Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СЛУЖИТЕЛЯ ПРАВОПОРЯДКА'

К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СЛУЖИТЕЛЯ ПРАВОПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОРАЛЬ / ПАТРИОТИЗМ / ЧЕСТЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дадова Залина Исмеловна

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме духовно-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. Качественное выполнение работы сотрудником правопорядка напрямую связано с укреплением его морально-нравственных качеств. Организация работы по нравственному воспитанию сотрудников органов внутренних дел связана не только с постановкой целей, выполнением поставленных задач, связанных с проведением определённых мероприятий, но также зависит и от степени участия всего аппарата государственной власти Российской Федерации в данном процессе. Существенную роль играют особенности развития общества в современных условиях и то место, которое в этом обществе занимает сотрудник. Разработка чёткой концепции духовно-нравственного воспитания может способствовать формированию высоких идеалов, а также норм морали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF THE MORAL EDUCATION OF A LAW ENFORCEMENT OFFICER

This article is devoted to the actual problem of the spiritual and moral education of the police officers. High-quality performance of work by a law enforcement officer is directly related to the strengthening of his moral and ethical qualities. The organization of work on the moral education of employees of the internal affairs bodies is associated not only with the setting of goals, the implementation of tasks related to the implementation of certain events, but also depends on the degree of participation of the entire apparatus of the Russian Federation state power in this process. A significant role is played by the peculiarities of the development of society in modern conditions and the place that an employee occupies in this society. The development of a clear concept of spiritual and moral education can contribute to the formation of high ideals as well as moral norms.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СЛУЖИТЕЛЯ ПРАВОПОРЯДКА»

Педагогика

УДК 37.01

кандидат филологических наук Дадова Залина Исмеловна

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

К ВОПРОСУ О НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СЛУЖИТЕЛЯ ПРАВОПОРЯДКА

Аннотация. Настоящая статья посвящена актуальной проблеме духовно-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. Качественное выполнение работы сотрудником правопорядка напрямую связано с укреплением его морально-нравственных качеств. Организация работы по нравственному воспитанию сотрудников органов внутренних дел связана не только с постановкой целей, выполнением поставленных задач, связанных с проведением определённых мероприятий, но также зависит и от степени участия всего аппарата государственной власти Российской Федерации в данном процессе. Существенную роль играют особенности развития общества в современных условиях и то место, которое в этом обществе занимает сотрудник. Разработка чёткой концепции духовно-нравственного воспитания может способствовать формированию высоких идеалов, а также норм морали.

Ключевые слова: сотрудники органов внутренних дел, морально-нравственное воспитание, мораль, патриотизм, честь, ответственность.

Annotation. This article is devoted to the actual problem of the spiritual and moral education of the police officers. High-quality performance of work by a law enforcement officer is directly related to the strengthening of his moral and ethical qualities. The organization of work on the moral education of employees of the internal affairs bodies is associated not only with the setting of goals, the implementation of tasks related to the implementation of certain events, but also depends on the degree of participation of the entire apparatus of the Russian Federation state power in this process. A significant role is played by the peculiarities of the development of society in modern conditions and the place that an employee occupies in this society. The development of a clear concept of spiritual and moral education can contribute to the formation of high ideals as well as moral norms.

Keywords: employees of the bodies of internal affairs, moral and ethical education, morality, patriotism, honor, responsibility.

Введение. На сегодняшний день духовно-нравственное воспитание - основополагающее направление не только в деятельности сотрудников органов внутренних дел, но и в организации деятельности государства в целом. Качественное выполнение работы сотрудником правопорядка напрямую связано с укреплением его морально-нравственных качеств.

В разные периоды развития государство сталкивается с социальными, политическими проблемами. Зачатую, получив более или менее престижную должность, люди начинают утрачивать свои положительные качества. Политическая обстановка очень быстро меняется, что делает ещё более актуальным придание значения морально-нравственным качествам сотрудников органов внутренних дел.

Жизнь в современных условиях не может не сказываться на личности сотрудника органов внутренних дел, требования к которому возрастают с каждым днём, что связано с его профессиональной деятельностью. Он оказывается в самых различных ситуациях, каждый день сталкивается с разными обстоятельствами (опасность, риск, соблазны). Основной и первостепенной задачей морально-нравственного воспитания в этих условиях становится предложение более весомых и значимых приоритетов, таких как неподкупность, честь, достоинство и принципиальность в некоторых вопросах.

Изложение основного материала статьи. Анализ проблематики, заявленной в названии статьи, целесообразно начать с указания на важность деятельности сотрудников ОВД, призванных защищать права и свободы человека и гражданина, правопорядок и общественную безопасность. Выбирая данное направление своей жизни, будущий сотрудник ОВД должен быть готов к тому, что его деятельность будет сопряжена с решением сложных ситуаций, которые часто ставят его перед непростым нравственным выбором, зачастую в условиях высокого психологического напряжения и давления.

Государство непременно должно участвовать в формировании духовности и нравственности. На совещании, посвященном проблематике воспитания нравственности и патриотизма, В.В. Путин говорил о важности воспитания молодежи еще в 2012 г., и он указывал на отсутствие нравственных ориентиров и слабости патриотического воспитания, и на то, что это проблема, с которой столкнулась Россия на современном этапе своего развития. К сожалению, данный вопрос не потерял своей актуальности и сегодня [3].

Организация работы по нравственному воспитанию сотрудников связана не только с постановкой целей, выполнением задач, связанных с проведением определённых мероприятий, но также зависит и от степени участия всего аппарата государственной власти Российской Федерации в данном процессе.

Не просто проблема профессионально-нравственного воспитания сотрудников ОВД выведена на государственный уровень. Специально разработанные Методические рекомендации ориентированы на формирование у сотрудников ОВД четкого представления о нравственных основах службы в органах внутренних дел, на знание профессионально-этических требований к поведению на службе и в быту, а также на выработку антикоррупционного поведения.

Важность нравственного воспитания должна сохраняться и в образовательных учреждениях, включая и относящиеся к МВД. Наряду с обучением, одной из главных задач педагогов и руководителей является духовно-нравственное воспитание курсантов и действующих работников, что должно выражаться в целенаправленном формировании у них нравственных установок и убеждений, высоких моральных качеств и привычек [1].

На стадии обучения это достигается методом распространения этических знаний при помощи лекций, бесед, круглых столов, посвященных данной проблематике.

Воспитание представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей. С помощью данного тонкого воздействия на личность возможно достичь понимания и принятия позиции гражданственности, любви к Родине, уважения закона, прав и свобод человека и прочих моральных ценностей.

Представления о таких банальных понятиях, как добро и зло, должны лечь в основу воспитания - необходимо, чтобы человек рос с уверенностью в том, что такие ценности, как добро и его защита, борьба со злом - вечные ориентиры, которые никогда не потеряют своей значимости.

Улучшение эффективности духовно-нравственного и профессионального воспитания возможно, если «восстановить» такие ценности, как верность Присяге, служебному долгу, личной ответственности, готовности к самопожертвованию, справедливости, честности и неподкупности.

Перед педагогами, воспитателями и руководителями, которые занимаются профессиональной подготовкой будущих и действующих сотрудников, стоит задача не только познакомить их с основными направлениями работы, но и помочь

определиться с выбором, научить правильно действовать в особых условиях, экстремальных и чрезвычайных ситуациях, сохраняя чистые помыслы, стойкость и верность моральным принципам [41.

Важным аспектом в процессе педагогического воздействия является направление сотрудников на саморазвитие и самовоспитание. Совершенствование не только своих профессиональных качеств, но и работа над своими нравственными установками становятся очень важными задачами для человека. Для этого необходимо рекомендовать различную тематическую литературу для самостоятельного изучения, классические и исторические произведения.

Духовно-нравственным воспитанием сотрудников органов внутренних дел должны заниматься люди, которые сами обладают высокими идеалами, способны убедить как будущих сотрудников, так и действующих, что мораль, духовность и нравственность - это те ресурсы, которые являются столпами правового государства, что их искажение и подмена понятий приводит к ослаблению государства как на внутреннем, так и на внешнем политическом поле, и это может привести к распаду и потере государственности.

Образовательные организации МВД РФ, подразделения, в которых непосредственно работают сотрудники должны проводить различные встречи с людьми, отличившимися при исполнении служебного долга, когда человек с риском для жизни отстаивает свои духовно-нравственные убеждения.

Воздействие на сознание личности при помощи нравственных ориентиров может привести к укреплению их позиций и скорректировать уже сформированные убеждения. Важно привнести и зародить в сознании личности идеальные эталоны нравственности и духовности, что поможет правильно сориентироваться как курсантам, так и действующим сотрудникам среди простых и доступных, не требующих психологического напряжения низких поведенческих норм и сделать выбор в пользу всё-таки высоконравственных ценностей.

Духовное развитие и воспитание сотрудников ОВД происходит непосредственно в служебном коллективе, который подчиняется определённым регламентам, уставам, закону об органах внутренних дел и прочим положениям. «Одной из его главных целей является становление всесторонне развитого, профессионально подготовленного сотрудника, личность которого отличается не только психологической, но и моральной устойчивостью» [2, с. 291.

Хотелось бы отметить также, что привлечение сотрудников ОВД к различным конкурсам профессионального мастерства, спортивным состязаниям, где требуется не только проявить свои профессиональные качества, но и отстоять честь своего подразделения, когда в честной и конкурентной борьбе демонстрируются лучшие черты личности, также может положительно отразиться на формировании нравственных ценностей.

Сотрудники органов внутренних дел должны контролировать не только свои поступки, но и речь, употреблять как можно меньше ругательных, грубых слов, жаргонизмов. Это также будет оказывать некое воздействие на формирование культуры поведения, убеждения недопустимости такого общения, а это косвенным образом будет воспитывать нравственное и духовное начало.

Выводы. Морально-нравственное воспитание сотрудников в структуре органов внутренних дел - это не просто воспитание людей. Оно представляет собой целенаправленную и всестороннюю работу начальников подразделений, преподавателей образовательных организаций МВД по формированию сплоченного сильного коллектива с принципиальной нетерпимостью к низким помыслам и поступкам, способного выстоять перед соблазнами, в условиях колоссального напряжения сил, когда испытанию подвергаются совесть, воля и характер.

Формирование духовно-нравственных ценностей должно производиться системно и всеобъемлюще, так как в одиночку ни один носитель моральных ценностей не справится. В данном процессе должны участвовать все субъекты профессионального общения, как руководители, воспитатели, педагоги, так и просто коллеги.

Этот психолого-педагогический процесс представляет собой очень сложный перевод общечеловеческих ценностей и профессиональных требований профессии в личные убеждения сотрудника, когда он самостоятельно принимает решение действовать в ущерб себе, чтобы отстоять свои устремления, а при некоторых условиях постараться склонить на свою сторону других. История знает немало примеров, когда люди не щадили жизнь ради своей веры в высшие идеалы. А совершение мужественных и героических поступков невозможно без моральной составляющей личности. Поскольку деятельность сотрудников тесно связана с борьбой с преступностью и защитой граждан, то данная составляющая выходит на одно из первых мест по значимости.

Подводя итоги, можно говорить о многозадачности духовно-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел. И только четкое структурирование и выстраивание данного процесса сможет привести к наилучшим результатам. Это непрерывный процесс, который необходимо начинать как можно раньше и проводить на протяжении всего периода службы в органах внутренних дел. Наряду с работой государства необходимо участие каждого сотрудника в реализации данного направления. Взросление человека в плане нравственности будет только способствовать положительному развитию страны в целом.

Литература:

1. Бучакова М.А., Дизер О.А. Духовное и нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - №3 - (74). - URL: https://cyberieninka.m/artide/n/duhovnoe-i-nravstvennoe-vospitanie-sotrudmkov-organov-vnutrenmh-del (дата обращения: 05.10.2021).

2. Дадова З.И. О совершенствовании патриотического воспитания личного состава органов внутренних дел // Современный ученый. - 2017. - № 4. - С. 29-31.

3. Владимир Путин задается вопросами нравственности и патриотизма в России / URL: https://topwar.ru/18871-vladimir-putm-zadaetsya-voprosami-nravstvennosti-i-patriotizma-v-rossii.html (дата обращения: 05.10.2021).

4. Король А.И. Роль комплексного подхода в решении вопросов профессионально-нравственного воспитания сотрудников полиции // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). - М: Буки-Веди, 2016. - С. 57-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.