Научная статья на тему 'К вопросу о перспективах взаимодействия туристских организаций и музеев'

К вопросу о перспективах взаимодействия туристских организаций и музеев Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
197
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о перспективах взаимодействия туристских организаций и музеев»

патриаршества древней Алании располагался всего в двух километрах от поселка Нижний Архыз, где когда-то проходил древний шелковый путь. Поэтому здесь сохранилось множество памятников того времени, дополненных находками археологов.

В 2000 г. недалеко от поселка было обнаружено древнее наскальное изображение Иисуса Христа. Таким образом, в районе есть основа для развития не только экскурсионного, познавательного туризма, но и паломничества.

Туристская инфраструктура района развивается и модернизируется. В настоящее время в районе сезонно функционируют лишь два крупнейших средства размещения: турбазы «Архыз» и «Лунная Поляна». К горнолыжному сезону 2012 г. в Архызе уже введены в эксплуатацию первые объекты курорта - административное здание, пожарное депо, три гостиницы, две горнолыжные трассы с дублерами и одна канатная дорога. К сезону 2013-2014 гг. в Архызе планируется 11 гостиниц и 9 подъемников. Согласно концепции развития курорта «Архыз», к 2020 г. отели смогут принимать единовременно 25 тыс. туристов. Для отдыхающих будут оборудованы 69 подъемников и трассы общей протяженностью 270 км. Туристский поток, как ожидается, превысит 500 тыс. человек в год.

Все вышеизложенное позволяет определить рекреационные ресурсы района как благоприятные для развития внутреннего приключенческого (горнолыжного, треккинга, альпинизма), культурно-исторического, паломнического, научного и экологического видов туризма, а также санаторно-курортного лечения.

Развитие «Архыза», по мнению автора, будет способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в регионе, что позволит динамично и гармонично развивать туризм в Карачаево-Черкесской Республике и, возможно, в значительной степени разрешит наиболее острые проблемы и задачи, стоящие перед экономикой субъекта.

Г. И. Конькова

К вопросу о перспективах взаимодействия туристских организаций и музеев

Туризм - одна из крупнейших и динамичных отраслей, высокие темпы развития и большие объемы валютных поступлений которого активно влияют на различные сектора экономики. Россия по своему туристскому потенциалу не уступает ведущим мировым центрам туризма: история и культура страны - одна из самых глубоких и притя-

172

гательных. Особенностью туристских ресурсов Ленинградской области является наличие богатейшего историко-культурного наследия. Культура региона способна вызвать у потенциальных туристов сильнейший побудительный мотив к путешествию. Поэтому сохранение историко-культурного наследия и его рациональное использование имеют определяющее значение для устойчивого привлечения туристских потоков и сохранения популярности наиболее интересных туристских ресурсов Ленинградской области - музеев и музеев-заповедников.

Проблема заключается в том, что многие музеи так и не смогли интегрироваться в современную экономическую модель. Обладая огромным потенциалом, с одной стороны, и неравномерностью использования этих ресурсов, с другой, они не смогли привлечь к себе должного внимания и заинтересовать потребителя. Задача собственно работников музеев и организаторов туристских поездок состоит в широкой популяризации всего культурного наследия Ленинградской области, в приобщении жителей и гостей области к культурным ценностям. Следует подробно изучать все имеющиеся ресурсы области, чтобы в дальнейшем создавать товар и услуги с необходимыми для клиента свойствами и привлекательностью, рекламировать достоинства продуктов, формировать положительный имидж региона.

В этой связи не вызывает сомнения, что перспективы взаимодействия музеев и туристских предприятий взаимовыгодны. В настоящее время эти отношения активно развиваются: разрабатываются различные по содержанию туры, способные соответствовать современной ситуации на рынке туризма. Сотрудничество туристских организаций и в целом туризма как отрасли экономики и музеев, представляющих различные виды и направленности, связано не только с общими ресурсными основами для развития этих видов человеческой деятельности, но и с опорой на современные тенденции как в области совершенствования всего комплекса музейной работы, так и в формировании и продвижении туристского спроса.

В настоящее время специализированные туры становятся самыми выгодными предложениями на мировом туристском рынке, в том числе и на рынке российских производителей сервисных и туристских услуг. На территории России привлекательными как для россиян, так и для иностранцев, являются специализированные путешествия и туры, связанные с программами изучения русского языка и традиций, с возможностью приближения к пониманию русской культуры и искусства. Особо интересны туры, предполагающие знакомство с уникальными местами, связанными с легендарными героическими событиями страны, мемориальными местами и па-

173

мятниками отечественной истории, культуры и деятельности выдающихся ученых, литераторов, художников, с приобщением к паломническим религиозным турам. Как правило, во всех этих случаях наиболее востребованными являются именно музейные ценности и раритеты - культурное наследие. В условиях взаимодействия с туризмом культурное наследие становится не только туристским ресурсом, но и основой туристской специализации.

Музеям в силу специфики своей деятельности достаточно трудно организовывать и обеспечивать массовый туристский поток. На территории Ленинградской области это, несомненно, под силу только некоторым музеям-заповедникам и отдельным музеям, расположенным на уже активно используемых интенсивных экскурсионных маршрутах. Однако со всей определенностью можно констатировать, что организация достаточно узкой специализированной туристской программы возможна практически для каждого музея.

Формирование и реализацию таких программ могут обеспечить музеи, изначально обладающие потенциалом для организации и ведения научно-просветительской и экскурсионной работы. На начальном этапе решения этих программ будет, скорее всего, иметь место незначительный туристский поток специалистов или лиц, особо интересующихся русской историей, культурой, искусством, традициями, природой. Однако именно небольшой поток туристов может быть организован и обслужен силами музейных работников даже небольших музеев. Такая практика, несомненно, даст необходимый опыт, позволит создать дополнительную рекламу музею, даст возможность подготовиться к будущим перспективным более интенсивным туристским акциям.

Для формирования программ специализированного «музейного» туризма музейным учреждениям совместно с туристскими организациями предстоит решить несколько предварительных задач. Во-первых, необходимо определить туристскую специализацию музеев. Наиболее простыми решениями этой задачи могут быть предложения по специализации истории и культуры определенного региона, по имени какого-либо из выдающихся соотечественников, по историческому или культурному явлению, по всемирно известному феномену. Во-вторых, грамотно составить конкретные туристские маршруты и туристские программы в целом. Известно, что в большей степени собственно музей и его достопримечательности не всегда могут привлекать к себе особое внимание со стороны туристов. Но, став полноправной составляющей интересного туристского маршрута с разнообразными объектами, музеи будут востребованы значительным числом посетителей. В-третьих, создать рекламную информацию и обеспечить ее распространение.

174

Самым важным условием является наличие максимальной четкой информации о предполагаемом туре в целом: географическая карта, транспортная доступность, подробная характеристика всех точек маршрута с особым выделением «музейного блока», указание на места ночлега и питания, почасовое расписание каждого тура, точное указание цены конкретного маршрута.

При формировании программ «музейного» туризма с привлечением музейных структур следует специально остановиться на содержании информационных и рекламных материалов, которые именно музеи могли бы подготовить и предложить в рамках участия на туристских выставках или ярмарках для распространения потенциальным потребителям предлагаемых услуг туристскими агентствами. В структуре рекламного проспекта целесообразно четко выделить следующие составляющие: 1) описание объекта или объектов; с точки зрения туризма музей должен предлагать описание не только исключительно собственной экспозиции, но и описание достопримечательностей, исторических и природных особенностей, художественно-культурной среды в целом своего региона; 2) схема данного региона с выделением музейных объектов как необходимая иллюстративная информация; учитывая очень малую информированность о географии России за рубежом, подобная схема могла бы состоять из двух частей: обобщенная схема, показывающая данный регион на территории страны, и подробная карта, представляющая данный регион, с обозначением достопримечательностей и музеев; эта схема, несомненно, должна иметь иллюстративное сопровождение; 3) рекламный проспект с предлагаемым туристским продуктом, содержащий конкретное описание и стоимость туристского маршрута в целом и достоверных сведений о музее, включающих адрес, транспортную доступность, контактный телефон, режим работы и стоимость посещения для различных категорий посетителей; 4) лозунг, сопровождающий рекламу и отличающийся лаконичностью, эффектностью и возможностью быстрого запоминания.

В целом для многих музеев России проблемы туристской практики являются в настоящее время сравнительно новым этапом деятельности. Однако несомненно, что сотрудничество туристских предприятий и музеев - инновационное направление в ближайшей перспективе совершенствования туристского рынка. Этот подход, без сомнения, важен и для музейных организаций в связи с расширением хозяйственных форм музейной деятельности и возможным обеспечением экономической самостоятельности музеев России.

175

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.