Научная статья на тему 'Добрая совесть как нравственная основа частноправовых отношений'

Добрая совесть как нравственная основа частноправовых отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1150
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОБРОСОВЕСТНОСТЬ / GOOD FAITH / ПРИНЦИП ДОБРОСОВЕСТНОСТИ / PRINCIPLE OF GOOD FAITH / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / CIVIL LAW / СФЕРА ЧАСТНОПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / SPHERE OF PRIVATE LAW REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маштаков Константин Михайлович

В статье анализируется добросовестность как моральная основа и принцип гражданско-правового регулирования общественных отношений. Автор приходит к выводу, что гражданское право, воспринявшее принцип добросовестности субъектов, распространяет его на все правоотношения, находящиеся в сфере частноправового регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOOD FAITH AS MORAL BASE OF PRIVATE LAW RELATIONS

The article contains an analysis in the understanding of good faith as a moral base and a principle of civil law regulation of public relations. It concludes that the civil law, which has accepted principle of good faith, extends it to all legal relations that are in the sphere of private law regulation

Текст научной работы на тему «Добрая совесть как нравственная основа частноправовых отношений»

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ АКСИОЛОГИИ

УДК 347.1 ББК 67.404

К. М. Маштаков

ДОБРАЯ СОВЕСТЬ КАК НРАВСТВЕННАЯ ОСНОВА ЧАСТНОПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

В статье анализируется добросовестность как моральная основа и принцип гражданско-правового регулирования общественных отношений. Автор приходит к выводу, что гражданское право, воспринявшее принцип добросовестности субъектов, распространяет его на все правоотношения, находящиеся в сфере частноправового регулирования.

Ключевые слова: добросовестность, принцип добросовестности, гражданское право, сфера частноправового регулирования.

GOOD FAITH AS MORAL BASE OF PRIVATE LAW RELATIONS

The article contains an analysis in the understanding ofgoodfaith as a moral base and a principle of civil law regulation of public relations. It concludes that the civil law, which has accepted principle of goodfaith, extends it to all legal relations that are in the sphere of private law regulation.

Keywords: good faith, principle ofgood faith, civil law, sphere ofprivate law regulation.

Введение в гражданское законодательство принципа добросовестности является одной из мер, направленных на «укрепление нравственных начал гражданско-правового регулирования» (абз. 2 п. 6 разд. I Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009) (далее - Концепция).

В рамках реализации указанной Концепции в ст. 1 Гражданского кодекса РФ появились следующие предписания:

1) «при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно» (п. 3);

2) «никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения» (п. 4).

Единая модель добропорядочного поведения отражена в презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений (п. 5 ст. 10 ГК РФ), а также требовании о необходимости реализации указанного принципа (п. 4 ст. 1 ГК РФ).

В имущественных и личных неимущественных отношениях гражданское право опирается на моральные основы человеческого взаимодействия. Выработанные на протяжении тысячелетий они существуют в обществе объективно. Соблюдение моральных норм, которые находят свое закрепление в законе, придает праву духовно-нравственный характер.

п и и

В российской системе оценки поведения людей важное место занимают нравственные нормы. Так, например, еще в «Поучении Владимира Мономаха» идея праведности выражалась в праславянском понятии «правда». Слова, которые адресованы правителю, каждый может примерить к себе, выбрать в качестве своего нравственного ориентира: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свирепствовать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты...» [1, с. 177, 180].

Признавая правосудие столпом всякого стабильно развивающего государства и правопо-

рядка, Судебник 1550 года призывал всех власть предержащих государственных мужей, в первую очередь судей, всегда руководствоваться своей совестью и честью при вынесении решений. По Судебнику большинство споров и тяжб по гражданским делам, особенно между чужеземцами, решалось по принципу мирового соглашения, а стороны конфликта «предполагались добросовестными и добропорядочными людьми...» [2, с. 99-100].

В XVI веке одним из источников русско-христианского правосознания являлся сборник наставлений «Домострой», который содержал нравоучительные советы, обращенные ко «всякому христианину: и мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам». По Домострою в основание всех ежедневно принимаемых практических решений и действий закладывалась незапятнанная личная совесть каждого русского человека, а также его желание духовно и нравственно самосовершенствоваться через Бога, добрые и плодотворные взаимоотношения с другими людьми. Этот учебник христианской жизни, прежде всего, призывал каждого к добросовестности, праведному трудолюбию и бережливости, к чистоте и порядку в личной, семейной, общественной и хозяйственной жизни.

Во времена Петра I была издана книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов», в которой прописывались нормы поведения в различных жизненных ситуациях.

Нельзя не вспомнить Моральный кодекс строителя коммунизма, основными заповедями которого были коллективизм, честность, соблюдение нравственных устоев поведения и т. п.

Следует подчеркнуть, что принципы, приобретающие духовное содержание, способны стать основной частного права в том смысле, какой им придавался теоретиками дореволюционного частного права [3, с. 18-22]. Включение в ГК РФ духовно-нравственных принципов есть возврат к философскому осмыслению истоков частного права, сближение и слияние понятий «основные начала» и «принципы» права.

Принцип добросовестности предстает в качестве нормы-цели, и предполагается, что субъекты гражданского права стремятся к достижению данного нравственного ориентира всем своим поведением. Исходя из этого, нор-

мы пп. 3 и 4 ст. 1 ГК РФ могут рассматриваться в качестве основы законотворческой деятельности, приниматься во внимание при толковании норм гражданского права, а также использоваться при применении аналогии.

В то же время принцип добросовестности не определен в законодательстве. Отсутствует и однозначная доктринальная позиция по данному вопросу.

М. Бартошек, исследуя древнеримскую юридическую терминологию, определил понятия bona fides, fides (с лат. - верность, вера, доверие) как «собственная честность и доверие к чужой честности, верность данному слову, нравственная обязанность всех людей... выполнять свое обязательство, в чем бы оно ни выражалось». «Fides как строгую связанность собственным заявлением и взаимное доверие договорных сторон обозначали, как правило, как bona fides» [4, с. 131-132].

И. Б. Новицкий в работе «Принцип доброй совести в проекте обязательственного права» указывал на то, что «добрая совесть (bona fides, Treu und Glauben), по этимологическому смыслу, таит в себе такие элементы, как знание о другом, об его интересах; знание, связанное с известным доброжелательством; элемент доверия, уверенность, что нравственные основы оборота принимаются во внимание, что от них исходит каждый в своем поведении» [5, с. 65].

К. Скловский поясняет данный принцип следующим образом: «В наиболее общем смысле добрая совесть выражает, видимо, исходную позицию лица, уважающего своего контрагента, видящего в нем равного себе и этим актом признания и приравнивания постоянно воспроизводящего право на элементарном и тем самым на всеобщем уровне» [6, с. 79].

Добрая совесть проявляется в осмотрительности, разумной осторожности, учете интересов контрагента, исполнении своих обязанностей и прав в соответствии с объективными ожиданиями другой стороны договора. Закрепляя добросовестность в качестве презумпции поведения участников частноправовых отношений, законодатель исходит из идеи о том, что физические и юридические лица не могут рассматриваться в качестве потенциальных нарушителей, они не «заточены» на совершение неправомерных действий субъектов, целенаправленно ведущих себя неразумно или неосмотрительно.

Всеобъемлющий характер добросовестности обусловливает ее присутствие во всех подотраслях гражданского права, но специфика того или иного общественного отношения неизбежно накладывает отпечаток на содержание добросовестности. Поэтому в вещном праве, например, где содержанием обязанности перед управомоченным субъектом являются воздержание от нарушения вещного права, непрепятствование его осуществлению, добросовестность будет заключаться в бездействии относительно объекта этого права. Так, статья 302 ГК РФ ограничивает виндикацию имущества у добросовестного приобретателя, то есть у лица, которое не знало и не могло знать о том, что приобрело имущество у неправомочного отчуждателя.

Примером использования законодателем категории «добросовестность» в качестве условия возникновения, изменения или прекращения гражданских прав может служить правило, указанное в абз. 2 п. 1 ст. 220 ГК РФ: если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя. Согласно абз. 1 п. 1 ст. 234 ГК РФ лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее им как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

В подавляющем большинстве обязательственных правоотношений содержанием обязанности является активное поведение должника, соответственно, и добрая совесть будет заключаться в честном исполнении этой обязанности. Согласно п. 3 ст. 382 ГК РФ в случае уступки права требования должник, не уведомленный о состоявшейся уступке и вследствие этого исполнивший свое обязательство первоначальному кредитору, считается исправным контрагентом. Добросовестность защищает должника от неблагоприятных последствий, несмотря на то, что тот не исполнил обязательство надлежащему лицу. Что касается защиты добросовестных приобретателей в имущественных отношениях, то здесь налицо проблема баланса между интересами собственника и защитой оборота. И ответ на вопрос о том, что защищать в приоритетном

порядке - хозяйственную статику или динамику оборота, зависит от многих факторов, включая и степень развитости и устойчивости экономики.

Также следует упомянуть случаи, когда добрая совесть участников правоотношения обеспечивается законодателем без непосредственного использования категории «добросовестность». Например, внимание контрагентов обращается на необходимость соблюдения определенной специфики исполнения обязательства. Проявление разумной заботливости может выражаться в принятии стороной мер предосторожности, направленных на исполнение обязательства в соответствии с условиями договора, а также на уменьшение ущерба от неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. Показательны в этом смысле положения об обязанности заказчика оказывать подрядчику содействие в выполнении работы (ст. 718 ГК РФ), а если в ходе строительства и появляются серьезные препятствия к надлежащему исполнению договора, то каждая из сторон должна принять все зависящие от нее разумные меры по устранению возникших трудностей (ст. 750 ГК РФ).

Для обеспечения добросовестности в законодательстве используются такие словообразования, как «без промедления» (ст. 378, 518, 519 ГК РФ), «не замедлительно» (ст. 513, 773, 961 ГК РФ), «немедленно» (ст. 720, 748 ГК РФ). Например, гарант в рамках независимой гарантии будет действовать добросовестно, когда без промедления уведомит принципала о получении требования бенефициара, а также передаст ему копию требования со всеми относящимися к нему документами (п. 1 ст. 375 ГК РФ). Если не будет допущено ни малейшего промедления, значит - добросовестно.

ТЛ __и и

В дореволюционный период со ссылкой на ст. 2 Швейцарского гражданского уложения И. А. Покровский подчеркивал: «Всякий при осуществлении своих прав и исполнении своих обязанностей должен поступать по доброй совести» [7, с. 116]. Следствием такого широкого подхода к категории «добрая совесть» является то, что под нее «могут быть подводимы, например, и те случаи, когда я осуществляю свой малый интерес в ущерб вашему большому или когда я причиняю вам вред не потому, что желаю его, а просто потому, что не

обращаю на ваши интересы никакого внимания» [7, с. 117]. Более широкое толкование рассматриваемого принципа может приводить к опасным последствиям в виде ограничений правовых возможностей той или иной стороны правоотношения, в частности сдерживанию конкуренции среди хозяйствующих субъектов.

Формирование практики применения положений о добросовестности с помощью широкого судейского усмотрения сохраняется в европейских государствах и в современный период. Принцип добросовестности предстает в качестве нормы права, которая не может быть применена без соответствующего разъяснения и уточнения. Она устанавливает меру поведения, оценку которому дает именно суд, а также признает возможность применения санкций соразмерно выявленному нарушению принципа добросовестности. Суды ограничивают право стороны в случае злоупотребления субъективным правом, изменяют обстоятельства, которые послужили основанием невозможности исполнения договора для одной стороны, не допускают исполнения или прекращения действия договора и нивелируют длящиеся договорные обязательства.

Немецкая судебная практика применения принципа добросовестности (Treu und Glauben) формировалась на основании § 242 Германского гражданского уложения: «... должник обязан исполнить обязательство добросовестно с учетом обычаев гражданского оборота», тем самым способствуя расширению сферы его регулирования и применения без исключения ко всем обязательственным правоотношениям. Немецкие судьи усматривают наличие критериев добросовестности в каждой сделке, определяя, нарушает ли она их или соответствует им. В первом случае суд, независимо от наличия согласованной воли сторон по контракту, будет рассматривать спор в соответствии с требованиями добросовестности, используя возможность модифицировать или прекратить действие такого контракта.

Французский гражданский кодекс 1804 года закрепил соблюдение требований «добрых нравов», или «добросовестности» (bonne foi), в ст. 6, 1133, 1134, 1135, 1172. Основываясь на судебной практике, французские ученые существенно расширили, по сравнению с по-

ложениями кодекса, спектр применения рассматриваемого принципа:

1) принцип свободы в контракте ограничен принципом добросовестности. Это вызвано, прежде всего, необходимостью определить границы существенного отклонения от преддоговорного доверия, чтобы установить ответственность, например, за нарушение законных прав (ст. 1382) или в случае обмана (ст. 1110, 1116);

2) при исполнении контракта добросовестность контрагентов выражается в обязанности проявлять лояльность и сотрудничать. Должнику добросовестно необходимо достичь точной цели, предполагаемой в соответствии с соглашением между сторонами, а кредитор должен избежать своим поведением наложения дополнительных затруднений в исполнении договора.

Кроме того, рассматриваемый принцип получил отражение в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года, в ст. 7 которой содержится правило о том, что необходимо «соблюдать добросовестность в международной торговле». В ст. 1.7 Принципов международных коммерческих договоров УНИДРУА предусмотрено, что «каждая из сторон должна действовать в соответствии с добросовестностью и честной деловой практикой в международной торговле». В ст. 1.106 (1) Принципов европейского договорного права закреплено, что при осуществлении прав и исполнении обязанностей каждая из сторон должна действовать в соответствии с добросовестностью и честной деловой практикой. Добросовестность, а также честная деловая практика приобрели качество стандарта поведения, который характеризуется честностью, открытостью и учетом интересов контрагента в сделке или в иных частноправовых отношениях.

Таким образом, принцип добросовестности в частноправовых отношениях - это создание условия необходимости для любого субъекта при использовании прав и исполнении своих обязанностей соблюдать права и законные интересы иных участников правоотношения. При этом под обязанностью соблюдать понимается стремление субъекта предвидеть и предотвратить связанные с его деятельностью нарушения прав и законных интересов других лиц. Добросовестность,

рассматриваемая с субъективных позиций, в этом случае может характеризоваться не только через отрицание (неведение, незнание фактов), но и посредством утверждения (внутреннее убеждение субъекта в законности и обоснованности). Такие критерии субъективного элемента принципа добросовестности, как правдивость, лояльность, уважение права, верность обязательствам со стороны их субъекта, являются определяющими в поведении участников правоотношения.

В объективном смысле добросовестность оценивается при анализе поведения в конкретном правоотношении. Правовая оценка добросовестности лица - это анализ его поведения, именно действие (бездействие) имеет значение для права, моральные воззрения человека в этом случае уже безразличны. Если лицо надлежащим образом осуществляет свои права и исполняет обязанности, воздерживается от действий в тех случаях, когда это вытекает

Литература

1. Поучение Владимира Мономаха // Русские летописи Х1-ХУ1 веков. СПб., 2006.

2. История государства и права России в документах и материалах. Минск, 2005.

3. Маштаков К. М. Генезис теорий разграничения публичного и частного права // Философия права. 2014. № 2.

4. Бартошек М. Римское право. Понятие, термины, определения. М., 1989.

5. Новицкий И. Б. Принцип доброй совести в проекте обязательственного права // Вестник гражданского права. 1916. № 6.

6. Скловский К. Применение норм о доброй совести в гражданском праве России // Хозяйство и право. 2002. № 9.

7. Покровский И. А. Основные проблемы гражданского права. М., 1998.

из существа обязательства, то оно поступает добросовестно с точки зрения права.

Таким образом, добрая совесть - это критерий, определяющий, что требует от лица необходимость согласования отдельных частных интересов между собой в соотношении с интересом общественным, как нужно поступить, чтобы эту согласованность не нарушить. Добрая совесть в указанном контексте является ограничителем индивидуалистического (эгоистического) начала.

Развитию хозяйствования в современной России необходима некая модель, которая соответствует стандарту честного поведения, ожидаемого от среднестатистического участника общественных отношений. При наличии такого стандарта поведение членов общества становится положительно-предсказуемым, поскольку каждый участник тех или иных отношений приобретает возможность рассчитывать на то, что он взаимодействует с добропорядочным партнером.

Bibliography

1. The doctrine Vladimir Monomakh // Russian chronicles XI-XVI centuries. St. Petersburg, 2006.

2. History of state and law of the Russia in the documents and materials. Minsk, 2005.

3. Mashtakov K. M. Genesis of theories of public and private law differentiation // Philosophy of law. 2014. № 2.

4. Bartoshek M. Roman law. Concept, terms, definitions. Moscow, 1989.

5. Novitsky I. B. The principle of good faith in the draft of the law of obligations // Journal of civil law. 1916. № 6.

6. Sklovsky K. Application of the rules of good faith in civil law of Russia // Economy and law. 2002. № 9.

7. Pokrovsky I. A. The main problems of civil law. Moscow, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.