Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА'

К ВОПРОСУ О ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / FORECASTING OF THE INCOME OF THE FEDERAL BUDGET / PLANNING OF THE INCOME OF THE FEDERAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багратуни К.Ю.

В статье анализируется проблемы прогнозирования и планирования доходов федерального бюджета,и предлагаются пути совершенствования их планирования и прогнозирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF PLANNING AND FORECASTING OF THE INCOME OF THE FEDERAL BUDGET

In article it is analyzed problems of forecasting and planning of the income of the federal budget, and ways of improvement of their planning and forecasting are offered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

федеральные, региональные контрольные не могут контроль за в более чем 20тыс. муниципальных образованиях. Именно такую большую играет становление контроля на уровне.

Перед муниципального финансового стоят важные такие как: новой бюджетной и эффективности деятельности местного самоуправления; аудита эффективности и аудита в практику МКСО; участие в за эффективностью средств, что в целом должно поспособствовать обеспечению качества реализуемых реформ местного самоуправления.

Использованные источники:

1. Багратуни К.Ю. Межбюджетные как инструмент экономического роста в Федерации / Багратуни К.Ю. // и предпринимательство. - 2016. - №10-3(75-3). -

2. Прокофьев Багратуни К.Ю. Проблемы отношений в Российской / Прокофьев М.Н., К.Ю.// В сборнике: проблемы и перспективы государственного и муниципального сборник научных подготовленный в рамках международной научно-практической конференции. - М. Финансовый при Правительстве Федерации. - 2016. - С. 287-290.

УДК 330

Багратуни К.Ю., к.э.н.

доцент

Департамент общественных финансов Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва

Bagratuni K. Yu., Candidate of Economic Sciences Associate professor Departamenta of public finance Financial University under the Government of the Russian Federation Russia, Moscow

К ВОПРОСУ О ПЛАНИРОВАНИИ И ПРОГНОЗИРОВАНИИ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

TO THE QUESTION OF PLANNING AND FORECASTING OF THE INCOME OF THE FEDERAL BUDGET

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется проблемы прогнозирования и планирования доходов федерального бюджета,и предлагаются пути совершенствования их планирования и прогнозирования.

Annotation

In article it is analyzed problems of forecasting and planning of the income of the federal budget, and ways of improvement of their planning and forecasting are offered.

Ключевые слова: прогнозирование доходов федерального бюджета, планирование доходов федерального бюджета

Key words: forecasting of the income of the federal budget, planning of the

income of the federal budget

Планирование и прогнозирование доходов федерального бюджета выступает важной частью бюджетного процесса в России. От того как точно будет осуществляться планирование и прогнозирование доходов федерального бюджета будет зависеть качество проводимой бюджетной политики в России в целом и объем принимаемых на себя государством бюджетных обязательств в частности.

При этом негативное влияние на бюджетную политику имеет как завышение доходов федерального бюджета, так и их занижение. Занижение доходов федерального бюджета приводит либо к корректировке бюджета в ходе его исполнения, либо к неполному использованию ресурсов государства, что создает опасность снижения эффективности расходов и увеличения расходов в следующем году. Завышение ожидаемых доходов федерального бюджета ведет к несоответствию между обязательствами государства и возможностями их исполнения. Тогда приходится делать неприятный выбор: отказываться от выполнения законодательно установленных обязательств или увеличивать заимствования. При этом в обоих случаях существует риск для макроэкономической стабильности, а увеличение заимствований может увеличить долговую нагрузку на несколько лет. 28

К тому же в условиях циклических проявлений неустойчивости в экономике, схожих с нынешним мировым финансовым кризисом, планирование и прогнозирование доходов бюджета призвано решать задачи предвидения и предупреждения неблагоприятных последствий экономических кризисов.

В данных обстоятельствах увеличиваются требования к уровню надежности и объективности макроэкономических бюджетных планов и прогнозов. В ведущих странах мира система государственного планирования и прогнозирования бюджетных параметров стабильно обеспечивает высокую точность окончательных прогнозов (разница между фактическим значением доходов, поступивших в бюджет по окончании финансового года, и их прогнозными и плановыми значениями, заложенными в бюджет при его принятии, без учета дальнейших поправок).

У более 2/3 данных стран расхождение прогноза с фактическими значениями доходов находится в рамках от -10% до +10%, из них более половины не допускают погрешности более -5% - +5%. Качество планов и прогнозов (точность, систематическое отклонение) доходов бюджета в России традиционно имеет низкий уровень. Это свидетельствует о наличии практической проблемы обеспечения эффективного баланса доходов и расходов государства в будущих периодах.

28 Багратуни К.Ю. Акцепты бюджетной политики в системе мер по обеспечению темпов экономического роста // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1(80-1)

Суть проблемы состоит в низком качестве прогнозов, что является первопричиной значительных рисков для бюджетной политики и в итоге -для общей макроэкономической устойчивости. Высокая доля и значимость налоговых доходов в федеральном бюджете обусловливают их исключительную важность для экономического развития страны, а также ставят вопрос об их стабильности и предсказуемости в рамках государственного управления. В целях обеспечения соблюдения норм статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации главным администраторам доходов федерального бюджета необходимо принять исчерпывающие меры, направленные на приведение нормативных правовых актов (договоров), согласно которым уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, в соответствие с требованиями бюджетного законодательства, а также меры, направленные на уточнение положений нормативных правовых актов главных администраторов федерального бюджета о порядке исчисления, уплаты, взыскания, возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджет. Кроме того, необходимо установить ответственность за непредставление расчета платежа, за неуплату, несвоевременную и (или) неполную его уплату в бюджет, а также порядок расчета и взыскания пеней и штрафов.

В Заключении Счетной палаты, в целях обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации указывается на необходимость уточнения норм бюджетного законодательства в разрезе администрируемых кодов бюджетной классификации. Кроме этого Счетная палата отмечает, что существуют риски снижения доходов федерального бюджета, за счет уменьшения перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации, акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, и налога на прибыль организаций. В своих заключениях Счетная палата указывала на необходимость более точного прогнозирования показателей, принимаемых при расчете доходов федерального бюджета, а также неоднократно предлагала Правительству Российской Федерации поручить федеральным органам исполнительной власти разработать и утвердить методики проведения прогнозных расчетов доходов федерального бюджета.

По результатам проверки установлено, что только 40 % федеральных органов исполнительной власти в качестве главных администраторов доходов федерального бюджета осуществляют прогнозирование поступлений доходов на основании разработанных ими Методических рекомендаций по прогнозированию доходных источников.

Методические рекомендации по прогнозированию доходных источников не разработаны в Росздравнадзоре, Рособрнадзоре, Минсельхозе России, Россвязи, Росмолодежи, Минтрансе России, Росавиации,

Росжелдоре, Роспечати, Минэкономразвития России,

Росалкогольрегулировании, Росгидромете, Ростуризме, ФСО России, ФСКН России, Роскосмосе, МИД России, Минюсте России, Верховном Суде Российской Федерации, Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, Минэнерго России, Минприроды России, Минстрое России, Росрыболовстве, Минфине России, Федеральном казначействе, Минтруде России, Минобороны России, ФСБ России, Росгранице, ЦИК России, Минвостокразвития России, Минкавказе России, ФАДН России, Конституционном Суде Российской Федерации, ФСВТС России, Минспорте России и у других администраторов.

В расчетах прогноза доходов ряда главных администраторов доходов не используются показатели, отражающие основания начисления и уплаты платежей. Во многих случаях из представленных главными администраторами доходов расчетов не ясно, как определены используемые в них количественные показатели. Например, количество обращений за совершением юридически значимых действий при расчете государственных пошлин; количество иностранных транспортных средств, въехавших на территорию Российской Федерации при расчете сбора за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации; количество оказываемых платных услуг; средняя ставка арендной платы; количество штрафов; средняя сумма взыскания штрафов и другие. Такие недостатки имеют место в расчетах прогноза доходов, представленных Россельхознадзором, Росавиацией, Росавтодором, Росморречфлотом, ФСКН России и др. В большинстве случаев методика предусматривает порядок расчета не по всем доходам, администрируемым главным администратором. Прежде всего, это денежные взыскания (штрафы) и иные суммы в возмещение ущерба. Порядок расчета таких доходов не содержится в методиках, утвержденных Росстандартом, ГФС России, СВР России и другими главными администраторами доходов федерального бюджета.

В целях улучшения качества планирования и прогнозирования доходов федерального бюджета целесообразно предложить:

- включить в состав прогнозируемых количественных характеристик, разрабатываемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 г. № 596 «О порядке разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации», показатели, являющиеся базовыми для расчета некоторых видов доходов федерального бюджета;

- сократить совокупную задолженность по налоговым и таможенным платежам перед бюджетной системой;

- необходимость активизации работы налоговых органов по взысканию недоимки и сокращению задолженности перед федеральным бюджетом. В целях повышения качества управления дебиторской задолженностью по

доходам необходимо ускорить принятие соответствующих изменений в бюджетное законодательство, устанавливающих порядок признания и списания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет. Необходимо дополнить федеральные стандарты, устанавливающие требования к учетной политике, в части определения общих требований, направленных на повышение качества управления дебиторской задолженностью по доходам.

К основным направлениям в области формирования налоговых доходов федерального бюджета, в задействовании резервов роста налоговых доходов создание благоприятной бизнес-среды экономическим агентам. В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства РФ останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Фактический мораторий должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно планируется дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведение антикризисных налоговых мер, повышение эффективности системы налогового администрирования. В качестве меры поддержки бизнеса с учетом изменившейся стоимости основных средств будет повышено пороговое значение стоимости амортизируемого имущества (до 100 тыс. руб.). Указанная мера позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации. Чтобы поддержать организации в части отвлечения оборотных средств для уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль внутри квартала, а также реально снизить административную нагрузку на бизнес и налоговые органы, будет увеличен порог по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль только по итогам квартала;

В целях противодействия неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы предлагается: освободить от налогообложения операции по реализации макулатуры; установить обязанность при реорганизации юридического лица восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, не являющемуся плательщиком НДС; уточнить размер НДС, подлежащего восстановлению покупателем в случае перечисления авансовых платежей; уточнить порядок определения налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения (кроме гаражей и машиномест); ввести обязанность налогоплательщика восстанавливать НДС, принятый к вычету по авансовому платежу, если поставка не состоялась в течение определенного времени.29

С 1 января 2016 года введены трехлетние «надзорные каникулы» для

29 Багратуни К.Ю. Методологические основы противодействия развитию теневой экономики в системе мер повышения государственных и муниципальных доходов // В сборнике: Динамика взаимоотношений в различных областей науки в современных условиях - 2017.

организаций, которые в течение трех лет не имели серьезных нарушений установленных правил по ведению деятельности. Все требования к конкретным видам деятельности будут упорядочены, систематизированы и размещены в открытом доступе. Это позволит перейти к исчерпывающему набору правил, который будет предоставляться предпринимателю при начале наиболее распространенных видов деятельности. С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах. Такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, сыграет существенную роль в стимулировании деловой активности за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования налогообложения, предоставит

налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций. Впрочем, наряду с необходимостью создания комфортных условий администрирования для добросовестных налогоплательщиков важной задачей остается работа по ужесточению мер, направленных на противодействие использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и незаконного их возмещения из бюджета. Будут внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части введения правового механизма противодействия налоговым злоупотреблениям в виде использования налогоплательщиками формально правомерных действий с основной целью неуплаты налогов или их уплаты в меньшей сумме. Такие изменения не затронут добросовестных налогоплательщиков и при этом будут способствовать созданию благоприятных условий ведения бизнеса и конкурентной среды для тех, кто не использует агрессивные механизмы налоговой оптимизации. Предпринимательское сообщество обеспокоено прочими обязательными платежами, которые формально не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах или страховых взносах, но в силу своей обязательности формируют значительную часть совокупной нагрузки на бизнес. В условиях моратория на увеличение налоговой нагрузки вопросы, связанные с регулированием ставок этих платежей, выходят на первый план;

В части налогообложения доходов физических лиц предлагается перейти на уплату налога на доходы физических лиц (НДФЛ) по месту жительства налогоплательщика, предоставить право субъекту Российской Федерации самостоятельно устанавливать дополнительный норматив по НДФЛ сверх установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации в зависимости от доходной обеспеченности территорий.

Следует рассмотреть возможность изменения нормативов отчислений федеральных налогов и сборов в территориальные бюджеты. Такое решение

было бы последовательным шагом в развитии налогообложения после введения института консолидированных групп налогоплательщиков, сделавшего более равномерным территориальное распределение налога на прибыль организаций. Несмотря на очевидный положительный эффект от создания консолидированной группы налогоплательщиков (далее КГН), часть регионов столкнулась с серьезными потерями доходов бюджетов. Следует предложить меры для исправления ситуации, такие, например, как: в целях предотвращения минимизации прибыли путем зачета убытков, полученных участниками КГН, осуществляющими различные виды деятельности, установить исключительно отраслевой порядок формирования КГН. В отсутствие достоверной информации о налогооблагаемой базе участников КГН, обязать их предоставлять органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным за разработку стратегий социально-экономического развития, данные о налогооблагаемой базе по налогу на прибыль организаций - участников КГН, расположенных на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Резервами по увеличению налоговых доходов федерального бюджета являются:

- совершенствование налогового законодательства;

- сокращение льгот, несвязанных со стимулированием предпринимательской и инвестиционной активности;

- усиление взаимодействия с крупнейшими налогоплательщиками; мониторинг отчислений предприятиями наиболее зависимых от кризисных явлений налогов - НДФЛ и налога на прибыль (на основании данных Федерального казначейства);

- установление персональной ответственности за реализацию мер по увеличению поступлений отдельных видов налогов.

Кроме того, потенциальным резервом является повышение качества прогнозирования неналоговых доходов федерального бюджета за счет:

- уточнения установленных критериев отбора крупнейших и иных хозяйственных обществ в целях прогнозирования данного вида доходов; увеличения количества прочих акционерных обществ, участвующих в формировании прогноза поступления дивидендов;

- принятия Правительством Российской Федерации распоряжения об утверждении перечней федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, которые обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО

- проведение инвентаризации неиспользуемых основных фондов (свободных земель, нежилых помещений, зданий, сооружений) с целью сдачи в аренду.

В эффективного решения тактических задач в налоговых и неналоговых реализована и главная стратегическая цель распределения

средств бюджетами муниципальных субъектов РФ и учетом накопленного социально-экономического потенциала.

Использованные источники:

1. Багратуни К.Ю. Методологические основы противодействия развитию теневой экономики в системе мер повышения государственных и муниципальных доходов // В сборнике: Динамика взаимоотношений в различных областей науки в современных условиях - 2017.

2. Багратуни К.Ю. Акцепты бюджетной политики в системе мер по обеспечению темпов экономического роста // Экономика и предпринимательство. 2017. № 3-1(80-1)

УДК 330

Багратуни К.Ю., к.э.н.

доцент

Департамент общественных финансов Финансовый университет при Правительстве РФ

Россия, г. Москва

Bagratuni K. Yu., Candidate of Economic Sciences Associate professor Departamenta of public finance Financial University under the Government of the Russian Federation Russia, Moscow АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ

МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ URGENT ASPECTS OF FORMATION OF THE INCOME OF

LOCAL BUDGETS

Аннотация

В статье анализируется аспекты формирования местных бюджетов, особенности структурного и качественного их состава.

Annotation

In article it is analyzed aspects of formation of local budgets, features of structural and their qualitative structure.

Ключевые слова: доходы местного бюджета, бюджеты поселений, бюджеты муниципальных районов

Key words: income of the local budget, budgets of settlements, budgets of municipal districts

Организационно-правовое регулирование процессов формирования доходов местных бюджетов осуществляется Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления».

Формирование доходов местных бюджетов происходит в результате разделения бюджетных потоков, возникающих в процессе

использования ВВП, между федеральным, региональными и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.