Научная статья на тему 'Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (опыт Германии, Великобритании и России)'

Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (опыт Германии, Великобритании и России) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1036
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИСТРАЦИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ / КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ / REGISTRATION OF A LEGAL ENTITY OR AN INDIVIDUAL ENTREPRENEUR / OPTIMIZATION / COMPLEX EVENTS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зенина Ольга Григорьевна

Рассматриваются вопросы упрощения процедур регистрации юридических лиц в Германии, Великобритании и Российской Федерации. Анализируется распоряжение Правительства РФ по оптимизации процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отмечаются спорные вопросы, связанные с новеллами регистрационных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF REGISTRATION OF LEGAL ENTITIES AND INDIVIDUAL ENTREPRENEURS (EXPERIENCE OF GERMANY, GREAT BRITAIN AND RUSSIA)

We consider the simplification of procedures for the registration of legal entities in Germany, the United Kingdom and the Russian Federation. Analyzed the disposal of the Government of the Russian Federation to optimize procedures for the registration of legal entities and individual entrepreneurs. The author notes the controversial issues related to the novels of the registration procedures.

Текст научной работы на тему «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (опыт Германии, Великобритании и России)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 11 (302). Право. Вып. Зб. С. 3б-38.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

О. Г. Зенина

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕДУР РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (ОПЫТ ГЕРМАНИИ, ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ)

Рассматриваются вопросы упрощения процедур регистрации юридических лиц в Германии, Великобритании и Российской Федерации. Анализируется распоряжение Правительства РФ по оптимизации процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Отмечаются спорные вопросы, связанные с новеллами регистрационных процедур.

Ключевые слова: регистрация, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, оптимизация, комплекс мероприятий.

Упрощение процедур регистрации юридических лиц происходит во многих странах. Так, например, с І ноября 2008 г. в Закон об обществах с ограниченной ответственностью (Gesetz betreffend die Gesellschaften mit beschrankter Haftung — GmbH) в Германии были внесены изменения, серьезным образом повлиявшие на процесс создания таких обществ. Сама процедура регистрации не была изменена принципиально: сохранилось обязательное нотариальное удостоверение подаваемых документов, право внесения регистрационных записей осталось за судами, на территории которых располагается созданное общество с ограничеснной ответственностью (ООО). Однако появилась новая разновидность ООО — предпринимательское общество с ограниченной ответственностью (UG — haftungsbeschrankt), для создания которого предусмотрен упрощенный порядок:

1) уставный капитал может составлять І евро на момент регистрации (а не 25 000 евро, как для обычного ООО), однако вносится только в денежной форме;

2) обязательно создается резервный фонд;

3) можно воспользоваться типовым протоколом, в который входят учредительный договор, список учредителей и протокол о назначении директора;

4) общество создается только тремя учредителями, назначается один директор, который может как входить, так и не входить в число учредителей.

Подача документов для регистрации UG осуществляется только в электронном видеІ.

В Великобритании в настоящее время действуют три вида юридических лиц, сходных с российскими ООО. Это частные компании:

а) с ответственностью, ограниченной акциями (Private company limited by shares); б) с ответственностью, ограниченной по гарантии (Private company limited by guarantee); в) с неограниченной ответственностью (Private unlimited company). Принятый в 2006 г. Закон о компаниях (Companies Act) значительно реформировал корпоративное законодательство Великобритании. Этот нормативный акт вводился в действие поэтапно — вплоть до октября 2009 г. Ответственным за поэтапное введение закона был один из департаментов английского правительства — Department for Business Enterprise & Regulatory Reform (BERR). Среди нововведений закона следует отметить следующие:

1) процедура регистрации компаний существенно упрощена;

2) главным учредительным документом является устав (Articles of association), учредительный договор (Memorandum of association) носит вспомогательный характер;

3) правоспособность компании больше не ограничена целями, указанными в учредительном договоре;

4) требование о заявлении акционерного капитала отменено;

5) введен новый порядок уменьшения акционерного капитала;

6) установлены новые требования к директорам;

7) законом предусмотрены общие обязанности директоров на основе принципов общего права;

8) частная компания больше не обязана иметь секретаря;

9) сокращены сроки подачи финансовой отчетности для частной и публичной компаний;

10) отменено требование об обязательном ежегодном общем собрании участников (Annual General Meeting) для частной компании;

11) предусмотрен ряд других ранее неизвестных английскому законодательству положений2.

Подобные изменения предстоит внести и в действующее законодательство РФ, регулирующее процесс создания юридических лиц различной организационно-правовой формы. Так, распоряжением Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 317-р был утвержден план мероприятий (« дорожная карта») « Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»3. Первоначально данный план будет применяться в отношении упрощения государственной регистрации ООО как основной организационно-правовой формы ведения малого и среднего предпринимательства. Однако упрощенный алгоритм государственной регистрации не будет применяться к созданию кредитных, страховых и иных финансовых организаций. В целях улучшения инвестиционного климата в стране реализация данной «дорожной карты» должна положительно отразиться на процессе государственной регистрации юридических лиц других организационно-правовых форм и индивидуальных предпринимателей.

Реализация проекта по оптимизации государственной регистрации рассчитана на пятилетний период — 2013-2018 гг. Данный проект ориентирован на показатели рейтинга Doing Business, ежегодно определяемые Всемирным банком (International Finance Corporation World Bank). Этот рейтинг содержит следующие показатели4:

Место

Показатель России

в рейтинге

Благоприятные условия ведения биз-

неса 112

Регистрация предприятий 101

Получение разрешения на строи-

тельство 178

Подключение к системе электро-

снабжения 184

Регистрация собственности 46

Кредитование 104

Защита инвесторов 117

Налогообложение 64

Международная торговля 162

Обеспечение исполнения контрактов 11

Разрешение неплатежеспособности 53

Чем выше позиция, тем благоприятнее условия для ведения бизнеса. Так, например,

по показателю «Благоприятные условия ведения бизнеса» Великобритания занимает 7-е место, а Германия — 20-е, а по показателю «Регистрация предприятий» — соответственно 19-е и 106-е. Поэтому целевым ориентиром в соответствии с приведенным рейтингом является включение России в двадцатку лучших стран, занимающих соответственно 1-20-е места.

Планом оптимизации процедур регистрации предусмотрено по показателю «Регистрация предприятий» подняться со 111- го места (так указано в распоряжении Правительства РФ, в отличие от данных рейтинга Всемирного банка), занимаемого сегодня, до 60-го места в 2015 г. и до 20-го места — в 2018 г. Кроме того, предусматривается сокращение: а) количества регистрационных этапов — с девяти (2013) до шести (2015), а затем до трех (2018); б) времени на регистрацию — с 30 дней (2013) до 5 дней (2018);

в) стоимости регистрации — с 6100 р. (2013) до 4000 р. (2018).

Для оптимизации процедур государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на I этапе (в течение 2013 г.) предусмотрены следующие мероприятия:

Июнь 2013 г. Принимаются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные акты Банка России, согласно которым регистрирующий орган может использовать услуги операторов почтовой связи для отправления ответов на полученные сообщения. По распоряжению Правительства РФ на портале gosuslugi.ru создается специализированный раздел, в котором пошагово разъясняется порядок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и получение заявителем уведомления, пересылаемого в его личный кабинет. Вносятся изменения в государственную программу РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)» о расширении возможностей быстрого и эффективного поиска информации о регистрации с помощью основных поисковых систем. Начинается размещение на соответствующих официальных сайтах регистрирующих органов в субъектах РФ типовой информационной страницы с пошаговым алгоритмом регистрации и перечнем необходимых документов.

Июль 2013 г. Федеральным законом вносятся следующие изменения: если заявитель лично подает документы в регистрирующий орган, то исключается необходимость свидетель-ствования в нотариальном порядке его подписи. Если документы на регистрацию подает его представитель, действующий по доверенности,

то регистрирующий орган обязан выдать представителю в день подачи расписку о получении документов. Очевидно, в отношении представителя обязательность нотариального свидетель-ствования документов сохраняется.

Август 2013 г. Принимаемым федеральным законом отменяется требование о предварительной оплате '/г уставного капитала. Следовательно, отпадает необходимость открытия временного (накопительного) счета в банке для оплаты уставного капитала. Устанавливается обязанность оплатить уставный капитал до истечения двух месяцев со дня государственной регистрации. Таким образом, отменяется один из девяти этапов регистрации, а ее срок сокращается на один день.

Декабрь 2013 г. Федеральным органом исполнительной власти (очевидно, Правительством РФ) утверждаются типовые уставы для юридических лиц. В этом случае типовой устав не представляется в регистрирующий орган, но учредители (участники) обязаны указать в решении о создании юридического лица сведения

о том, что создаваемое лицо действует в соответствии с типовым уставом. Эта же норма будет действовать, если в устав вносятся изменения. На основании представленного в регистрирующий орган решения делается соответствующая регистрационная запись. Эти изменения отменяют еще один этап в государственной регистрации и еще на один день сокращают срок.

Принимается федеральный закон, которым предусматриваются два этапа сокращения срока взаимодействия Федеральной налоговой службы и государственных внебюджетных фондов (I этап — декабрь 2013 г., II этап — декабрь 2017 г.) при обмене информацией о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 2013 г. срок обмена такой информацией будет сокращен до четырех рабочих дней.

Еще одним федеральным законом вводится электронный документооборот по государственной регистрации. При этом срок регистрации сокращается до 13 дней. Кроме того, будет сокращен срок регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в государственных внебюджетных фондах (до трех дней — в 2013 г., до одного дня — в 2018 г.).

В этом же месяце будет отменена обязанность налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) уведомлять налоговые органы и государственные внебюджетные фонды об открытии и закрытии банковских счетов. Это сократит процедуры регистрации еще на один день. Обязанность сообщать об от-

крытии и закрытии счетов налагается на кредитные организации, которые в случае ненадлежащего исполнения обязанности по уведомлению будут привлекаться к ответственности.

В целях улучшения коммуникаций и информирования регистрирующие органы в своих помещениях с декабря 2013 г. должны разработать и внедрить системы организации пространства: это могут быть стенды, указатели, консультационные окна, информационные табло, звуковые и письменные объявления.

Распоряжению Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 317-р придана обратная сила в части привлечения с января 2013 г. средств массовой информации (ведущих федеральных и региональных теле- и радиоканалов, прессы) для разъяснения различных вопросов по созданию и регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и ведению бизнеса.

Однако при анализе только первого этапа реализации «дорожной карты» возникает много вопросов. Например, с какого момента подобный порядок будет применяться к государственной регистрации не только ООО, но и к регистрации юридических лиц других организационно-правовых форм? Будет ли применяться такой порядок в отношении создаваемых политических партий, общественных объединений и других некоммерческих организаций? При электронной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возникает обязанность получения электронной подписи. Разве это уменьшает расходы, связанные с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей?

Примечания

1 Кылина, О. М. Предпринимательское общество как форма бизнеса в Германии [Электронный ресурс] // Lexstatus : сайт. URL: http://www.lexstatus.com (дата обращения 02.04.2013).

2 Антонова, А. Ю. Великобритания: новый Закон о компаниях. Основные новеллы, практика применения // Управление корпоратив. финансами. 2010. № 4. С. 224-234.

3 Распоряжение Правительства РФ от 7 марта 2013 г. № 317-р «Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) “Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”» // Собр. законодательства РФ. 2012. 18 марта. № 11. Ст. 1148.

4 Doing Business: оценка бизнес-регулирования : сайт [Электронный ресурс]. URL: http:// russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения 24.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.