Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА'

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конституция / конституционализм / ограничение государственной власти / глобальный конституционализм / общественное правосознание / конституционные ценности / constitution / constitutionalism / limitation of state power / global constitutionalism / public legal awareness / constitutional values

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Н М. Замалиев, А А. Нигметзянов

В представленной статье рассматривается методологическая проблема неопределенности понимания конституционализма. На основе лингвистического, культурно-исторического и интегративного подходов сформулировано понятие конституционализма как многокомпонентной системы, включающей политический, психологический, идеологический и нормативный компоненты, определяющей государственный и общественный строй. Конституционализм следует рассматривать в широком смысле, включающем понятие государственного устройства, поскольку демократические ценности не исчерпывают указанное понятие ввиду многообразия правовых систем и политических режимов в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF UNDERSTANDING CONSTITUTIONALISM

The article deals with the methodological problem of the uncertainty of understanding constitutionalism. On the basis of linguistic, cultural-historical and integrative approaches, the concept of constitutionalism as a multicomponent system, including political, psychological, ideological and normative components, defining the state and social system, is formulated. Constitutionalism should be considered in a broad sense, including the concept of government, since democratic values do not exhaust this concept due to the diversity of legal systems and political regimes in the world.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА»

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА

Н.М. Замалиев, магистрант А.А. Нигметзянов, канд. юрид. наук, доцент Казанский (Приволжский) федеральный университет (Россия, г. Казань)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-10-2-151-154

Аннотация. В представленной статье рассматривается методологическая проблема неопределенности понимания конституционализма. На основе лингвистического, культурно-исторического и интегративного подходов сформулировано понятие конституционализма как многокомпонентной системы, включающей политический, психологический, идеологический и нормативный компоненты, определяющей государственный и общественный строй. Конституционализм следует рассматривать в широком смысле, включающем понятие государственного устройства, поскольку демократические ценности не исчерпывают указанное понятие ввиду многообразия правовых систем и политических режимов в мире.

Ключевые слова: конституция, конституционализм, ограничение государственной власти, глобальный конституционализм, общественное правосознание, конституционные ценности.

Несмотря на широкое использование в научных работах термина «конституционализм» до настоящего времени не сложилось его универсального понимания, что образует методологическую проблему при проведении историко-правовых исследований, начиная от определения конкретного предмета изучения, периодизации развития конституционализма в конкретном государстве и заканчивая содержательным наполнением изысканий в обозначенной сфере.

Принципиальное значение имеет и исходная посылка относительно возможности применения единого подхода к определению сущности конституционализма.

Изучение трудов отечественных ученых позволяет констатировать, что на современном этапе авторы рассматривают конституционализм как сложное социальное явление, связанное с идеологией, правовой системой и историей страны [1, с. 17], как философско-правовую категорию, имеющую политико-правовую, нормативно-правовую, практико-правовую, мировоззренческую составляющие [2, с. 48], как интегральное понятие, исходящее из понимания конституции как реального соотношения политических сил, письменного текста и представлений о необходимой организации власти [3, с. 39]. Инте-гративный подход к пониманию конституционализма не допускает применение одной исходной позиции относительно его сущности.

Между тем, до настоящего времени распространены точки зрения, рассматривающие конституционализм или как государственное правление, ограниченное конституцией, или как учение о конституции и взаимоотношениях общества и государства, или как политическую систему, основанную на конституционных методах [4, с. 23].

Большинство исследований основаны на изложении взглядов различных авторов на конституционализм, основанных как на его интегративном понимании, так и сосредоточенных на каком-то одном из представленных выше аспектов.

Между тем, лишь Г.И. Муромцев сконцентрировал внимание на методологических аспектах понимания конституционализма, выделив лингвистическую и культурно-историческую стороны последнего [5, с. 26].

Лингвистический аспект касается соотношения понятий конституция и конституционализм. Очевидно, что, с языковой точки зрения, они взаимосвязаны, в том числе по латинскому корню происхождения, означающему как структуру чего-либо, так и государственное устройство. Суффикс -изм в русском языке часто используется для образования названий разного рода общественно-политических, этических учений [6, с. 72], следовательно, конституционализм можно рассматривать как учение о конституции. Но не следует ограничивать сущность конститу-

ционализма только доктринальным содержанием в условиях многозначности термина «конституция».

Культурно-исторический подход демонстрирует, что в зависимости от особенностей политико-правового развития конкретного государства на определенном хронологическом этапе понимание конституции и конституционализма может существенно различаться.

В период Античности конституция рассматривалась как государственное устройство полиса, а в более узком смысле как его институциональная система управления. При этом лучшее государственное устройство - это то, которое направлено на достижение общей пользы (полития по Аристотелю) [7, с. 33]. Выделение правильных и неправильных форм правления демонстрирует, что не всякое государственное устройство действовало в интересах всех членов полиса.

Понимание конституции как писаного акта сложилось лишь только с принятием Конституции США в 1787 году. Тем не менее, отсутствие писаной конституции не означает отсутствие конституционализма, что и по настоящее время демонстрирует Великобритания [8, с. 41].

Конституционализм, в самом широком значении, может рассматриваться как ограничение государственной власти в целях обеспечения политической и социальной стабильности. И с этой точки зрения, история конституционализма начинается не с принятием конституции как нормативного акта, а с появлением элементов ограничения власти (например, местного самоуправления, народного представительства) [9, с. 14]. Понимание конституционализма как истории и практики конституционного строительства конкретного государства [10, с. 7], ограничения государственной власти имеет значение для развития автохтонной теории развития российского конституционализма в противовес теории полной рецепции, т.е. заимствования западных конституционных идей [1, с. 23].

Следует не согласиться с мнением, что расширение понятия конституционализма до устройства государственной власти лишает его собственного содержания [5, с. 30], поскольку нельзя ограничивать конституционализм его пониманием как системы ценностей

гуманизма и демократии, положенным в основу государственного и общественного строя [11, с. 111]. Иными словами, речь идет о ценностях западноевропейской культуры (аксиологический компонент конституционализма): приоритет прав и свобод человека и гражданина, народовластие, народный суверенитет, публичность власти, принцип разделения властей, парламентаризм, идеологический и политический плюрализм, гражданское общество и правовое государство и т.д.

Но в современном мире, несмотря на возникновение идеи глобального конституционализма (т.е. конституционализма, основанного на универсальных ценностях, закрепленных в правовых актах международного сообщества, совпадающих с европейскими ценностями), существует множество государств с иными ценностями и иными принципами государственного устройства и организации государственной власти. Бруней, Катар, Оман, Саудовская Аравия являются абсолютными монархиями, но это не значит совершенное отсутствие элементов ограничения государственной власти и развития этих государств в сторону расширения прав и свобод человека и гражданина.

Конституционализм отражает традиции и культурно-исторический опыт конкретного государства. Появление конституционных идей связано с необходимостью упорядоченной организации жизни общества, пониманием недопустимости ничем не ограниченного правления. Общество каждого государства проходит свой собственный путь к осознанию необходимости такого ограничения.

На каждом историческом этапе развития общества складываются представления о его правильном, надлежащем, необходимом устройстве в соответствии с уровнем правосознания в конкретный момент времени (психологический компонент). Такие представления находят выражение в традициях, обычаях, религиозных, правовых нормах и являются формой выражения общественного согласия.

Конституционализм показывает в историческом контексте весь путь развития государственного строительства, обосновывает существующее государственное устройство, определяет конституционно-правовое развитие государства.

Конституционализм - это сложное явление, включающее политическую составляющую, отвечающую на вопрос критериев и оснований ограничения государственной власти, органически связанную с идеологическим, психологическим и нормативным компонентами. На ранних этапах развития человеческого общества такими критериями выступала воля богов, предков. В эпоху Средневековья божественный закон обеспечивал справедливость законов государственных.

В эпоху Античности возникает естественно-правовой подход к пониманию права как критерию ограничения государственной власти, исходящий из концепции неотъемлемых прав человека, обусловленных его природой. Концепция естественного права противостоит теории позитивизма, основанной на признании правом только норм, исходящих от государства. Современные конституции, как правило, сочетают эти подходы. Например, действующая Конституция России отражает идею правового закона [2, с. 54], т.е. не допускает расхождения и противоречия между правами и свободами человека и гражданина и принимаемыми государством нормами.

Но в современном мире установление конституционных ограничений в правовых нормах не является гарантией их соблюдения, что превращает конституцию в фиктивный акт. Такая ситуация складывается в недемократических правовых режимах. Угроза нарушения конституционных ограничений существует и в демократических режимах, но, в отличие от первых, в них действует система реального контроля публичной власти. Формирование конституционно-правовых норм, их исполнение органами власти также отражает политический компонент конституционализма.

Конституция отражает взаимоотношения между государством и обществом, обеспечивает их устойчивость, что, тем не менее, не исключает назревание социальных конфликтов, накопление противоречий [12, с. 147],

влекущих изменение действующих норм. Сбалансированность государственной власти на основе принципа разделения властей является одной из гарантий устойчивости конституционного строя.

Нормативный компонент конституционализма представлен конституционными нормами, закрепленными либо в едином конституционном акте, либо в нескольких конституционных актах, а также конституционных обычаях. Значение нормативной составляющей состоит в формировании иерархичной правовой системы государства, в которой конституционные нормы занимают положение высших императивных норм.

Доктринальная (идеологическая) составляющая конституционализма, представленная учениями о конституции, философско-правовыми и политическими идеями и концепциями, положенными в основание конституции или конституционных проектов, имеет определяющее значение при исследовании российского дореволюционного развития конституционализма, поскольку именно в проектах дворянского и парламентского парламентаризма отражались взгляды прогрессивных частей российского общества на необходимость ограничения власти монарха.

Таким образом, в настоящее время наиболее оправданным является интегративное понимание конституционализма как системы политического (взаимоотношения власти, государства и личности; политико-правовой режим; политический процесс; политические институты; государственное устройство), идеологического (философско-правовые и политические идеи; концепции; учения; ценности), психологического (общественное правосознание) и нормативного (конституционно-правовые нормы) компонентов, определяющих общественный и государственный строй на определенном этапе развития государства и общества как результат их исторического опыта.

Библиографический список

1. Кравец И.А. Принципы российского конституционализма и конституционализация правового порядка: монография. - Москва: Русайнс, 2020. - 335 с.

2. Бондарь Н.С. Философия российского конституционализма: в контексте теории и практики конституционного правосудия / Н.С. Бондарь // Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики. - Москва: Летний сад, 2010. -С. 46-69.

3. Лазарев В.В. Об интегративном понимании конституционализма / В.В. Лазарев // Журнал российского права. - 2023. - Т. 27. № 5. - С. 39-53.

4. Кочетков В.В. Идеи конституционализма в отечественной политико-правовой мысли второй половины XIX - начала ХХ века: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2017. - 487 с.

5. Муромцев Г.И. Конституционализм: проблемы методологии / Г.И. Муромцев // Право. Журнал Высшей школы экономики. - 2014. - № 1. - С. 20-42.

6. Грудева Е.В. Существительные с формантом -изм как показатель ключевых тем эпохи (на материале газетного подкорпуса НКРЯ) / Е.В. Грудева, И.А. Иванова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013. - № 3. Т. 1. - С. 71-74.

7. Юмашев Ю.М. Конституция: идея и история (на примере Античности, Англии, Франции, США и Германии) / Ю.М. Юмашев // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2020. - № 4. - С. 31-46.

8. Добрынин Н.М. О сущности российского конституционализма / Н.М. Добрынин // Российский юридический журнал. - 2020. - № 4. - С. 40-51.

9. Мамитова Н.В. Российский конституционализм: история и современность: дис. ... д-ра юрид. наук. - Москва, 2006. - 360 с.

10. Пуздрач Ю.В. История российского конституционализма IX-XX веков. - Санкт-Петербург: Издательство «Юридический центр Пресс», 2004. - 561 с.

11. Конюхова, И.А. Основы теории Конституции: учебное пособие для вузов. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 126 с.

12. Малый А.Ф. О стабилизационной функции государства / А.Ф. Малый // Конституционализм в современном государстве: итоги и перспективы. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию Конституции Российской Федерации, 30-летию юридического факультета Амурского государственного университета. - Благовещенск, 2024. - С. 143-154.

ON THE QUESTION OF UNDERSTANDING CONSTITUTIONALISM N.M. Zamaliev, Graduate Student

A.A. Nigmetzyanov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Kazan (Volga Region) Federal University (Russia, Kazan)

Abstract. The article deals with the methodological problem of the uncertainty of understanding constitutionalism. On the basis of linguistic, cultural-historical and integrative approaches, the concept of constitutionalism as a multicomponent system, including political, psychological, ideological and normative components, defining the state and social system, is formulated. Constitutionalism should be considered in a broad sense, including the concept of government, since democratic values do not exhaust this concept due to the diversity of legal systems and political regimes in the world.

Keywords: constitution, constitutionalism, limitation of state power, global constitutionalism, public legal awareness, constitutional values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.