Научная статья на тему 'К вопросу о понятии добросовестности в российском гражданском праве'

К вопросу о понятии добросовестности в российском гражданском праве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
432
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ / ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОСТИ / ДОБРОСОВЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ / НРАВСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нуртдинова Эльвина Азатовна

В настоящий момент закрепление принципа добросовестности в качестве основных начал гражданского права оказывает положительное влияние на состояние гражданского оборота и защиту прав его участников, с одной стороны, а с другой стороны, порождает множество проблем. В частности, отсутствие легального определения и критериев добросовестности создает угрозу неоправданного расширения судейского усмотрения и непредсказуемости рассмотрения дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о понятии добросовестности в российском гражданском праве»

Список литературы

1. Касьянова О.В. Отказ от земельного участка как одно из оснований прекращения вещных прав на землю // Государство и право. Юридические науки, 2011. № 53. С. 82-86.

2. Абова Т.Е. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 2 т. М., 2015. 740 с.

3. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации. Федер. закон от 25.10.2001 г. № 136-Ф3 // Собр. Законодательства РФ, 2001. № 44. Ст. 4147.

4. Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации недвижимости: Федер. закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2015. № 29. Ст. 4344.

5. Российская Федерация. Законы. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федер. закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30. Ст. 3018.

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ ДОБРОСОВЕСТНОСТИ В РОССИЙСКОМ ГРАЖДАНСКОМ ПРАВЕ Нуртдинова Э.А.

Нуртдинова Эльвина Азатовна - магистрант, кафедра гражданского права, факультет юриспруденции, Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в настоящий момент закрепление принципа добросовестности в качестве основных начал гражданского права оказывает положительное влияние на состояние гражданского оборота и защиту прав его участников, с одной стороны, а с другой стороны, порождает множество проблем. В частности, отсутствие легального определения и критериев добросовестности создает угрозу неоправданного расширения судейского усмотрения и непредсказуемости рассмотрения дел.

Ключевые слова: правовые принципы, принцип добросовестности, добросовестное поведение, злоупотребление правом, нравственность.

Одним из важнейших и значимых нововведений гражданского законодательства стало закрепление в Гражданском кодексе РФ (далее - ГК РФ) принципа добросовестности как важнейшего ориентира для поведения субъектов гражданского права.

Изначально понятие добросовестности нашло свое закрепление в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи 1980 года [1].

Впоследствии данный принцип нашел свое отражение и в законодательствах ряда развитых европейских государств, в том числе в Германии и Франции.

Правовые принципы, в общем их понимании, - это выраженные в праве исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие его содержание (основы) и закрепленные в нем закономерности общественной жизни [2]. Принципы обладают рядом свойств, что ставит их в один ряд с другими системообразующими факторами, такими как предмет, метод правового регулирования общественных отношений, правовые презумпции. В связи с чем нельзя преуменьшать их значение для права в целом.

В истории российского права впервые закрепление добросовестности было произведено еще в Русской Правде - сборнике правовых норм Киевской Руси,

исторически связанном с именем Ярослава Мудрого (ок. 978-1054 г.г.). Например, в ней описывался процесс отыскания своего имущества собственником. Собственник, доказывая свою добросовестность, вправе изъять вещь у иного лица. Если же иное лицо утверждает, что эта вещь была куплена им на торгу, то тогда нужно отыскать человека, который продал данную вещь, либо доказать свою добросовестность, привлекая свидетелей и мытника (сборщика таможенных пошлин), который следил за правомерностью торговли. Но в любом случае собственник вправе забрать свою вещь без какой-либо компенсации [3].

В дальнейшем принцип добросовестности был отражен в Своде законов Российской империи, исторически связанном с именами Сперанского М.М. (1772 -1839) и Николая I (1796-1855 г.г.), в котором вопросы толкования сделки были связаны с доброй совестью, а не с ее действительностью [4].

В советское время принцип добросовестности не выделялся в качестве основополагающего начала гражданского права, однако продолжал фигурировать в ряде статей ГК РСФСР 1922 года и ГК РСФСР 1964 года. Так, в ГК РСФСР 1992 года встречаются отдельные положения о добросовестности участников гражданских правоотношений. Например, ст. 60 - добросовестного приобретателя.

В настоящее время в статье 1 ГК РФ прямо закреплен принцип добросовестности, согласно которому при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения [5].

Однако само понимание добросовестности вызывает множество споров в ученых кругах, среди юристов-практиков и правоприменителей, в связи с чем требуется тщательное ее исследование, поскольку конкретного определения указанного термина действующее законодательство Российской Федерации не содержит, зависит от судейского усмотрения, внутреннего убеждения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ пояснил, что суды при рассмотрении соответствующих дел вправе сами устанавливать, были ли действия одной из сторон добросовестными, причем даже в том случае, если оппонент о недобросовестности не заявлял. Так же поясняется, что добросовестное поведение подразумевает под собой учет прав и законных интересов другой стороны, содействие ей, в том числе в получении необходимой информации [6].

Соответствующее толкование добросовестности вытекает в первую очередь из зарубежного опыта. Так, к примеру, немецкая цивилистика использует термин Treu und Glauben, первая часть которого означает «надежность», вторая - «осознание доверия и уверенности», а вместе «предполагает стандарт честного, верного и продуманного поведения, соблюдения интересов другой стороны, подразумевает и включает защиту разумного доверия» [7].

В американской юридической литературе находят такой подход к понимаю добросовестности: «трудно обязать директоров действовать добросовестно или установить последствия недобросовестного их поведения, если директорам не предложено дефиниции доброй совести» [8].

Действительно, само понятие добросовестности является довольно условным, если не сказать расплывчатым; ведь такие категории, как «добро» и «совесть», из которых складывается добросовестность, разделяют понятия право и мораль. Данные термины являются скорее философскими, чем юридическими. В практическом смысле это означает, что признание поведения субъекта добросовестным (или недобросовестным) - дело субъективное, а в случае судебного разбирательства -основанное на внутреннем убеждении судьи [9].

В настоящее время принято рассматривать категорию добросовестности в объективном и субъективном смыслах.

В объективном смысле под добросовестным понимается честное и конструктивное поведение, ожидаемое правопорядком от обычного участника гражданского оборота в типичных обстоятельствах, то есть некая модель должного поведения лица.

Добросовестность в субъективном смысле предполагает неосведомленность участника гражданского правоотношения об имеющих значение для дела обстоятельствах, когда такая осведомленность не обусловлена виновным поведением этого лица (законодатель использует формулировки «не знал и не мог знать», «не знал и не должен был знать»). То есть в данном случае добросовестность толкуется узко и сводится лишь к понятию «добросовестный приобретатель».

Сторонники объективного взгляда на добросовестность в качестве аргументов в поддержку своей позиции указывают, что отождествление добросовестности с морально-этическими представлениями порождает негативные последствия, поскольку имущественные отношения не могут регулироваться нравственными нормами [10]. Они утверждают, что категория добросовестности является этически безразличной, не несущей нравственной нагрузки [11].

В то же время ряд авторов, напротив, высказываются о том, что требование добросовестности проявляется в обязанности субъектов гражданских правоотношений придерживаться определенных требований нравственности. Так, Ю.К. Толстой под добросовестностью понимает субъективное состояние лица, которое не знает и не может (не должно) знать о факте, знание которого с точки зрения закона делает поведение лица недобросовестным [12].

Безусловно, субъективное (узкое) понимание добросовестности имеет место быть, поскольку напрямую закреплено в нормах гражданского законодательства, в частности, в статье 303 ГК РФ, которая устанавливает, что в спорах об истребовании имущества от добросовестного приобретателя необходимо установить, что заинтересованная сторона при приобретении имущества проявила необходимые меры предосторожности, направленные на предотвращение негативных последствий заключаемой сделки [5]. Таким образом, понятие «добросовестность» непосредственно связано с проблемой злоупотребления правом, когда лицо, формально опираясь на право, не может быть защищено с учетом принципов справедливости и разумности.

Таким образом, на основании проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что понятие «добросовестность» на сегодняшний день может использоваться как в узком значении, подчеркивающем необходимость надлежащего исполнения всех условий обязательства, так и в широком - для обозначения социально приемлемого поведения, соответствующего этическим нормам. Законодательное закрепление данного определения видится нам иррациональным, что вызвано многогранной природой самой категории «добросовестность», включающей соблюдение правил честности, морали, нравственности. На практике такое поведение доказывается «от обратного», то есть через критерии «недобросовестности» и злоупотребления правом, восполняемые судебной практикой.

Список литературы

1. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи 1980 года // СПС «КонсультантПлюс»/ (дата обращения: 10.01.2017).

2. Алексеев С.С. Проблемы теории права: Курс лекций в двух томах. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 102-112.

3. Попова А.В. Принцип добросовестности в международном коммерческом обороте: законодательство и судебная практика Российской Федерации и стран-членов Европейского Союза. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 31.

4. Стрекалева А.А. Добросовестность: понятие и применение в гражданском праве // Молодой ученый, 2012. № 1. Т. 2. С. 43-46.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1991 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»/ (дата обращения: 10.01.2017).

7. Сорокина Г.А. Принцип добросовестности (Treuund Glauben) в доктрине и судебной практике Германии // Ежегодник сравнительного права. 2011 / Под ред. Д.В. Дождева. М.: Статут, 2011. С. 104-105.

8. Яценко Т.С. Понятие добросовестного поведения в зарубежном гражданском праве // Нотариус, 2013. № 8. С. 36-38.

9. Пункт 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.07.2002. № 30. Ст. 3012; п. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 18.11.2002. № 46. Ст. 4532.

10.Амфитеатров Г.Н. Вопросы виндикации в советском праве // Советское государство и право, 1941. № 2. С. 47.

11. Российское гражданское право: Учебник / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Статут, 2011. С. 400.

12. Толстой Ю.К. Содержание и гражданско-правовая защита права собственности в СССР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1955. С. 95.

МЕСТО КОРПОРАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ отношений Полякова А.Е.

Полякова Анастасия Евгеньевна - магистрант, кафедра гражданского и международного частного права, Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена выяснению места корпоративных отношений в системе гражданско-правовых отношений. Корпоративные отношения входят в предмет гражданского права в качестве его самостоятельной составной части. Ключевые слова: гражданско-правовые отношения, корпоративные отношения, корпоративное право.

Корпорации имеют достаточно древнюю историю и уходят корнями к передовым компаниям Рима, выделившего частные формы ведения предпринимательства. Сам термин «корпорация» произошел от латинского «согрш hа-bere», означающего права юридической личности. Однако, следует отметить, что римское право не понимало термина «юридическое лицо», собственно это и не позволило наделить похожие образования правосубъектностью наряду с физическими лицами [4, с. 816].

Спустя немалое количество времени, благодаря разработке немецких цивилистов, была определена современная юридическая конструкция корпорации как юридического лица, основанного на участии, членстве [5, с. 65].

В России история развития корпораций занимает незначительный отрезок времени в сравнении с иностранным опытом. Типичная корпоративная форма предпринимательства появляется только в XVII-XVIII вв., во время унификации российского законодательства с европейским правом. Тогда же возникают первые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.