_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы:
1. Конституция Кыргызской Республики. - Бишкек, 1999.
2. Магзумов М. Билер институты // А^и^ат. - 1995. - № 9.
© Смагулова А.С., 2016.
УДК 342.9
Супонина Елена Александровна
кандидат юридических наук, доцент ВИ МВД России (г. Воронеж, Российская Федерация)
e-mail: sonik24012005@bk.ru
К ВОПРОСУ О ПЕРСПЕКТИВАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СЕМЕЙНО-БЫТОВОЕ ДЕБОШИРСТВО В РОССИИ
Аннотация
Автором статьи анализируется современное состояние отечественного административно-деликтного законодательства в сфере ответственности за семейно-бытовое дебоширство, акцентируется внимание на его недостатках.
Ключевые слова
Семейно-бытовое дебоширство, законодательство субъектов РФ об административных правонарушениях, правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений, административная ответственность.
Проблема семейно-бытового дебоширства остается одной из самых актуальных в России. Однако привлечь дебошира к ответственности на сегодняшний день можно далеко не всегда. Юридическое основание для этого возникает только тогда, когда им нарушен порядок в общественном месте и своими действиями он выражал явное неуважение к обществу.
Учитывая чрезвычайную важность анализируемой проблемы и руководствуясь нормами, закрепленными в ст. 72 Конституции России, отдельные субъекты РФ в своих региональных законах (кодексах) установили административную ответственность за семейно-бытовое дебоширство. Вместе с тем, очевидно, что проблема уже давно переросла региональный уровень и требует федерального реагирования. Попытки закрепить норму о семейно-бытовом дебоширстве в основном нормативно-правовом акте, регулирующем вопросы административной ответственности в стране, уже предпринимались. Так, в июле 2004 года Государственный Совет Чувашской Республики выходил с законодательной инициативой о включении в КоАП РФ статьи 5.53 («Семейно-бытовое дебоширство»), в которой предполагалось установить ответственность за «скандал, устраивание беспорядка, которые сопровождаются шумом и нарушают спокойствие семьи» [1]. Однако уже в ноябре 2005 года данный законопроект был отклонен, поскольку, с точки зрения депутатов Государственной Думы ФС РФ, понятие «спокойствие семьи», определенное в законопроекте, не является юридическим элементом общественных отношений, характеризующим объект правонарушения.
Новая попытка дополнить КоАП РФ нормой о семейно-бытовом дебоширстве заставила себя ждать более десяти лет. И вот 16 марта 2016 года депутатом Д.Ю. Носовым в высший законодательный орган страны внесен законопроект №1018744-6 («О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), который предлагает включить в главу 20 Кодекса статью 20.1.1 («Семейно-бытовое дебоширство»), изложив ее в следующей редакции: «Семейно-бытовое дебоширство, то
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
есть нарушение покоя семьи в месте ее проживания (пребывания), выражающее явное неуважение к члену (членам) семьи, сопровождающееся скандалом и (или) нецензурной бранью, оскорбительным обращением к члену (членам) семьи и (или) порчей имущества, если эти действия не содержат признаков правонарушений, предусмотренных статьей 20.1 настоящего Кодекса, а также уголовно наказуемых деяний» [2].
Нетрудно заметить, что предлагаемая норма весьма очевидно коррелирует с уже давно имеющейся в кодифицированном законе нормой о мелком хулиганстве (ст. 20.1 КоАП РФ), принципиально различаясь лишь местом совершения противоправного деяния. Насколько это оправдано - покажет время. Хотелось бы лишь отметить, что, как и в ситуации с мелким хулиганством, законодатель вновь не раскрывает основополагающих понятий, содержащихся в диспозиции статьи («нецензурная брань», «оскорбительное обращение» и т.д.), давая правоприменителю возможность расширительно их толковать, что недопустимо. Правовая норма должна быть конкретна и характеризоваться четкостью и однозначностью формулировок.
Кроме того, санкции всех трех частей статьи 20.1.1 предполагают довольно-таки значительные размеры административных штрафов (от 1000 до 4000 рублей), что существенным образом будет сказываться на семейном бюджете фигурантов дела. Как следствие, латентность подобного рода деликтов по-прежнему будет высока.
Вызывает недоумение и отсутствие в санкциях анализируемой статьи такого распространенного в последнее время вида наказания, как административный арест, позволяющего в момент наиболее острого семейного кризиса не на словах, а на деле оградить жертву от дебошира и реально предотвратить совершение более тяжких противоправных деяний.
Конечно, это всего лишь законопроект, и нет абсолютной гарантии, что он когда-нибудь станет законом. Но то, что законодатель наконец-то озаботился важнейшей для нашей страны проблемой семейно-бытового дебоширства, уже следует оценивать положительно.
Список использованной литературы:
1. Законопроект №74655-4 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (об установлении административной ответственности за семейно-бытовое дебоширство)» // Официальный сайт ГД ФС РФ / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения: 20.03.2016).
2. Законопроект №1018744-6 «О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Официальный сайт ГД ФС РФ / [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://asozd2.duma.gov.ru (дата обращения: 20.03.2016).
© Супонина Е.А., 2016.
УДК 347.781.6
Цыганов Иван Иванович
студент 3 курса юридического факультета Мордовский государственный университет г. Саранск, Российская Федерация E-mail: Ivan0117@yandex.ru
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА СЛУЖЕБНОГО НАУЧНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Аннотация
В данной статье рассмотрены отдельные особенности правового режима служебного научного произведения. Проанализированы основные проблемы, возникающие при рассмотрении споров связанных с переходом исключительных прав на служебное научное произведение от работника (автора) к работодателю.