Научная статья на тему 'К вопросу о перспективах развития туризма в России и в Республике Северная Осетия - Алания'

К вопросу о перспективах развития туризма в России и в Республике Северная Осетия - Алания Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
210
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ИНФРАСТРУКТУРА / ТУРИСТИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Урумова К.А., Лазарова Л.Б.

В данной статье рассмотрены перспективы развития туризма в Республике Северная Осетия Алания и в России. Приведен перечень факторов которые оказывают негативное влияние на развитие данной отрасли в Российской Федерации. В рамках статьи также рассмотрены несколько подходов направленных на расширение масштабов развития отечественного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о перспективах развития туризма в России и в Республике Северная Осетия - Алания»

Из данных видно, что среди российских туристов наибольшей популярностью все также пользуются Турция и Египет. Однако в связи с политическими волнениями число служебных поездок сократилось в Турции (в 2013 году по сравнению с 2012 годом и составило 13 771) и Египте (в 2013 году по сравнению с 2012 годом и составило 1861).

Необходимо отметить, что из-за неблагоприятной экологической обстановки число туристов сократилось в Китае на 20 человек, и составило 787226.

Таким образом, необходимо отметить, что на сферу туризма влияют очень большое количество факторов. Во многом успех стран в туристической сфере зависит от того на сколько государство готово четко определять сложившиеся тенденции развития и грамотно подходить к решению существующих проблем, насколько оно готово инвестировать средства в развитие туристической индустрии и правильно подходить к формированию благоприятного имиджа страны.

Список литературы:

1. Корабейников И.Н. Социально-экономические особенности управления развитием потребительского рынка / И.Н. Корабейников, О.А. Иневато-ва // Вестник ОГУ - 2010. - № 8 (114). - С. 70-76.

2. Корабейников И.Н. Устойчивое развитие региональной экономики знаний на основе научно-технического прогресса / И.Н. Корабейников, А.А. Си-нюков // Вестник УрГУ - 2011. - № 4. - С. 15-22.

3. Справочно-информационный сервер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.webturizm.ru/articles/_a720.html.

4. Федеральное агентство по туризму (Ростуризм) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/rubriki/-1124140229.

К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ И В РЕСПУБЛИКЕ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

© Урумова К.А.*, Лазарова Л.Б.*

Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, г. Владикавказ

В данной статье рассмотрены перспективы развития туризма в Республике Северная Осетия - Алания и в России. Приведен перечень факторов которые оказывают негативное влияние на развитие данной от-

* Студент. Научный руководитель: Лазарова Л.Б., доцент, доктор экономических наук.

* Доцент, доктор экономических наук.

расли в Российской Федерации. В рамках статьи также рассмотрены несколько подходов направленных на расширение масштабов развития отечественного туризма.

Ключевые слова: туризм, инфраструктура, туристическое обслуживание, модель конкурентоспособности.

Человечеству всегда было свойственно стремление к путешествиям с целью развития торговли, завоевания и освоения новых земель, поиска ресурсов и т.п.

Россия обычно воспринимается как страна, которая внесла большой вклад в мировую культуру. Культурное и природное наследие - одно из наиболее заманчивыхтуристических ресурсов Российской Федерации.

В развитии российского туризма значительную роль играют движимые памятники, которые хранятся в музеях. В настоящее время в Российской Федерации более 1500 общегосударственных и муниципальных музеев, в которых хранятся около 80 млн. предметов. Государством охраняются объекты культурного наследия, особо ценные природные территории, где хранится весь историко-культурный и природный комплекс наследия, редкие культурные и природные ландшафты. Важную роль в сохранении культурного наследия играют национальные парки.

За 2013 год Нижний Новгород посетило 400 тысяч туристов. Ещё со времён СССР такого количества гостей город не принимал. Обычно туристы интересуются Нижегородским кремлём. Когда открылась Зачатская башня кремля и продлился экскурсионный маршрут по стенам кремля до Зачат-ской, количество туристов увеличилось. За весну-лето по данному маршруту было проведено практически 50 тысяч человек!

Туристы интересуются усадьбой Рукавишниковых, музеем архитектуры и быта народов Поволжья, а также Патриаршим музеем (в Арзамасе) - музей истории художественных промыслов.

Рынок гостиничных услуг в России начал формироваться в 1993 г. Собственных гостиничных сетей в России до того времени не было. Один из основных факторов, который тормозит развитие - недостаток гостиничных мест в основных туристических центрах России, в особенности гостиниц среднего класса.

В РФ на законодательном уровне взаимоотношения туристического оператора с транспортными компаниями не урегулированы. Специалисты туристических агентств мало знакомы с важнейшими международными конвенциями по воздушным, морским, речным, железнодорожным, автомобильным и прочим видам перевозок. Авиационный и речной транспорт в основном состоит из устаревшей техники. Также услуги этих видовтранспорта малодоступны среднему туристу в связи с высокими ценами.

По туристическим путёвкам граждане России больше всего предпочитают посещать Санкт-Петербург, Москву, Краснодарский край. Продолжи-

тельность краткосрочных туров составляет от 1 до 14 дней с целью досуга и отдыха (в основном для внутреннего туризма). Лишь небольшое количество граждан в состоянии позволить себе более длительный организованный отдых с продолжительностью от 15 до 28 дней примерно. Россияне предпочитают круизы на теплоходах и путешествия автобусным туром. Внутренний туризм обычно приходится на июль и август.

Туристические компании сами могли бы сыграть значительную роль в формировании внутреннего туризма. Они могли бы информировать россиян о туристских приоритетах собственной страны, но они прямо не заинтересованы в этом. Фирмы сотрудничают, прежде всего, с прибыльными зарубежными направлениями и опасаются браться за внутренний туризм, а клиенты этих фирм не покупают российские туры, так как ничего о них не знают.

Негативными факторами развития российского внутреннего туризма являются:

- страну и её отдельные регионы не рассматривают как туристическую дестинацию;

- скудость ассортимента предлагаемых услуг;

- туристическая инфраструктура слабо развита, отсутствует развитая сеть современных транспортных магистралей;

- неудовлетворительное обслуживание транспортных компаний;

- большое количество негативной информации в СМИ о криминальной ситуации в стране;

- низкий уровень подготовки работников индустрии туризма, что приводит к ориентации страны на выездной туризм.

Не решить эти проблемы, если государственные органы власти не окажут поддержку. Им необходимо:

1. создать эффективные условия для работы туристических организаций;

2. развить малые и средние предпринимательства в сфере туризма, привлекая российские и зарубежные инвестиции;

3. укрепить материально-техническую базу индустрии туризма;

4. развить инфраструктуру туризма для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность страны на мировом туристическом рынке;

5. разработать и внедрить прогрессивные методы и стандарты туристского обслуживания;

6. восстановить массовый социальный туризм и на этой основе повысить интерес граждан РФ к своей стране, а также более тщательно рассмотреть вопросы о сохранении исторического и культурного наследия и природной среды;

7. провести интенсивные рекламно-информационные работы, направленные на продвижение и формирование образа России как страны, подходящей для туризма.

Для того чтобы развить въездной и внутренний туризм, необходима модернизация Концепции развития туризма в РФ, разработка эффективной современной модели конкурентоспособного российского туризма на мировом туристском рынке для того, чтобы превратить туризм в прибыльную отрасль.

Предполагается, что к 2020 году приезд в Россию станет одним из самых популярных направлений в области туризма, а россияне станут самыми активными путешественниками. Правительство РФ утвердило проект государственной программы «Развитие культуры и туризма 2013-2020 годы». В данном документе сформулированы основные направления развития туристической отрасли на ближайшее время, а кроме того запланированы размеры въездного и внутреннего туристического потока и объёмы оказываемых туристам платных услуг, объём услуг. Объём въездного турпотока в 2020 году должен достичь около 38,7 миллионов туристов.

Перейдем к рассмотрению туризма в Республике Северная Осетия -Алания.

Привлекательными сторонами РСО-Алании для туризма являются благоприятные климатические условия, девственная природа, более 300 минеральных лечебных вод. Популярность главных курортов республики поможет привлечь сюда большое количество туристов. Некоторые районы республики уже имеют необходимую инфраструктуру [1].

Для того чтобы освоить новые горно-рекреационные зоны, должны помочь собственный потенциал региона, внутренние резервы и внешние инвестиции. Необходимо также развить систему подготовки специалистов в сфере курортного дела и туризма.

На наш взгляд, можно выделить 10 перспективных площадок для инвестиций в Осетии: Мамисонский, Куртатинский, Казбекский, Западный, Центральный и Восточно-Дигорский, Кора-Урсдонский, Цейский, Владикавказский и Нарско-Заккский районы.

Планируется также развитие Коринской лечебно-оздоровительной местности и создание там условий для круглогодичного санаторно-курортного лечения. В Цейском ущелье хотят развить рекреационный и горнолыжный комплекс, а в районе горы Казбек развить туристическую инфраструктуру. В 2013 году в Северной Осетии началось строительство круглогодичного и горнолыжного курорта Мамисон. Идёт проектирование и разработка плана туристической деревни, курортных объектов, канатных дорог, а также разработка транспортной схемы курорта.

Недалеко от Мамисонского ущелья в Алагирском и Ирафском районах Республики Северная Осетия - Алания будет возведён горнолыжный курорт Мамисон. Он станет всесезонным курортом: зимой будут работать горнолыжные трассы (длина горнолыжных трасс составляет 196см), которые будут оборудованы современными подъёмниками, а в теплое время года туристы смогут заняться альпинизмом, рафтингом, в том числе высшей катего-

рии сложности, дельта - и парапланеризмом, джиппингом. Для тех, кто предпочитает конные прогулки и пешие походы, будут проведены увлекательные маршруты. Создана инфраструктура для занятий горным туризмом. Наличие ледника Зарамаг позволит организовать комфортные условия для горнолыжников даже в самый разгар лета. Недалеко от курорта, находятся два источника лечебных вод, целительные свойства которых давно известны местным жителям и туристам, уже успевшим посетить «природную здравницу» в Мамисоне [2].

Комплекс уже должен заработать в 2014 году. Первоначально собираются построить осетинскую саклю (дом из камня), которая будет находиться около некрополя «Город мертвых». На строительство сакли в республиканском бюджете выделено два миллиона рублей.

Турмаршрут в Даргавс проходит через Куртатинское ущелье. Здесь сохранились древние села с каменными башнями, которые были построены в средние века. «Город мёртвых» состоит из 99 полуподземных (9-17 веков) и надземных (14-18 веков) каменных склепов, служивших фамильными усыпальницами предкам осетин.

Усопших хоронили в полном одеянии и с ними клали мелкие бытовые предметы, оружие. Известно также, что во время эпидемии чумы в средневековье многие заразившиеся люди добровольно уходили в склепы своих фамилий умирать. Высокие склепы сооружались только знатными и богатыми семьями. Бедные фамилии сооружали маленькие склепы.

«Город мёртвых» уже не такой, каким был несколько десятилетий назад. Дело в том, что он находится в некотором отдалении от села, и невозможно контролировать его постоянно, чем и воспользовались научно-исследовательские экспедиции. Они забрали много экспонатов бронзового и других веков, знаменитой Кобанской культуры. В поисках золота и человеческих черепов наведывались сюда мародёры, поэтому захоронения сильно разграблены [3].

Когда «Город» взял под своё крыло Национальный музей, некрополь огородили и ввели плату за вход. Сейчас все уцелевшие значимые экспонаты находятся в головном музее, поэтому туристам в некрополе представляют в основном архитектурный аспект сооружений, но Нацмузей планирует вернуть оставшиеся предметы быта, утвари, одежду и тогда можно будет говорить об этнокультурной и исторической значимости филиала.

Даргавская долина очень насыщена природными и рукотворными, средневековыми и современными монументами. Так как далеко не все знают о том, что дальше по ущелью находятся уникальные 750-метровые Мидогра-бинские водопады - самые высокие в Европе, по пути следования появятся указатели, информационные таблички и многое другое.

В Даргавсе осталось очень мало жителей, а строительство этнотурком-плекса оживит эти места. После схода ледника Колка в Кармадонском уще-

лье, когда была перекрыта единственная дорога, связывающая горное село с равниной, люди начали покидать населённый пункт. Новая трасса сейчас практически готова. Уже возвращаются многие выходцы из этого села, начинают ремонтировать свои дома. Они понимают, что есть перспектива продвижения этого насёленного пункта.

Вместе с этнотуркомплексом появится необходимая инфраструктура, которая обеспечит подачу воды, газа, электричества. Построят даже пандусы для туристов-инвалидов. Но пока, увы, бытовые условия для посетителей некрополя оставляют желать лучшего: удобства на улице, перекусить после дороги негде. Для туристов должен быть стол с одноразовой посудой, возможность помыть руки, попробовать «дары гор»: национальный сыр, осетинские пироги, пиво, тзыкку (изделия из масла), чуреки (кукурузные лепешки), араку (осетинский самогон).

В летнее время и в праздники приезжает около 300 человек. В будни и в холодное время года людей почти не бывает. По данным Национального музея РСО-Алании, в течение года некрополь посещают до 12 тысяч гостей. Планируется расширять поток туристов в связи со строительством этнотур-комплекса, и для этого необходимо сотрудничать с корпорацией «Курорты Северного Кавказа», республиканским комитетом по туризму, турагентствами. Это позволит многим жителям страны и иностранцам поменять своё отношение к Кавказу. Приток отдыхающих даст импульс развитию экономики.

Список литературы:

1. http://osinform.ru (дата обращения: 11.01.14).

2. http://www.alaniaturism.ru (дата обращения: 16.01.14).

3. http://www.kmvline.ru (дата обращения: 22.01.14).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.