Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ'

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ / ПРАВОСОЗНАНИЕ / КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сисакьян Арус Качпероновна

Изучение феномена "конституционное правосознания" имеет огромное практические значение. Это позволит обеспечить рост политической активности индивида, полиморфию политических движений, развитию основ самоуправления в современном обществе. И все же желанию граждан участвовать в делах различных областей общественной и государственной жизни противостоит недостаточный уровень их конституционного правосознания, отсутствие должных правовых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE CONSTITUTIONAL UNDERSTANDING OF LEGAL CONSCIOUSNESS

The study of the phenomenon of "constitutional justice" is of great practical importance. This will ensure the growth of political activity of the individual, polymorphia political movements of the foundations of government in modern society. And yet the willingness of citizens to participate in the Affairs of the various areas of public and state life confronts an insufficient level of their constitutional rights consciousness, lack of legal knowledge.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ»

(Христу): седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». См. Так же: Евангелие от Иоанна 10:23-37.

9. Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. - СПб.: «Издательство «Диля», 2009. С. 18, 20, 139, 153, 345.

10. Кого или что имеет в виду Г. Джемаль? Конкретных руководителей страны, исламских лидеров, исповедующих традиционный ислам или органы государственной власти и государственного управления России?

11. Коран. Перевод с английского на русский д-р А. Са-децкий - АХМАДИЙА АНЖУМАН ИШААТ ИСЛАМ ЛАХОР ИНК. США. С. 89, 397.

12. КОРАН. Перевод с арабского и комментарий М.-Н. О. Османова - СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. С. 33, 175, 178.

13. КОРАН. Перевод смыслов Э.В. Кулиева - Издательство дом «УММА», 2007. С. 43, 203.

14. Краткий политический словарь / Абаренков В.П., Абова Т.Е., Аверкин А.Г. и др.; Сост. И общ. Ред. Л.А. Оникова, Н.В. Шишлина. - 6-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1989. С. 610.

15. Мы не имеем в виду традиционную исламскую одежду наших татар и башкир поскольку она не стоит в ассоциативном ряду с террористическими актами.

16. Мюльлер А. История ислама. От доисламской истории арабов до падения династии Аббасидов: пер. с нем / Август Мюллер. - М.: Астрель: АСТ, 2006. -911, (1) с. - (Классическая мысль)

17. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т. Т.2 / А.В. Аверин, И.А. Гобозов, А.Г. Гузнов (и др); отв. Ред. М.Н. Марченко. _ Мосева: Проспект, 2011. С. 40.

18. Хадисы - режим доступа к изд.: http://hadith.i slamnews.ru/?cat=13991: Булуг аль-Марам — 1260. Передают, что 'Аиша рассказывала о том, что однажды она спросила: «О Посланник Аллаха! Обязаны ли женщины вести джихад?» Он ответил: «Да, они обязаны вести джихад, в котором нет сражений. Это - большое и малое паломничества». Этот хадис передали Ахмад и Ибн Маджа, и текст хадиса принадлежит последнему. Цепочка рассказчиков хадиса достоверная, и его суть также передали аль-Бухари и Муслим.

19. Хадисы - режим доступа к изд.: http://hadith.islamnews.ru/?cat=13991: Ан-Навави — 1298. Сообщается, что Абу Хурайра сказал: (Как-то раз люди) спросили: «О посланник Аллаха, что (из благих дел равнозначно джихаду на пути Аллаха?» (В ответ им) он сказал: «То (, чего вы делать) не сможете». После этого они повторили свой вопрос ещё два или три раза, и каждый раз (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) говорил: «То (, чего вы делать) не сможете», — а потом сказал: «Сражающийся на пути Аллаха подобен такому соблюдающему пост, молящемуся и читающему аяты Аллаха, который будет непрерывно поститься и молиться до тех пор, пока сражающийся на пути Аллаха не вернётся назад». (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия Муслима.). В той версии этого хадиса, которую также со слов Абу Хурайры да будет доволен им Аллах, приводит аль-Бухари, сообщается, что (как-то раз) один человек попросил: «О Посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, которое равнозначно джихаду». Пророк сказал: «Я (не могу) найти (такое дело)», — после чего спросил: «Сможешь ли ты после того, как участник джихада отправится (на войну), войти в свою мечеть и (непрерывно) молиться, не ослабевая, (а также непрерывно) поститься, не разговляясь? — и (этот человек воскликнул): «Да кто же способен на это?!».

20. Ханбабаев К.М. Религиозно политический экстри-мизм. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Махачкала, 2009. С. 96-97.

21. Христос является у мусульман пророком, пророк это тот который говорит правду о Боге и указывает на поступки людей, которые не соответствуют воли Бога или те, которые следует совершать в угоду Бога, предрекает будущее человека и всего человечества в зависимости от исполнения или игнорирования божественной воли. Когда мусульманам говоришь возьмите евангелие и прочтите, что говорит о вере и Боге признаваемый вами Пророк Иисус Христос, как его слова сочетаются со словами Пророка Мухаммеда то в ответ слышишь, что Евангелие подделали сами же христиане и в Библии много приписок. Но где этому весомые доказательства?

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ

Сисакьян Арус Качпероновна

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры права, Троицкого филиала ФГБОУ

«ЧелГУ» город Троицк Челябинская область

TO THE QUESTION OF THE CONSTITUTIONAL UNDERSTANDING OF LEGAL CONSCIOUSNESS

Sisakyan Arus Kachperonovna, Candidate of Science, senior lecturer of Chelyabinsk State University, t. Troick, Chelyabinsk region

АННОТАЦИЯ

Изучение феномена "конституционное правосознания" имеет огромное практические значение. Это позволит обеспечить рост политической активности индивида, полиморфию политических движений, развитию основ самоуправления в современном обществе. И все же желанию граждан участвовать в делах различных областей

общественной и государственной жизни противостоит недостаточный уровень их конституционного правосознания, отсутствие должных правовых знаний.

ANNOTATION

The study of the phenomenon of "constitutional justice" is of great practical importance. This will ensure the growth of political activity of the individual, polymorphia political movements of the foundations of government in modern society. And yet the willingness of citizens to participate in the Affairs of the various areas of public and state life confronts an insufficient level of their constitutional rights consciousness, lack of legal knowledge.

Ключевые слова: Конституция РФ, правосознание, правоприменение, конституционализм.

Key words: The Constitution of the Russian Federation, the sense of justice, rule of law, constitutionalism

При анализе различных аспектов общественной жизнедеятельности юриспруденция призвана обнаруживать внешние и формально-юридические характеристики статусного состояния различных субъектов права, вкрадываться в глубинные, социально-волевые начала становления и реализации поведенческих актов индивидуальных и коллективных субъектов общественных отношений. Сказанное, в частности опосредует исследование вопроса правосознания как сложного социального явления, имеющего различные формы своего проявления. Одной из таковых форм является конституционное правосознание.

Следуя логике дореволюционного профессора Томского университета И.В. Михайловского, «правовое мировоззрение, есть альфа и омега всего образования юриста, надежное руководство для самостоятельной работы на всех поприщах юридической жизни» [1, с.3-5].

В настоящее время отсутствует единое мнение касательно феномена правосознания. Разрозненное толкование термина «правосознание» объясняется спецификой области его применения, особенностями задач тех учений-наук, в которых оно используется (философия, политология, юриспруденция).

«Правосознание есть одна из форм или областей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое» [2, с.378], считает небезызвестный Н.Л. Гранат.

Е.А. Лукашева рассматривает правосознание как форму общественного сознания, выступающего как система взглядов, оценок, представлений, настроений, чувств общества, определяемого материальными условиями жизни общества, направленного на установление в нем правового режима, отвечающего его интересам и целям. Для него характерно осознание необходимости установления определенного порядка в обществе путем соответствующего регулирования общественных отношений.[3, с.65].

Современная наука обладает результатами научных исследований, где конституционное правосознание рассмотрено как специфическое проявление общественного и правового сознания; как социальная первопричина, позволяющая детерминировать отношение к конституционным нормам - признание абсолютной необходимости Конституции РФ и ее примата в правовой системе государства. Оно является своего рода формой жизнедеятельности индивида, служит внутренним рычагом юридически значимого поведения и источником правовой активности в конституционно-правовой сфере, «претворения юридических норм в фактической деятельности граждан и должностных лиц»[4, с.207].

И.А. Кравец под конституционным правосознанием понимает «особый вид правового сознания, в котором отражаются представления и чувства отдельной личности, социальной группы, общества в целом о Конституции, ее роли в правовом регулировании, правах человека, способе справедливого и демократического правления» [5, с.328].

Специфика конституционного правосознания выражается посредством двойственности его характера. Становление его происходит на стыке правового и политического сознания, в то же самое время, не являясь невольным сочетанием в сознании индивида правовых и политических концепций, теорий и взглядов.

В юридической литературе правосознание определяется как часть (вид) общественного сознания, содержанием которого являются взгляды, убеждения, идеи, которые относятся к праву[6, с.384].

Существенный вклад в научную доктрину о правосознании внес российский правовед И.А. Ильин, созерцающий его в качестве более значительного феномена, чем само право. Правосознание понимается им в качестве «естественного чувства права и правоты», как «особая духовная настроенность инстинкта», «особый род инстинктивного правочувствия» - как некая универсалия, имеющая и формально-юридическое, и естественно-правовое измерение [7,с.140]. В работе И.А. Ильина «О сущности правосознания» специальная глава посвящается государственному правосознанию, что, по сути, является основой теории конституционного правосознания.

Потребность тщательного изучения категории «конституционное правосознание» обусловлена, прежде всего, практической важностью существующей проблемы, что в большей мере отразилось в современных условиях конституционного развития российской государственности.

Конституция РФ 1993 года воздвигла на высший нормативный уровень правовые идеи, задачи и цели государственного и общественного развития; утвердила признание общедемократических ценностей современного конституционализма, на основе чего, внесла существенные коррективы, как в конституционные институты правового положения личности, так и в систему организации государственной власти в целом. Сказанное опосредует изменения сущности государственно-правовых идей, принципов, образующих в системе некий мировоззренческий субстрат конституционного правосознания как основной индикатор достигнутого уровня правовой и демократической зрелости российского общества.

Социальная востребованность исследования проблемы конституционного правосознания усиливается

тем, «что принципиально новые для российского общества конституционные ценности утверждаются в режиме политического и идеологического плюрализма, что гарантировано самой Конституцией (ст. 13)»[8]. Это позволит обеспечить рост политической активности индивида, полиморфию политических движений, развитию основ самоуправления в современном обществе. И все же желанию граждан участвовать в делах различных областей общественной и государственной жизни противостоит недостаточный уровень их конституционного правосознания, отсутствие должных правовых знаний.

Основной закон страны предрешил насущность изменения практически всей системы российского законодательства, что обусловлено ее мощными правотворческими возможностями, нашедшими отражение посредством нормативно-правового, формально-юридического влияния на правотворческий процесс и воздействием на содержание принимаемых нормативных актов, конституционных принципов, идей, в целом составляющих конституционную идеологию современного российского общества.

В связи с этим все более насущным становится проблема понимания внутренних и глубинных особенностей самой Конституции РФ, что должно обеспечивать абсолютную реализацию ее органических резервов. Решение этих вопросов непосредственно зависит от постижения политико-идеологических и социально-духовных аспектов исполнения Конституции РФ, впрочем, как и всей системы современного российского конституционализма.

Именно этим объясняется потребность внесения изменений в конституционную форму власти в России, как например: создание механизма «сдержек и противовесов» через распределение полномочий между Президентом РФ, Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ посредством наделения исполнительной и законодательной власти большими возможностями при решении вопросов в рамках своей компетенции; учредить реальный контроль в лице Государственной думы РФ за Правительством РФ; государственную политику направить в сторону повышенной ответственности субъектов федерации за принимаемые ими решения, возложив таковую на руководителей субъектов за нарушения норм Конституции РФ, иного федерального законодательства.

Конституция РФ обладает юридическим свойством непосредственного действия (ч. 1 ст. 15), что предполагает трансформацию взаимоотношений всех субъектов правоприменения, к регламентированным в Конституции идеям и взглядам, а также к методам их воплощения. Одной из проблем реализации норм Конституции РФ как акта непосредственного действия является преодоление конституционного скептицизма и формирование определенно нового уровня безупречного конституционного правосознания.

Полагаем, что конституционное правосознание формируется из участия в нем субъекта правопонимания и наличия объекта такового. Участником, то есть субъектом правопонимания выступает индивид, обладающий среднестатистическим правовым горизонтом, или юрист, при наличии соответствующего образования и весомого

багажа профессиональных знаний о праве, способный к правоприменению и толкованию правовой нормы, или «ученый, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования» [9,с.28].

«Объектом правопонимания, еще точнее, объектом нормативного подхода к правопониманию, может быть право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы и в целом доктрина конституционализма» [10,с.12-21].

К сожалению, население, «не усвоило основной аксиомы всякой политики, согласно которой право и государство создаются для внутреннего мира и осуществляются именно через правосознание» [11,с.105], что, по мнению И.А. Ильина, является основным дефектом государственного правосознания.

Следуя его логике, люди строят государственную жизнь так, как если бы она сводилась к известным, бессознательно осуществляемым, внешним поступкам, оторванным от духовного мира индивида. Государство понимается как строй сторонней, а не имманентной жизни. «Этим оно отрывается от правосознания и, питаясь поверхностными слоями, вырождается в своем содержании и расшатывается в своих основах. Оно уводится из подлинной стихии народной жизни, сосредотачивается в изволениях и актах тесного круга правящих лиц и превращается для всех остальных граждан в чуждую им и неосмысленную систему мертвящего принуждения»[12,с.105-106]. Позже И.А. Ильин констатирует: «Политическая принадлежность должна быть сознательно принята каждым отдельным гражданином и признана им в нестесненном свободном решении; и это решение должно привести каждого к духовному акту добровольного самообязыва-ния, или, что то же, к акту духовного вменения себе публично-правовых полномочий, обязанностей и запретно-стей» [13,с.107].

В целях уточнения этимологического значения категории правосознание вышесказанное позволяет нам определить как сложное психологическое явление, некий субстрат, отражающий эмоциально-волевое поведение индивида.

Вместе с тем, правосознание не носит только лишь отражательный характер. Накапливая знания о праве в сознании индивида, оно само может выступать как средство воздействия на отдельные правовые институты, отрасли права или систему права в целом.

Таким образом, конституционное правосознание есть наивысшая форма правового сознания, отражающего отношение индивида или общества в целом к положениям Конституции РФ, другим действующим конституционным правовым актам, к практике их внедрения в жизнь, а также к желаемым поправкам конституционно-правовых институтов, равно как и к самим современным конституционным ценностям. В данном виде конституционное правосознание есть ничто иное, чем квинтэссенция для формирования и реализации иных отраслевых форм правового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.