Научная статья на тему 'К вопросу о переселенческой политике в национальных автономиях России 20-х гг. XX В. (на примере Калмыкии)'

К вопросу о переселенческой политике в национальных автономиях России 20-х гг. XX В. (на примере Калмыкии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саврушева Калерия Цереновна

The article deals with the problem of the calmuics being removed from different regions of the Russian Federation to Calmuitskaya Autonomous Area in the 20-30 years of the XX century. Important parts played by the central administration in the uniting of the Calmuics people within the area is underiained. Granting financial and material means by the central administration for the purpose of solving important problems on the behalf of the Caknuician people has been paid special attention to.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Transmigratory Politics in National Autonomies of Russia in the 20th Years of the XX Century (Based at the Example of Kalmykia) Revisited

The article deals with the problem of the calmuics being removed from different regions of the Russian Federation to Calmuitskaya Autonomous Area in the 20-30 years of the XX century. Important parts played by the central administration in the uniting of the Calmuics people within the area is underiained. Granting financial and material means by the central administration for the purpose of solving important problems on the behalf of the Caknuician people has been paid special attention to.

Текст научной работы на тему «К вопросу о переселенческой политике в национальных автономиях России 20-х гг. XX В. (на примере Калмыкии)»

История народов России

К ВОПРОСУ О ПЕРЕСЕЛЕНЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ В НАЦИОНАЛЬНЫХ АВТОНОМИЯХ РОССИИ 20-Х ГГ. XX В.

(НА ПРИМЕРЕ КАЛМЫКИИ)

К.Ц. САВРУШЕВА

Кафедра истории России Российский университет дружбы народов 117198 Россия, Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10а

Первая половина 20-х гт. представляла собой весьма динамичный период поиска и разработки форм местного самоуправления и механизма взаимодействия как в целом по регионам России, так и в национальных образованиях, к числу которых относилась автономная Калмыкия. Процесс образования и становления органов национального управления автономии, путей и методов совершенствования организационных структур власти с областными и республиканскими учреждениями, осмысление потенциала автономного статуса стали предметом повышенного внимания исследователей как в первые, так и в последующие годы. Особого внимания заслуживает проблема переселенческой политики в Калмыцкой автономной области, ставшая на повестку дня сразу же после создания национальной государственности калмыков в 1920 г. Национально-территориальный принцип построения Калмыцкой автономной области способствовал осуществлению воссоединения калмыцкого населения, проживавшего в разных районах, в едином государственном образовании.

Калмыцкая автономная область в своем составе включала калмыцкое население Астраханской, Царицынской, Ставропольской губерний, Донской и Терской областей.. Однако значительная часть калмыцкого населения, проживавшая на территории Российской Федерации, оставалась за пределами области. Поэтому разрозненные калмыцкие группы выразили своё желание объединиться с основным населением автономной Калмыкии. Вскоре после провозглашения калмыцкой автономии был созван съезд калмыков Сальского округа Донской области, на котором обсуждался вопрос об отношении донских калмыков к образовавшейся автономии. Но тогда, в результате давления со стороны зажиточной части населения донские калмыцкие станицы остались за пределами национальной государственности. С начала 1921 г. население этих станиц активизировало своё желание соединиться с основным населением области.. При этом оно направляло свои просьбы в Народный Комиссариат по делам национальностей, который поддержал калмыков перед Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета.. В свою очередь Донской исполком получил распоряжение от ВЦИКа принять необходимые меры для созыва съезда калмыков, проживавших в 13 станицах Сальского округа..

Вопрос о переселении донских, оренбургских и терских калмыков обсуждал II Общекалмыцкий съезд Советов, состоявшийся в августе 1921 г. На съезде было обращено внимание на то, что территория проживания калмыков Сальского округа не граничила с Калмыцкой областью, и присоединение донских калмыков с их территорией привело бы к чересполосице. Съезд не принял окончатель-

ного решения о путях вхождения донских калмыков в автономную область, но утвердил следующее постановление: «II съезд Советов, выслушав представителей донкалмыков, приветствует их пожелание перейти в автономную область и предлагает новому составу ЦИКа принять все зависящие меры, вплоть до посылки делегатов для принятия донских калмыков в автономную область».1

В мае 1922 г. была создана специальная комиссия по разработке вопросов, связанных с присоединением донских калмыков к автономной области. 21 июня 1922 г. был созван съезд калмыков Сальского округа Донской области, рассмотревший переселенческий вопрос. Летом того же года, на основании постановления Наркомнаца, донские калмыки присоединяются к областной автономии путём планомерного переселения. Были приняты необходимые меры к обеспечению переселяющихся всем необходимым, а также созданию специального переселенческого бюро. Донской исполком должен был оказать возможное содействие уходящим с его территории калмыкам, а Ставропольскому губернскому исполкому рекомендовалось не препятствовать переселяющемуся калмыцкому населению в пути следования через сёла губернии в Болыцедер-бетовский улус Калмыцкой автономной области. Переселение в этот улус объяснялось тем, что калмыки-большедербетовцы вели оседлый образ жизни, занимались, в основном, хлебопашеством, что соответствовало образу жизни и занятиям донских калмыков. Помимо этого, учитывалось и то обстоятельство, что Большедербетовский улус находился ближе к территории саль-ских калмыков нежели другие улусы Калмыцкой области. На хозяйственное устройство переселяющихся из Сальского округа требовались значительные средства.2

Областное земельное управление автономии ходатайствовало перед Народным Комиссариатом по земельным делам о разрешении донским калмыкам начать переселение, об отпуске долгосрочной ссуды, о предоставлении переселяющимся станицам их общественных зданий для переноса на новое место жительства. Калмыцкое земельное управление запросило субсидию для строительства домов, проезда и питания переселенцев. Кроме того, была высказана просьба о том, чтобы дать указание Донскому исполкому прекратить захваты имущества калмыков, освободить всех переселяющихся от общегосударственных налогов в течение года со времени окончательного утверждения на месте нового проживания.

Калмыки-переселенцы Сальского округа освобождали территорию площадью около 658 тыс. десятин. Руководство калмыцкого земельного управления считало нецелесообразным компенсацию земельной площадью, что было связано с новыми землеустроительными работами и возникновением хозяйственных и территориальных споров между двумя регионами Российской Федерации (имеются в виду Калмыцкая автономная и Донская области), и высказалось за предоставление денежной компенсации за счёт местного бюджета Донобласги. Следует отметить, что желание донских калмыков переехать в Калмыцкую область настолько велико, что процесс переселения начался самопроизвольно, уже к 1924 г. в Большедербетовский улус из Донской области прибыло около 4000 человек.

Калмыцкое население с давних пор проживало и на территории Астраханской губернии - на острове Табун-Арал, расположенном между рукавами реки Волги, выше г. Астрахани. Между Калмыцкой областью и Астраханской губернией было достигнуто соглашение об административных границах на приволжских землях выше Астрахани. Калмыкия передавала Табун-Аральский участок Астраханской губернии, т.к. площадь его отводилась для строительства конного завода, который должен был иметь государственный статус, а взамен губерния обязывалась за свой счёт переселить на территорию автономии всех калмыков, проживавших на Табун-Арале.

Однако руководство Астраханской губернии объявило Табун-Арал земельным имуществом местного значения и предложило калмыцкому населению платить за пользование сенокосными угодьями или покинуть Табун-Арал. Для разрешения этого вопроса была создана правительственная комиссия с участием представителей Астраханского губернского исполкома и Калмыцкого областного исполкома, которая пришла к заключению о том, что Табун-Арал остаётся в ведении государственного конного завода, а калмыцкое население будет переселено за счёт государственных средств на терри-

торию Хошеутского улуса Калмыцкой области. Областной исполком определил посёлок Шамбай местом поселения табун-аральских калмыков, наметив срок переселения к 1 июля 1927 г. Правительственная комиссия поручила Астраханскому губернскому исполкому и Калмыцкому областному исполкому выйти с ходатайством в центральные органы об отпуске средств на переселение 777 калмыцких хозяйств. Калмыцкая область обратилась с просьбой разрешить калмыцкому населению Та-бун-Арала пользоваться сенокосными угодиями до окончательного переселения их на территорию области и включить в переселенческий план по РСФСР переселение калмыков из Табун-Арала на территорию автономии с ассигнованием на эту цель 385000 руб.3

Весной 1927 г. Малый Совнарком рассмотрел ходатайство Калмыцкой области и постановил: «1. Предложить Астраханскому ГИКу принять меры к переселению населения Табун-Аральской дачи на участок Шамбай к 1 июля с.г., предоставив этому населению для переселения необходимые транспортные услуги. 2. Впредь до переселения разрешить калмыцкому населению Табун-Аральской дачи безвозмездно пользоваться сенокосными угодьями этой дачи».4

Постановлением СНК РСФСР от 24 мая 1927 г. предусматривалось переселение калмыков Та-бун-Арала с территории Астраханской губернии на Шамбай в двухмесячный срок. Однако в начале того же года Калмоблисполком просил правительство РСФСР отодвинуть срок переселения до весны 1928 г., что было связано с невозможностью осуществить переселение летом, т.к. разлившаяся Волга затопила строения калмыков, подлежащих переселению, а также и территорию острова Шамбай. Осенью переселенцы не успели бы обосноваться на новом месте и возвести нужные постройки, а к весне 1928 г. можно было бы найти необходимые средства для проведения переселения без ущерба для хозяйства табун-аральцев. Учитывая вышеназванные обстоятельства, СНК РСФСР внёс изменения в своё постановление от 24 мая 1927 г. в раздел, касающийся сроков переселения: вместо двухмесячного срока указывалось произвести переселение ранней весной 1928 г. Таким образом, вопрос о табун-аральских калмыках был разрешён положительно. Табун-аральцы переезжали в Хошеутовский улус, исполкому которого и областному земельному управлению предлагалось соответствующим образом подготовиться к переселению.

Своё желание сделать постоянным местом жительства областную автономию высказали и калмыки, проживавшие в Терской губернии, часть из которых после образования национальной государственности сразу переехала в Большедербетовский улус, образовав так называемый Кумский аймак и получив землю из свободного фонда Калмыцкой области. На терской земле остались около 800 калмыков, стремящихся соединиться со своими собратьями. Калмыцкое представительство при Нар-комнаце обратилось в Комиссариат по делам национальностей с просьбой о предоставлении терским калмыкам бесплатного проезда от станции Наурской до станции Торговая Владикавказской железной дороги. Для нужд переселенцев было выделено 40 вагонов с льготой в 75 %. В 1925 г. Калмыцкий исполком организовал переселение терских калмыков на территорию области, на что правительство страны выделило 5000 рублей. О своём желании объединиться в составе автономии заявили ещё в 1921 г. калмыки Оренбургской губернии в количестве 150 семей. Они получили разрешение на переезд в Большедербетовский улус Калмыцкой автономной области. Органы власти Калмыкии возбудили ходатайство о предоставлении переселенцам 25 вагонов.

С просьбой о включении их в состав национальной автономии обратились и калмыки Уральской области. Для форсирования работы по переселению оренбургских и уральских калмыков в город Уральск был командирован специальный уполномоченный Калмыцкого исполкома. К осени 1924 г, в Калмыцкую область переехало более 150 уральцев и оренбуржцев.5 Интересно отметить, что в Калмыкию переезжало не только калмыцкое население соседних и близлежащих губерний и областей, но и небольшие группы, которые подчас даже не знали в течение нескольких лет о существовании национальной калмыцкой автономии.. Так, небольшая группа бывших семиреченских калмыков проживала на территории Туркестанской республики. Жили они разбросано, по 3-5 семей

в каро-киргизских аулах. После национального размежевания Туркестана они решили объединиться и создать свой аймак-аул, который насчитывал около 550 калмыцких кибиток и находился рядом с русским селом. В 1925 г. калмыки этого аймака, узнав о существовании Калмыцкой автономной области, решили тесно сотрудничать с ней. О переселении в КАО высказались 85 калмыков, проживавших в Кубанской области. Они просили о льготном переезде по железной дороге от станции Краснодар до станции Торговая. Их просьба была удовлетворена.

В начале 20-х гг. переселение в Калмыкию в условиях послевоенной разрухи сопровождалось болшьшими трудностями. Зачастую переселенцы не имели необходимых средств для переселения, медицинской и продовольственной помощи. Начавшийся процесс переселения диктовал необходимость привлечь к практической деятельности такие органы государственной власти как Народные комиссариаты земледелия и здравоохранения, Центро-эвак и др. В связи с тяжёлым экономическим положением переселенцев V Общекалмыцкий съезд Советов принял решение «возбудить специальное ходатайство перед центром об отпуске средств на наиболее выгодных условиях в порядке долгосрочной кредитной ссуды переселенцам на восстановление их хозяйств, а также и безвозвратной ссуды на переселение тех, кто ещё не переселился».6 Большая часть переезжающих остро нуждалась в материальной помощи - рабочем скоте, сельскохозяйственном инвентаре, продовольствии, фураже и т.д. Ставился вопрос и об открыти школ в каждом аймаке, организации детского питания, что было связано с наличием большого числа сирот и беспризорных.

20 апреля 1923 г. в целях содействия переселению ЦИК Калмыцкой области создал переселенческий подотдел при областном земельном управлении. В связи с тем, что основная масса переселяющихся отправлялась на постоянное место жительства в Большедербетовский улус, ЦИК КАО принял решение организовать при улусном земуправлении переселенческую комиссию, в обязанности которой входила информация областного земуправления по всем вопросам, связанным с переселением, в том числе и учёт переселенцев и их хозяйств. Предполагалось забронировать земельные участки, предназначенные, в первую очередь, для перевода прибывших на оседлый образ жизни, и не сдавать их в аренду.7 Несмотря на все трудности, в которых работала переселенческая комиссия Большедер-бетовского улуса, уже к осени 1924 г. она проделала большую работу. Так, в конце 1923 г. за переселенцами из Донской области было отправлено до 200 подвод, весной 1924 г. - 421. Кроме прибывших донских калмыков, в Большедербетовском улусе обосновались 607 кумских и терских калмыков, 456 оренбуржцев, 150 уральцев и 200 астраханцев. В целом было создано 13 переселенческих населённых пунктов-аймаков. Небольшие группы переселенцев вливались в состав жителей существовавших ранее аймаков. Осенью 1923 г. прибывшим была выдана семенная ссуда в размере 200 пудов ржи, а весной 1924 г. - 18 тыс. из 60 тыс. рублей, отпущенных государством на строительные материалы, получено и роздано переселенцам 37500 руб. На поддержание переселенческого хозяйства правительство отпустило 350 тыс. руб. долгосрочной ссуды.8

После образования Калмыцкой автономной области многие калмыки Дона, Оренбуржья, Терека и Урала переехали на постоянное место жительства в Калмыкию, что привело к росту населения области и увеличению удельного веса калмыцкого населения с 67,8 до 75,5 %.9 Как справедливо отмечает калмыцкий исследователь К.Н. Максимов, в процессе развития Калмыкии на основе усиления межнациональной подвижности населения, а также развития народного хозяйства, культурного строительства произошёл не только рост населения калмыцкой области в целом, но значительно изменился и её национальный состав. К началу 40-х гг. по сравнению с 20-ми гг. население республики (с 1935 г.) возросло почти на '/з.10 К сожалению, о переселении в калмыцкую автономию населения соседних местностей после 1925 г. сохранился весьма отрывочный материал. Известно, что не все сальские калмыки, проживавшие на территории Северо-Кавказского края, перебрались в Калмыкию. Согласно сведениям статистического бюро Сальского округа от 17 января 1928 г. в его

пределах насчитывалось 8400 чел. калмыцкого населения, из которого 5800 чел. решили выехать в область. Представители калмыцкого населения шести сёл на общих собраниях вынесли постановления о стремлении переселиться в автономию. Их пожелания сводились к тому, чтобы все они были поселены в одном месте и могли бы образовать самостоятельную административную единицу. Калмыцкий исполком в 1929 г. принял постановление, по которому для переселенцев выделялась местность под названием «Манычский коридор» с организацией там Сальского улуса. Однако, реализовать эту идею не удалось, т.к. по инициативе Сальского окружного исполкома был образован в его составе национальный калмыцкий район, как самостоятельная административная единица. В связи с этим вопрос о переселении потерял свою актуальность.

Таким образом, процесс переселения в КАО осуществлялся в основном в первой половине 20-х гг. прошлого века, когда народ нашей страны преодолевал хозяйственную разруху. В этот период автономная Калмыкия испытывала большие трудности. Прежде всего - голод 1921 г., тяжело отразившийся на положении населения области. Переселение в Калмыцкую автономию было связано с большими затратами. Трудности, которые испытывала вся страна, не могли не осложнять переселенческого процесса на местах. Тем не менее центральные органы власти сделали всё возможное для удовлетворения интересов калмыцкого народа и для его национальной консолидации. В 20-е гг., связанные с образованием и становлением калмыцкой автономии, происходили качественные сдвиги, заложившие экономические, социально-политические и культурные основы для дальнейшего развития Калмыкии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Саврушева К Ц. Развитие калмыцкой автономии в 1921-1935 гг. Элиста, 1971 С 39-40.

2 ЦГА Калмыкии Ф. 112. Оп. 1. Д. 10. Л. 112.

3 Там же. Д. 118. Л. 27-27об.

4 Там же. Л 16.

5 Отчет ЦИКа Советов автономной области калмыцкого трудового народа V Общекалмыцкому съезду Советов 15 октября 1924 г. Астрахань, 1924. С. 38-39.

6 ЦГА Калмыкии. Ф. 3. Оп. 2. Д. 565. Л. 214-214об.

7 К Ц Саврушева. Указ. соч. С. 46

8 ЦГА Калмыкии. Ф 112 Оп 1 Д 59 Л 43.

5 Всесоюзная перепись населения. М., 1928 Т. 3. С. 471

10 Максимов К Н. Развитие органов государственной власти Калмыцкой АССР. Элиста, 1981. С. 33.

THE TRANSMIGRATORY POLITICS IN NATIONAL AUTONOMIES OF RUSSIA IN THE 20™ YEARS OF THE XX CENTURY (BASED AT THE EXAMPLE OF KALMYKIA)

K.Z. SAVRUSHEVA

Department of Russian History Peoples Friendship University of Russia 6 Mikhlukho-Maklay Str., Moscow, 117198 Russia

The article deals with the problem of the calmuics being removed from different regions of the Russian Federation to Calmuitskaya Autonomous Area in the 20-30 years of the XX century. Important parts played by the central administration in the uniting of the Calmuics people within the area is underiained. Granting financial and material means by the central administration for the purpose of solving important problems on the behalf of the Calmuician people has been paid special attention to.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.