Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ПОЛИЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ'

К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ПОЛИЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ГОСУДАРСТВО / ПАТРИОТИЗМ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотарев Сергей Петрович, Кравченко Инна Николаевна, Туфанов Евгений Васильевич

Освещаются актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи, роль и значение героизма и самоотверженности русского народа на исторических примерах российского государства, акцентируется внимание на педагогических подходах в процессе обучения в Ставропольском государственном аграрном университете.The article highlights current issues of patriotic education of youth, the role and importance of heroism and the dedication of the Russian people in historical examples of the Russian state, and focuses on pedagogical approaches in the process of education at the Stavropol State Agrarian University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Золотарев Сергей Петрович, Кравченко Инна Николаевна, Туфанов Евгений Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ПОЛИЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ»

Вестник АПК „ ^ „

Проблемы аграрного образования -! № 1(25), 2017 " " " "

УДК 37.017.4

С. П. Золотарев, И. Н. Кравченко, Е. В. Туфанов

Zolotarev S. P., Kravchenko I. N., Tufanov E. V.

К ВОПРОСУ О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ В ПОЛИЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

TO THE QUESTION OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE POLIETNO-CONFESSIONAL STUDENT MEDIUM OF THE HIGH SCHOOL

Освещаются актуальные вопросы патриотического воспитания молодежи, роль и значение героизма и самоотверженности русского народа на исторических примерах российского государства, акцентируется внимание на педагогических подходах в процессе обучения в Ставропольском государственном аграрном университете.

Ключевые слова: история, государство, патриотизм, гражданственность, высшая школа, патриотическое воспитание молодежи.

The article highlights current issues of patriotic education of youth, the role and importance of heroism and the dedication of the Russian people in historical examples of the Russian state, and focuses on pedagogical approaches in the process of education at the Stavropol State Agrarian University.

Key words: history, state, patriotism, citizenship, higher school, patriotic education of youth.

Золотарев Сергей Петрович -

доктор философских наук, заведующий кафедрой философии и истории ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» г. Ставрополь

E-mail: zolotarev26@yandex.ru

Кравченко Инна Николаевна -

кандидат исторических наук,

доцент кафедры философии и истории

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8-961-440-25-06

E-mail: inna.kravchenko.1972@mail.ru

Туфанов Евгений Васильевич -

кандидат исторических наук,

доцент кафедры философии и истории

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8-918-776-47-54

E-mail: e.vt@mail.ru

Zolotarev Sergey Petrovich -

Doctor of philosophical Sciences, head of the Department of philosophy and history FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol

E-mail: zolotarev26@yandex.ru

Kravchenko Inna Nikolaevna -

Ph.D of historical Sciences, associate professor of philosophy and history FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol

Теl.: 8-961-440-25-06

E-mail: inna.kravchenko.1972@mail.ru

Tufanov Eugene Vasilievich -

Ph.D of historical Sciences, associate professor of philosophy and history FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University» Stavropol

Теl.: 8-918-776-47-54 E-mail: e.vt@mail.ru

На переломе эпохи, при смене жизненных ориентиров и ценностей, патриотизм приобретает статус основного стержня, выступающего в качестве ведущего направления для единства российского общества. Патриотизм отображает взаимоотношения каждой личности к своим родителям и родине.

Проблематика воспитания современной молодежи в духе патриотизма, безусловно, привлекает весьма пристальный интерес в связи с тем, что буквально речь идет о будущем России, принципах и ценностях общества, а что самое важное, о национальной безопасности страны, исторические корни которой уходят в воспитание и гражданственность подрастающего поколения, и становлении у них готовности служению Отечества.

Президент Российской Федерации В. В. Путин отмечал, что России необходимы новые подходы к патриотическому воспитанию, определяя «патриотизм как чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее... Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм,связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряли себя как народ, способный на великие свершения».

Приоритетным направлением патриотического воспитания на современном этапе является воссоздание общественной гражданственности и патриотических ориентиров как актуальных духовных, социально-нравственных ценностей, воспитание и организация молоде-

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

жи, владеющей креативным мышлением, важнейшими энергичными, деятельными, инициативными, предприимчивыми качествами. Подрастающее молодое поколение способно показать и зарекомендовать себя как созидатели нового общества, потенциальные творцы упрочения и усовершенствования его основ, в том числе и в тех государственных направлениях, которые взаимосвязаны с обеспечением его устойчивого и безопасного развития [1].

Вопросы воспитания в духе патриотизма и патриотические идеи уходят своими корнями в историю российской государственности, на что указывают конкретные исторические факты. Так, например, с момента существования российского государства в древнейших источниках есть упоминания о таком качестве людей, как смелость, мужественность, преданность, верность, что показывает и подчеркивает патриотичность российского общества. Первые письменные свидетельства - это летописи IX века. Подобные упоминания наблюдаются в военно-исторических договорах, документах, мемуарах, воспоминаниях, письмах, записках и аналогичных письменных свидетельствах. В эпоху средневековья патриотизм носил личностный индивидуальный характер, а его истинное проявление четко прослеживалось в непосредственной преданности своему князю и дружине. Следовательно, формирование патриотичности проявлялось и воспитывалось на бессознательном уровне.

Неординарное отношение к идее патриотичности русского этноса прослеживается в XVII веке. Примером этому служит письменный документ «Устав ратных и пушечных дел», в котором патриотизм был установлен на законодательном уровне. В петровскую эпоху идея патриотичности русского народа приобретает наивысшую важность и значимость, делается приоритетнее всех добродетелей и ценностей. Говоря с достойным уважением и исторической памятью о российских полководцах разных эпох исторического развития нашего государства, таких как Александр Невский, Дмитрий Донской, Петр I, Александр Суворов, Михаил Кутузов и многие другие достойнейшие сыны нашего Отечества, налицо самоотверженность и глубочайшая любовь к родной отчизне [2].

В эпоху Нового времени постепенно происходит становление и формирование национальной идеи патриотизма. В этом проявлении наблюдается фактор сплочения и единства государственного административно-территориального национального пространства России. Особое место занимает духовный ареал православия. Это эпоха приоритетного влияния русской православной церкви на общественное сознание, ментальность и дух российского народа. В обществе происходит формирование патриотической осознанности и мышления, преданности долгу, чести, способности защищать свою родную землю, свой народ, свое Отечество. Влияние право-

славия подчеркивало яркие черты национального духа, характера, русской ментальности и сознания единства, толерантности, человеколюбия, доброты, уживчивости, миролюбия, милосердия.

В век «Просвещенного абсолютизма» происходит обновление идеи национального патриотического воспитания общества. Вместо религиозных ментальных веяний приходят новейшие светские убеждения, из которых приоритетные позиции занимает идея «служения Отечеству и своим ближним».

В новейшее время истории российского государства патриотизм имеет место в годы революционных потрясений начала XX века. Именно в этот период патриотизм русского народа достиг новых высочайших этапов своего развития, оставаясь при этом патриотом своего Отечества. Однако истинный смысл патриотичности, подлинность реальной идеи патриотического воспитания особенно явно выразились в идеологии правящей партии. Духовная сила патриотизма и самоотверженности советских людей в высшей мере проявилась в периоды Первой и Второй мировых войн. В связи с тем что советский народ проявил величайшее мужество, чувство высочайшего долга и любви к своей Родине, эти страшные войны носили характер всенародных войн [3].

В период радикальных преобразований в области политики, экономики и образования в России 90-х годов XX века поменялись приоритетные направления государственной политики. В сфере образования воспитательная деятельность была переориентирована на либеральную модель обучения, которая выражалась в акцентировании гуманистического направления образования, преимуществе человеческих ценностей и принципов, свободы и плюрализма в системе образования. В постсоветские времена произошла реорганизация всероссийской пионерской организации в многочисленные детские объединения и организации. Их цель заключалась в том, чтобы дать возможность проявиться плюралистической политике современной молодежи. Подобная свобода и идеологическая независимость имели возможность способствовать тому, чтобы ценностные ориентиры патриотизма являлись монополизированными. Это способствовало развитию радикальных объединений и группировок левого и правого толка [4].

Со времени развала Советского Союза политика нашего государства и приоритетные партийные направления не ставили своей целью стремление к тому, чтобы идея патриотичности нации имела превалирующее значение. В основных догмах ведущих политических партий отсутствовал запрос на систематическое воспитание подрастающего поколения в духе активной гражданской позиции и политизированности, становления и дальнейшего формирования преемственности носителей общегосу-

в

;№ 1(25), 2017

Проблемы аграрного образования

109

дарственной системы принципов и ценностей. В конечном итоге результатом проводимого правительственного курса стало увеличение аполитичности подрастающего молодого поколения, отдаление существенной части молодых людей от политической ситуации в стране, стремительный рост неоднородности современной молодежи [5].

По данным исследования В. Федорова, за последние 20 лет следует отметить положительные сдвиги в общественном сознании россиян: патриотизм - единственная ценность общественно-политического характера, разделяемая подавляющим большинством наших соотечественников. В рейтинге жизненных приоритетов патриотизм занимает четвертое место - выше него только семья, дети, дом (их важность для себя отметили 95 % опрошенных россиян), душевный комфорт (92 %), материальное благополучие (88 %). Практически наравне - друзья (81 %). Гораздо менее важны для людей вера и религия (55 %), политика и общественная жизнь (42 %) [6, 7].

На современном этапе наивысшая общественная активность, энергичная, деятельная, инициативная гражданская позиция, ответственность, проявление духовности, воспитание подрастающего поколения, обладающего позитивными принципами и ценностями, способными их проявлять в процессе созидания в пользу Отечества, стабильность государственного развития, обеспечение его жизненно необходимых интересов и устойчивого развития -являются целью патриотического воспитания в Российской Федерации.

Из славной, самобытной, героической и неповторимой истории нашего великого государства известно, что без патриотизма, героиз-

ма, самоотверженности, чувства долга и любви к своей Отчизне русский народ не создал бы сильнейшую державу. Без достойнейших исторических примеров невозможно привить социуму понимание уважения к законам и гражданского долга перед своим государством. Фактор общественной консолидации, будучи источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, рассматривается как приоритетное направление государственной молодежной политики в целью патриотического воспитания [8, 9].

Активная гражданская позиция и идейный патриотизм являются основанием для становления молодого поколения. А. И. Солженицын сказал: «Горе той стране, где слова «патриот» и «демократ» считаются бранью». Вырабатывание гражданской идентичности и осознание «Я - гражданин России» должно пронизывать каждую личность, каждого российского человека. Отечеству необходим каждый из его сынов и дочерей, которые обладают демократическими правами и обязанностями в своем государстве наравне с соотечественниками. Основа благополучия каждого и забота об общем благе являются приоритетным аргументом любого россиянина.

Таким образом, в образовательной системе высшей школы воспитание и обучение представляют взаимообусловленные аспекты педагогической работы профессорско-педагогического состава. Воспитание студентов в духе патриотизма является одной из актуальных задач преподавателей, кураторов и сотрудников вуза, что предполагает формирование и дальнейшее развитие социально значимых принципов и ценностей, воспитание личности, способной владеть качествами гражданина-патриота.

Литература

1. Кравченко И. Н., Туфанов Е. В. Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в аграрных вузах // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 2 (14). С. 248-251.

2. Гуляк И. И. Преподавание философии в высшей школе // Инновационные механизмы эффективного образования. Ставрополь, 2014. С. 40-48.

3. Кравченко И. Н., Туфанов Е. В. Применение инновационных технологий в преподавании социально-гуманитарных дисциплин // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 3 (15). С. 327-331.

4. Гуляк И. И., Гуторов В. А. А. Д. Градов-ский - ученый и социально-политический мыслитель // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. Т. V. № 3. С. 19-57.

5. Кравченко И. Н., Туфанов Е. В. Роль воспитательного потенциала преподаваемых учебных дисциплин в педагогическом

References

1. Kravchenko I. N., Tufanov E. V. Actual problems of teaching humanitarian disciplines in agrarian universities // Agricultural Bulletin of Stavropol Region. 2014. № 2 (14). P. 248-251.

2. Gulyak I. I. Teaching philosophy in higher education // Innovative mechanisms of effective education. Stavropol, 2014. P. 40-48.

3. Kravchenko I. N., Tufanov E. V. Application of innovative technologies in the teaching of social and humanitarian disciplines // Agricultural Bulletin of Stavropol Region. 2014. № 3 (15). P. 327-331.

4. Gulyak I. I., Gutorov V. A. A. D. Gradovsky -scientist and socio-political thinker // Journal of Sociology and Social Anthropology. 2002. T. V, № 3. P. 19-57.

5. Kravchenko I. N., Tufanov E. V. The role of the educational potential of the taught educational disciplines in the pedagogical process of the agrarian high school //

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

процессе аграрного вуза // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 4(20). С. 192-196.

6. Шматько О. Н., Кравченко И. Н., Туфа-нов Е. В. Актуальные вопросы патриотического воспитания в студенческой среде // Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 3 (23). С. 149-151.

7. Методологический, философский и социогуманитарный анализ российского общества : коллективная монография / Н. Г. Гузынин, И. И. Гуляк, С. П. Золотарев, С. Б. Калинченко, И. Н. Кравченко, Е. В. Туфанов. Ставрополь : ТЭСЭРА, 2014. 176 с.

8. Мурадова А. В., Кравченко И. Н. Роль ислама в становлении патриотизма молодежи // 70 лет Великой Победы: историческая память и современность : сб. тр. науч. конф. Ставрополь, 2015. С. 79-82.

9. Кравченко И. Н., Гуляк И. И. К истории взаимоотношений Федерального центра и Чеченской республики в 90-е годы XX века // НаукаПарк. 2013. № 5 (15). С. 7-12.

Agricultural Bulletin of Stavropol Region. 2015. № 4 (20). P. 192-196.

6. Shmatko O. N, Kravchenko I. N, Tufanov E.V. Actual issues of patriotic education in the student environment // Agricultural Bulletin of Stavropol Region. 2016. № 3 (23). P. 149151.

7. Methodological, philosophical and sociohumanitarian analysis of Russian society : collective monograph / N. G. Guzynin, I. I. Gulyak, S. P. Zolotarev, S. B. Kalinchenko, I. N. Kravchenko, E. V. Tufanov. Stavropol : TESERA,2014. 176 p.

8. Muradova A. V., Kravchenko I. N. The role of Islam in the formation of youth patriotism // 70 years of the Great Victory: historical memory and modernity: Collection of scientific papers. Stavropol, 2015. P. 79-82.

9. Kravchenko I. N., Gulyak I. I. To the history of the relationship between the Federal Center and the Chechen Republic in the 90s of the XX century // NaukaPark. 2013. № 5 (15). P. 7-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.