскую потребительскую кооперацию в Казахстане, обращали внимание на противоречивость действующего ранее законодательства [1, 3]. Кроме того, законодательно была закреплена организационно-правовая форма кооперативов как объединений некоммерческого типа, что не позволяло им осуществлять предпринимательскую деятельность и затрудняет распределение полученных доходов.

В связи с этим Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан разработан новый закон «О сельскохозяйственных кооперативах» (от 29 октября 2015 года) [5] и сопутствующий ему документ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельского хозяйства» [6], которые вступили в силу с 1 января 2016 года.

Новым законом поставлены на утрату закон РК «О сельской потребительской кооперации», закон РК «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)», закон РК «О сельском потребительском кооперативе водопользователей».

Новое законодательство внесло существенные изменения в процесс развития кооперации в Казахстане. К таким изменениям, в частности относятся следующие:

1) присвоение сельскохозяйственным кооперативам статуса юридического лица в организационной форме производственного кооператива;

2) перевод аграрных кооперативов из разряда некоммерческих в коммерческие организации, что, в свою очередь, дает возможность распределения прибыли между всеми членами кооператива;

3) применение специального налогового режима для аграрных кооперативов без ограничений;

4) применение принципа реализации товаров, работ, услуг членам сельскохозяйственного кооператива по себестоимости;

5) обязательное членство в ревизионных союзах (ассоциациях) сельскохозяйственных кооперативов, которые будут проводить внутренний аудит финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов.

Кроме того, закон «О сельскохозяйственных кооперативах» предусматривает расширение видов их деятельности. В частности, согласно статье 6 данного закона «Основными видами деятельности сельскохозяйственных кооперативов являются производство, переработка, сбыт, хранение сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры

(рыбоводства), снабжение средствами производства и материально-техническими ресурсами и другие виды сервисного обслуживания членов кооператива, а также ассоциированных членов кооператива» [5].

Введение изменений в действующее законодательство направлено на устранение ключевых барьеров, сдерживающих активное развитие кооперативного движения в Казахстане:

— наличие у кооперативов статуса некоммерческой организации, что исключало возможность распределения прибыли;

— чрезмерность нормативно-правового регулирования кооперационных процессов (5 официально действующих законов) и излишнее правовое вмешательство во внутреннюю среду кооперативной организации;

— недостаточность мер господдержки в форме специального налогового режима и льготного кредитования для сельскохозяйственных кооперативных формирований;

— отсутствие доверие к руководству кооперативных структур, непрозрачность финансово-экономической деятельности кооперативов;

— невозможность участия юридических лиц в производственных кооперативах.

Таким образом, действующее законодательство позволит существенно активизировать развитие кооперационных процессов в агропромышленном комплексе, а также обусловит постепенное сокращение теневого сектора в сельскохозяйственном производстве [10].

В частности, по состоянию на 9 сентября 2016 года в РК зарегистрировано 446 сельскохозяйственных кооперативов [9]. Кооперативы функционируют в сферах производства, переработки, хранения и реализации животноводческой и растениеводческой продукций.

Однако, отдельные положения нового законодательства требуют дальнейшей доработки в процессе их реализации, а также создания соответствующей базы научно-информационного обеспечения [2, 4, 8].

По мнению автора, в категориально-понятийной части закона, представленной в статье 2 «Основные понятия, используемые в данном Законе», недостаточно отражена специфика сельскохозяйственных кооперативов. Изначально, основная задача сельскохозяйственной кооперации - это создание оптимальных условий эффективного функционирования товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции. Предполагается, что инициаторами создания кооперативов будут, в первую очередь, представители малых форм хозяйствования - владельцы личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств. В этой связи, было бы целесообразным дополнить категориальную основу закона

Экономика

-тшу

таким специфическими для сельскохозяйственной кооперации понятиями, как сельскохозяйственный товаропроизводитель, чистый доход сельскохозяйственного кооператива, кооперативная эффективность. В статье 24 Закона «О сельскохозяйственных кооперативах» достаточно подробно регулируется процесс распределения чистого дохода кооператива. Однако, конкретизация категорий «чистого дохода сельскохозяйственного кооператива», «эффективности деятельности кооператива» будет способствовать повышению степени удовлетворения социально-экономических потребностей членов кооператива и защите их интересов, что является основной целью создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и отражено в статье 4 данного закона.

Следовательно, в рамках доработки категориальной части законодательства целесообразно применение комплексной методики оценки деятельности сельского потребительского кооператива в частности и сельскохозяйственного кооператива в целом [7].

Глава 3 Закона «О сельскохозяйственных кооперативах» посвящена порядку создания кооперативных структур, а также разработки и утверждения учредительных документов. В данной главе слабо затронуты вопросы определения потребности в ресурсах и путей обеспечения организации ресурсами. Приведенные в главе 6 «Управление сельскохозяйственным кооперативом» статьи должны регламентировать процессы формирования не только структуры управления кооперативом, но и организационной структуры кооператива, планирования схемы функционального взаимодействия предполагаемых подразделений. С научной точки зрения, для совершенствования механизма государственной поддержки процессов создания и управления сельскохозяйственным кооперативом необходимо разработать соответствующий действующему законодательству алгоритм, который может быть использован в процессе создания любого кооперативного формирования в сфере АПК.

В настоящее время недостаточно ясными представляются ближайшие перспективы аудита финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных кооперативов. Согласно статье 37 принятого Закона, вопросами внутреннего аудита будут заниматься ревизионные союзы, представляющие собой добровольные объединения не менее 10 самостоятельных кооперативов. Именно ревизионные союзы в большей степени должны стать не только наблюдателями за соответствующей уставам деятельностью кооперативов, но и защищать их имущественные интересы. Таким образом, еще при отсутствии стабильно функционирующих кооперативов, их заранее обязывают создавать ассоциации. Тем не менее, именно это нововведение в более долгосроч-

ной перспективе позволит сделать более прозрачной деятельность кооперативов для своих участников, тем самым повышая степень доверия сельскохозяйственных товаропроизводителей к создаваемым кооперативам.

Непосредственно у самих товаропроизводителей наибольшие сложности вызывают вопросы налогообложения кооперативных организаций, а также возможности применения специального налогового режима. В статье 448 Налогового кодекса РК четко указаны виды деятельности сельскохозяйственных кооперативов, на которые распространяется специальный налоговый режим сельхозтоваропроизводителей. Но основным условием применения льготного режима также осталось наличие земельного участка, зарегистрированного кооперативом на правах землепользования или частной собственности [2].

Следовательно, на данном этапе становления кооперации в агропромышленном комплексе Казахстана необходимо создание единого центра, обеспечивающего не только управление, но и целенаправленную поддержку сельскохозяйственных кооперативов как на республиканском, так и на региональном уровнях.

Выводы. Рекомендации. Разработка нового законодательства, направленного на повышение эффективности развития сельскохозяйственной кооперации требует обоснованного научно-информационного обеспечения, сформированного по результатам прикладных научных исследований. Исследования должны быть направлены на дополнение и уточнение категориально-понятийной части аппарата закона с учетом специфики определения эффективности кооперативных организаций в АПК, на разработку научно обоснованного алгоритма формирования сельскохозяйственных кооперативов, на разработку единого механизма целенаправленной поддержки сельскохозяйственных кооперативов как на республиканском, так и на региональном уровнях (рис. 1).

Таким образом, введение в действие нового закона, безусловно, свидетельствует о наступлении нового, более прогрессивного этапа в развитии сельскохозяйственной кооперации в Казахстане. Проведенный анализ позволяет утверждать, что новые законодательные установки позволят сельскохозяйственным товаропроизводителям стабильно функционировать и повышать эффективность своей деятельности. Однако, не следует забывать о необходимости научно-информационного обеспечения любых реформ. Степень успеха внедряемых преобразований во многом определяется результатами проведения фундаментальных и приоритетных прикладных исследований, направленных на повышение эффективности развития сельскохозяйственной кооперации.

Экономика —*'

Рис. 1. Разработка научно-информационного обеспечения правового регулирования кооперации как основа повышения ее

эффективности (составлено автором)

(S1-

Экономика >*'

Fig. 1. Development of scientific information support of legal regulation of cooperation as the basis of increase in its efficiency

(compiled by the author)

Экономика

Литература

1. Акимбекова Г. У., Акимбекова Ш У., Каскабаев У. Р., Егизбаева Г. К. Основные положения нового закона Республики Казахстан «О сельскохозяйственных кооперативах» // Научное обозрение: теория и практика. 2016. № 3. С. 201-209.

2. Боложи А. А. Законодательство о кооперативах: дорабатывать и дорабатывать // АгроИнфо. 2016. № 8.

3. Есенгалиева С. М. Развитие кооперации в сельском хозяйстве Республики Казахстан // АПК: экономика и управление. 2014. № 7. С. 83-87.

4. Жумагулова А. Сельскохозяйственный кооператив есть доверие // АгроИнфо. 2016. № 12. С. 4.

5. О сельскохозяйственных кооперативах : закон Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 372-V. Астана : Акорда, 2015.

6. О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сельскохозяйственных кооперативов : закон Республики Казахстан от 29 октября 2015 года № 373-V. Астана : Акорда, 2015.

7. Лилимберг С. И. Комплексная методика финансово-экономической оценки проекта по созданию сельского потребительского кооператива // Экономика сельского хозяйства России. 2015. № 1. С. 869-873.

8. Совершенствование механизмов кооперации малых форм хозяйствования в сельской местности Орловской области : отчет о научно-исследовательской работе / Под рук. Н. И. Прока. Орел, 2013. 101 с.

9. Официальный интернет-ресурс Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан. URL : http:// mgov.kz.

10.Тезисыкпресс-конференциипопрезентациипроектаЗакона«Осельскохозяйственнойкооперации».URL: http://mgov.kz/ru/tezisy-k-press-konferentsii-po-prezentatsii-proekta-zakona-o-sel-skohozyajstvennoj-kooperatsii/.

11. Kasabov E. Investigating difficulties and failure in early-stage rural cooperatives through a social capital lens // European Urban and Regional Studies. 2016. Vol. 23. № 4. P. 895-916. DOI: 10.1177/0969776415587121.

1. Akimbekova G. U., Akimbekova Sh. U., Kaskabayev U. R., Egizbayeva G. K. Basic provisions of the new law of the Republic of Kazakhstan "On agricultural cooperatives" // Scientific review: theory and practice. 2016. № 3.

2. Bolozhi A. A. Legislation on cooperatives: more work to do // Agroinfo. 2016. № 8. P. 3.

3. Esengaliyeva S. M. Development of cooperation in agriculture of the Republic of Kazakhstan // AIC: economy and management. 2014. № 7. P. 83-87.

4. Zhumagulova A. The agricultural cooperative is trust // Agroinfo. 2016. № 12. P. 4.

5. On agricultural cooperatives : the law of the Republic of Kazakhstan of October 29, 2015 № 372-V. Astana : Akorda, 2015.

6. On modification and additions in some acts of the Republic of Kazakhstan concerning agricultural cooperatives : the law of the Republic of Kazakhstan of October 29, 2015 № 373-V. Astana : Akorda, 2015.

7. Lilimberg S. I. Complex technique of financial and economic assessment of the project on creation of rural consumer cooperative // Rural economics of Russia. 2015. № 1. P. 869-873.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Improvement of mechanisms of cooperation of small farms in rural areas of the Oryol region : the report on research work / Supervised by. N. I. Proka. Oryol, 2013. 101 p.

9. Official Internet resource of the Ministry of Agriculture of the Republic of Kazakhstan. URL : http://mgov.kz.

10. Theses of the press conference on the presentation of the law "On Agricultural Cooperation". URL : http:// mgov.kz/ru/tezisy-k-press-konferentsii-po-prezentatsii-proekta-zakona-o-sel-skohozyajstvennoj-kooperatsii/.

11. Kasabov E. Investigating difficulties and failure in early-stage rural cooperatives through a social capital lens // European Urban and Regional Studies. 2016. Vol. 23. № 4. P. 895-916. DOI: 10.1177/0969776415587121.

С. 3.

References

P. 201-209.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.