Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ'

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОФИЦЕР / МАГИСТРАТУРА / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КАРЬЕРНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Искаков Ернар Мэлсович

Современный офицер - это не только стержень армии и флота, но и высококвалифицированный, целеустремленный военный специалист, с ясными и четкими карьерными установками. Обучение офицеров в военной магистратуре способствует развитию профессиональной карьеры. Видится целесообразным рассматривать обозначенную проблему в контексте глобальных тенденций и изменений в области обеспечения военной безопасности на основе акмеологического подхода. Поскольку наступившая эпоха гибридных и сетецентрических войн ставит перед странами серьезные задачи по трансформации вооруженных сил и созданию современных, мобильных, профессиональных и хорошо оснащенных войск, способных оперативно и эффективно решать задачи в военных конфликтах низкой, средней и высокой интенсивности. В этих условиях стремительно меняется облик офицерского корпуса, к которому предъявляются высокие требования со стороны общества и государства. Мною проведен социологический опрос военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан. Отмечается, что профессиональное развитие офицеров все чаще рассматривается с позиций карьерного подхода. В ходе исследования установлено, что магистратура играет важное значение в профессиональной жизни офицера: обогащает ее новыми знаниями и идеями, способствует удовлетворению потребностей в престиже и карьере. Современные тенденции свидетельствуют об усилении потребности в проработке методологии данной проблемы. Представлен собственный взгляд на формулирование ряда понятий, таких как «карьерно-профессиональное развитие офицера», «профессиональная карьера офицера», «готовность студентов магистратуры военного вуза к проектированию и развитию карьеры». Таким образом, подготовка офицеров в военной магистратуре в контексте развития их профессиональной карьеры, приобрел статус важнейшей проблемы современного военного образования и ключевой задачей образовательных реформ настоящего и ближайшего будущего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PREPARING STUDENTS OF THE MILITARY UNIVERSITY MASTER’S DEGREE PROGRAM FOR PROFESSIONAL CAREER DEVELOPMENT

A modern officer is not only the backbone of the army and navy, but also a highly qualified, purposeful military specialist with clear and precise career guidelines. The training of officers in the military magistracy contributes to the development of a professional career. It seems expedient to consider this problem in the context of global trends and changes in the field of military security on the basis of the acmeological approach. Since the onset of the era of hybrid and network-centric wars poses serious tasks for countries to transform their armed forces and create modern, mobile, professional and well-equipped troops capable of quickly and effectively solving tasks in military conflicts of low, medium and high intensity. In these conditions, the face of the officer corps is rapidly changing, to which high demands are made by society and the state. I have conducted a sociological survey of servicemen of the Armed Forces of the Republic of Kazakhstan. It is noted that the professional development of officers is increasingly viewed from the perspective of a career approach. In the course of the study, it was found that the master's degree plays an important role in the professional life of an officer: it enriches it with new knowledge and ideas, contributes to meeting the needs for prestige and career. Modern trends indicate an increasing need for the elaboration of the methodology of this problem. The author presents his own view on the formulation of a number of concepts, such as «career and professional development of an officer», «professional career of an officer», «the readiness of graduate students of a military university to design and develop a career.» Thus, the training of officers in the military magistracy in the context of the development of their professional careers has acquired the status of the most important problem of modern military education and a key task of educational reforms in the present and near future.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ»

DOI: 10.25198/1814-6457-230-83 УДК 355.12

Искаков Е.М.

Министерство обороны Республики Казахстан, г Нур-Султан (Астана), Республика Казахстан

E-mail: ename777@mail.ru

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ВОЕННОГО ВУЗА К РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ

Современный офицер - это не только стержень армии и флота, но и высококвалифицированный, целеустремленный военный специалист, с ясными и четкими карьерными установками. Обучение офицеров в военной магистратуре способствует развитию профессиональной карьеры. Видится целесообразным рассматривать обозначенную проблему в контексте глобальных тенденций и изменений в области обеспечения военной безопасности на основе акмеологического подхода. Поскольку наступившая эпоха гибридных и сетецентрических войн ставит перед странами серьезные задачи по трансформации вооруженных сил и созданию современных, мобильных, профессиональных и хорошо оснащенных войск, способных оперативно и эффективно решать задачи в военных конфликтах низкой, средней и высокой интенсивности. В этих условиях стремительно меняется облик офицерского корпуса, к которому предъявляются высокие требования со стороны общества и государства.

Мною проведен социологический опрос военнослужащих Вооруженных Сил Республики Казахстан. Отмечается, что профессиональное развитие офицеров все чаще рассматривается с позиций карьерного подхода. В ходе исследования установлено, что магистратура играет важное значение в профессиональной жизни офицера: обогащает ее новыми знаниями и идеями, способствует удовлетворению потребностей в престиже и карьере. Современные тенденции свидетельствуют об усилении потребности в проработке методологии данной проблемы. Представлен собственный взгляд на формулирование ряда понятий, таких как «карьерно-профессиональное развитие офицера», «профессиональная карьера офицера», «готовность студентов магистратуры военного вуза к проектированию и развитию карьеры».

Таким образом, подготовка офицеров в военной магистратуре в контексте развития их профессиональной карьеры, приобрел статус важнейшей проблемы современного военного образования и ключевой задачей образовательных реформ настоящего и ближайшего будущего.

Ключевые слова: офицер, магистратура, военный вуз, профессиональная подготовка, карьерно-профессиональное развитие, профессиональная карьера.

Iskakov E.M.

Ministry of Defense of the Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan (Astana), Republic of Kazakhstan

E-mail: ename777@mail.ru

ON THE ISSUE OF PREPARING STUDENTS OF THE MILITARY UNIVERSITY MASTER'S DEGREE PROGRAM FOR PROFESSIONAL CAREER DEVELOPMENT

A modern officer is not only the backbone of the army and navy, but also a highly qualified, purposeful military specialist with clear and precise career guidelines. The training of officers in the military magistracy contributes to the development of a professional career. It seems expedient to consider this problem in the context of global trends and changes in the field of military security on the basis of the acmeological approach. Since the onset of the era of hybrid and network-centric wars poses serious tasks for countries to transform their armed forces and create modern, mobile, professional and well-equipped troops capable of quickly and effectively solving tasks in military conflicts of low, medium and high intensity. In these conditions, the face of the officer corps is rapidly changing, to which high demands are made by society and the state.

I have conducted a sociological survey of servicemen of the Armed Forces of the Republic of Kazakhstan. It is noted that the professional development of officers is increasingly viewed from the perspective of a career approach. In the course of the study, it was found that the master's degree plays an important role in the professional life of an officer: it enriches it with new knowledge and ideas, contributes to meeting the needs for prestige and career. Modern trends indicate an increasing need for the elaboration of the methodology of this problem. The author presents his own view on the formulation of a number of concepts, such as «career and professional development of an officer», «professional career of an officer», «the readiness of graduate students of a military university to design and develop a career.»

Thus, the training of officers in the military magistracy in the context of the development of their professional careers has acquired the status of the most important problem of modern military education and a key task of educational reforms in the present and near future.

Key words: officer, master's degree, military university, professional education, career and professional development, professional career.

Вводная часть. Строительство и динамичное развитие вооруженных сил в условиях нарастающего глобального соперничества и возникновения новых угроз и вызовов международной безопасности становится для многих стран приоритетной задачей. В военных доктринах большинства государств наблюдается смена парадигм и уход от традиционных взглядов ведения войны, в основу которого был положен принцип открытого и прямого столкновения с врагом на поле боя. В наши дни, появление современных средств и способов поражения, их разрушающего эффекта, а также опасность взаимного уничтожения, обусловили изменение вектора развития военной стратегии и формирование новой диалектики военной безопасности. С вхождением в эпоху гибридных и сетецентрических войн облик вооруженных сил обрел принципиально иные качественные характеристики, в числе которых обязательное наличие высокого человеческого потенциала, оснащенность современным вооружением, требуемый уровень укомплектованности сил и средств.

Вооруженные силы являются основой военной организации любого государства и представляют собой традиционно консервативную, строго субординированную и чрезвычайно нормированную структуру, основанную на принципе единоначалия. Уклад воинской службы регламентирован общевоинскими уставами [6], в Правилах прохождения воинской службы установлены четкие требования и нормы военно-профессиональной деятельности военнослужащих, в том числе в области профессиональной подготовки к этой деятельности [7].

Профессиональная подготовка в военных вузах вне меньшей степени, чем в гражданской сфере образования, нуждается в постоянном развитии, ускоренном доведении ее до современного уровня профессионального образования ведущих стран мира при использовании отечественного и зарубежного опыта педагогических исследований [1, с.8]. В целях поддержания и соответствия установленным требованиям профессиональная подготовка военнослужащих ориентируется на государственные образовательные стандарты [3, 4, 5], которые гармонизированы с международными документами в сфере высшего и послевузовского образования (Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века, Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов универ-

ситетского образования, Лиссабонская конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе).

Наблюдаемые в последние годы изменения в образовательных стандартах усиливают требования к уровню профессиональной подготовки и образования, состоянию здоровья, физической подготовки и психологической устойчивости личного состава. Неслучайно сейчас для каждой воинской должности разработаны и введены квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам военнослужащих, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям, подлежащим замещению высшими, старшими, младшими офицерами, солдатами, матросами, сержантами и старшинами [2].

Сложившиеся обстоятельства актуализируют социальный запрос на повышение профессионализма воинов, от которого зависит улучшение параметров войск, обеспечение высокой боеспособности и боеготовности вооруженных сил и в конечном итоге укрепление обороноспособности страны.

Постановка проблемы. В этих условиях особую актуальность, обусловленную ростом конкурентоспособности в воинской среде, приобретает проблема подготовки офицеров в магистратуре военного вуза к развитию профессиональной карьеры. Вопросы основной подготовки к военной профессии и планированию будущей карьеры, как и собственно говоря, формирование профессионально-значимых качеств офицера, решаются и приобретаются в ходе обучения в бакалавриате военного вуза, при этом их дальнейшее развитие связано со второй ступенью высшего образования - магистратурой.

На этапе обучения в военной магистратуре у офицеров происходит развитие карьерных ориентаций, что в свою очередь отражается на специфике постановки их профессиональных и личных целей, дальнейших служебных перспективах. Внимание на карьерно-профессиональном развитии становится приоритетным для офицера, обучающегося в магистратуре военного вуза. Исходя из этого, готовность к развитию профессиональной карьеры становится одним изрезуль-татов профессиональной подготовки военных специалистов на послевузовском этапе военно-профессионального образования.

К вопросу о подготовке студентов магистратуры военного вуза

Основная часть. В настоящее время в войсках сложилась ситуация, когда достаточно подготовленные офицеры не в полной мере могут реализовать свой профессиональный и карьерный потенциал. На этой почве развивается синдром выгорания и снижается мотивация. Результаты социологического опроса, проведенного специалистами Министерства обороны Республики Казахстан в 2020 году, показывают, что только 65% офицеров считают себя успешными и самореализовавшимися в военной профессии.

В исследованиях К.В. Аксенова, А.Н. Герасимова, Н.И. Резника отмечается, что одной из задач военной магистратуры является создание условий для дальнейшего продвижения личности в профессии, которое в науке обозначено либо как профессионально-личностный, либо карьерный рост или профессиональная карьера [8, с. 16].

Несмотря на ряд работ (А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Г.А. Шабанов), в педагогической науке наблюдается недостаток исследований, посвященных феномену карьерно-профессионального развития офицеров. До сих пор не в полной мере выявлены механизмы построения карьеры военнослужащего и не уточнены карьерные маршруты (И.А.Алехин, М.А.Лямзин, ВИ.Марченков). На фоне усиливающейся тенденции перехода большинства армий стран мира на контрактную основу комплектования войск отмечается развитие профессиональной мобильности и расширение вариативности карьерно-профессиональных траекторий военнослужащих (Ж.Х.Ахметов, В.Я.Слепов, Б.А.Федулов).

Приходится констатировать, что на сегодняшний день в педагогической и социологических науках не заложена прочная теоретическая база для изучения сущности и содержания субъектно-вариативного пространства профессиональной карьеры офицеров (С.В.Бунин, С.М.Кулешов, О.В.Черненко).

Проведенный анализ текущего состояния проблемы карьерно-профессионального развития офицерского корпуса на послевузовском этапе позволяет выявить ряд тенденций.

Так, в современной армии наблюдается острая потребность в нестандартно мыслящих офицерах, способных выполнять задачи повышенной сложности в условиях нестабильности и экстремальных ситуаций, готовых гибко выстраивать свои жизненные и карьерные марш-

руты. Вместе с тем, как показывает практика, военные вуза не способны полностью удовлетворить данный запрос. Недостаток педагогического и технологического инструментария, не позволяет обеспечить продуктивность процесса по формированию у обучающихся офицеров устойчивой готовности проектировать и развивать свою дальнейшую профессиональную карьеру. Кроме того, не разрешено ключевое противоречие, выражающееся между необходимостью осуществлять персонализированную и точечную подготовку магистрантов военного вуза в соответствии с требованиями Болонской декларации и традиционным подходом к получению военного образования, направленным на всестороннюю профессиональную подготовку.

Выявленное противоречие обусловлено тем, что существующая система профессиональной подготовки военных кадров в рамках принятой Болонской декларации не имеет достаточного научного и теоретического обоснования и опирается преимущественно на практику, основы которой были заложены еще в Советском Союзе. Следовательно, возникает потребность в проведении специальных исследований, направленных на научное и теоретическое обоснование действующей концепции и модели профессиональной подготовки офицеров в военных вузах. Все это требует интенсивного поиска образовательной парадигмы с новыми идеями, принципами, подходами, которые отвечали бы современным реалиям.

Результаты исследования. Подытоживая анализ рассматриваемой проблемы, на наш взгляд сегодня требуется:

- во-первых, переосмысление феномена карьерно-профессионального развития в современных условиях строительства Вооруженных Сил, поскольку военнослужащий должен не только беспрекословно выполнять приказы и распоряжения старших начальников, но и сам выступать с инициативой, быть креативным, уметь принимать решения в нестандартных ситуациях;

- во-вторых, определение возможностей военной магистратуры в осуществлении более персонализированной и точечной подготовки обучающихся в духе идей и принципов Болон-ского процесса с учетом личных особенностей, морально-деловых качеств и способностей магистрантов;

- в-третьих, поиск новых форм и методов профессиональной подготовки в военной магистратуре, в том числе в вопросах проектирования и развития карьеры офицеров.

Вывод. Результаты научного поиска позволили автору уточнить и дополнить методологическую базу исследования рассматриваемой проблемы, сформировать собственный взгляд на формулирование понятийного аппарата.

Карьерно-профессиональное развитие офицера в рамках акмеологического подхода представляет собой с одной стороны - сложный процесс формирования и совершенствования военно-профессиональных знаний, навыков и морально-деловых качеств, в целях достижения профессионального мастерства и удовлетворения карьерных потребностей, с другой стороны -результат саморазвития и стремления к своему «акме».

Профессиональная карьера офицера - это траектория профессионального продвижения, осуществляемая в рамках плановой, в отдельных случаях вынужденной смены воинских должностей, ролей и статусов, направленная для достижения карьерных высот.

Готовность студентов магистратуры военного вуза к проектированию и развитию карьеры -это целостное состояние личности, включающее знание, мотивацию и сформированные способности моделировать потенциальные варианты и стратегии карьерно-профессионального развития с целью реализации карьерных установок.

Таким образом, вопрос подготовки офицеров в военной магистратуре, в том числе к развитию профессиональной карьеры, приобрел статус важнейшей проблемы современного военного образования и ключевой задачей образовательных реформ настоящего и ближайшего будущего.

14.12.2020

Список литературы:

1. Аркадьев, К.Г. Мониторинг эффективности профессиональной подготовки офицеров тыла: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / К.Г. Аркадьев. - Саратовский гос. ун-т, - Саратов, 2001. - 193 с.

2. О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года №»1198 / Приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 августа 2012 года №»2195. - Москва, 2012. - 28 с.

3. Об образовании: Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-III. - Астана, 2007. - 139 с.

4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-Ф3. -Москва, 2012. - 305 с.

5. Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования:Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года №604. - Астана, 2018. - 157 с.

6. Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан: Указ Президента Республики Казахстан от 5 июля 2007 года №364. - Астана, 2007. - 545 с.

7. Об утверждении Правил прохождения воинской службы в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан: Указ Президента Республики Казахстан от 25 мая 2006 года №124. - Астана. 2006. - 51 с.

8. Хабаху, И.Н. Подготовка студентов к проектированию своей будущей профессиональной карьеры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.Н Хабаху. - Кубанский гос. ун-т, - Краснодар, 2006. - 197 с.

Reference:

1. Arkadiev K.G. Monitoring the effectiveness of professional training of rear officers. Candidate's thesis. Saratov State University. Saratov, 2001, 193 p.

2. On measures for the implementation in the Armed Forces of the Russian Federation of the Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2011 No. 1198. Order of the Minister of Defense of the Russian Federation of August 6, 2012 No. 2195. Moscow, 2012, 28 p.

3. On Education. The Law of the Republic of Kazakhstan dated 27 July, 2007 No. 319-III. Astana, 2007, 139 p.

4. On Education in the Russian Federation. Federal Law of the Russian Federation No. 273-F3 of December 29, 2012. Moscow, 2012, 305 p.

5. On approval of state compulsory educational standards for all levels of education. Order of the Minister of Education and Science of the Republic of Kazakhstan dated October 31, 2018 №604. Astana, 2018, 157 p.

6. On the approval of general military charters of the Armed Forces, other troops and military formations of the Republic of Kazakhstan. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated July 5, 2007 No. 364. Astana, 2007, 545 p.

7. On the approval ofthe Rules for doing military service in the Armed Forces, other troops and military formations of the Republic of Kazakhstan. Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated May 25, 2006 N 124. Astana, 2006, 51 p.

8. Habakhu I.N. Preparing students to design their future professional career. Candidate's thesis. Kuban State University. Krasnodar, 2006, 197 p.

Сведения об авторе:

Искаков Ернар Мэлсович, соискатель Омского государственного педагогического университета

https://orcid.org/0000-0003-4621-9844 E-mail: ename777@mail.ru Место работы (службы): Министерство обороны Республики Казахстан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.