Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке педагогов для преподавания курса «Основы православной культуры»'

К вопросу о подготовке педагогов для преподавания курса «Основы православной культуры» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА / TEACHER / TEACHING / VALUES / NATIONAL IDEA / ORTHODOX CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовникова Надежда Евгеньевна

В статье анализируется проблемы подготовки педагогов для преподавания курса «Основы православной культуры» с позиции акмеологического и юридического подходов. Рассматриваются вопросы, связанные с постановкой российской национальной идеи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF TRAINING OF TEACHERS FOR TEACHING THE COURSE "BASES OF ORTHODOX CULTURE"

In article it is analyzed problems of training of teachers for teaching the course "Bases of Orthodox Culture" from a position of akmeologichesky and yuridesky approaches. The questions connected with statement of the Russian national idea.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке педагогов для преподавания курса «Основы православной культуры»»

УДК 372.8

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Садовникова Надежда Евгеньевна

Канд. пед. наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет

им Н. П. Огарева», г. Саранск E-mail: semashko3@mail.ru

TO THE QUESTION OF TRAINING OF TEACHERS FOR TEACHING THE COURSE "BASES OF ORTHODOX CULTURE"

Nadezhda Sadovnikova

Candidate of pedagogical sciences, associate professor of psychology FGBOU VPO «Mordovian state university them N. P. Ogareva», Saransk

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется проблемы подготовки педагогов для преподавания курса «Основы православной культуры» с позиции акмеологического и юридеского подходов. Расматриваются вопросы, связанные с постановкой российской национальной идеи.

ABSTRACT

In article it is analyzed problems of training of teachers for teaching the course "Bases of Orthodox Culture" from a position of akmeologichesky and yuridesky approaches. The questions connected with statement of the Russian national idea Ras-matrivatsya.

Ключевые слова: педагог, преподавание, ценности, национальная идея, православная культура.

Keywords: teacher, teaching, values, national idea, orthodox culture.

Важно отметить, что в связи с осознанием проблемы национального самосознания во многих регионах ведется разработка курсов по духовно-нравственной культуре школьников, в частности «Основы православной культуры», создаются воскресные школы, православные гимназии, православные педагогические факультеты. Это действительно является для российского об-

щества выходом из затянувшегося социально-экономического, национального кризиса, что служит возрождению духовности, гражданственности и патриотизма современной молодежи. Важнейшую роль в решении этой проблемы играет школа и институт семьи. К сожалению, школа не в состоянии существенно влиять на внутренний мир, культуру нравственных чувств и души детей, так как сам учитель не имеет духовной просвещенности, используя которую он мог бы оказать позитивное влияние на духовное образование, воспитание и развитие школьника. В настоящее время семья практически отчуждена от школьного образовательного процесса, а это является одной из главных проблем современной педагогики.

Но для решения поставленных государством задач должна быть создана целостная система начального, среднего и высшего профессионального образования, приняты экстренные меры для реконструкции и совершенствования института семьи и др. Возникает острая проблема создания комплексной системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в вопросах преподавания курса «Основы православной культуры». Поэтому, наряду с программами по духовно-нравственной культуре школьников, не менее важной встают вопрос о квалифицированных специалистов в этой области.

Цель данного курса это решение проблемы нравственно-ценностной и профессионально-личностной ориентации учителя в современной мировоззренческой и духовной ситуации российского общества. Учитывая положительный опыт преподавания курса «Основы православной культуры» и выделения многоуровневой непрерывной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров во многих регионах были привлечены следующие ресурсы: 1) системы профессиональной переподготовки, последипломного образования; 2) системы высшего и среднего специального педагогического образования; 3) системы переподготовки выпускников духовных школ в государственных и муниципальных учебных заведениях при наличии у них базового высшего (среднего специального) в рамках трехсторонних

договорных отношениях. Что позволило выделить и реализовать эти 3 направления и уровни подготовки кадров к преподаванию курса «Основы православной культуры» как в государственной, так и в церковной системе образования. Преподаватель данного предмета должен иметь государственное свидетельство о квалификации, дающее право на преподавание этого предмета.

Сегодня необходимо обратить внимание на единство общечеловеческого и профессионального образования в подготовке педагогических кадров в вузе, что позволит отойти от узкопрофессиональной подготовки, осуществляемой в последнее десятилетие в российской системе образования. Тогда молодые учителя, воспитанные на правильном устроении духа, будут стойки к насаждаемым чуждым православию лжехристианским учениям и религиозным сектам у нас в России, а значит, и в школе, вузе. Для этого необходимо серьезно заняться вопросами православной педагогики в вузах, с целью проведения спецкурсов и спецсеминаров по формированию православной культуры для учителей, преподавателей вузов и студентов.

Сегодня правительство России актуализирует проблему российской национальной идеи. Именно преподавателям-предметникам учреждений высшего профессионального образования выпала ответственность за воспитание в специалистах патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих высокой нравственностью, общей и профессиональной культурой, творческими способностями, активной жизненной и профессиональной позицией, навыками самообразования, самореализации, построения профессиональной карьеры, поведения на рынке труда, управления производственным персоналом развивающейся организации. Рассмотрение этих проблем мы можем найти в педагогических воззрениях отцов учителей православной Церкви. В настоящее время, когда ценностные ориентации у человека утеряны, анализ их работ показывает, что эти ценности должны жить и воспроизводиться в русской культуре, носителем которой в истории России были интеллигенция и священство.

Современный учитель должен осмыслить, прочувствовать и быть носителем национальных ценностей. Он воспитатель детей и свои усилия необходимо направлять на пробуждение и укрепление духовности в детях. Поэтому, как писал русский мыслитель И. Ильин, учитель «должен сам твердо и ясно постигнуть, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить в детях, укреплять и развивать, как можно пробудить в ребенке религиозное чувство, совесть, достоинство, честь, художественный вкус, братскую сверхклассовую солидарность, Православие, чувство ответственности, патриотизм и уважение к своей и чужой частной собственности» [2, с. 453-454].

Основным и важным в содержании педагогической деятельности является создание условий, при которых происходит «пробуждение духовной жизни, одухотворение души благодатию» [5, с. 392]. Духовность связана с целостность, с полнотой бытия человека [1, с. 254.]. Отсюда возникает проблема подготовки и подбора православных педагогов высокого профессионального уровня в рамках инновационного педагогического пространства.

В рамках светского государства, не нарушая ни Конституции, ни Законов «Об образовании» (2012) и «О свободе совести и о религиозных объединения» (1997) можно использовать великие ценности христианства в процессах обучения и воспитания. Ведь светскость государства и соответствующие Законы не отменяют нашего главного Закона - Конституции страны, в частности, статью о свободе совести (ст. 28). В ней утверждается право «свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [3, с. 12]. Что это значит? Свободный выбор предполагает владеть информацией, значит, необходимо информирование. А право распространять религиозные убеждения, что важно особо подчеркнуть, конституционно не ограничено ни местом, ни временем. Это значит, православный учитель, конечно, не должен превращать урок истории в урок Закона Божьего. Но право выразить свое личное отношение, в том числе отношение православно мыслящего чело-

века к значимым сторонам российской и мировой истории Конституцией определенно закреплено. И вот это самое главное [4, с. 9-10].

Н. Д. Ннкандров совершенно правильно замечает, что не нужно подменять понятия «Основы православной культуры» и «Основы православия». Камнем преткновения для возрождения православной мысли в современной системе образования, как правило, становятся определение содержания понятий «светское государство» и «светское образование». Светское государство - это понятие юридическое, сформулированное в противовес государству атеистическому, проповедующую материалистическую теорию познания мира. В истории же нашего народа, Российского государства атеистические и материалистические воззрения никогда не были традиционными. Даже российское законодательство, определяя приоритетную государственную политику, говорит о том, что образование должно базироваться на национальных и культурных традициях, что законодательно возвращает нас к православным ценностям.

Когда ссылаются, на то, что светское государство - это когда Церковь отделена от государства, уместно вспомнить статью 14 Конституции РФ. В ней указывается, что понятие «светский» относится не к содержанию, а к форме управления. То есть в государственных образовательных учреждениях нельзя создавать религиозные объединения и организации. И это совершенно правильно! Таким образом, мы вернулись к историческим традициям Российского государства, что позволит укрепить и сформировать целостную концепцию духовных и национальных ценностей современной молодежи. Этому мы находим подтверждение у С.А. Рачинского: «от качества ныне подрастающих поколений зависят судьбы мира».

Современный учитель, работая в инновационных условиях педагогического пространства, должен уметь соединять в себе единство общечеловеческого и профессионального. Для этого ему нужно знать, как формировать систему ценностных ориентаций собственного внутреннего мира и школьников. Курс «Основы православной культуры» позволяет решить эту ключевую проблему

качества подготовки специалистов в вузе, определяющей будущее современной России. При этом способствует реанимации национального сознания, заполнению у современной молодежи духовного вакуума, дает истинные нравственные ориентиры, вытекающие из традиций национального сознания русского народа. Любой ребенок должен иметь право воспитываться в той культурно -религиозной и национально-исторической традиции, к которой принадлежит по рождению, не ущемляя другие религиозные конфессии.

Сегодня пьянство и наркомания являются одним из главных бедствий России. Практика показывает, что традиционными средствами излечить эти социальные язвы практически не возможно. Содержание курса «Основы православной культуры» помогают привить человеку чувство греха и бороться с вседозволенностью и всевластием греховных помыслов, активно проповедуемых через СМИ.

При решении перспективных задач духовно-нравственного возрождения современной России на сегодняшний день должен быть организован постоянно действующий семинар «Основы православной педагогики», послуживший начальным этапом в подготовки православных педагогов.

Список литературы:

1. Загороднова И. В. Духовность как черта менталитета этноса // Регионо-логия. 2007. № 2. С. 250-255.

2. Ильин И. Русский учитель [Школа православного воспитания] / Сост. А.Н. Стрижев. М.: Паломникъ, 1999. 573 с.

3. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993. 96 с.

4. Никандров Н. Д. Образование на рубеже тысячелетий: вечное и преходящее. Выступл. на 9-х Рождеств. чтениях. М., 2001. С. 1-12.

5. Священник Евгений Шестун. Православная педагогика. Самара: ЗАО «Самар. информ. концерн», 1998. 576 с.

References:

1. Zagorodnova I. V. Duhovnost' kak cherta mentaliteta jetnosa // Regionologi-ja. 2007. № 2. S. 250-255.

2. Il'in I. Russkij uchitel' [Shkola pravoslavnogo vospitanija] / Sost. A.N. Strizhev. M.: Palomnik#, 1999. 573 s.

3. Konstitucija Rossijskoj Federacii. M.: Jurid. lit., 1993. 96 s.

4. Nikandrov N. D. Obrazovanie na rubezhe tysjacheletij: vechnoe i pre-hodjashhee. Vystupl. na 9-h Rozhdestv. chtenijah. M., 2001. S. 1-12.

5. Svjashhennik Evgenij Shestun. Pravoslavnaja pedagogika. Samara: ZAO «Samar. inform. koncern», 1998. 576 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.