Научная статья на тему 'К вопросу о понятии эффективности процессуальных средств защиты прав человека'

К вопросу о понятии эффективности процессуальных средств защиты прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
173
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
EFFICIENCY / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / EFFECTIVENESS PROCEDURAL PROTECTIONS OF HUMAN RIGHTS / ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ СРЕДСТВО / PROCEDURAL TOOL / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / PROTECTION OF HUMAN RIGHTS / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобрицких Ирина Владимировна

В статье исследуется понятие эффективности процессуальных средств защиты прав человека в теории права. Автор отмечает, что эффективность средств правовой защиты представляет собой не просто набор разрозненных оценок, относящихся к различным элементам юридической процедуры, которые и следует понимать под процессуальными средствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE NOTION OF AN EFFECTIVE PROCEDURAL REMEDIES OF HUMAN RIGHTS PROTECTION

The Author in previous works already in some way directly related to the concepts of the effectiveness of the procedural protections of human rights, exploring the effectiveness of the procedural protections of human rights in the Russian and international law. In this article attention is paid to the study of the concept of the effectiveness of the procedural protections of human rights in General in the theory of law.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии эффективности процессуальных средств защиты прав человека»

Юристг-Прлвов^дъ, 2015, № 1 (68)

© 2015 г. И. В. Бобрицких

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ

ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

В статье исследуется понятие эффективности процессуальных средств защиты прав человека в теории права. Автор отмечает, что эффективность средств правовой защиты представляет собой не просто набор разрозненных оценок, относящихся к различным элементам юридической процедуры, которые и следует понимать под процессуальными средствами.

Ключевые слова: эффективность процессуальных средств защиты прав человека, процессуальное средство, права человека, защита прав человека, правовое регулирование, экономическая наука.

Понятие эффективности весьма широко используется в юридической литературе для оценки различных аспектов правовой системы. По содержанию эта категория является достаточно сложной, что вытекает из ее ярко выраженного междисциплинарного характера.

В своих предыдущих работах мы уже касались непосредственно понятия эффективности процессуальных средств защиты прав человека, исследуя его как в российском [1], так и в международном праве [2, с. 97-101]. В настоящей статье хотелось бы уделить внимание изучению самого понятия эффективности процессуальных средств защиты прав человека в целом.

Как отмечалось нами в предшествующих работах, по своему происхождению понятие эффективности относится к сфере экономической науки. Оно встречается, например, у одного из основоположников экономической теории - английского ученого XVII века В. Петти. Категорию эффективности использует и другой классик экономической науки Д. Рикардо, рассматривая эффективность как способность капитала приносить прибыль [3, с. 320]. Оба исследователя явно воспринимают эффективность как измеримую характеристику, применяя выражения «более эффективно», «удвоить эффективность», «самый эффективный» и т. п. Решающий вклад в развитие теории эффективности внес Г. Эмерсон, автор работы «Двенадцать принципов эффективности», который определил эффективность как соотношение между двумя величинами - нормальной и действительной себестоимости. Связь между правом и эффективностью специально исследует Р. Познер в работе «Экономический анализ права» [2, с. 97-101].

Что касается теоретического познания эффективности права, то о его социологическом значении упоминал, например, такой широко известный ученый-юрист, как Г. Д. Гурвич: «В силу своей

многосторонней и императивно-атрибутивной структуры правовая норма не может быть исключительно автономной нормой (то есть извлекать свою обязывающую силу из себя самой) и не может быть (из-за той взаимообусловленности, которую она предполагает) неким полностью императивным правилом, поскольку в качестве предпосылки такая взаимообусловленность имеет реальную эффективность правовой нормы. Право, не утверждая себя в качестве нормативного, не может способствовать реализации справедливости, требующей установления безопасности и предварительного общественного умиротворения» [4, с. 136].

В отечественной юридической литературе вопросы эффективности права начинают относительно активно обсуждаться в 60-х годах XX века [5, с. 22-31; 6, с. 3-11; 7, с. 82-87; 8, с. 43-50]. Уже к 80-м годам усилиями таких ученых, как В. В. Гла-зырин, В. Н. Кудрявцев, В. В. Лазарев, В. И. Никитинский и других, исследование проблем эффективности превращается в самостоятельное развитое направление советской юридической науки.

Кроме того, об эффективности защиты прав человека начинает идти речь и в отраслевой, в том числе процессуальной, литературе. Например, «дела в тех случаях, когда фактические обстоятельства дела установлены разрешавшим дело судом первой инстанции и не требуется дополнительного собирания и проверки доказательств, поскольку фактическая сторона дела установлена в суде первой инстанции с исчерпывающей полнотой, что полностью отвечает интересам всемерной быстрой и эффективной судебной защиты прав граждан и юридических лиц» [9, с. 110].

Во введении к коллективному труду «Эффективность правовых норм» авторы прямо связывают актуальность исследуемой темы с развитием социалистического хозяйства (то есть эко-

номики). Они ссылаются на звучащие со стороны руководства Советского государства призывы к повышению качества и эффективности работы экономики в целом, ее отдельных отраслей и предприятий [10, с. 3]. Таким образом, налицо функциональная зависимость теоретического подхода к эффективности права от экономических представлений об эффективности.

Рассматривая в самом общем виде эффективность как определенный род соотношения между правовыми установлениями и общественной практикой, авторы монографии наметили два основных подхода к изучению эффективности правовых норм: количественный и качественный. При этом качественная характеристика, по их мнению, сводится к констатации одного из двух вариантов: эффективность либо неэффективность. Однако исследователи однозначно признают более предпочтительным количественный способ оценки, требующий в свою очередь использования точных методов, в том числе социологических и кибернетических [10, с. 4, 5].

В. И. Никитинский и И. С. Самощенко предложили следующее определение эффективности правовых норм: «соотношение между фактическим результатом их действия и теми социальными целями, для достижения которых эти нормы были приняты» [10, с. 22]. Основное достоинство этой формулировки - ее эвристический характер, поскольку отраженные в ней признаки понятия, по существу, дают конкретные ориентиры для дальнейшего исследования: во-первых, анализ эффективности правовых норм предполагает знание тех целей, ради которых создавались нормы; во-вторых, необходимы методы определения фактических результатов действия правовых норм; наконец, в-третьих, требуется единый критерий для сравнения цели и результата.

Другой подход, а именно определение эффективности правовых норм без учета целеполага-ния, а лишь по фактически наступившим последствиям, авторы признали ошибочным, ссылаясь на то, что он позволяет установить лишь испол-няемость, но не эффективность правовых предписаний и не дает возможности дифференцированно подойти к оценке социального значения норм, сходных по форме и содержанию, но различающихся по своим социальным целям (например, норм социалистического и буржуазного законодательства).

Различаются также два уровня эффективности правовых норм: юридическая эффективность, характеризующая степень соответствия между поведением адресата правовой нормы и той моделью поведения, которая содержится в самой

норме; социальная эффективность как степень достижения более отдаленной социальной цели, которая может находиться и вне непосредственной сферы правового регулирования [10, с. 49].

На этой теоретической основе В. В. Глазыри-ным и В. И. Никитинским была разработана методика изучения уровня эффективности правовых норм, включающая в себя следующие основные стадии:

- выявление социальной проблемы, указывающей на низкую или недостаточную эффективность правового регулирования;

- установление социальных целей правовых норм. В том случае, когда эти цели не указаны в самом тексте нормативно-правового акта или же определены в самом общем, расплывчатом или неполном виде, необходимо проведение «телеологического анализа» - особого толкования правовых норм, направленного на выявление целей, которые преследовались законодателем, с использованием всех имеющихся приемов и способов интерпретации;

- перевод используемых понятий в операциональную форму, пригодную для эмпирических наблюдений и количественных расчетов;

- определение результатов действия правовой нормы (в статистических показателях);

- вычленение роли правового фактора в полученных результатах, то есть меры воздействия правовой нормы на достижение цели и степени его взаимодействия с иными социальными факторами. Это возможно, например, путем социологических опросов (с учетом невысокой надежности социологических методов выявления мотивов и ценностных ориентаций), методом экспертных оценок, корреляционного анализа и других.

Характерно, что В. В. Глазырин и В. И. Никитинский отдавали безусловное предпочтение количественным методам изучения эффективности правовых норм, даже признавая трудность точных измерений в области права и, как следствие, неизбежные погрешности такого рода исследований: «...наличие количественных данных, хотя и недостаточно точно описывающих процесс, всегда предпочтительнее и ценнее, нежели их полное отсутствие. Ведь недостаточно точная информация позволяет все же принять приблизительно верное решение. Ее полное отсутствие вообще не дает возможности принять какое-либо обоснованное решение» [10, с. 181].

Общие теоретические положения об эффективности правового регулирования были конкретизированы по отношению к правоприменительной деятельности в работах В. В. Лазарева, который сформулировал ряд ценных идей, касающихся

Юристъ-Правов^дъ, 2015, № 1 (68)

специфики правоприменительных актов и оценки их эффективности. В частности, он уточнил содержание целей, преследуемых правоприменительной деятельностью, указав, что мерилом эффективности правоприменительных актов может быть удовлетворение интересов сторон в конкретном деле - граждан, организаций, органов государства и других.

Поскольку интересы сторон, как правило, не совпадают, еще одной целью правоприменительного процесса является устранение возникшего социального конфликта. Наконец, критериями эффективности могут выступать различные ценности абстрактного характера: справедливость, равенство, истина и т. п. [11, с. 94, 95].

В. В. Лазарев также ставит важный методологический и практический вопрос о моменте, начиная с которого может оцениваться эффект от правоприменительного акта, - издания акта, его вступления в силу, исполнения содержащихся в нем требований или наступления последующего социального эффекта. «Предположим, суд выносит приговор в отношении П. П., совершившего преступление. Когда мы сделаем вывод об эффективности приговора: сразу же после его вынесения, когда П. П. возьмут под стражу, или после отбытия им всего срока наказания, или в случае если П. П. не совершит в дальнейшем нового правонарушения?» [11, с. 95].

С точки зрения В. В. Лазарева, возможность оценки эффективности правоприменения возникает сразу же по выполнении им своей главной цели, а именно обеспечения действия права. Иначе говоря, эффект от правоприменительной деятельности появляется в момент, когда субъекты получают информацию о содержании своих прав и обязанностей и когда отсутствуют юридические препятствия для их реализации. При этом эффективность правоприменительного акта, по мысли автора, не зависит от того, выполняют или не выполняют субъекты предусмотренные этим актом права и обязанности [11, с. 95, 96]. Тем самым В. В. Лазарев выводит фактор исполняемо-сти/неисполняемости правоприменительного акта за скобки при определении его эффективности.

Ученый вводит также два новых аспекта эффективности правоприменительного акта, именуемых им «полной эффективностью» и «отрицательной эффективностью». Под полной эффективностью подразумевается наилучший, максимально возможный ее показатель: «Полная эффективность правоприменительного акта достигается тогда, когда все его цели - и ближайшие, и отдаленные, и конечные выполнены с наименьшим ущербом для различных социальных ценностей,

с меньшими экономическими затратами, в наиболее короткий срок» [11, с. 98]. Другими словами, речь идет об оптимальном соотношении достигнутого идеального результата с затратами, выражающимися в таких ресурсах, как время, материальные и иные социальные ценности.

Что касается отрицательной эффективности правоприменительного акта, то она, как указывает В. В. Лазарев, имеет место в следующих случаях:

- при неправильном, по существу, решении, противоречащем закону, поскольку в этом случае страдают фундаментальные ценности - истина и законность;

- если нанесен ущерб, существенно превышающий запланированные затраты и полученные положительные результаты;

- когда поставленная цель достигнута законными средствами, но попутно наступил нежелательный социальный эффект (например, сформировано неуважительное отношение к закону) [11, с. 99].

Аналогичные проблемы изучались в рамках отраслевых юридических наук. Наибольшее развитие получили, в частности, исследования в области эффективности правосудия. Так, И. Л. Пет-рухин резко выступил против того, чтобы ставить эффективность правосудия по уголовным делам в зависимость от снижения затрат на данную деятельность. Это означало, что в сфере правосудия исследователь считал неприменимыми уже укоренившиеся представления об эффективности правового регулирования как определенной пропорции затрат и результатов, поскольку в таком случае снижение затрат при сохранении результата определенно означает рост эффективности.

Напротив, И. Л. Петрухин утверждал, что если принять за числитель разницу между целью и результатом, а за знаменатель - материальные затраты, то «увеличение знаменателя в формуле (при неизменном или слабо увеличивающемся числителе) применительно к правосудию по уголовным делам в течение продолжительного времени может характеризовать процесс повышения, а не снижения его эффективности» [12, с. 173].

Как представляется, тем самым крупный ученый-процессуалист указывал на реально существующую проблему: ведь если измерять эффективность какой-либо деятельности, в том числе и правосудия, через разницу затрат и результатов, то можно повышать ее эффективность через уменьшение расходов при сохранении результативности. Однако сокращение расходов на правосудие, по убеждению И. Л. Петрухина, является недопустимым, в том числе под видом повышения его эффективности. К тому же специфика

правосудия такова, что его «окупаемость» чаще всего не поддается денежной оценке [12, с. 173].

Именно поэтому И. Л. Петрухина полагает, что к правосудию более применимо такое представление об эффективности, когда она рассматривается как достижение полезных целей, а не как соотношение результата и затрат или как совершенство применяемых средств [12, с. 174, 175].

Таким образом, можно отметить, что теоретическая концепция эффективности правового регулирования в целом и его отдельных элементов, сложившаяся в советской юридической науке, частично являлась продолжением экономических представлений об эффективности, однако с внесением в них определенных коррективов. К особенностям этой концепции можно отнести следующие:

- введение фактора целеполагания как основного критерия эффективности;

- поиск социологических методов для исследования результативности действия права;

- стремление к точному количественному измерению эффективности права;

- признание иных, помимо экономических, показателей эффективности правового регулирования,

В постсоветский период наибольший вклад в развитие данной концепции внес А. В. Цихоцкий, который сформулировал следующее определение эффективности правосудия: «...способ (свойство) правосудия как вида осуществляемой судом в установленной законом гражданской процессуальной форме государственной деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных судебных дел с вынесением по ним законных, обоснованных и справедливых постановлений обеспечить при определенных условиях достижение социально значимых целей» [13, с. 16, 17].

Основные критерии эффективности правосудия А. В. Цихоцкий выделяет в своем специальном исследовании:

«...а) вынесение судами обоснованных и законных решений (К1);

б) обеспечение судами прав лиц, участвующих в гражданских делах (К^);

в) обеспечение судами других социально полезных результатов, указанных в законе (К^)» [13, с. 226].

Для более детального анализа и систематизации приведенных критериев следует исходить из того, что эффективность средств правовой защиты представляет собой не просто набор разрозненных оценок, относящихся к различным элементам юридической процедуры, которые обычно и понимаются под процессуальными средствами.

Конструкция «эффективного средства защиты» носит интегративный характер, поскольку она направлена на то, чтобы охарактеризовать соответствующую процедуру в целом с точки зрения ее социальной действенности. Поэтому каждое процессуальное средство рассматривается с точки зрения эффективности не само по себе, а лишь как условие достижения общего результата той или иной юридической процедуры.

Литература

1. Бобрицких И. В. К вопросу о понятии эффективности процессуальных средств защиты прав человека в российском праве // Тенденции развития современного общества: материалы II Международной научно-практической конференции. г. Волжский, 25-26 апреля 2013 года. Волжский, 2013.

2. Бобрицких И. В. К вопросу о понятии эффективности процессуальных средств защиты прав человека в международном праве // Новая правовая мысль. 2013. № 4.

3. Рикардо Д. Сочинения. Т. I: Начала политической экономии и налогового обложения. М., 1955.

4. Гурвич Г. Д. Философия и социология права: избранные сочинения. СПб., 2004.

5. Лебедев М. П. Об эффективности воздействия социалистического права на общественные отношения // Советское государство и право. 1963. № 1.

6. Пашков А. С., Чечот Д. М. Эффективность правового регулирования и методы ее выявления // Советское государство и право. 1965. № 8.

7. Масевич М. Г. Гражданско-правовая ответственность предприятий и ее эффективность // Советское государство и право. 1965. № 8.

8. Смирнов О. В. Эффективность права в области организации труда // Советское государство и право. 1966. № 7.

9. Клейнман А. Ф. Новейшие течения в советской науке гражданского процессуального права (очерки истории). Л., 1967.

10. Кудрявцев В. Н., Никитинский В. И. и др. Эффективность правовых норм. М., 1980.

11. Лазарев В. В. Эффективность правоприменительных актов (вопросы теории). Казань, 1975.

12. Петрухин И. Л., Батуров Г. П., Морщако-ва Т. Г. Теоретические основы эффективности правосудия. М., 1979.

13. Цихоцкий А.В. Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам: дис. ... д-ра юрид. наук. Новосибирск, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.