-as it caused no changes in the body after its use in the suggested standard amounts and at definite dispersity of particles. As the result of studying the toxicity of illuminating kerosene aerosols of various dispersity it was discovered that more fine particles even used in much Jesser amount caused greater disturbances in the body than bigger particles.
УДК eie.24-003.662-056-055.1/.2
К ВОПРОСУ О ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЯХ ВОСПРИИМЧИВОСТИ
к СИЛИКОЗУ
Б. А. Кацнельсон, Л. Г. Бабушкина Институт гигиены труда и профзаболеваний, Свердловск
Социальное значение вопроса о повышенной чувствительности женского организма к действию тех или иных профессиональных вредностей не нуждается в разъяснении. Естествен поэтому тот интерес, который вызывают встречающиеся в литературе единичные указания на особую восприимчивость женщин-работниц к пневмокониозам. Так, Brandt по материалам обследования рабочих, занятых подземной добычей глины (20—30% кварца в пыли), установил, что одной и той же стадии силикоза у женщин •соответствует более короткий средний «пылевой» стаж, а прогрессирование силикоза после прекращения работы в запыленной атмосфере наблюдалось у них в 6 раз чаще, чем у мужчин. Автор требует не допускать женщин к работам, связанным с опасностью заболевания силикозом. Чехословацкий исследователь Janu, обследуя керамический завод (22,7% свободной Si02 в пыли), также обнаружил, что как неосложненный силикоз, так и силико-туберкулез развиваются у женщин при значительно меньшей суммарной длительности периодов воздействия пыльной атмосферы, чем у мужчин.
Следует с известной осторожностью расценивать подобные клинико-•статистические данные. Как в горной, так и в керамической промышленности нелегко найти достаточно большие группы рабочих разного пола, которые находились бы действительно в одинаковой производственной •среде и выполняли одинаковую по тяжести физическую работу, т. е. подвергались бы воздействию полностью сопоставимых доз пыли. Цитированные авторы не уточняют этих существенных обстоятельств. По данным, полученным одним из нас с соавторами (Н. И. Зеленева, Б. А. Кацнельсон и др.), средний «пылевой» стаж у женщин — сортировщиц готовых изделий на динасовом заводе либо такой же, как у работающих рядом с ними представителей профессий, в которых заняты преимущественно или исключительно мужчины (садчики, выгрузчики, грузчики), либо даже больше, чем у них. Однако это вполне может быть объяснено тем, что при сортировке указанной продукции отмечается несколько меньшая запыленность воздуха, а объемы дыхания при ней ниже, чем при работе в перечисленных «мужских» профессиях. Поэтому наши материалы не опровергают точки зрения Brandt и Janu. Тем не менее вывод этих авторов нуждался бы в обосновании уточненными сравнительно-гигиеническими данными.
В эксперименте на добровольцах'-разного пола, ингалировавших сланцевую пыль, Г. С. Феоктистов 1 нашел, что при одной и той же характеристике дыхания по его частоте и глубине женщины дают более высокий коэффициент задержки пыли в легких. Если сравнить заданный режим дыхания испытуемых с соответствующими уровнями покоя, то окажется, что поскольку эти уровни (по МОД и глубине вдоха) у женщин ниже, чем у мужчин, то в условиях эксперимента их дыхание относительно более глубокое.
1 Кандидатская диссертация. Тарту, 1967.
Таким образом, речь идет о различиях скорее антропометрических, чем половых (в смысле каких-либо особенностей строения дыхательных путей; грудного или брюшного типа дыхания и т. п.). Однако не следует забывать, что в среднем размеры тела и связанный с ними объем легочной вентиляции в покое у женщин ниже, чем у мужчин. Поэтому, встречая в условиях промышленности совпадающие абсолютные показатели МОД у мужчин и женщин, можно фактически иметь дело с относительно большим по объему и более глубоким, а следовательно, приводящим к созданию более существенных «пылевых» нагрузок дыханием у лиц женского пола.
Помимо отложения пыли, при дыхании большое значение имеет ее элиминация из легких. Прямых данных о сравнении интенсивности элиминации у животных одного вида и разного пола мы не нашли в литературе. Однако Brockhaus и Schlipkôtter, экспериментируя на мышах, хомяках, крысах, кроликах, кошках и собаках, не обнаружили каких-либо различий в скорости самоочищения легких от пыли, причем одни виды животных были представлены самками, другие — самцами, а третьи — животными обоего пола. О том, что самоочищение является, по-видимому, процессом достаточно универсальной эффективности, говорит и отсутствие возрастных различий при сравнении 6- и 12-месячных крыс (Klosterkôtter и Einbrodt). Таким образом, хотя этот вопрос и заслуживает изучения, все же нет особых оснований ожидать существенных различий в способности легких женщин и мужчин освобождаться от задержанной ими при дыхании пыли.
Одинаково ли интенсивна у животных разного пола ответная реакция организма на внедрившуюся в легочную ткань пыль, которая составляет сущность патологического процесса при силикозе? В этом отношении могут представить интерес полученные нами результаты эксперимента на крысах разного пола, получивших интратрахеально по 50 мг кварца в виде высокодисперсной взвеси на физиологическом растворе. Через 2 месяца все животные (по 13 в каждой опытной и по 10 в соответствующих контрольных группах) были умерщвлены быстрой декапитацией. Показателями интенсивности экспериментального силикоза у них, как и у животных, использованных во многих других работах нашей лаборатории, служили вес легких и трахеобронхиальных лимфатических узлов, содержание в них суммарного оксипролина, суммарных липидов и кварцевой пыли.
Следует подчеркнуть, что в момент запыления средний вес тела самцов и самок был достаточно близок, составляя в соответствующих опытных группах 155 и 145 г, а в контрольных 145 и 145 г. Через 2 месяца самцы опытной и контрольной групп были уже заметно крупнее самок (240 г против 185— 190 г). Этому соответствовал и более высокий средний вес легких у контрольных самцов по сравнению с контрольными самками: сырой вес 1,473 г (лимфатические узлы 49,6 мг) против 1,267 г (40,1 мг), сухой вес 0,305 г (10,5мг) против 0,271 г (9,3 мг). Напротив, у самок, которым вводили пыль, как сырой, так и сухой вес легких был выше, чем у самцов: соответственно 2,231 и 0,479 г против 2,089 и 0,439 г. Если же учесть половые различия по весу тела к моменту забоя, т. е. сравнить соответствующие весовые коэффициенты, то различия окажутся еще более заметными. Например, относительный сырой вес легких подопытных самцов равен в среднем 0,908 г на 100 г веса тела, а у самок — 1,18 г на 100 г веса тела, т. е. в 1,3 раза выше (P<0,001). Различие же соответствующих коэффициентов контрольных групп (0,622 и 0,685 г) относительно ниже и статистически совершенно незначимо (¿=1,2).
Увеличение веса легких является интегральным критерием интенсивности различных патологических процессов, протекающих в них, а для относительно ранних стадий развития экспериментального силикоза — главным образом пролиферативных изменений. Обнаруживаемые различия могут расцениваться как следствие более высокой интенсивности силикозоге-неза у самок. О том же говорят и неоднородные показатели интенсивности
фиброгенеза, в частности абсолютное содержание оксипролина в легких. Если у самцов оно повысилось по сравнению с контролем в 1,44 раза (3500 мкг против 2434 мкг), то у самок — в 1,82 раза (4076 мкг против 2237 мкг).
Различия в весе тела и связанные с ними физиологические различия в весе легких должны были бы обусловить более высокое содержание оксипролина (другими словами, коллагена нормальных соединительнотканных структур легкого) у самцов, как это и видно из показателей контрольных групп. Тем не менее в запыленных легких самок животных оксипролина было на 16% и притом значимо (Р<0,05) больше, чем у самцов. Если же вычесть из средних показателей опытных групп соответствующие контрольные показатели, т. е. получить те «приросты» содержания оксипролина, которые могут быть приписаны эффекту запыления легких, то окажется, что эффект этот у самок на 72% выше, чем у самцов.
Среднее количество кварца в легких самок составляло 27,7 мг, в легких самцов — 25 мг. Различие это статистически незначимо и, вероятнее всего, является случайным. Само же по себе оно слишком невелико, чтобы им можно было объяснить наблюдаемое различие эффектов. Доказать это легко, сопоставляя данные, относящиеся только к левым легким тех же животных, поскольку в этом случае средние дозы пыли оказались полностью совпадающими (7,1 мг у самцов и самок). Несмотря на это, средний абсолютный сырой вес левого легкого у запыленных самок равнялся 0,801 г, а у самцов — 0,728 г (тогда как в контрольных группах соотношение обратное: 0,485 г против 0,539 г), сухой вес соответственно 0,167 и 0,153г(в контроле 0,097 и 0,111 г), содержание оксипролина — 1470 и 1270 мкг (в контроле 662 и 950 мкг), липидов — 20,8 и 18,2 мг (в контроле 8,2 и 8,5 мг). Иными словами, результаты совершенно аналогичны тем, которые были приведены выше в отношении обоих легких, взятых вместе.
Вычитая из показателя абсолютного содержания оксипролина в легком каждой подопытной крысы средний показатель для равнополовой контрольной группы и деля эту разность на массу пыли в том же легком (РоН-сагс! с соавторами), мы получаем в среднем 169 мкг/мг у самок и только 42 мкг/мг у самцов (Р<0,02). Аналогичный показатель «удельного прироста» оксипролина в правом легком также выше у самок, чем у самцов (53 мкг/мг против 16 мкг/мг-, Р<0,05).
Весьма характерны также различия показателей, характеризующих состояние трахеобронхиальных лимфатических узлов крыс разного пола. Хотя кварца оказалось несколько больше у самцов (0,27 мг против 0,22 мг), однако и сырой (106,1 мг), и сухой (22 мг) вес лимфатических узлов был выше у самок (против 97,6 и 19,6 мг соответственно у самцов). Это несходство тем примечательнее, что, как уже указывалось, в контрольных группах оно имеет обратный знак. Уровень оксипролина в лимфатических узлах у запыленных самок составлял 54,4 мкг, у самцов — 48,7 мкг.
Относительный сырой вес лимфатических узлов у подопытных самок равен 55,6 мг на 100 г веса тела, а у самцов — только 40,4 мг (Р<0,02), тогда как у контрольных групп различия нет вовсе (соответственно 20,8 и 21,5 мг на 100 г веса тела). Остальные показатели, относящиеся к лимфатическим узлам, определялись по объединенной ткани от всех животных каждой группы, что исключает возможность вариационно-статистического анализа. Таким образом, все полученные данные согласуются в том, что свойственные силикозу количественные сдвиги состояния как легких, так и трахеобронхиальных лимфатических узлов у крыс-самок выражены сильнее, чем у самцов.
По данным СЬуарП и Нгйга, до определенного возраста концентрация оксипролина в легочной ткани у самок мышей ниже, чем у самцов. У контрольных крыс разного пола мы находили то же различие, хотя статистически и мало значимое: в правом легком (в пересчете на 100 мг сухой легочной ткани) у самцов 1036 мкг, у самок 902 мкг, в левом соответственно 843 и
695 мкг. При силикозе такое соотношение сменяется обратным. Следовательно, хотя «нормальное» содержание оксипролина как в абсолютных, так и в относительных величинах ниже в легких у самок, последние отличаются •большей чувствительностью к фиброгенному действию кварца.
Объяснить этот факт пока трудно. Литература о половых различиях интенсивности и регуляции фиброгенеза вообще крайне скудна. Во всяком случае Chvapil, автор недавно вышедшей объемистой монографии «Физиология соединительной ткани», рассматривая вопрос о влиянии половых гормонов, указывает лишь на то, что под влиянием эстрогенов усиливаются образование мукополисахаридов и степень полимеризации основного вещества. Возможно, что это влияние накладывает отпечаток и на развитие силикоза у самок.
Полученные нами результаты не противоречат приводившимся выше литературным данным медико-статистического характера и свидетельствуют •о том, что как накоплению и анализу подобных данных, так и дальнейшему углубленному экспериментальному изучению вопроса о половых различиях чувствительности к действию кварцевой пыли должно быть уделено больше внимания.
ЛИТЕРАТУРА
Зеленева Н. И., Кацнельсон Б. А. и др. В кн.: Сборник работ по силикозу. Свердловск, 1966, в. 4, с. 75. — Brandt А. В кн.: Lunge und Berufsran-kheiten. Stuttgart, 1962, S. 69. — В г о с k h a u s A., Schlipkotter H. W. В кн.: Ergebnisse von Untersuchungen auf dem Gebiet der Staub-und Silikosebekampfung im Steinkohlenbergbau. Detmold, 1967, Bd 6, S. 61. —Chvapil M., Physiology of Connective Tissue. London, 1967. — Chvapil M., H r ii z a Z., Csl. Fysiol., 1962, m. 11, ■c. 446. — J a n u P., Csl. Hyg., 1967, т. 12, с. 464. — Klosterkotter W., Einbrodt H. J., В кн.: Ergebnisse von Untersuchungen auf dem Gebiet der Staub- und Silikosebekampfung im Steinkohlenbergbau. Detmold, 1967, Bd 6, S. 73. — P о 1 i с а г d A., L e t о r t M. et al. C. R. Acad. Sci (Paris), 1962, v. 254, p. 978.
Поступила 26/111 1»68 r.
SEXUAL DISTINCTIONS IN SUSCEPTIBILITY TO SILICOSIS B. A. Katsnelson, L. G. Babushkina
The silicosis morbidity rate of men and women at one industrial enterprise is not sufficient for comparative assessment of their susceptibility to this disease, as working conditions for men and women are rarely identical. The existing anthropometric differences explain a ■slightly higher coefficient of particles deposition in women at an equal respiration volume. A test carried out over albino rats of both sexes showed that two months after intratracheal introduction of a standard dose of quartz dust the increase of a raw and dry weight of the lungs and tracheobronchial lymphatic nodes as well as that of the oxyproline content of these organs were considerably higher among females, although the rats of the control group presented an -inverse proportion due to a much faster growth of males.
УДК 612.766.1:[013.6 :637*514] = 053.6
ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ У ПОДРОСТКОВ-МЯСООБВАЛЫЦИКОВ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА
А. С. Полячек
Ленинградский научно-исследовательский институт гигиены труда и профессиональных заболеваний
Существующее в нашей стране законодательство предусматривает ряд ограничений к применению труда подростков в некоторых профессиях мясной промышленности. Запрещено, в частности, использовать труд подростков при обвалке больших частей туш крупного рогатого скота