Научная статья на тему 'К вопросу о понятии и особенностях регистрационной процедуры'

К вопросу о понятии и особенностях регистрационной процедуры Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
481
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ПРОЦЕДУРА / ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ / ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИОННОЙ ПРОЦЕДУРЫ / THE REGISTRATION PROCEDURE / THE ELEMENTS OF THE STRUCTURE / THE FEATURES OF THE REGISTRATION PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Двойнишникова Юлия Михайловна

В статье разработано понятие и определена структура регистрационной процедуры, отражены ее элементы. Выделены и обозначены особенности регистрационной процедуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the concept and the features of the registration procedure

In article is developed and the structure of the registration procedure is determined in the article, its elements are reflected. The designations of the feature of the registration procedure are shown.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии и особенностях регистрационной процедуры»

07/kirobl-budget2012-reg-dok.html. (Дата обращения:

01.04.2013).

14. Поддержка и развитие малого предпринима-

тельства в Кировской области: программа на 2010— 2014 годы. URL: http://do.gendocs.ru/docs/

index-172330.html. (Дата обращения: 02.04.2013).

15. Субсидирование части затрат, связанных с приобретением сырья, субъектов малого предпринимательства, производящим изделия народных художественных промыслов из капокорня. URL: http:// www.mbko.ru/assistance/artistic/festivali. (Дата обращения: 02.04.2013).

16. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: фед. закон от 24 июля 2007 г. N 209. Приложение 2. URL: http:// www.consultant.ru/law/review/186637.html. (Дата обращения: 01.04.2013).

17. Методика расчета конкурентоспособности малых предпринимательских структур. URL: http:// www.creativeconomy.ru/articles/4834. (Дата обращения:

01.04.2013).

18. Малое предпринимательство в экономике области. URL: http://www.kirovreg.ru/econom/

smallbusiness. (Дата обращения: 01.04.2013).

19. Положение об инфраструктуре поддержки малого предпринимательства в Кировской области: утв. Постановлением Правительства области от 17 августа 2010 г. N 64/405. URL: http://smb.gov.ru/content/ news/regional/reggeneral/m,33,f,303920. (Дата обращения: 01.04.2013).

20. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Кировской области. URL: http:// www.kirovreg.ru / econom / smallbusiness/ index8.php?print=Y. (Дата обращения: 01.04.2013).

21. Положение об инфраструктуре поддержки малого предпринимательства в Кировской области: утв. Постановлением Правительства области от 17 августа 2010 г. N 64/405. Ст. 1. URL: http://smb.gov.ru/ content/news/regional/reggeneral/m,33,f,303920. (Дата обращения: 01.04.2013).

22. Положение о координационном совете по развитию предпринимательства при Правительстве Кировской области [Электронный ресурс] : утв. постановлением Правительства Кировской области от 1 ноября 2008 г. N 151/441. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 02.04.2013).

23. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Кировской области. URL: http:// www.kirovreg.ru/econom/smallbusiness/index8.php?print=Y. (Дата обращения: 01.04.2013).

24. Портал малого и среднего предпринимательства Кировской области. URL: http://www.mbko.ru. (Дата обращения: 02.04.2013).

25. Информационно-консультационная поддержка. URL: http://www.kirovreg.ru/econom/smallbusiness/ priors/3.php. (Дата обращения: 02.04.2013).

26. Немного про форум «Предпринимательство на Вятке». URL: http://SlobTown.net/?tag=predprinimatelyam. (Дата обращения: 02.03.2013).

27. Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области на 20102014 годы: областная целевая программа. Утв. Постановлением Правительства Кировской области от 25 августа 2009 г. N 22/259. П. 2.1. URL: http://base. consultant.ru/regbase/cg. (Дата обращения: 02.04.2013).

28. Денисовская А. А. Государственная политика развития и поддержки малого предпринимательства,

на пути выхода из экономического кризиса // Россия на пути выхода из экономического кризиса : сб. науч. ст. СПб., 2010. URL: http://www.ibl.ru/konf/130510/ 3.html. (Дата обращения: 02.04.2013).

29. Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации: проект. URL: http://www.old.nisse.ru/ analitics.html?id=conception2. (Дата обращения:

02.04.2013).

30. Мероприятия областной целевой программы

«Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Кировской области» на 2010— 2014 годы. URL: http://do.gendocs.ru/docs/

index-172330.html. (Дата обращения: 03.04.2013).

УДК 34

Ю. М. Двойнишникова

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ОСОБЕННОСТЯХ РЕГИСТРАЦИОННОЙ ПРОЦЕДУРЫ

В статье разработано понятие и определена структура регистрационной процедуры, отражены ее элементы. Выделены и обозначены особенности регистрационной процедуры.

In article is developed and the structure of the registration procedure is determined in the article, its elements are reflected. The designations of the feature of the registration procedure are shown.

Ключевые слова: регистрационная процедура, элементы структуры, особенности регистрационной процедуры.

Keywords, the registration procedure, the elements of the structure, the features of the registration procedure.

Современная система функционирования государства диктует необходимость использования разного рода ресурсов для достижения объективно значимых целей и установления баланса частных и публичных интересов. Одним из ключевых ресурсов такого взаимодействия является государственная регистрация, которая может быть представлена:

- как процедура допуска объекта в обращение путем оценки и официального утверждения данных о его безопасности и эффективности, а также об условиях производства и контроля качества, завершающаяся выдачей свидетельства о государственной регистрации и внесением информации в государственный реестр [1];

- как признание государством правового статуса физического или юридического лица, возникновения, изменения или прекращения прав и обязанностей, установления юридически значимого факта [2].

© Двойнишникова Ю. М., 2013

Нами государственная регистрация представляется как специальная государственная функция по контролю (надзору), возлагаемая на публичную администрацию (органы исполнительной власти и органы местного самоуправления). Содержание данной функции, на наш взгляд, составляют административно-правовые меры по проверке исполнения физическими лицами и организациями общеобязательных условий и требований, связанных с возникновением некоторых юридических фактов, приобретением отдельных видов прав, использованием определенных объектов, применяемые публичной администрацией по инициативе физических лиц и организаций в соответствии с определенными административными процедурами. С нашей точки зрения, общеобязательные условия и требования, связанные с возникновением некоторых юридических фактов, приобретением отдельных видов прав, использованием определенных объектов, применяемые публичной администрацией по инициативе физических лиц и организаций, можно назвать регистрационными условиями и требованиями. Административные процедуры, определяющие порядок применения публичной администрацией (органами исполнительной власти и органами местного самоуправления) мер по проверке исполнения физическими лицами и организациями регистрационных условий и требований, представляется логичным назвать регистрационными процедурами.

По нашему убеждению, регистрационные процедуры представляют собой обособленную систему административно-процессуальных норм, определяющих последовательность, срочность, характер административно-процессуальных действий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, связанных с применением мер по проверке исполнения физическими лицами и организациями регистрационных условий и требований.

При таком подходе понятия «государственная регистрация» и «регистрационные процедуры» соотносятся как форма и содержание.

Регистрационные процедуры как нормативный регулятор представляют собой сложную систему (структуру), состоящую из ряда элементов, необходимых для характеристики процедур и выявления их особенностей.

В научной литературе встречается нормативная модель юридической процедуры, которая должна определять: 1) ее целевое назначение; 2) тип основных отношений; 3) круг лиц, участвующих в процедуре; 4) акты поведения, которые могут и должны совершить участники процедуры; 5) последовательность совершения актов поведения; 6) сроки (время) и место осуществления как отдельных процедурных действий, так и про-

цедуры в целом; 7) правовые средства, обеспечивающие функционирование процедуры [3].

А. И. Стахов определяет следующие элементы, входящие в структуру административной процедуры: 1) понятие, основания и условия применения типизированных административно-правовых мер исполнения возложенной на административный орган (должностное лицо) унифицированной государственной (административно-правовой) функции; 2) вид (характер) и подведомственность административного дела, связанного с применением типизированных административно-правовых мер исполнения возложенной на административный орган (должностное лицо) унифицированной государственной (административно-правовой) функции); 3) конечное число, последовательность и срочность взаимосвязанных фрагментов (шагов) действий компетентного административного органа (должностного лица) по применению типизированных административно-правовых мер исполнения возложенной на данный орган унифицированной государственной (административно-правовой) функции; 4) ожидаемые промежуточные и конечные решения компетентного административного органа (должностного лица) по применению типизированных административно-правовых мер исполнения возложенной на данный орган унифицированной государственной (административно-правовой) функции; 5) критерии и срочность принятия промежуточных и конечных решений компетентного административного органа (должностного лица) по применению типизированных административно-правовых мер исполнения возложенной на данный орган унифицированной государственной (административно-правовой) функции; 6) способы, формы и срочность официально-документального оформления (фиксации) промежуточных и конечных решений компетентного административного органа (должностного лица) по применению типизированных административно-правовых мер исполнения возложенной на данный орган унифицированной государственной (административно-правовой) функции; 7) условия, порядок и срочность приостановления действий компетентного административного органа (должностного лица) по применению типизированных административно-правовых мер исполнения возложенной на данный орган унифицированной государственной (административно-правовой) функции; 8) виды юридической ответственности, применяемые к компетентному административному органу (должностному лицу) за совершение действия или бездействие, связанные с нарушением или ненадлежащим исполнением установленных процедурных правил [4].

Поскольку регистрационная процедура является видом юридической процедуры и составным

элементом административной процедуры, то можно выделить следующую модель ее системы (структуры): 1) целевое назначение государственной регистрации; 2) подведомственность возникающих регистрационных правоотношений; 3) основания и условия возникновения регистрационной процедуры; 4) последовательность и срочность применения типизированных административно-правовых мер; 5) условия и срочность принятия итоговых (конечных) решений и формы их официального оформления; 6) условия, порядок и срочность приостановления действий; 7) обжалование принятых решений и юридическая ответственность, применяемая к органу, осуществляющему государственную регистрацию.

Целевое назначение административной процедуры государственной регистрации предполагает достижение следующих результатов:

- обеспечить общественную и государственную безопасность;

- соблюдение при проверке законности предоставляемой информации и действий;

- достижение информационной мобильности предопределяет, что процедура государственной регистрации позволит вести строгий учет данных в государственных реестрах о возникновении, изменении, обременении, прекращении данных о статусе, правах и информации об идентификации объектов, позволяя точно и оперативно выдавать необходимые данные заинтересованным лицам.

Подведомственность возникающих регистрационных правоотношений. Чаще всего подведомственность определяет возможность отнесения определенных категорий дел к ведению различных государственных или иных органов, в силу своей компетенции управомоченных рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Д. Н. Бахрах довольно точно определил: «Для лидирующих субъектов подведомственность - это компонент их компетенции, который связывает их полномочия с определенными объектами властного воздействия, определяет их предметные, территориальные границы. А для другой стороны властного правоотношения подведомственность означает ее правовую зависимость от того, кто ведает делами» [5]. Наше мнение по поводу определения понятия подведомственности совпадает.

Нормы действующего законодательства довольно точно определяют, что вопросы по осуществлению административной процедуры государственной регистрации могут осуществляться министерствами, федеральными службами, федеральными агентствами, органами исполнительной власти субъекта, органами местного самоуправления в части делегированных им полномочий по государственной регистрации.

Основания и условия возникновения регистрационной процедуры. Государственная регистрация подразумевает под собой свободу волеизъявления, при которой регистрационная процедура возникает на основе заявления уполномоченного субъекта. Предусмотрен порядок предоставления заявлений и необходимых документов:

1. Лично либо через представителя. Представительство может быть законным (родители, усыновители, опекуны, руководители организаций) либо по нотариально удостоверенной доверенности (патентный поверенный).

2. Документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. В данном случае представленные данные, в том числе заявление, должны быть нотариально заверены.

3. В регистрирующий орган документы могут быть направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг с использованием электронной подписи заявителя. Информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. Так, государственная регистрация прав на недвижимое имущество не предоставляет возможность подачи заявления и иных документов в электронной форме [6].

Последовательность и срочность применения типизированных административно-правовых мер. Основным и самым объемным мероприятием, проводимым при государственной регистрации, является контроль (экспертиза) представленной информации (представленных документов). Нами выделено два вида контроля (экспертизы) представленной информации:

1. Правовой контроль (экспертиза) - установленная административно-процессуальными нормами деятельность регистрирующих органов, направленная на установление отсутствия противоречий между заявленными требованиями и нормами действующего законодательства. Указанный вид экспертизы встречается в большинстве регистрационных процедур, связанных с регистрацией прав, статуса субъектов, нормативных актов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность субъектов регистрационных правоотношений.

2. Формальный контроль (экспертиза) - установленная административно-процессуальными

нормами деятельность регистрирующих органов, способствующая в срок провести проверку собранной информации, соответствующей перечню необходимых документов, без анализа действующих норм иных отраслей материального права (дактилоскопическая, геномная регистрация, регистрация выпуска ценных бумаг, регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).

Исходя из вышеизложенного, представляется возможным утверждать, что элемент контроля (экспертизы) представленной информации используется во всех регистрационных процедурах, но объем разрешаемых вопросов зависит от вида осуществляемого контроля.

Условия и срочность принятия итоговых (конечных) решений и формы их официального оформления. Принятие итоговых (конечных) решений представляет собой принятие индивидуального административного акта. Действия по вынесению решения носят срочный характер. Определение срочности ставится в зависимость от определения государством степени общественной опасности регистрируемой информации об объекте, статусе.

В целом регистрирующим органом принимаются два основных решения:

1) о государственной регистрации, с занесением информации в реестр;

2) об отказе в государственной регистрации.

Итоговым документом, где будет отражена

необходимая информация, является акт регистрирующего органа, составленный в форме, например, свидетельства, регистрационного удостоверения, карточки регистрации.

Условия, порядок и срочность приостановления действий предусматривают, что при осуществлении регистрирующим органом мероприятий, связанных с контролем (экспертизой) представленной информации, возникают такие ситуации, когда есть сомнения в наличии оснований для проведения регистрации, либо у регистрирующего органа возникают сомнения в достоверности сведений, указанных в представленных документах, либо есть сомнения в их подлинности, в таких случаях регистрирующий орган может принять дополнительное решение - приостановление государственной регистрации. Решение может быть применено практически в любой регистрационной процедуре, которая подразумевает под собой добровольность волеизъявления, единственный момент, где вышеуказанное решение отсутствует, - обязательная государственная регистрация (геномная, дактилоскопическая), так как волеизъявление исходит от государства в лице его органов.

Обжалование принятых решений и юридическая ответственность, применяемая к органу, осуществляющему государственную регистра-

цию. Обжалование представляет собой действия заинтересованного лица по пересмотру принятого регистрационным органом решения, совершения данным органом неправомерного действия или бездействия в административном и(или) судебном порядке.

Конституция РФ предусматривает, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц путем применения к ним юридической ответственности. К регистрирующему органу, как правило, применяется гражданско-правовая ответственность, в рамках которой нарушитель обязан возместить потерпевшей стороне материальный ущерб, причиненный отказом в государственной регистрации, уклонением от государственной регистрации или нарушением порядка государственной регистрации, допущенным по его вине.

В свою очередь должностные лица подвергаются следующим видам юридической ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной в порядке регресса.

Рассмотрев структуру элементов регистрационной процедуры, представляется возможным выделить ее особенности:

1. Уполномоченный регистрирующий орган в соответствии с регистрационной процедурой осуществляет государственную функцию по контролю (надзору). Государственная регистрация осуществляется путем применения регистрационным органом административно-санкционированных процедур, одним из видов которой является регистрационная процедура - процедура проверки исполнения физическими лицами и организациями административно-правовых условий и требований по инициативе проверяемых лиц и организаций по поводу регистрации информации.

2. Основанием для возникновения административной процедуры, как правило, является инициатива заинтересованного лица. Однако та информация, которая хранится в реестрах, может быть получена и учтена путем применения обязательных мер государством, например, при проведении обязательной геномной (дактилоскопической) регистрации. Таким образом, государственная регистрация выступает как явление диспозитивное (дозволительное), но сохраняющее свою юридическую природу в случае принятия акта о государственной регистрации.

3. Регистрационная процедура - система административно-процессуальных норм, отражающих последовательность, срочность, вид и характер типизированных моделей поведения регистрирующих органов (публичной администрации). Наименее урегулирована государственная реги-

страция опасных веществ, прав на интеллектуальную собственность.

Объектов, подлежащих государственной регистрации, достаточно много, и для приведения в единую систему типизированных мероприятий, осуществляемых различными регистрирующими органами, необходимо зафиксировать в нормативно-правовом акте общие положения, касающиеся осуществления регистрационных процедур.

5. Регистрационная процедура, как правило, предусматривает конечное позитивное действие в виде вынесения индивидуально-правового акта, который в свою очередь является частью ненормативного правового акта.

6. Регистрационная процедура позволяет сократить административное усмотрение при осуществлении государственной функции регистрирующими органами. Для регулирования свободы действий органов государственной власти необходимо обеспечить законодательную основу административного усмотрения и закрепления его форм и оснований с помощью тщательно проработанных административных процедур.

Примечания

1. См.: Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Российская газета. 2010. 14 апр.; Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов» // СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5938.

2. См.: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Российская газета. 2001. 10 авг. № 153-154; Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Российская газета. 1997. 20 ноября.

3. Протасов В. Н. Теоретические основы правовой процедуры: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1993. С. 21.

4. Стахов А. И., Нестеренко И. А. Административная процедура в Российской Федерации: понятие, сущность, структура, сфера применения // Административное право и процесс. 2012. № 4. С. 40.

5. Бахрах Д. Н. Административное право России: учеб. для вузов. М., 2002. С. 202.

6. См.: Федеральный Закон «Об электронной подписи»: Федеральный закон от 06 апр. 2011 г. № 63-ФЗ: принят Государственной Думой 25 марта 2011 г. // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 2036; Федеральный Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ: принят Государственной Думой 17 июня 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 30, Ст. 3594.

УДК 342.922

Ю. А. Егошина

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА МИНЮСТА РОССИИ С ИНЫМИ УЧАСТНИКАМИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

В статье раскрыто понятие взаимодействия территориального органа Минюста России с иными участниками административных правоотношений. Обозначаются три основных направления реализации элементов административно-правового статуса указанного органа во взаимодействии с иными участниками административных правоотношений.

In article the definition of interaction of Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian F ederation with another partici pants of Administrative-law relation is developed. Three basic directions of realisation of elements of Administrative-law Status of stated apparatus with another participants of Administrative-law relation are designated.

Ключевые слова: территориальный орган Минюста России, административно-правовой статус, взаимодействие, административная процедура.

Keywords. Regional Departments of the Ministry of Justice of the Russian Federation, Administrative-law Status, interaction, administrative procedure.

Как отмечает К. В. Давыдов, нельзя не согласиться с высказанной в научной литературе точкой зрения о том, что одним из перспективных направлений административно-правового регулирования является выработка надлежащих механизмов взаимодействия исполнительных органов между собой, а также с другими структурами и с хозяйствующими субъектами [1].

В целом нужно отметить, что категория «взаимодействие» трактуется практически идентично в различных источниках.

С. И. Ожегов предусматривает двойственность его содержания: это, во-первых, взаимная связь явлений и, во-вторых, взаимная поддержка [2].

В. И. Ушаков трактует взаимодействие как взаимную связь, взаимную обусловленность [3]. В юридической науке существует позиция, согласно которой взаимодействие - это взаимное согласование действий двух и более служб, отдельных, не подчиненных друг другу участников управления, совместно решающих какую-либо общую задачу [4].

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Феде-

© Егошина Ю. А., 2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.