Научная статья на тему 'К вопросу о парных разнополых погребениях андроновского (федоровского) населения Алтая'

К вопросу о парных разнополых погребениях андроновского (федоровского) населения Алтая Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
92
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙ / ЭПОХА БРОНЗЫ / АЛАКУЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / ФЕДОРОВСКАЯ КУЛЬТУРА / ПАРНЫЕ РАЗНОПОЛЫЕ ПОГРЕБЕНИЯ / ALTAI / BRONZE AGE / ALAKUL CULTURE / FEDOROVO CULTURE / BURIALS OF DIFFERENT-GENDER COUPLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сотникова С. В.

В статье рассматриваются материалы с территории Алтая, прежде всего, опубликованные погребения федоровской культуры из могильника Фирсово-XIV, среди которых обнаружено пять парных разнополых погребений взрослых индивидов. Автор выделяет два основных вида погребений: парные разнополые захоронения лицом друг к другу, которые имеют достаточно близкие аналогии на западной окраине андроновского мира, в срубно-алакульских и алакульско-федоровских (кожумбердынских) комплексах; парные разнополые погребения, в которых женский костяк находится за спиной мужcкого. Возможно, такие погребения отражают влияние федоровской традиции юга Западной Сибири. Высказано предположение, что подхоронение мужского костяка к женскому можно считать особенностью неодновременных парных разнополых погребений взрослых индивидов могильника Фирсово-XIV. Однако в этом случае также нельзя исключать влияния кожумбердынской традиции. Необходимо также отметить наличие в парных погребениях могильника Фирсово-XIV украшений алакульского облика.The article deals with the materials from the Altai territory, first of all published burials of the Fedorovо culture from the Firsovo-XIV burial ground, among which five burials of different-gender pairs of adults were found. The author distinguishes two main types of burials: burials of different-gender couples facing each other, that have a sufficiently close analogies in the western outskirts of the Andronovo world in the Srubno-Alakul and Alakul-Fedorovo (Kozhumberdy) complexes; burials of different-gender couples where the female skeleton was behind the male. It is possible that such burials reflect the influence of Fedorovo traditions of the South of Western Siberia. It was suggested that the later burial of the female body to the male body was typical for non-simultaneous burials of Firsovo-XIV. However, in this case the influence of the Kozhumberdyn tradition also cannot be excluded. It is also necessary to note the presence Alakul-type adornments in the paired burials of Firsovo-XIV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о парных разнополых погребениях андроновского (федоровского) населения Алтая»

V.I. Soenov, S.V. Trifanova

Gorno-Altaisk State University, Gorno-Altaisk, Russia

MEDIEVAL ARROWHEADS FROM THE COLLECTIONS OF ACCIDENTAL FINDS IN ALTAI

The article introduces into the scientific use flat and triangular three-wing arrowheads which were accidentally discovered by the local residents in the territory of three districts in the Altai Republic in different years. Most of the published items are kept in the collections and the exposition of the Local History Museum of the Shebalinsky District. Despite the fact that the arrowheads are cut off from the archaeological context, nevertheless, due to the typological diversity, they are of undoubted interest to get more information about the complex of the medieval Altai ranged weapons. In addition, such artifacts are important for the reconstruction of military affairs and for the general characteristics of the material culture of the Altai population in the medieval period. We relate the arrowheads to periods in the framework of the mid-1st - the second half of the 2nd millennium AD.

Key words: Altai, Middle Ages, armament, accidental discoveries, iron arrowheads.

УДК 902«637»(571.1)

С.В. Сотникова

ООО «Центр археологических исследований», Надым, Россия

К ВОПРОСУ О ПАРНЫХ РАЗНОПОЛЫХ ПОГРЕБЕНИЯХ АНДРОНОВСКОГО (ФЕДОРОВСКОГО) НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЯ

В статье рассматриваются материалы с территории Алтая, прежде всего, опубликованные погребения федоровской культуры из могильника Фирсово-XIV, среди которых обнаружено пять парных разнополых погребений взрослых индивидов. Автор выделяет два основных вида погребений: парные разнополые захоронения лицом друг к другу, которые имеют достаточно близкие аналогии на западной окраине андроновского мира, в срубно-алакульских и алакульско-фе-доровских (кожумбердынских) комплексах; парные разнополые погребения, в которых женский костяк находится за спиной мужского. Возможно, такие погребения отражают влияние федоровской традиции юга Западной Сибири. Высказано предположение, что подхоронение мужского костяка к женскому можно считать особенностью неодновременных парных разнополых погребений взрослых индивидов могильника Фирсово-XIV. Однако в этом случае также нельзя исключать влияния кожумбердынской традиции. Необходимо также отметить наличие в парных погребениях могильника Фирсово-XIV украшений алакульского облика.

Ключевые слова: Алтай, эпоха бронзы, алакульская культура, федоровская культура, парные разнополые погребения.

Федоровская культура восточных районов входит в андроновскую культурно-историческую общность и занимает территорию юга Западной Сибири. Она отличается от федоровской западной группы, прежде всего, по способу захоронения. В восточной группе преобладает

трупоположение, в западной - кремация на стороне и помещение кремированных останков в могилу. В восточной федоровской группе для одиночных погребений было характерно трупоположение в скорченном положении, на левом боку, головой на юго-запад, что аналогично традиции алакульского населения. Парные разнополые погребения взрослых индивидов восточной федоровской группы существенно отличаются от алакульских. Для алакульского и предшествующего ему синташтинско-го населения характерно одновременное захоронение мужчины и женщины лицом друг к другу, в том числе в «позе объятия»: мужчины - на левом, женщины - на правом боку. Для федоровского восточного населения характерны одновременные парные захоронения разнополых взрослых индивидов на левом боку, скорченно, головой на юго-запад, женский костяк располагался за спиной мужского. Таким образом, парные разнополые погребения восточной группы федоровского населения демонстрируют совершенно самостоятельную традицию, отличающуюся от алакульской. Женщины сопровождаются украшениями, характерными для федоровского населения. Особенно отчетливо эта традиция проявляется в федоровских памятниках енисейских степей [Комарова, 1961, с. 40, 42-44; Максименков, 1978, с. 14].

Значительный интерес представляют материалы с территории степного и лесостепного Алтая, прежде всего, опубликованные погребения федоровской культуры из могильника Фирсово-ХЩ среди которых обнаружено пять парных разнополых погребений взрослых индивидов.

1. Несомненный интерес представляют парные разнополые захоронения лицом друг к другу (могилы-7, 213, 311) [Федорук, 2015, с. 194], что соответствует алакульской традиции. В могиле-7 мужчина и женщина в возрасте 20-25 лет были захоронены скорченно, лицом друг к другу, головами на юго-запад, женщина - на левом боку, мужчина - на правом. Кисти рук и колени погребенных, очевидно, соприкасались. Данное погребение являлось одновременным. С женским костяком связано большое количество украшений. В районе ушных раковин обнаружено два набора составных украшений из бронзы, покрытой золотой фольгой. В каждый набор входили серьги-подвески в 1,5 оборота, височное кольцо, лапчатая подвеска трапециевидной формы, гофрированные трубчатые пронизи, конусовидные подвески. На костях рук женщины находились бронзовые браслеты со спиралевидными окончаниями. В районе таза - бронзовая листовидная подвеска и золотая обоймочка - остатки накосного украшения. В головах погребенных - два сосуда [Погребальный обряд..., 2015, с. 8-9, 23, 189]. В парных погребениях 213, 311 мужчина также был захоронен на правом боку, а женщина - на левом. Во всех случаях женщины были снабжены головными украшениями. Погребение 311 имеет важную отличительную особенность. Оно было неодновременным, костяк мужчины был подхоронен позже в уже существующую могилу [Федорук, 2015, с. 194]. К сожалению, материалы

могил-213 и 311 с парными захоронениями пока не опубликованы, поэтому дать их подробную характеристику не представляется возможным.

Парные одновременные разнополые захоронения взрослых индивидов лицом друг к другу в федоровской культуре юга Западной Сибири встречаются достаточно редко. В могильнике Титово (Кузнецкая котловина) могила с парным разнополым захоронением обнаружена в кургане №11. Могильная яма прямоугольной формы была углами ориентирована по сторонам света, ее размеры - 1,7*1,4*0,9 м. На дне могилы находились три костяка. Почти всю площадь дна занимали скелеты мужчины в возрасте 25-30 лет и женщины 20-25 лет. Они были захоронены в скорченном положении, лицом друг к другу, мужчина - на левом боку, женщина - на правом, головами на юго-запад. Около черепа женщины стоял сосуд с орнаментом. В ногах погребенных вдоль северо-восточной стенки был положен ребенок 5-6 лет. Он захоронен скорченно, на правом боку, головой на северо-запад. В головах - небольшой баночный сосуд с орнаментом, идентичным первому [Бобров, Михайлов, 1989, с. 20-21, рис. 15.-2]. Титовское парное захоронение совершено в полном соответствии с алакульской традицией, а также предшествующих ей петровской и синташтинской: оно одновременное, пары составлены из взрослых людей, близких по возрасту (входящих, вероятно, в одну возрастную группу), мужчина захоронен на левом боку, а женщина - на правом.

Парное погребение 7 из могильника Фирсово-Х^ также имеет значительное сходство с алакульской традицией. Оно одновременное, в нем представлены разнополые индивиды примерно одного возраста. Кроме того, накосник и часть украшений головного убора из этого погребения широко представлены в алакульской среде (серьги-подвески в 1,5 оборота, височные кольца, листовидная подвеска). Однако другие украшения из набора (лапчатые подвески трапециевидной формы, гофрированные трубчатые пронизи, конусовидные подвески) являются отличительной чертой алтайской и некоторых восточно-казахстанских групп андроновцев. Основным отличием погребения 7 и двух других фирсовских захоронений (213, 311) взрослых разнополых индивидов лицом друг к другу от алакульской традиции заключается, прежде всего, в том, что мужчины захоронены на правом боку, а женщины - на левом. Аналогии обряду, зафиксированному в Фирсово-Х1У, имеются в срубно-алакульском кургане №1 Селивановского-П могильника (Южное Зауралье). Под насыпью кургана находилось 14 могил, шесть из которых содержали парные захоронения костяков мужского и женского пола примерно одного возраста лицом друг к другу, в том числе в «позе объятий», причем на левом боку захоронены женщины, а на правом -мужчины [Рафикова, 2008, с. 75-77].

Значительный интерес представляет погребение 311, где, помимо того, что в паре мужчина захоронен на правом боку, а женщина - на левом, это погребение неодновременное, мужской костяк подхоро-

нен к женскому. Аналогии такому обряду имеются в кожумбердынских (алакульско-федоровских) комплексах на западе ареала андроновской культурно-исторической общности, где подобных захоронений также немного. Одно из таких - погребение 1 кургана №6 Березовского^ могильника. Костяк 1 принадлежал женщине 20-25 лет, которая была уложена в скорченном положении на левом боку, головой на северо-восток. Костяк 2, принадлежащий мужчине 30-35 лет, представлял собой скопление костей, уложенных с попыткой соблюдения приблизительного анатомического порядка. Череп уложен на правый бок, лицевой частью к северо-востоку. Анатомическая связь черепной коробки с нижней челюстью сохранилась. Остальные кости лежали продолговатой грудой, вытянутой вдоль женского костяка в направлении ЮЗ-СВ. Все позвонки, ключицы и часть ребер были сосредоточены в верхней части скопления костей, обе тазовые кости и крестец - в середине, на уровне таза женского костяка. Кости конечностей также были уложены, в основном, соответственно их анатомическому положению, за исключением бедренных и малоберцовых, находившихся в верхней части груди, и плечевых - в нижней. Я.В. Рафикова, исследовавшая этот памятник, отмечает, что «женщине было придано положение "объятий" с мужским костяком: левая кисть подсунута под череп мужского костяка, правая уложена на его условное "плечо"». Кроме того, она отмечает, что «обстоятельство сохранности анатомической связи черепа с нижней челюстью как будто может свидетельствовать в пользу того, что... останки мужчины не были скелетированы естественным образом, а были очищены от мягких тканей и сложены в виде "пакета"» [Рафикова, 2018, с. 57]. Ряд наблюдений не позволил исследовательнице признать одновременность погребения. Она считает, что кости мужчины были захоронены раньше женского костяка [Рафикова, 2018, с. 57]. С этим согласиться довольно сложно. Наличие «пакета» делает ситуацию неоднозначной. Во-первых, нельзя исключать варианта, что захоронение женского костяка и «пакета» произошло одновременно. Если же исходить из факта неодновременности захоронения, то следует учесть, что неровные, изогнутые вовне продольные стенки могилы, которые, вероятно, свидетельствуют о повторном вторжении в яму, расположены со стороны мужского "пакета". К тому же череп мужчины располагался на левой кисти женщины. Эти обстоятельства позволяют рассматривать вариант с подхоронением мужского костяка (в виде «пакета») к женскому, как вполне возможный. В таком случае мы имеем достаточно близкое соответствие фирсовскому погребению 311, где в паре мужчина захоронен на правом боку, а женщина - на левом, помимо того, погребение неодновременное и мужской костяк подхоронен к женскому.

Таким образом, парные разнополые погребения взрослых индивидов лицом друг к другу из могильника Фирсово-Х^ имеют достаточно близкие аналогии на западной окраине андроновского мира, в зоне кон-

тактов, где памятники демонстрируют смешение различных традиций: срубно-алакульских и алакульско-федоровских (кожумбердынский тип).

2. В могильнике Фирсово-XIV значительный интерес представляют парные разнополые погребения 29 и 26, в которых женский костяк находился за спиной мужчины. В могиле-29 мужчина в возрасте около 40 лет и женщина 40-45 лет были захоронены в скорченном положении, на левом боку, головой на юго-запад. Анатомический порядок женского скелета (№1) не был нарушен. В районе висков женского черепа обнаружены бронзовые подвески в 1,5 оборота, на щиколотках - бронзовые бусины. За черепом женского костяка - 2 сосуда. Мужской скелет (№2) частично перекрывал кости женского (№1). Но при этом мужской костяк отличался плохой сохранностью и находился во фрагментарном состоянии. Положение погребенного мужчины охарактеризовано как «сильно скорченное», при этом «кости рук и ног были смещены так, как если бы их плотно прижали к телу и зафиксировали. В результате позвонки и ребра также оказались перемещены относительно первоначального положения». Кроме того, в ногах женского костяка находился крестец, вероятно, относящийся к мужскому скелету. По мнению исследователей, поскольку мужской скелет (№2) частично перекрывал женский (№1), то можно предположить, что он помещен в могилу позднее, по истечении некоторого времени. На факт подхоронения указывает также то, что часть перекрытия, находящаяся над мужским скелетом, отсутствовала [Погребальный обряд..., 2015, с. 14-15, 23, 191]. Таким образом, парное захоронение в могиле-29 совершено в соответствии с федоровской традицией юга Западной Сибири (женщина за спиной мужчины, оба на левом боку), но костяки захоронены неодновременно. Учитывая тот факт, что женский скелет сохранился лучше мужского, можно предполагать, что мужчина, возможно, умер раньше, и для транспортировки к месту захоронения его связали и плотно спеленали (в шкуру животного - ?). Либо было совершено перезахоронение мужского костяка из одной могилы в другую. По-видимому, подхоро-нение мужского костяка произошло через короткий промежуток времени, пока связки женского костяка не разложились. Таким образом, данное захоронение можно рассматривать как условно одновременное. Несомненный интерес представляет тот факт, что парное захоронение было создано из индивидов одного возраста, что является характерной чертой алакульского населения. Кроме того, украшения из этого погребения (подвески в 1,5 оборота) характерны для алакульского населения.

Особый интерес представляет парное разнополое погребение 26. В этом погребении мужчина в возрасте около 45 лет и женщина в возрасте 30-35 лет были захоронены в скорченном положении, головой на юго-запад, спиной друг к другу, женщина - на правом, а мужчина - на левом боку, причем женский костяк (№2) находился за спиной мужского (№1). Кроме того, мужской скелет частично перекрывал женский, не нарушая анатомического порядка последнего. Женский костяк сохранился заметно хуже,

некоторые кости явно смещены. Женщина была снабжена значительным количеством украшений. Головной убор состоял из биметаллических деталей: подвески в 1,5 оборота, кольцевидные серьги, конусовидные подвески. На костях рук находились бронзовые браслеты со спиралевидными окончаниями, бронзовые бусины, пастовые и золотые пронизи. У мужского костяка в области висков зафиксированы биметаллические украшения: кольцевидные серьги и фрагмент подвески в 1,5 оборота. В головах погребенных - 4 сосуда [Погребальный обряд., 2015, с. 13-14, 23]. Таким образом, в погребении 26, как и в погребении 29, мужчина был подхоронен к женщине. Учитывая сохранность женского костяка, подхоронение мужчины могло быть совершено намного позже. Кроме того, подхоронение мужчины было осуществлено таким образом, что женский костяк оказался за спиной мужского, что в целом соответствует федоровской традиции. Однако захоронение мужчины на левом боку, а женщины на правом более характерно для алакульской традиции, к тому же украшения при обоих костяках имеют алакульский облик.

Таким образом, с определенной долей вероятности можно предположить, что парные разнополые захоронения взрослых индивидов лицом друг к другу в могильнике Фирсово-Х^ могли сформироваться под влиянием алакульской (срубно-алакульской, алакульско-федоровской) традиций. Парные разнополые погребения этого могильника, в которых женский костяк находился за спиной мужчины, возможно, отражают влияние федоровской традиции юга Западной Сибири. По-видимому, подхоронение мужского костяка к женскому можно считать особенностью неодновременных парных разнополых погребений взрослых индивидов могильника Фирсово-Х1У Однако и в этом случае нельзя исключать влияния кожумбер-дынской традиции. Необходимо также отметить наличие в парных погребениях могильника Фирсово-Х^ украшений алакульского облика.

Библиографический список

Бобров В.В., Михайлов Ю.А. Памятники андроновской культуры Обь-Чулымского междуречья // Деп. В ИНИОН, 26.06.1989, №38518. Кемерово, 1989. 10 п.л.

Комарова М.Н. Памятники андроновской культуры близ улуса Орак // Археологический сборник. Л., 1961. Вып. 3. С. 32-73.

Максименков Г.А. Андроновская культура на Енисее. Л., 1978. 192 с.

Погребальный обряд древнего населения Барнаульского Приобья: материалы раскопок 2010-2011 гг. грунтового могильника Фирсово-Х1У. Барнаул, 2015. 208 с.

Рафикова Я.В. Срубно-алакульский курган Селивановского-П могильника из Южного Зауралья и проблема парных погребений эпохи бронзы // Российская археология. 2008. №4. С. 72-83.

Рафикова Я.В. Неодновременные парные погребения из алакульских могильников Южного Урала и Западного Казахстана // Мужской и женский мир в отражении археологии: мат. Всерос. с междунар. участием науч. конф. Уфа, 2018. С. 50-62.

Федорук О.А. Совместные захоронения в андроновских могильниках степного и лесостепного Алтая // Человек и Север: Антропология, археология, экология. Тюмень, 2015. Вып. 3. С. 193-196.

S.V. Sotnikova

"Center for ArchaeologicalRresearch", Nadym, Russia

THE BURIALS OF DIFFERENT GENDER COUPLES OF THE ANDRONOVO (FEDOROVO) POPULATION OF ALTAI

The article deals with the materials from the Altai territory, first of all published burials of the Fedorovo culture from the Firsovo-XIV burial ground, among which five burials of different-gender pairs of adults were found. The author distinguishes two main types of burials: burials of different-gender couples facing each other, that have a sufficiently close analogies in the western outskirts of the Andronovo world in the Srubno-Alakul and Alakul-Fedorovo (Kozhumberdy) complexes; burials of different-gender couples where the female skeleton was behind the male. It is possible that such burials reflect the influence of Fedorovo traditions of the South of Western Siberia. It was suggested that the later burial of the female body to the male body was typical for non-simultaneous burials of Firsovo-XIV However, in this case the influence of the Kozhumberdyn tradition also cannot be excluded. It is also necessary to note the presence Alakul-type adornments in the paired burials of Firsovo-XIV.

Key words: Altai, Bronze Age, Alakul culture, Fedorovo culture, burials of different-gender couples.

УДК 903.02(571.151)

Н.Ф. Степанова1, А.А. Казаков2

1Алтайский государственный университет, Институт археологии и этнографии СО РАН, Барнаул, Россия;

2Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия

ОБ ОСОБЕННОСТИ ОРНАМЕНТАЦИИ КЕРАМИКИ МАЙМИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ПОСЕЛЕНИЯ МАЙМА-1 (предварительные итоги)

Работа выполнена в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ (проект №33.867.2017/4.6 «Реконструкция технологических приемов и методов производств древних обществ Северной Азии»)

Статья посвящена публикации предварительных итогов изучения особенностей нанесения орнамента и реконструкции рабочего края инструмента для нанесения узора керамического комплекса майминской археологической культуры поселения Майма-1, расположенного в предгорной зоне Республики Алтай. В результате обобщения данных визуальных наблюдений и проведенного эксперимента был выявлен ряд особенностей способов нанесения наиболее распространенного орнаментального элемента - ямок. Установлено, что отсутствие жемчужин на внутренней поверхности сосуда не является следствием их удаления заглаживанием, а объясняется применением специального приема при нанесении орнамента. Для нанесения ямок на майминскую керамику использовались, в основном, однотипные предметы, так называемые цельные орнаментиры. Наличие орнамента, нанесенного полым предметом, необычно для данной коллекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.