Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке специалистов в области семейной психотерапии в России'

К вопросу о подготовке специалистов в области семейной психотерапии в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ / МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ ПОДХОДЫ / TRADITIONAL AND NEW WAYS / METHODS OF FAMILY PSYCHOTHERAPY EDUCATION / MODEL OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапорева Анна Александровна

Настоящая статья посвящена проблеме подготовки семейных психотерапевтов в России, проблеме преподавания системной семейной психотерапии как в формате последипломного образования, так и в рамках первого высшего образования для психологов, либо специальных программ для педагогов, социальных работников и врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the topic of education in the fi eld of family psychotherapy in Russia

The article is devoted to the problem of family psychotherapists education in Russia and also to the problem of systemic family psychotherapy education both in higher and post-graduate studies at psychology departmenst, through specialized programmes for teachers and doctors.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке специалистов в области семейной психотерапии в России»

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СЕМЕЙНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ В РОССИИ

А. А. Шсторева

В настоящее время психотерапия в России преподаётся в формате постдипломного обучения как второе высшее образование или повышение квалификации (углублённая подготовка и специализация). Западный и отечественный опыт преподавания семейной психотерапии показывает, что качество усвоения специальных знаний в значительной мере зависит от характера первого образования1. В связи с этим встаёт задача преемственности исходного образования и последующей углублённой подготовки в области семейной психологии и психотерапии, их оптимизации.

При подготовке семейных психотерапевтов используются три основных метода — дидактический (посещение лекций, самостоятельное знакомство с литературой и групповые дискуссии), основанный на опыте (участие в психотерапии в качестве клиента, тренинг самопознания и разыгрывание ролей, а также работа с родительской семьёй) и супервизия2.

Предполагается, что к моменту углублённого изучения семейной психотерапии слушатели уже обладают теоретическими знаниями по семейной психотерапии, ориентируются в многообразии её подходов, осведомлены о принципиально разных терапевтических позициях, у них сформированы зачатки системного мышления, а также они знакомы (теоретически и практически) с основными техниками семейной психотерапии. Вместе с этим желателен опыт личной терапии и опыт работы в социальной сфере.

В связи со сказанным задачами исходного образования становятся, во-первых, знакомство студентов с историей развития семейной психотерапии, концептуальной основой семейной психотерапии — общей теорией систем, во-вторых, погружение в поле (теорию и практику) классических и постклассических направлений семейной терапии, в-третьих, мотивация к прохождению личной терапии и началу профессиональной деятельности в области консультирования.

Сейчас так много разных, стремительно развивающихся подходов, что задача преподавания вводного курса по семейной терапии крайне усложняется. Дебатируется вопрос о том, имеет ли смысл знакомить студентов с широким спектром подходов к семейной психотерапии или же лучше ограничиться интенсивной подготовкой в каком-либо одном направлении3. Сторонники одной точки зрения предполагают, что в каждом подходе достаточно ресурсов для решения любых семейных проблем. Другие считают, что если уделять внимание только одному подходу, то начинающему семейному терапевту будет недоставать гибкости и творческого отношения к работе. Однако при знакомстве с широким спектром теоретических направлений пугает обилие информации и богатство выбора, что может вызвать у обучающихся растерянность. По мнению некоторых специалистов4, при знакомстве с классичес-

кими школами семейной терапии понятие функциональности / дисфункциональнос-ти семьи может стать источником стресса у студентов в связи с тем, что происходит «примерка» этих понятий на себя, свою семью. Так как культурной спецификой российских семей является соборность, низкий уровень индивидуализации, детоцент-рированность и патриархальность, то представление о функциональном устройстве семьи, где предполагаются, например, чёткие границы между детской и супружеской подсистемами, самоценность супружеской подсистемы, необходимость сепарации в определённом возрасте, может вызывать у российских студентов недоумение и смущение. Встаёт задача построения системы обучения таким образом, чтобы студенты получали не только знания и навыки, но и могли рассчитывать на эмоциональную поддержку. Обучение классическим подходам семейной терапии, по замечанию Г. Л. Будинайте5, можно было бы предвосхищать размышлениями о том, что рассмотрение семьи в контексте функциональности / дисфункциональности имеет смысл только тогда, когда существует симптом или ощущается дискомфорт, что и становится терапевтическим запросом. Нельзя опираться на данные теоретические представления как идеальную норму, это всего лишь один из взглядов, позволяющий справляться с семейными проблемами.

Наряду с традиционными формами обучения, передачи некоторого объёма знаний от преподавателя к студенту, становятся актуальными новые подходы к обучению, когда происходит не только усвоение знаний, но и формирование, по словам А. Я. Варги и Г. Л. Будинайте0, определённой культуры мышления, которое происходит в самом процессе взаимодействия педагога и студентов. Предлагается, во-первых, переходить в режим работы рефлексирующих команд, когда студенты начинают приобщаться к практике психотерапии, наблюдая за работой профессионала, в результате чего у них возникают вопросы об увиденном. Как заметил Э. Бурчага-нов, «конкретное знание приобретается в форме ответа преподавателя на конкретный вопрос студента, который сформулирован в соответствии с уровнем профессиональной подготовки, достигнутой обучающимся. Благодаря этому, процесс обучения сближается с привычным способом научения в повседневной жизни. Устанавливается связь между обучением семейной психотерапии и накоплением студентом личного жизненного опыта...»7 Во-вторых, в процессе преподавания предлагается сочетать экспертную позицию с фасилитирующей. Традиционную модель обучения, где преподаватель является носителем знания, а студент — «чистым листом», становится желательным интегрировать с принципиально иной позицией, где предполагается, что слушатели уже являются в некотором приближении теми, кем хотят стать, вследствие чего осуществляется всесторонняя поддержка их активности8.

Разыгрывание ролей является эффективным методом обучения, при этом в роли членов семьи тоже выступают студенты. Этот метод даёт возможность развить профессиональные навыки в модельных условиях. Кроме того, разыгрывание ролей помогает перейти к работе с собственной родительской семьёй, развивает интуицию, учит преодолевать сопротивление и прорабатывать нерешённые проблемы9.

Работая с собственной родительской семьёй, обучающийся может построить генограмму своей семьи или повидаться с родителями с целью лучшей дифференциа-

ции. Боуэн10 утверждал, что предварительная проработка неразрешённых проблем с родительской семьёй позволяет более результативно взаимодействовать с клиентами, осознавая и избегая в работе «ловушек» собственной семейной истории.

Супервизия («живая» и «сухая») активно используется в процессе углублённой подготовки семейных терапевтов и является признанным методом обучения в области психотерапии11. В настоящее время не существует специально разработанных методов её проведения. Предлагается несколько способов осуществления «живой» супервизии: с использованием одностороннего зеркала, с помощью миниатюрного радиомикрофона, по телефону или непосредственно в помещении, где проходит интервью. Таким образом, супервизор имеет возможность предоставить своему подопечному обратную связь во время интервью. В процессе «живой» супервизии, в отличие от «сухой», когда студент-терапевт описывает супервизору ход вмешательства, появляется возможность непосредственно наблюдать весь ход взаимодействия между клиентами и психотерапевтом, включая невербальные компоненты коммуникации.

Таким образом, при подготовке специалистов в области семейной психотерапии необходимо сочетать традиционные и принципиально новые формы обучения, как того требует современная ситуация развития системной семейной психотерапии. Идеальной моделью в углублённом изучении какого-либо метода семейной психотерапии является, на наш взгляд, следующая последовательность: знакомство с теоретическими основами подхода в процессе лекций или самостоятельной работы с литературой (что в значительной мере может достигаться в ходе базового образования), затем наблюдение за работой опытного психотерапевта в данном подходе с последующим обсуждением в режиме рефлексирующих команд, далее отработка навыков в малых группах с подробным разбором (частично может реализоваться в процессе исходного психологического образования) и получение суперви-зий в данном направлении. Творческое и гибкое использование разных направлений семейной терапии, их интеграция, возможна, на наш взгляд, при условии сформированное™ определённой культуры мышления (системного в противовес линейному), позиции начинающего терапевта (экспертной или фасилитирующей) и владение им методологическими, теоретическими и практическими навыками некоторых подходов. Настоящая модель изучения отдельных методов семейной терапии близка по своей структуре программе подготовки специалистов в семейной терапии на основе интегративной модели, разработанной А. В. Черниковым12.

1 Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб.: Питер, 2001; Вопросы преподавания системной семейной психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 3. С. 172-195.

2 Браун Дж., Кристенсен Д. Указ. соч.; Черников А. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. М.: Класс, 2005.

3 Браун Дж., Кристенсен Д. Указ. соч.; Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. М.: Эксмо, 2004.

4 Вопросы преподавания системной семейной психотерапии. С. 172-195.

5 Там же.

6 Там же.

7 Там же. С. 185.

8 Будинайте Г. Л. Особенности обучения постклассическому методу психологической помощи семье (в системе «Ориентированной на решение краткосрочной терапии»): Автореферат дис. ... канд. психол. наук. М., 2006.

9 Браун Дж., Кристенсен Д. Указ. соч.; Черников А. Указ. соч.

10 Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Под ред. К. Бейкер и А. Я. Варги. М.: Когито-Центр, 2008.

11 Браун Дж., Кристенсен Д. Указ. соч.; Психотерапия. Учебник // Под ред. Б. Д. Карвасар-ского. СПб.: Питер, 2002; Черников А. Указ. соч.; Ялам II. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001.

12 Черников А. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.