УДК 342.5
DOI: 10.24412/1998-5533-2024-3-125-131
К вопросу о понятии и признаках перевозки грузов в международном сообщении
В контексте современной глобальной экономики международные грузоперевозки приобретают статус ключевого элемента экономической системы Российской Федерации. Анализ нормативно-правовых актов позволяет выявить различия в трактовке понятия международной перевозки применительно к отдельным видам транспорта. В современных условиях возникает насущная потребность в проведении комплексного анализа правового регулирования международных грузоперевозок как на наднациональном, так и на внутригосударственном уровнях. Целью данной статьи является анализ понятия и признаков международной перевозки грузов. Научная значимость работы заключается в рассмотрении подходов к определению данного термина в международном и национальном законодательстве, а также в научной литературе, выделению ключевых характеристик международных грузоперевозок, включая трансграничный характер, участие нескольких государств и применение норм международного права. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы при определении правовых условий осуществления международной перевозки грузов. Кроме того, предложено авторское определение международной перевозки грузов, обоснована необходимость дальнейшей унификации правового регулирования в сфере международных грузоперевозок.
На основе полученных результатов сделаны следующие выводы: международная перевозка грузов представляет собой транспортировка материальных ценностей с использованием одного или нескольких видов транспорта, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены на территориях разных государств либо перевозка осуществляется транзитом через территорию третьего государства при условии, что такая перевозка регулируется нормами международного права и/или международными соглашениями.
Ключевые слова: международная перевозка грузов, трансграничные перевозки, транспортное право, международное право, унификация законодательства, мультимодальные перевозки, транзитные перевозки, правовое регулирование, коллизионные нормы, признаки международной перевозки
Для цитирования: Лончакова Ю.А. К вопросу о понятии и признаках перевозки грузов в международном сообщении //Вестник экономики, права и социологии. 2024. № 3. С. 125-131. DOI: 10.24412/1998-55332024-3-125-131.
В контексте современной глобальной экономи- мы Российской Федерации. Правовое регулирова-ки международные грузоперевозки приобретают ние данной сферы характеризуется специфической статус ключевого элемента экономической систе- структурой, в которой основополагающие нормы
Лончакова Ю.А.
Кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых
закреплены в межгосударственных соглашениях и конвенциях, обеспечивающих унифицированный подход к определению условий осуществления трансграничных перевозок. Тем не менее, при возникновении коллизионных ситуаций международное законодательство зачастую апеллирует к внутреннему законодательству конкретных государств, применяя такие коллизионные привязки, как закон суда, закон места заключения договора, закон места выдачи транспортной документации и прочие.
В условиях текущей геополитической и экономической конъюнктуры, характеризующейся напряженностью в отношениях России с рядом зарубежных государств, наблюдается тенденция к модификации механизмов реализации международных грузоперевозок, затрагивающих интересы российских субъектов хозяйственной деятельности. Данные изменения охватывают широкий спектр аспектов, включая взаимодействие с российскими транспортными компаниями, грузоотправителями и грузополучателями. В ответ на принятые иностранными государствами ограничительные меры российские регулирующие органы были вынуждены разработать и имплементировать ряд адаптивных механизмов. В частности, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) инициировало разработку временного алгоритма допуска перевозчиков к осуществлению международных воздушных перевозок, направленного на поддержание транспортной доступности и мобильности населения Российской Федерации, а также сохранение воздушного сообщения с зарубежными странами в условиях действия ограничительных мер политического характера. В сфере международных автомобильных грузоперевозок были введены ответные ограничения, запрещающие осуществление перевозок иностранными транспортными компаниями из государств, признанных недружественными по отношению к России и ранее установивших аналогичные ограничения для российских юридических и физических лиц [1].
В современных условиях возникает насущная потребность в проведении комплексного анализа правового регулирования международных грузоперевозок как на наднациональном, так и на внутригосударственном уровнях. Первостепенное значение в контексте данного исследования приобретает дефиниция понятия «международная перевозка грузов», что обусловлено ключевой ролью категориального аппарата в системе транспортного права, на что неоднократно указывалось в научной литературе [2].
Международные грузоперевозки характеризуются многообразием используемых транспортных средств, включая автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт. Каждый из перечисленных видов транспорта подчиняется специфическому правовому 126
регулированию, учитывающему его особенности. Кроме того, в современной практике широкое распространение получили мультимодальные или смешанные перевозки, сочетающие в себе несколько видов транспорта [3].
Применительно к международным воздушным перевозкам, одним из документов, предоставляющих юридическую рамку, является Монреальская конвенция 1999 г. В ней международная перевозка определяется как перевозка, при которой начальный и конечный пункты находятся на территории двух различных государств - участников конвенции или на территории одного государства-участника, но с предусмотренной остановкой в другом государстве, необязательно являющемся участником данной конвенции. Важно отметить, что перевозка, осуществляемая между двумя пунктами в пределах одного и того же государства без остановок в других странах, не считается международной по критериям этой конвенции.
В рамках анализа международных железнодорожных грузоперевозок выделяется ключевое значение Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) [4]. Этот документ устанавливает критерии для осуществления перевозок грузов через границы нескольких государств с использованием железнодорожного транспорта под единым перевозочным документом — накладной. Таким образом, перевозка определяется как процесс транспортировки товаров через территории двух или более стран на основании одного документа, который оформляется на полный маршрут следования груза. Это определение подчеркивает особенности железнодорожных перевозок и роль унифицированной документации в организации международного грузооборота [5].
Однако следует отметить, что в международном правовом поле наблюдается отсутствие универсального определения понятия «международная перевозка грузов» для всех видов транспорта. В частности, в сфере морских перевозок такое определение не закреплено в международных соглашениях. Это свидетельствует о фрагментарном подходе к определению данного термина в международном праве, где дефиниции формулируются применительно к конкретным видам транспорта и перевозок [2].
В российском законодательстве универсальное определение международной перевозки представлено в контексте налогового регулирования. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) в ст. 309 (пп. 8 п.1) определяет международные перевозки как «любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации» [6]. Данное
определение носит всеобъемлющий характер, охватывая различные виды транспорта, и акцентирует внимание на трансграничном аспекте перевозок, исключая при этом транзитные перевозки, не затрагивающие территорию Российской Федерации. Такой подход к определению международных перевозок в национальном законодательстве отражает специфику налогового регулирования и может служить ориентиром для формирования единого понимания данного термина в российской правовой системе.
В российском законодательстве наблюдается отсутствие унифицированного подхода к определению международных перевозок различными видами транспорта. Данная ситуация обусловлена спецификой каждого вида транспорта и особенностями правового регулирования соответствующих отраслей. Анализ нормативно-правовых актов позволяет выявить различия в трактовке понятия международной перевозки применительно к отдельным видам транспорта [7].
В контексте регулирования международных автомобильных перевозок особую значимость приобретает Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (далее - Федеральный закон № 127-ФЗ) [8], посвященный государственному контролю за осуществлением данного вида транспортировки и ответственности за нарушение установленного порядка. Этот нормативно-правовой акт вводит в юридический оборот дефиницию «международная автомобильная перевозка», существенно расширяя традиционное понимание данного термина.
Согласно предложенному в законе определению, под международной автомобильной перевозкой подразумевается не только транспортировка грузов или пассажиров посредством автотранспортных средств по территориям двух и более государств, но также и перемещение незагруженных транспортных средств через государственные границы. Такая трактовка позволяет охватить широкий спектр ситуаций, возникающих в процессе международных автоперевозок, и отражает комплексный подход законодателя к регулированию данной сферы.
Ключевой особенностью данного определения является акцент на трансграничном характере перевозки, что позволяет четко отграничить международные автомобильные перевозки от внутренних. Кроме того, включение в определение проезда порожних транспортных средств свидетельствует о стремлении законодателя к всестороннему регулированию международных автоперевозок, учитывая различные аспекты логистических процессов. Такой подход способствует более эффективному государственному контролю и управлению в сфере международных автомобильных перевозок, а также
создает правовую основу для решения потенциальных споров и конфликтных ситуаций в данной области [9].
В сфере железнодорожных перевозок нормативно-правовое регулирование международного сообщения осуществляется на основе Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации [10].
Согласно ст. 2 Устава, международное железнодорожное сообщение характеризуется как процесс транспортировки, включающий в себя не только прямые, но и транзитные перевозки, в результате которых происходит пересечение государственной границы Российской Федерации. При этом объектами такой перевозки могут выступать пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж, а также порожние грузовые вагоны. Важно отметить, что данное определение допускает возможность альтернативной трактовки в рамках международных соглашений, что свидетельствует о гибкости правового регулирования в этой области.
Отличительной особенностью данного определения является его всеобъемлющий характер, охватывающий широкий спектр объектов перевозки. Такой подход позволяет учесть различные аспекты железнодорожных перевозок, включая как пассажирские, так и грузовые операции. Кроме того, прямое указание на пересечение государственной границы в качестве ключевого критерия международной перевозки создает четкую правовую основу для разграничения внутренних и международных железнодорожных сообщений.
Проведенный сравнительный анализ дефиниций международных перевозок в российском законодательстве выявляет существенные различия в подходах к их интерпретации в зависимости от вида транспорта. Эти расхождения обусловлены уникальными особенностями каждого вида транспорта и спецификой его правового регулирования. Данная ситуация подчеркивает необходимость дальнейшей работы по гармонизации и унификации терминологии в области международных перевозок, что может способствовать повышению эффективности правового регулирования и минимизации потенциальных конфликтов в сфере международных транспортных операций.
В научной литературе, посвященной проблематике международных перевозок, наблюдается отсутствие единого, универсального определения данного понятия. Это обстоятельство привело к формированию различных подходов и интерпретаций, предлагаемых исследователями в данной области. Анализ существующих дефиниций позволяет выделить несколько ключевых аспектов, на которых фокусируются авторы при попытке сформулировать определение международной перевозки грузов [11].
Одна из распространенных трактовок основывается на географическом критерии и определяет
международные перевозки как транспортировку грузов и пассажиров между двумя или более странами. Данный подход акцентирует внимание на трансграничном характере операции и противопоставляет международные перевозки внутренним, осуществляемым в пределах одного государства. Такая интерпретация позволяет четко разграничить национальные и международные транспортные операции, однако может быть недостаточно полной для отражения всех аспектов международных перевозок.
Альтернативный подход к определению международной перевозки фокусируется на факте пересечения государственной границы. Согласно этой точке зрения, международными считаются перевозки, в ходе которых происходит пересечение границы Российской Федерации, включая транзитные перевозки. Важным аспектом данного определения является оговорка о возможности иного регулирования в рамках международных соглашений, что подчеркивает значимость межгосударственных договоренностей в сфере международных перевозок.
Третья интерпретация понятия международной перевозки объединяет географический аспект с правовым, определяя ее как перевозку грузов и пассажиров между двумя или более государствами, осуществляемую на основе международных соглашений, участниками которых являются эти государства. Данный подход подчеркивает важность международно-правового регулирования и межгосударственного взаимодействия в сфере транспортных операций.
В контексте анализа феномена международной перевозки грузов особое внимание следует уделить ее ключевой характеристике - трансграничному перемещению груза. Однако данный критерий не является исчерпывающим, что порождает дискуссию о статусе транзитных перевозок в рамках международного транспортного права.
Федеральный закон № 127-ФЗ предлагает дифференцированный подход к определению статуса транзитных перевозок. Согласно данному нормативно-правовому акту, транзитная перевозка может быть квалифицирована как международная при наличии определенных условий. К таковым относятся: перевозка российским транспортным средством между двумя иностранными государствами через территорию Российской Федерации; перевозка российским транспортным средством между двумя пунктами в Российской Федерации через территорию иностранного государства; а также перевозка иностранным транспортным средством транзитом через территорию Российской Федерации. Ключевым фактором в данном контексте выступает наличие иностранного элемента, что подчеркивает международный характер транспортной операции.
Существенным аспектом в определении статуса международной перевозки является наличие соот-
ветствующего договора. Примечательно, что фактическое пересечение государственной границы не является обязательным условием для квалификации перевозки как международной. Определяющим фактором выступает факт начала такой перевозки в соответствии с заключенным договором. Данный подход позволяет распространить правовой режим международных перевозок на ситуации, когда груз по различным причинам (технические неполадки, утрата и т.д.) не достиг территории иностранного государства.
Международно-правовое регулирование договоров перевозки грузов предлагает более детализированный подход к определению международного характера транспортной операции. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г. устанавливает критерии международной перевозки, основываясь на географическом расположении пунктов отправления и назначения груза в разных странах, при условии, что хотя бы одна из этих стран является участницей Конвенции. Важно отметить, что данные нормы применяются исключительно к гражданско-правовым отношениям между перевозчиком и грузоотправителем, не затрагивая административно-властные отношения с таможенными органами.
Особую проблематику в сфере международных перевозок представляет отсутствие унифицированного определения транзитной перевозки в международных соглашениях. Это создает определенные сложности в правоприменительной практике и требует дополнительного урегулирования на международном уровне.
В контексте международного транспортного права и межгосударственных отношений особое значение приобретает точное определение понятия международной перевозки грузов. В соответствии с Постановлением от 13 апреля 2018 г. № 47-13, принятом Межпарламентской Ассамблеей СНГ [12], представлено определение международной перевозки грузов. Данное определение уточняет, что такие перевозки включают использование транспортных средств, которые официально зарегистрированы в одном из договаривающихся государств. Критическим элементом является обязательное пересечение государственной границы минимум одним из участвующих государств, что также охватывает транзитные перевозки через территории других стран. Однако данная формулировка порождает ряд интерпретационных сложностей, особенно в отношении понятия «транзитный», которое в данном контексте подразумевает перемещение через территорию договаривающегося государства без фактического въезда на эту территорию.
В рамках изучения международных грузоперевозок особое внимание уделяется анализу транзитных процессов, которые могут происходить как на вну-
треннем, так и на международном уровнях. В ситуациях, когда перевозки осуществляются между государствами, не входящими в состав Таможенного союза, активно применяется транзитный режим. Данный режим предоставляет возможность транспортировать грузы через территории нескольких стран, что имеет значительное практическое и теоретическое значение для международной логистики. В этом проявляется комплексность и многоуров-невость правового регулирования международных перевозок, учитывающего различные аспекты межгосударственного взаимодействия и таможенного контроля.
В рамках исследования национального законодательства и международных соглашений были идентифицированы коллизионные нормы, касающиеся определения ответственности участников и точки назначения груза в случаях, когда присутствует иностранный элемент. Примечательно, что ни одна правовая система не предлагает универсального определения договора о международной перевозке грузов, что приводит к узкоспециализированному подходу, регламентирующему каждый вид перевозки отдельно в зависимости от используемого транспорта.
В научной литературе предпринимаются попытки сформулировать обобщенное определение международной перевозки. Так, М.А. Кузьмина, С.Л. Надирян, Г.В. Адамян предлагают понимать под международными перевозками транспортировку грузов через границу России с пересечением границ нескольких государств. Однако данная трактовка не лишена недостатков, в частности, она не учитывает тот факт, что не на всех территориях, задействованных в процессе перевозки, могут применяться нормы международного права [13].
В современной системе грузоперевозок ключевую роль играет эффективная работа логистических подразделений и применение передовых методов проектирования транспортных операций. Эти факторы обеспечивают высокое качество и результативность как грузовых, так и пассажирских перевозок, при этом особое внимание уделяется гарантиям безопасности их осуществления. Такой комплексный подход к организации транспортных процессов отражает современные тенденции в индустрии, где оптимизация и надежность становятся приоритетными аспектами.
Анализ международных конвенций и договоров позволяет выделить ряд универсальных характеристик, присущих международным грузоперевозкам. Первостепенное значение имеет наличие транспортного средства, непосредственно осуществляющего перемещение груза. Территориальный аспект выступает вторым ключевым признаком, подразумевая участие в процессе перевозки двух или более государств. Третьим существенным элементом является географическое расположение пунктов
отправления и назначения на территориях различных стран. При этом важно отметить, что конечный пункт назначения может не совпадать с территорией временной остановки груза, что особенно характерно для воздушных перевозок. Эти признаки формируют базовую концептуальную основу для определения международного характера грузоперевозки.
Особую сложность в правовом регулировании международных перевозок представляют коллизионные нормы, содержащиеся как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. Эти нормы призваны разрешать вопросы, связанные с определением ответственности сторон и установлением конечного пункта назначения груза в ситуациях, осложненных присутствием иностранного элемента. Наличие таких коллизий подчеркивает комплексность правоотношений в сфере международных грузоперевозок и необходимость дальнейшей гармонизации правовых норм на международном уровне.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. В международном праве отсутствует универсальное определение понятия «международная перевозка грузов», что обусловлено спецификой различных видов транспорта и фрагментарностью правового регулирования в этой сфере.
2. Существующие определения в национальных законодательствах и международных соглашениях характеризуются разнообразием подходов и акцентов, что отражает сложность и многоаспектность данного явления.
3. Ключевыми элементами, определяющими международный характер перевозки, являются: использование транспортного средства, участие двух или более государств, расположение пунктов отправления и назначения в разных странах, пересечение государственной границы.
4. Особую проблематику представляет вопрос о статусе транзитных перевозок и их включении в понятие международных перевозок.
На основе проведенного анализа предлагается следующее авторское определение международной перевозки грузов с позиции международного права.
Международная перевозка грузов - это транспортировка материальных ценностей с использованием одного или нескольких видов транспорта, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены на территориях разных государств либо перевозка осуществляется транзитом через территорию третьего государства при условии, что такая перевозка регулируется нормами международного права и/или международными соглашениями.
Основными признаками международной перевозки грузов можно считать:
1. Трансграничный характер перемещения грузов.
2. Участие в перевозке двух или более государств.
3. Применение норм международного права и/ или международных соглашений.
4. Использование различных видов транспорта (мультимодальность).
5. Единство транспортного процесса, несмотря на возможную смену видов транспорта.
6. Наличие специальной документации международного образца.
Такое определение и выделенные признаки позволяют учесть многообразие форм международных перевозок, включая транзитные, и создают основу для дальнейшей унификации правового регулирования в этой сфере. Однако следует отметить, что данная проблематика требует дальнейшего изучения и обсуждения на международном уровне для достижения более высокой степени гармонизации правовых норм в области международных грузоперевозок.
Литература:
1. Иванов М.В. К вопросу об определении понятия международной перевозки груза // Державин-ский форум. 2021. Т. 5. № 18. С. 25-33.
2. Булгаков Д.А. Международные авиаперевозки в системе воздушного транспорта Российской Федерации: современное состояние и тренды развития // Russian Economic Bulletin. 2024. Т. 7. № 2. С. 280-293. DOI: 10.58224/2658-5286-20247-2-280-293.
3. Коцурба С.В., Арешкина А.Е. Основы взаимодействия автомобильного и железнодорожного транспорта при международной перевозке гру-
зов // Автомобильные перевозки и транспортная логистика: теория и практика: Сб. науч. трудов кафедры «Организация перевозок и управление на транспорте» (с международным участием) / Под науч. ред. Е.Е. Витвицкого. Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), 2021. С. 65-70.
4. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) (с изм. и доп. на 01.07.2024) // СПС КонсультантПлюс.
5. Сергиенко А.К. Порядок допуска перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов // Фундаментальные и прикладные исследования молодых учёных: сб. науч. трудов II Межд. науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых учёных, Омск, 08-09 февраля 2018 г. Омск: Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (Си-бАДИ), 2018. С. 250-254.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2024) // СПС КонсультантПлюс.
7. Скворцова Т.А., Михайлов В.В., Попов А.Н. Понятие перевозки грузов в международном сообщении // Оригинальные исследования. 2023. Т. 13. № 6. С. 30-35.
8. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» (ред. от 28.04.2023) // СПС Кон-сультантПлюс.
9. Ромашко М.В. Проблемы доставки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении // Вестник транспорта. 2006. № 7. С. 5-14.
10. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ред. от 19.10.2023) // СПС КонсультантПлюс.
11. Костров С.В., Коршунов Д.А. О понятии и терминах смешанных перевозок в сфере международной торговли // Актуальные проблемы государства, права и гуманитарных наук: Сб. материалов межвузовской науч.-практ. конф. аспирантов, магистрантов, студентов. Нижний Новгород: Волжский государственный университет водного транспорта, 2015. С. 311-314.
12. Постановление № 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ «О глоссарии терминов и понятий, используемых государствами - участниками СНГ в пограничной сфере» (принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018) // СПС КонсультантПлюс.
13. Кузьмина М.А., Надирян С.Л., Адамян Г.В. Ответственность перевозчика по договору международной автомобильной перевозки // Электронный сетевой политематический журнал «Научные труды КубГТУ». 2015. № 4. С. 1-10.
On the Concept and Characteristics of Cargo Transportation in International Communication
Lonchakova Yu.A. Murom Institute (branch) Vladimir State University named after Alexander Grigoryevich and Nikolai Grigoryevich Stoletov
In the context of the modern global economy, international cargo transportation is acquiring the status ofa key element of the economic system of the Russian Federation. Analysis ofregulatory legal acts allows us to identify differences in the interpretation of the concept of international transportation in relation to individual modes of transport. In modern conditions, there is an urgent need to conduct a comprehensive analysis of the legal regulation of international cargo transportation both at the supranational and at the intrastate levels. The purpose of this article is to analyze the concept and features of international cargo transportation. The scientific significance of the work lies in the consideration of approaches to the definition of this term in international and national legislation, as well as in scientific literature, highlighting the key characteristics of international cargo transportation, including its cross-border nature, participation of several states and the application of international law. The practical significance of the work lies in the fact that the results of the study can be used to determine the legal conditions for the implementation of international cargo transportation. In addition, the author's definition of international cargo transportation is proposed, the needfor further unification of legal regulation in the field of international cargo transportation is substantiated. Based on the results obtained, the following conclusions were made: international transportation of goods is the transportation of material assets using one or more modes of transport, in which the point of departure and the point of destination are located in the territories of different states, or the transportation is carried out in transit through the territory of a third state, provided that such transportation is regulated by the norms of international law and/or international agreements.
Keywords: international cargo transportation, cross-border transport, transport law, international law, unification of legislation, multimodal transport, transit transport, legal regulation, conflict norms, characteristics of international transportation