Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
462
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Охрименко Ярослав Вячеславович

Статья представляет собой исследование субъектного состава правоотношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, рассматривается роль государства, как субъекта, порождающего финансовые правоотношения, так и непосредственно участника этих отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF UNDERSTANDING THE STATE AS A SUBJECT OF FINANCIAL LEGAL RELATIONS

The article is a study of the subject composition of legal relations arising in the sphere of financial activity of the state, the role of the state as a subject generating financial legal relations, and directly a participant in these relations is considered

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА ФИНАНСОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

16.См.: Цыбулевская О.И. Взаимодействие права и морали в глобализирующемся мире // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2008. № 1 (1). С. 52-58.

17.См.: Лукашева Е.А. Указ. соч.

18.Власенко Н.А. Проблемы точности выражения формы права (лингво-логический анализ): автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - Екатеринбург, 1997. - С. 57.

19.Лынов Артем Альбертович К вопросу об оценочных категориях в гражданском праве // StudNet. 2021. №7.

Literature

1. Lukyanenko MF Evaluating concepts of civil law: history and modernity. // Law and policy. 2007. No. 7.P. 27.

2. Braginsky M. I., Vitryansky V. V. Contract law. M. 2005.S. 138-139.

3. Bogatykh E. A. Civil and commercial law. M., 2004.S. 14.

4. Shchennikova L. V. Good morals as a category of civil law // Notarial bulletin. 2012. No. 3. // http ://old. notarial ru

5. Pokrovsky I.A. The main problems of civil law. Pg., 1917.S. 71, 103.

6. Lyublinsky P.I. Technique, interpretation and casuistry of the Criminal Code // Notes of the Law Faculty of Petrograd University. 1917. no. V. S. 15.

7. Vilnyansky S.I. Application of the norms of Soviet law // Scientific notes of the Kharkov legal institute. Kharkov, 1956. Issue. 7, p. 13.

8. See: T.V. Kashanina. Evaluation concepts in Soviet law: author. ... dis. Cand. jurid. sciences. Sverdlovsk, 1974.S. 6.

9. See: A.A. Ushakov. Essays on Soviet legislative stylistics: a tutorial. Perm, 1967.S. 116.

10. See: T.V. Kashanina. Evaluation concepts in Soviet law: dis. ... Cand. jurid. sciences. Sverdlovsk, 1974.S. 32.

11. See: D.N. Levina. Theoretical problems of interpretation and application of evaluative concepts: author. dis. ... Cand. jurid. sciences. N. Novgorod, 2007.S. 10.

12. See: L.V. Smirnov. The use of the category of morality as a method of lawmaking technology // Lawmaking technology of modern Russia: state, problems, improvement: collection of articles: in 2 volumes / ed. V.M. Baranova. N. Novgorod, 2001.Vol. 1.P. 469-470.

13. Lukasheva E.A. Law, morality, personality. M., 1986.S. 71.

14. Alexandrov N.G. Law and legality in the period of the full-scale construction of communism. M., 1961.S. 177.

15. Shumilina O.S. Evaluation concepts in the Criminal Code of the Russian Federation and their use in law enforcement: author. dis. ... Cand. jurid. sciences. M., 2002.S. 90.

16. See: O.I. Tsybulevskaya. Interaction of law and morality in a globalizing world // Science Vector of Togliatti State University. 2008. No. 1 (1). S. 52-58.

17. See: E.A. Lukasheva. Decree. Op.

18. Vlasenko N.A. Problems of the accuracy of expressing the form of law (linguo-logical analysis): author. dis. ... Dr. jurid. sciences. - Yekaterinburg, 1997 .-- P. 57.

19. Lynov Artem Albertovich On the question of evaluative categories in civil law // StudNet. 2021. No. 7.

К ВОПРОСУ О ПОНИМАНИИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА ФИНАНСОВЫХ

ПРАВООТНОШЕНИЙ

Охрименко Ярослав Вячеславович

Студент 2 курса юридического факультета Российской таможенной академии филиал СПб им. В.Б. Бобкова

ON THE QUESTION OF UNDERSTANDING THE STATE AS A SUBJECT OF FINANCIAL

LEGAL RELATIONS

Okhrimenko Yaroslav Vyacheslavovich

2nd year student of the Faculty of Law

Russian Customs Academy branch of St. Petersburg named after V. B. Bobkov

Аннотация. Статья представляет собой исследование субъектного состава правоотношений, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, рассматривается роль государства, как субъекта, порождающего финансовые правоотношения, так и непосредственно участника этих отношений

Abstract. The article is a study of the subject composition of legal relations arising in the sphere of financial activity of the state, the role of the state as a subject generating financial legal relations, and directly a participant in these relations is considered

Ключевые слова: Финансовое право, субъекты финансовых правоотношений Keywords: Financial law, subjects of financial legal relations

Само по себе изучение государства как субъекта финансовых правоотношений не является новшеством, данная тема затрагивается как в научной так в учебной литературе, с которой сталкивается каждый студент юридического факультета, как подчеркивает С.В. Запольский в своей монографии, что фактически все учебники финансового права открываются темой - финансовая деятельность государства. Что в свою очередь свидетельствует о том, что государство не может не являться субъектом финансовых правоотношений, однако тут возникает ряд проблем, поднимаемых в научной литературе. Любые классификации субъектов финансовых правоотношений, представленные в работах Е. М. Ашмариной [4], Землина А. И. [5], Г. Ф. Ручкиной [6], Соколовой Э.Д. [7], содержат государство как субъект правоотношений, при этом еще одним субъектом отдельно выделяются государственные органы власти, получается, что существуют такие правоотношения, в которых государство учувствует без представительства через государственный орган власти, однако в приближении пример таких правоотношений найти трудно. Серебрякова Т.А. по этому поводу пишет, что до настоящего времени в науке нет суждения о том, что государство может действовать не только через деятельность уполномоченных ею государственных органов, но и целом как единый участник финансовых правоотношений[9]. В этом же ключе проблему субъектной классификации выделяет Мошкова Д.М., отмечая, что сложности с разграничением субъектов финансовых правоотношений, возникают в связи с отсутствием единых критериев классификации, связывая это с тем что до сих пор нет четкого перечня участников финансовых правоотношений, что оправдывается активным развитием самого финансового права и финансового законодательства, ведь не все субъекты финансового права нашли свое отражение в законодательстве, исключение, пожалуй, составляют бюджетное, налоговое и, возможно, банковское законодательство [8]. Подобные утверждения так же встречаются у Парыгина В.А., Тадеева А.А. Поэтому, ввиду существующей неопределенности в рассматриваемых вопросах, целью данной работы станет изучение вопросов понимания государства как субъекта финансовых правоотношений.

Финансовые отношения многочисленны и крайне разнообразны. Важнейшими юридическими фактами, которые порождают финансовые правоотношения, являются деятельность органов государства, местного самоуправления и других субъектов финансового права, которая выражается в форме принятия различных финансовых правовых актов, среди которых и финансово плановые акты, регулирующие отношения в сфере финансов. Иными словами, в результате воздействия финансово-правовых норм на отношения в сфере финансов последние приобретают форму правоотношения.

Как отмечает Ашмарина Е.М. финансовые отношения имеют следующие особенности:

1. Они возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

2. Одной из сторон в этих правоотношениях всегда выступает государство или муниципальное образование непосредственно или в лице управомоченного органа государства, а также органа местного самоуправления.

3. Они возникают по поводу денег - денежного платежа в доход государства, муниципального образования, государственных или муниципальных доходов, расхода и т.п., т.е. являются разновидностью имущественных отношений, носящих публичный характер [4].

Именно эти особенности отличают финансовые правоотношения от других смежных правовых отношений, например, от гражданских или от административных.

Учитывая все выделенные особенности и характеристики финасовых правоотношений, самым полным определением понятия представляется, то которое приведено в учебнике Соколовой Э.Д.

«Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государственным принуждением предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов (финансовых ресурсов) [7]».

Получается, что главная особенность финансовых правоотношений - это то, что возникают они только там, где присутствует финансовая деятельность государства. Это подчеркивает неординарность специфики роли государства в рассматриваемых правоотношениях. Без государственной власти, без созданных ею же финансовых норм, без ее властной деятельности по исполнению этих норм в принципе невозможно возникновение финансовых правоотношений. И в тоже время государство является неотъемлемым участником этих отношений, то есть является их субъектом (о чем речь пойдет дальше), а значит оно одновременно сочетает в себе, как сторона правоотношения, правосубъектную правомочность (в виде законотворчества, контроля, надзора и права требования исполнения правовых обязательств у другой стороны отношений) и правосубъектную обязанность соблюдать правовые предписания, а значит государство должно контролировать само себя, в отношениях, которые оно же и порождает. Это во многом объясняет всю сложность и дискуссионность в вопросах субъективного положения государства в финансовых правоотношениях.

Субъект финансовых правоотношений. На мой взгляд наиболее удобным является определение приведенное Соколовой Э.Д. в ее учебнике - участники правоотношения, имеющие субъективные права и юридические обязанности [7].

На основании анализа общей теории финансового права, можно предложить следующую видовую классификацию субъектов финансовых правоотношений:

1. Публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования

2. Коллективные субъекты: органы государственной власти, коммерческие организации, государственные и муниципальные предприятия, некоммерческие организации, юридические лица.

3. Индивидуальные субъекты: физические лица[8].

Ст. 71 Конституции РФ экономическую политику, финансовое регулирование и федеральный бюджет относит к исключительному ведению Российской Федерации, которая в свою очередь реализует свою прерогативу посредством деятельности управомоченных на то органов государственной власти.

Государство в целом, а именно Российская Федерация и ее субъекты, являются активными участниками самых разных финансовых правоотношений. Например, государство является субъектом бюджетных правоотношений, возникающих в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.

Статьи 97-98 БК РФ определяют возможность Российской Федерации приобретать долговые обязательства в форме кредита, бюджетного кредита, государственной ценной бумаги, или в иной предусмотренной законом форме.

Государство обладает исключительным правом устанавливать налоги.

Получается, что, хотя государство и является носителем суверенных прав, реализуют финансовую дееспособность государства именно государственные органы власти.

Мы убедились, что государство обладает огромным количеством исключительных финансовых прав и обязанностей. Но нужно помнить, что за лишь некоторыми случаями, реализует эти права и обязанности государство, в лице органов власти.

Как отмечалось ранее, государство имея исключительные правомочия в сфере финансов, тема самым обязывает себя это полномочия выполнять. И потому особенно интересен вопрос юридической ответственности РФ в финансовых правоотношениях. Сразу стоит отметить, что прямо законодатель не обозначает юридической ответственности для государства, но в определенных случаях она все-таки подразумевается. В качестве примера можно привести ст. 78 НК РФ в которой устанавливается, что в случае если после подачи заявления на возврат излишне уплаченного налога срок возврата будет пропущен, в таком случае на сумму излишне уплаченных средств будут начисляться проценты, за каждый день просрочки согласно ставке рефинансирования Центрального Банка. Или же ст. 35 НК РФ, согласно которой налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, которые понесли налогоплательщики вследствие неправомерных действий или решений органов государственной власти.

Приведённые положения кодекса свидетельствуют о том, что финансово-правовая ответственность государства за ущерб, понесенный налогоплательщиками, предусмотрена в законе, и Российская Федерация готова нести ответственность за свои действия от которых зависит состояние финансово-правового режима в стране.

Приводя конкретные примеры государственных органов власти, являющихся участниками финансовых правоотношений, авторы обычно выделяют: Федеральное собрание, Правительство РФ, Министерство Финансов, Казначейство, ФТС, ФНС и т.д. Однако, некоторые, как например Соколова Э.Д. добавляют еще один, неочевидный, субъект финансовых правоотношений - судебные органы. Помимо того, что структуры судебной системы РФ являются получателями и распорядителями бюджетных средств, суды так же являются участниками финансовых правоотношений. При рассмотрении судебных дел по отдельным категориям взимается государственная пошлина, которая далее поступает в доходы местного и государственного бюджетов, т.е. органы судебной власти участвуют в создании доходов государства и муниципальных образований. Но самое главное высшие судебные инстанции обладают правом официального толкования финансово-правовых норм. И с этих позиций, несомненно, являются активными участниками финансовых правоотношений.

Как отмечалось в начале финансовые правоотношения возникают там, где есть финансовая деятельность государства, осуществляемая через какой-либо публичный орган. Поэтому если рассматривать какое-либо финансовое правоотношение в приближении, неизбежно в нем будет присутствовать государство как одна из сторон, в этом плане особенно наглядными будут бюджетные правоотношения, в которых государство имеет исключительные прерогативы, а остальные участники финансовых правоотношений, такие как юридические, физические лица, или государственные организации, рассматриваются как источник дохода либо получатели или распорядители бюджетных средств. В бюджетных правоотношениях государство в лице Федерального Собрания, Правительства РФ, Контрольно-надзорных органов, осуществляет, как исключительный властный субъект, свою деятельность по: получению доходов, осуществлению расходов из федерального бюджета, рассматривает и утверждает бюджет, создает в федеральном бюджете фонды, получает источники финансирования

дефицита федерального бюджета, формирует фонды регионального развития, а также осуществляет контроль за исполнением бюджета. Все перечисленное является полномочиями государства как субъекта бюджетных правоотношений, которые являются частью финансовых.

Подводя итог проделанного исследования хочется отметить некоторую неопределенность в вопросах понимания государства как субъекта финансовых правоотношений, учебные и научные источники содержат огромное количество подходов к классификации как видов финансовых правоотношений, так и видов субъектного состава этих правоотношений, что в свою очередь свидетельствует о том что на сегодняшний динь проблема их классификации не решена до конца, и современной теории финансового права только предстоит выработать окончательный подход к структуризации финансовых правоотношений и их субъектов. Характерным показателем такой неопределенности, является то, что не все авторы выделяют в своих классификации субъектного состава финансовых правоотношений судебные органы власти.

Во многом такая дискуссионность в классификациях объясняется огромным количеством участников экономических отношений к каждому из которых необходимо выработать четкое законодательное отношение. Поскольку финансовые правоотношения возникают только там, где есть деятельность государства, в этих отношениях не может существовать неопределенности, деятельность государства, в силу ее императивности, невозможна без правового закрепления и обоснования этой деятельности, это бы нарушало основные права человека и гражданина, гарантированные конституцией. И обращаясь к проблемам практики, на сегодняшний день, пожалуй, только бюджетные и налоговые виды правоотношений имеют в своем распоряжении отраженный в законодательстве исчерпывающий список субъектов этих правоотношений [8].

Так же неоднозначным остается вопрос о правосубъектности Российской Федерации как участника финансовых правоотношений, в отрыве от своих полномочных органов власти. В основном авторы научных трудов выделяют государство как самостоятельный субъект, параллельно с субъектным составом органов государственной власти, в основном описывая исключительные бюджетные или, например, налоговые, полномочия государства. Однако, как только кто-нибудь брался более подробно раскрывать содержание этих полномочий, описывать деятельность РФ по реализации её полномочий, все начинали дополнительно указывать высшие федеральные органы, через которые эти полномочия реализовывались бы, поэтому на сегодняшний момент, автору данной работы кажется неоправданным разделение субъектов финансовых правоотношений на Российскую федерацию и органы государственной власти.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)

3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 17.02.2021)

4. Финансовое право: учебник для среднего профессионального образования / Е. М. Ашмарина [и др.]; под редакцией Е. М. Ашмариной. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 370 с.С. 53.

5. Землин, А. И. Финансовое право: учебник для среднего профессионального образования / А. И. Землин, О. М. Землина, Н. П. Ольховская; под общей редакцией А. И. Землина. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 324 с. С. 60.

6. Финансовое право: учебник и практикум для вузов / Г. Ф. Ручкина [и др.]; под редакцией Г. Ф. Ручкиной. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 348 с. С. 24.

7. Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник / под общ. ред. Э.Д. Соколовой. отв. ред. А.Ю. Ильин. «Проспект», 2019. 568 с. С. 48.

8. Мошкова Дарья Михайловна К вопросу о субъектах финансового права // Актуальные проблемы российского права. 2016. №11 (72). С. 72-79. С. 74.

9. Серебрякова, Т. А. Теоретические основы статуса Российской Федерации как особого субъекта обеспечения бюджетных обязательств / Т. А. Серебрякова // Вестник Самарского юридического института. - 2018. - № 5(31). - С. 73-78.

LIST OF SOURCES USED

1. «The Constitution of the Russian Federation «(adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020)

2. «Budget Code of the Russian Federation» of 31.07.1998 N 145-FZ (ed. of 22.12.2020) (with amendments and additions, intro. effective from 01.01.2021)

3. «The Tax Code of the Russian Federation (part one)» of 31.07.1998 N 146-FZ (as amended on 17.02.2021)

4. Financial law: a textbook for secondary vocational education / E. M. Ashmarina [et al.]; edited by E. M. Ashmarina. - 3rd ed., reprint. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2020 - 370 p. 53.

5. Zemlin, A. I. Financial law: textbook for secondary vocational education / A. I. Zemlin, O. M. Zemlina, N. P. Olkhovskaya; under the general editorship of A. I. Zemlin. - 2nd ed. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 324 p. 60.

6. Financial law: textbook and workshop for universities / G. F. Ruchkina [et al.]; edited by G. F. Ruchkina. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2021. - 348 p. s. 24.

7. Sokolova E. D. Financial law: Textbook / under the general editorship of E. D. Sokolova. ed.by A. Yu. Ilyin. «Prospect», 2019. 568 p. p. 48.

8. Moshkova Darya Mikhailovna On the issue of subjects of financial law // Actualnie problem Rossiiskogo prava. 2016. No. 11 (72). pp. 72-79. pp. 74.

9. Serebryakova, T. A. Theoretical foundations of the status of the Russian Federation as a special subject of ensuring budget obligations / T. A. Serebryakova //Vestnic Samarskogo iuridicheskogo instituta. - 2018. - № 5(31). - Pp. 73-78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.