Научная статья на тему 'К вопросу о подготовке педагогических кадров магистратуры на современном этапе'

К вопросу о подготовке педагогических кадров магистратуры на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
171
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ / МАГИСТРАТУРА / МАГИСТР / MASTER’S DEGREE / PEDAGOGICAL PERSONNEL / EDUCATION / MONITORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуисеева Алина Романовна

В статье делается попытка осуществить анализ современной ситуации в сфере подготовки выпускников магистратуры как активных субъектов педагогической деятельности, способных вырабатывать собственную стратегию профессиональной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is an attempt to analyze the current situation in the sphere of magistrate training graduates as active participants of pedagogical activity capable of producing their own strategy of professional work.

Текст научной работы на тему «К вопросу о подготовке педагогических кадров магистратуры на современном этапе»

обладателем должен быть, скорее всего, коллектив единомышленников, специалистов, работающих над одной проблемой. С одной стороны, это путь к индивидуализации преподавательского труда, с другой - возможность установления и развития профессиональных связей. Следствием подобного творческого коллективного взаимодействия должно стать повышение эффективности деятельности преподавателя технического вуза.

Библиографический список

1.Васильева, О. М. Модель компетенций преподавателя вуза [Электронный ресурс] / А. А. Дульзон, О. М. Васильева // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - №2. - URL : http://www.umj.ru/index.php/pub/inside/1065/ (дата обращения: 24.03.2013).

2.ФГОС ВПО по направлениям магистратуры - Гуманитарные науки [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL : http://fgosvo.ru/fgosvpo/8/6/2/32 (дата обращения: 24.03. 2013).

3.Храмова, Е. В. Интегративная роль дидактической компетентности преподавателя вуза [Электронный ресурс] / Е. В. Храмова //Современные направления развития педагогической мысли и педагогика И. Е. Шварца : материалы международной научно-практической конференции (1 -2 июня 2009 г., г. Пермь). - Ч. II. - URL : http://shvarts.pspu.ru/sbornik_konf2_list_20.html (дата обращения: 30.03.2013).

4.Храмова, Е. В. Реализация модели развития дидактической компетентности преподавателя вуза [Электронный ресурс] / Е. В. Храмова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». - 2012 - № 6. - URL : http://www.nauteh-journal.ru/index.php/--gn12-06/546-a (дата обращения: 30.04.2013).

5.Шадриков, В. Д. Содержание психолого-педагогической подготовки учителя [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 5. - С. 2-18.

6.Шадриков, В. Д. Содержание педагогического образования [Текст] / В. Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. - 2011. - 7. - С. 2-18.

Дуисеева Алина Романовна

Ассистент кафедры «Иностранные языки» ФГБОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения», г. Иркутск, Россия

УДК 37.013 ББК 7400

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ МАГИСТРАТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

В статье делается попытка осуществить анализ современной ситуации в сфере подготовки выпускников магистратуры как активных субъектов педаго-

гической деятельности, способных вырабатывать собственную стратегию профессиональной работы.

Ключевые слова: педагогические кадры; образование; мониторинг; магистратура; магистр.

TO THE PROBLEM OF THE TEACHER TRAINING OF MAGISTRATES

AT THE PRESENT STAGE

The article is an attempt to analyze the current situation in the sphere of magistrate training graduates as active participants of pedagogical activity capable of producing their own strategy of professional work.

Key words: pedagogical personnel; education, monitoring; master's degree; master's degree.

Сегодня во всем мире идет непрерывный процесс совершенствования профессионального образования. В России, в первую очередь, он связан с изменяющимися социальными и экономическими условиями, а также прогрессом в науке и технике. Как подчеркивает К.А. Морнов и О.Л. Подлиняев, в результате проведения политических и социально-экономических реформ в системе высшего профессионального образования также осуществляется переход с традиционного знаниевого подхода на компетентностный, согласно которому результат образования специалиста оценивается как уровень его компетентности [Морнов, Подлиняев, 2011, с. 91]. Все это предъявляет повышенные требования к уровню подготовки специалистов в различных областях деятельности.

По словам Л.А. Ивановой, интеграция России в единое экономическое, политическое и образовательное мировое сообщество привела к концентрации всеобщего внимания ученых на качестве образования [Иванова, 2012]. Тут же отметим, в Национальной доктрине образования России акцентируется внимание на том, что в современных условиях необходимо обеспечить «подготовку высококвалифицированных кадров, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности» [Национальная доктрина образования, 2013]. Государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг. подробно раскрывает основную цель профессионального образования, а именно подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного метапредметно, готового к постоянному профессиональному росту. Особо отмечается необходимость удовлетворения потребностей личности в получении соответствующего образования [Программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы, 2012]. Все вышеизложенное напрямую связано и с подготовкой педагогических кадров.

Законы Российской Федерации: «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» содержат материалы, возлагающие на педагогические вузы ответственность за подготовку выпускника как активного субъекта педагогической деятельности, способного вырабатывать собственную стратегию профессиональной работы. Важно отметить, что в последнее время все большую значимость, в соответствии с обязательствами

Болонской декларации по инициативе Правительства Российской Федерации, при активном участии Министерства образования и науки в России, по словам И.И. Ганчеренок, приобретают кардинальные реформы в системе образования [Ганчеренок, 2007, с. 37]. Самой масштабной по объему и времени была реформа о переходе на двухуровневую систему высшего образования. Ранее, на протяжении многих лет, традиционным для высшей школы России были дипломы «специалиста».

Несмотря на то, что в 1992 г. некоторые вузы России апробировали бакалавриат и магистратуру, постепенный переход на европейскую систему подготовки кадров двухуровневого образования начался с 2003 г. В течение семи лет студенты могли получать как дипломы «специалиста», так и дипломы бакалавра и магистра. Но с декабря 2010 г. квалификации бакалавра и магистра стали уже обязательными для обучающихся в российских вузах. Анализируя опыт мировой практики, можно отметить, что становление двухступенчатой модели образования в России не должно быть строгим приказом «сверху», это должно способствовать сохранению того, что было присуще отечественному высшему образованию. Очевидно, что не только рационально, но и критически, оценивая реформационные усилия, можно рассчитывать на их положительный исход. По нашему мнению, в данном случае, выход один - разумное применение, а также оперативный мониторинг качества образования, который как раз и проводился в конце 2012 г. во всех вузах России.

В целях реализации абзаца четвертого подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской федерации от 07 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», а также в соответствии с пунктом 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № ДМ-П8-2804 Министерство образования и науки Российской Федерации осуществило мониторинг деятельности федеральных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов [Мониторинг деятельности, 2012]. Целью мониторинга являлось формирование статистических и аналитических материалов для последующего принятия решений о группе неэффективных федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и филиалов, подлежащих реорганизации. Так, по результатам проверки 502 государственных вузов и их 930 филиалов, 1 ноября 2012 г. на сайте Министерства образования и науки РФ были опубликованы результаты мониторинга деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Данная проверка проводилась по нескольким основным критериальным показателям:

1. Образовательная деятельность: средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам единого государственного экзамена на обучение по очной форме по программам подготовки бакалавров и специалистов за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы России или с оплатой стоимости затрат на обучение физическими или юридическими лицами.

2. Научно-исследовательская деятельность: объем НИОКР в расчете на одного научно-педагогического работника.

3. Международная деятельность: удельный вес численности иностранных студентов, завершивших освоение основных образовательных программ высшего профессионального образования, в общем выпуске студентов.

4. Финансово-экономическая деятельность: доходы университета из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника.

5. Инфраструктура: общая площадь учебно-лабораторных зданий в расчете на одного студента, имеющихся у вуза на праве собственности и закрепленных за вузом на праве оперативного управления.

Так, по итогам проверки, более 130 из 500 вузов имеют признаки неэффективности. Среди них - 31 педагогических. Взяв во внимание результаты мониторинга, мы четко видим, что одним из «слабых» звеньев в этой цепи является финансовая составляющая. Второй показатель мониторинга, выделившийся из списка, касается сферы научно-исследовательской деятельности, а именно: объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в расчете на одного научно-педагогического работника, не является достаточной нормой в общей картине мониторинга большинства проверенных вузов. Но важно также выделить, что главное в этом мониторинге. Заметим, в настоящее время на региональных площадках по территории всей страны являются актуальными обсуждения о конкретных действиях по встраиванию региональных программ социально-экономического развития в высшие учебные заведения, т.е. попав в зону риска, многие вузы планируют принять распоряжение о комплексе мер по развитию учреждений высшего образования. На данном этапе необходимо помнить и об увеличении грантовой поддержки исследований, содействии в реорганизации структур университета с созданием научно-образовательных подразделений по основным проблемам исследований. В связи с этим нужно понимать, что готовящиеся высшими учебными заведениями России магистры педагогического образования должны обладать рядом способностей, например, в образовательной, научной, преподавательской и других областях. Важным в данном ключе является и готовность работать с фондами, благотворительными организациями, с грантами финансовой поддержки. Данная особенность деятельности магистра предусмотрена в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности: 050100 Педагогическое образование. Данный документ утверждает, что магистр должен быть подготовлен к решению профессиональных задач в соответствии с профильной направленностью основной образовательной программы (ООП) магистратуры и видами профессиональной деятельности в различных областях знания: педагогической, научно-исследовательской, управленческой, культурно-просветительской, методической, проектной [Приказ Министерства образования и науки, 2013]. Однако, учитывая результаты проведенного Министерством образования и науки РФ мониторинга учреждений высшего образования России, нельзя не вспомнить, что не все вузы сегодня способны реализовывать свои программы в полной мере, а именно эффективно, так как у каждого вуза имеются различные причины такой неподготовленности.

Библиографический список

1.Ганчеренок, И. И. О подготовке кадров высшей научной квалификации в контексте Болонского процесса [Текст] / И. И. Ганчеренок // Высш. образование сегодня. - 2007. - № 6. - С. 36-38.

2.Иванова, Л. А. Инновационные формы взаимодействия педагогов ДОУ и родителей через Web-сайт / Л. А. Иванова // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2012. - №1 (03). - URL : http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya_ivanova_l.a.18-03.pdf. (дата обращения: 7.09.2013).

3.Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования [Электронный ресурс] : офиц. документ. - Сайт «Министерство образования и науки РФ». -2012. http://edu.garant.rU/files/8/5/427658/12_10_31-monitoring_rezultati.pdf (25.02.2013).

4.Морнов, К.А. Определение ключевых компетентностей будущего специалиста - педагога на основе личностно-центрированного подхода [Текст] / К. А. Морнов, О. Л. Подлиняев // Проблемы социально-экономического развития Сибири. - 2011. - № 1 (3). - С. 91-94.

5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] : офиц. документ. - Сайт «Реформирование образования». - 2013. -http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm (10.12.2012).

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 января 2010 г., № 35 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») [Электронный ресурс] : офиц. документ. - Сайт «Информационно-правовой портал «Гарант». - 2013. -http://base.garant.ru/197654/#block_1000 (22.09.2012).

7.Программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы [Текст] : офиц. документ. - М. : Развитие, 2012. - 296 с.

Кашина Елена Сергеевна

Преподаватель ГБОУ ВПО «ЮУрГИИ имени П.И. Чайковского», Челябинск, Россия

УДК 378.016:502 ББК 74.58 К31

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.