Научная статья на тему 'К вопросу о новой типологии журналистики и начале эры журналистики 3. 0'

К вопросу о новой типологии журналистики и начале эры журналистики 3. 0 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
333
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о новой типологии журналистики и начале эры журналистики 3. 0»

Раздел «Теория журналистики

и практика медиаисследований»

К вопросу о новой типологии журналистики и начале эры журналистики 3.0

В.В. Перевалов,

к.ф.н., доцент кафедры периодической печати МГУП им. Ивана Федорова

В настоящее время существует немалое количество классификаций и типологий журналистики. Принято делить ее на клерикальную и светскую, буржуазную и нонконформистскую, на либертарианскую и социально-ответственную и т. д. Полагаем, что точная типология, учитывающая все возможные отличительные черты всех изданий, вряд ли возможна. И это дает нам право предложить принципиально отличающуюся от всех ныне имеющихся классификаций типологию журналистики.

Один из важнейших вопросов, стоящих перед теорией журналистики, заключается, как это не покажется странным и неожиданным, в том, ЧТО мы, собственно, понимаем как содержательное наполнение слова «журналистика»?

Не касаясь всех тех определений, которыми так богаты теории журналистики, коммуникативистики, диурнологии, медиалогии и прочих подобных дисциплин, нельзя не отметить, что все эти определения явно делятся на две большие группы.

Одна из этих групп может быть названа субъективистской, то есть, она исходит их того, что журналистика - это род деятельности конкретных людей, которые передают массовой аудитории ту информации, которую они считают важной, и комментируют избранные ими события только таким образом, который им представляется наиболее соответствующим их мировоззрению.

Другая группа определений может быть названа объективистской, то есть, устанавливающей как норматив тот факт, что журналистика - это особый род социальных институтов. Она передает от источника к массовой аудитории социально значимую информацию. Она самостоятельно, в силу объективно действующих законов определяет критерии актуальности, важности и точности на всех этапах массово-информационной деятельности: сбора, переработки, хранения, распространения и передачи информации. Журналистика определяет также критерии профессионализма каждого из профессиональных членов журналистской корпорации. Она же устанавливает способы защиты членов корпорации от несанкционированного воздействия членов других социальных институтов и органов власти. Но она устанавливает и меры воздействия на тех ее членов, которые систематически нарушают ее установления и принципы.

Эти две группы определений детерминированы исторически. Первая группа сложилась раньше, в тот момент, когда выпуск периодических изданий был, как правило, делом одного, реже двух-трех человек.

Процесс этот происходил в Европе следующим образом. В 1591 г. священник Конрад Лаутенбах под псевдонимом Якобус Франкус выпускает первую печатную ведомость. Его «Ярмарочные реляции» просуществовали до 1806 г., издаваемые его наследниками.

Все последовавшие затем попытки издания газет были реализованы лишь и только как частные инициативы. В 1615 г. во Франк-фурте-на-Майне начал издавать газету владелец типографии Эгенольф Эммель. Его почин подхватили полицмейстер Иоганн фон ден Биргден и в 1619 г. книготорговец Шенветтер.

Одна из немногих попыток издания общественно-значимой газеты завершилась в Саксонии в 1660 г. тем, что правительство не нашло ничего лучшего, как уступить концессию на ее издание частному лицу - книготорговцу Тимофею Рицшу. Газета, издававшаяся под названием «Новые сообщения о войнах и мировой торговле» («Neueingelaufene Nachrichten von Kriegs und Welthändeln») дожила до нынешних времен под названием «Leipziger Zeitung».

Вообще в XVII в. Германия стала мировым лидером по выпуску газет. Так, в 1630 г. Иоганн Мейер начал издавать «Еженедельные ведомости». Тут же с ним вступили в конкуренцию «Почтовые известия» Клейнгауза. В 1640-1641 гг. - «Новая еженедельная гамбургская газета». В 1673 г. Фома фон Виринген начал издавать «Курьер», который под названием «Газета Вирингена» прожил до 1813 г.

А вот в XVIII в. германская пресса стала сдавать позиции. Бодрствовали и имели хоть какой-то вес лишь берлинские газеты. Среди них «Berlinische ordinäre Zeitung» Иоганна Лоренца. B 1710 г. появились

«Berlinische Nachrichten von Staats und Gelehrtensachen» (c 1748 г. «Spenereche Zeitung») Амброзио Гауде. В 1721 г. Иоганном Андреасом Рюдигером начала издаваться «Berlinische Priveligierte Zeitung», позднее сменившая название на «Vossische Zeitung». Среди неберлинских газет выделяются Фаберовская «Magdeburgische Zeitung», «Schlesische Zeitung» И.И. Корна, «Königliche Preussisch-Staats-Krieg und Friedenszeitung», которой с 1751 г. владеет семья Гартунгов.

Им на пятки наступали французские издания, издававшиеся в Кельне, Эрлангене, Готе и Клеве. Среди них «Gazette de Cologue» Иоганна Игнаца Родерика, который, будучи ярым приверженцем Австрии, во время шлезвигских войн наделал немало хлопот Фридриху II, печатая всегда лишь те сообщения, которые так или иначе вредили делу прусского короля. В минуту гнева последний однажды объявил премию в сто дукатов тому, кто заставит редакцию газеты переменить тон, хотя бы, как гласит официальное выражение, «ценой порки ее руководителей». После смерти Родерика (1756) газета мало-помалу утрачивала свое влияние, и в конце столетия издание ее прекратилось.

Похожую ситуацию мы видим и в других европейских странах. Первая швейцарская газета появилась в 1610 г. в Базеле, почти одновременно с выходом в свет первых немецких газет в Страсбурге и Аугсбурге. Она была основана переселившимся из Шлейзингена в Тю-ринген книгоиздателем И. Шретером и носила название «Ordinäri Wochenzeitung». После принятия союзной конституции 1818 г., по которой все кантоны провозгласили свободу прессы, книготорговец Ней-кирх смог основать в 1831 г. «Basler Zeitung». В 1842 г. там же в Базеле стала выходить «National Zeitung».

До наших дней из газет первой волны дожила лишь «Neue Züricher Zeitung», догадавшаяся в нужный момент стать акционерной компанией.

Во Франции мы видим все то же самое. Первые газеты и журналы (что во Франции тех лет было практически одно и то же) издавались частными лицами. Первую французскую газету «La Gazette» издал в 1631 г. Теофраст Ренодо. После смены ряда владельцев она переменила название на «Gazette de France». Великая Французская революция породила ряд интересных изданий, которые все так же были частными. «Ami du peuple» Марата, «Orateur du peuple» Луи-Мари-Станисласа Фре-рона, «Patriote français» Жака-Пьера Бриссо, «Le défenseur de la constitution» Максимилиана Робеспьера, «Tribun du peuple» Луи Бель-монте и многие другие издания того времени, - все они несли яркие характерные черты журналистики первого поколения: абсолютный субъективизм, полное отражение наиболее ярких черт характера своего издателя, полная зависимость как периодичности, как и объема издания от настроений издателя.

Как это не странно, но реставрация политическая во Франции стала временем революционных преобразований в журналистике. Появившиеся в это время газеты были уже по преимуществу коллективными. Среди них роялистические: «Drapeau blanc», «Conservateur» и «Quotidienne». Либералы издавали «Censeur Еигореоп», «L'Indépendant», «Courrier Franzais», «Constitutionnel», «Aristarque». Правительство -«Moniteur», «Publiciste», «L'Etoile». Они стали первыми ласточками второго поколения журналистики. И хотя никто из них не стал выдающимся событием цивилизации, но заложенные в них принципы стали основой для нового поколения журналистики.

Была и другая причина перехода на принципиально новые механизмы массово-информационной деятельности: новые медийные технологии стали крайне дороги. Это можно проиллюстрировать на примере «Agence Havas», учрежденном в 1840 г. как частное предприятие Шарля Гаваса. Но уже его сын, Огюст Гавас, в 1879 г. реорганизовал агентство в акционерное общество с капиталом в 8,5 миллиона франков. Менее крупная медийная компания просто не вынесла бы финансового бремени по созданию новых глобальных коммуникаций.

На островах и за океаном была своя специфика, но и там первое поколение СМИ было целиком и полностью частным.

В Великобритании первая настоящая газета «The Certain of this Present Week» появилась 1622 г. в Лондоне. Ее издатель - Натани-ель Буттер. В 1715 г. Гаррис начал издавать «London Post», известную лишь тем, что Даниэль Дефо печатал там роман «Робинзон Крузо». В 1726 г. Николай Анхерст начал издавать «Craftsman», в которой лорд Боллингброк с помощью Джонатана Свифта проводил более-менее профранцузскую политику.

В США первая газета «The Boston News Letter» Джона Кемп-белла стала выходить в 1704 г. За ней последовало множество других мелких изданий. Из них до наших дней дожила лишь сумевшая вовремя (в 1851 г.) акционироваться «The Sun».

То есть мы со всей очевидностью наблюдаем примерно один и тот же процесс во всех странах: со второй половины XIX в. на место старой субъективистской личностной частной по привлекаемым средствам журналистики приходит журналистика коллективистская по содержанию и внутреннему устройству и акционерная по финансированию.

Начало положила опять-таки Германия. Закон об отмене предварительной цензуры 1848 г. породил невиданный доселе процесс массового возникновения газет и журналов, абсолютное большинство из которых не прожили и месяца. Успешными были лишь акционерные и среди них особо выделяется «National Zeitung» с акционерным капиталом в 10 000 талеров. Среди особенностей данной газеты мы видим четкое распределение обязанностей: Фридрих Цабель - политический от-

дел, Федор Мюгге и Эдуард Темпельтей - фельетоны, Бернгард Гольф -исполнительный директор.

В это же время появилось первое в мире телеграфное агентство Бернгарда Вольфа. В 1865 г. оно акционировалось. Первым следствием этого стало резкое увеличение объемов пересылаемой информации и выход на международный уровень.

Стала акционерной к 1880 г. и «Urwähler Zeitung». А «Neue Preussische Zeitung» с самого начала (1848) была основана акционерной компанией.

Остальная Европа не оставалась в стороне. В Швейцарии в 1871 г. в Люцерне начала выходить акционерная «Das Vaterland». В 1879 г. появилась на свет «Züricher Post». Сначала она была создана на паях Курти и Руеггом, а затем стала «просто» акционерной.

В Великобритании мы видим, пожалуй, самый яркий пример того, что дает прессе переход на новый механизм существования, каким является журналистика 2.0. В 1785 г. там появилась «Daily Universal Register». В 1788 г. она стала называться «Times». Сначала ее издавали отец и сын Вальтеры, сумевшие блестяще поставить техническую сторону дела. С 1847 г. газета - акционерное общество, полностью финансово не зависящее ни от одной политической или денежной силы страны. Словно блестящий приз ее передавали в XIX и XX веке друг другу различные корпорации - медиаконцерн Кемсли, Thomson Corporation и в настоящее время - News Corporation.

Или такой пример. В 1851 г. Юлий Рейтер создает телеграфное агентство. В 1864 г. «Reuters Agency» было преобразовано в акционерную компанию с капиталом в 250 000 фунтов стерлингов. Среди его подписчиков - более 4000 газет.

В США процесс объединения журналистов пошел намного дальше, чем в Старом Свете. Там не только газеты перешли на акционерную форму хозяйствования, но и сами газеты объединились в «American Newspaper Publisher's Association». Как итог, это подняло валовой доход газет к концу XIX в. до более чем миллиарда долларов.

В чем характерные отличия первой, субъективистской журналистики от журналистики корпоративной, объективистской?

Прежде всего они заложены в отношениях с цензурой. Понятно, что издания, в которых все зависит от одного и только одного человека, крайне зависимы от цензуры. И власти неминуемо этим пользуются, даже если и пытаются выстраивать свое реноме как «просвещенных либералов и любителей свободы для всех». Простейший пример, Фридрих Великий сначала повелел, чтобы берлинским газетным писателям была предоставлена неограниченная свобода писать обо всех столичных происшествиях. Но стоило прусским войскам получить ряд болезненных поражений, и в 1749 г. цензура была полностью восстановлена. В 1788 г. цензура в Пруссии захватила и научные издания.

В Великобритании цензура была столь жесткой, что помимо обычных запрещений к публикации там при Карле I практиковались телесные наказания, увечья и даже смертная казнь. В итоге, газеты того времени должны были писать о всякой чепухе: чудесных происшествиях, русалках, ведьмах и тому подобной нечисти, когда даже этого не было в достатке - перепечатывали куски из Библии. Естественно, что в таких условиях пресса влачила жалкое существование и целиком зависела от размера достатка владельца.

Но уже к концу XIX в. новые механизмы финансирования прессы позволяют выйти на миллионные (в фунтах стерлингов) обороты и прибыли. Прибыль наиболее популярных изданий начала XX в. («Daily Mail», «Daily Mirror», «Answers», «Evening News» и др.) в 1905 г. составила более 250 тысяч фунтов стерлингов (более 2 миллионов русских рублей того времени).

В Австрии цензура то вводилась, то отменялась. В результате первая серьезная газета стала возможной лишь с опубликованием нового закона о печати 1863 г. Тогда же появилась «Neue Freie Presse», организованная компанией из Макса Фридлендера, Михаила Этьена и Адольфа Вертнера. Но австрийская пресса так никогда не смогла стать ведущей в мире. Момент был упущен, ведущие позиции заняли американские и английские издания и агентства.

Для журналистики второго поколения цензура перестает быть решающим фактором. Как мы уже говорили, финансовые показатели ключевых изданий были таковы, что прямые запреты стали попросту немыслимы. Действительно, как чиновник с годовым окладом в 300400 фунтов стерлингов может повлиять на информационную политику издания, у которого только прибыль - четверть миллиона? Это же -десятки тысяч человек, на него работают сотни подрядчиков. Малейший сбой в его работе - многотысячные убытки, которые по суду придется покрывать «нашему» чиновнику. Естественно, любое прямое воздействие в таком случае исключается.

Но, с другой стороны, индустриализация журналистики 2.0 привела к ликвидации всех форм субъективности журналиста. Он становится частью большой структуры, он действует по единым для всех правилам и любое отклонение от этих правил означает его немедленное увольнение. Более того, эти правила становятся частью профессиональной этики, которые сводятся в различные кодексы, обязательные к исполнению.

Часть из этих требований - логична и понятна. Например, требование публиковать только и исключительно проверенную информацию. Оно вызвано изменением места и роли СМИ в обществе. Вместо властителя дум появилось капиталистическое предприятие, выпускающее продукцию в виде той или иной информации. Читатели при этом

становятся не некоей «аудиторией», все понимающей и все прощающей своему любимцу, а - потребителями продукта. За уплаченные деньги они вправе требовать, чтобы этот продукт предельно точно отвечал тем требованиям, что они предъявляют всем приобретаемым продуктам. И потребительское отношение в данном случае приводит к тому, что привыкшие доводить до суда все случаи продажи несоответствующего товара, читатели точно также стали относиться и к СМИ. Если газета регулярно публикует непроверенную информацию, то, в итоге, она разоряется на судебных издержках и исчезает. Также является логичным требование недопустимости конфликта интересов, недопустимости использования инсайдерской информации в собственных интересах (это особенно касается сотрудников экономических отделов в смысле приобретения-продажи тех или иных акций, по поводу которых поступает та или иная закрытая информация). Но есть требования, которые очень серьезно ограничивают возможность полной самореализации журналиста. Например, требование публиковать свои материалы лишь в той газете, в которой он работает. И многое другое.

Как бы то ни было, между журналистикой 1.0 и журналистикой 2.0 лежит глубочайшая мировоззренческая пропасть, делающая любой трансцендентный переход невозможным. Это два совершенно разных вида журналистики.

Другое дело - Россия. В нашей стране первая журналистика -«подзадержалась» до начала XX в. Смирдинская «Библиотека для чтения», «Вестник Европы» В.А. Жуковского и «Современник» А.С. Пушкина и «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского, «Русский вестник» М.Н. Каткова - все они были сугубо персонализированными, субъективными. XX в. немногое изменил в ключевых механизмах российской журналистики. Разве кадеты начали выпускать газету «Речь». А вот «Биржевые ведомости» С.М. Проппера так и оставались до самого закрытия в 1918 г. частным изданием.

С революцией 1917 г. в механизмах осуществления журналистами своей деятельности немногое что изменилось. Разве что единственным владельцем всех печатных изданий, всех телеканалов и радиостанций стало государство. Отсюда полное совпадение точек зрения во всех газетах, единый набор новостей и комментариев, единая информационная политика. И полное и безоглядное господство цензуры. В СССР таким образом журналистика 1.0 была законсервирована в самом жестком ее виде до начала перестройки, когда в 1987 г. создается справочно-информационная служба «Факт» - первое негосударственное (информационный кооператив) информационное агентство в стране, которое в 1989 г. начинает издавать газету «Коммерсант». С 1990 г. издается «Независимая газета», принадлежащая ныне ЗАО «Редакция «Независимой газеты». С 1993 г. - акционерная «Новая газета». В нача-

ле 1990-х пережили акционирование практически все российские издания, как пресса, так и телевидение и радио. Но затем в период крайне сложной финансовой ситуации практически во всех газетах контрольный пакет акций был выкуплен теми или иными финансовыми группами.

Тот факт, что журналисты страны в третьем поколении жили и работали в рамках журналистики 1.0, привел к тому, что эти издания вернулись к старым методикам работы.

То есть в России мы видим то, чего никогда не было в остальном мире - сосуществование трех принципиально различных типов журналистики. При этом журналисты ощущают себя членами единой корпорации, являются членами одного профессионального Союза и даже профессиональные премии за наилучшие достижения в профессии для всех - одни и те же. Этим фактом можно объяснить постоянную войну групп и группочек журналистов, выражающуюся, например, в том, что в один год все награды Союза журналистов России достаются приверженцам одной концепции, а в другой - второй... При этом обиженная сторона непременно достаточно ехидно комментирует сей факт.

Появление же глобальных коммуникаций и прежде всего Интернет создало уникальную ситуацию. Люди начали узнавать новости гораздо раньше журналистов. С точки зрения оперативности освещения события, разумеется, никто не сравнится с миллионами «простых» людей с мобильными телефонами, оснащенными фотокамерами. Ни одно событие не произойдет (и не происходит, достаточно вспомнить тысячи фотографий событий 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке или «картинки» с мобильных телефонов, снятые в вагонах лондонской «подземки», московского метрополитена или в аэропорту Внуково во время террористических атак 2010-2011 гг.) без сотен или даже тысяч свидетелей, готовых сфотографировать событие, описать в прямом эфире свои ощущения и дать по этому поводу свои комментарии.

Безусловно, назревает период очень серьезной конкуренции в стане журналистов-репортеров. У них появляется «страшный враг» -огромное количество «посторонних», которые к тому же, зачастую, обладают возможностью прохода в те места и те учреждения, куда ни одного журналиста даже во времена всеобщей свободы никогда не пустят.

В результате, основная задача, ради которой, собственно, создавались СМИ, стала неактуальной, а сами традиционные СМИ, особенно печатные - ненужными. Как по этому поводу написала Наргиз Асадова, руководитель интернет-проектов радиостанции «Эхо Москвы», общий тираж выпускаемых в США газет за последние 20 лет сократился с 62 до 49 млн экземпляров в день: «Тираж одной из самых читаемых газет в США The New York Times сократился за последние два года на 10%. Chicago Tribune, Minneapolis Star Tribune, Philadelphia Inquirer находятся на грани банкротства. За период 2006-2009 гг. доход от рекламы сократился почти на треть».

В рамках журналистики 3.0 изменяется все: и отношение к СМИ, и технологии работы самих СМИ. Для нас, как студентов-журналистов, наиболее актуально второе. Наталья Лосева, редактор интернет-проектов РИА «Новости», подчеркивает: «Изменился сам принцип циркуляции и обмена информации. Ключевой задачей массмедиа станет не поиск информации, а, отбор, фильтрация, проверка, объяснение и интерпретация. Новые медиа будут не рассказывать новости, они будут их фильтровать и объяснять». Правда, необходимо добавить, что основной задачей журналистов в журналистике 3.0 является все же именно организация вокруг себя активного информационного сообщества, объединения людей, которые, собственно, возьмут на себя сбор и передачу ему актуальных новостей.

В результате, на наших глазах происходит одна из самых замечательных социальных революций - революция массмедиа. Из простого канала передачи принимаемых «на верху» решений в лоно «массовой аудитории», которой дозволено лишь внимать и дивиться мудрости «властей», СМИ стали существенной частью политической, экономической, социальной, культурной жизни российского общества. Более того, массмедиа превратились в один из важнейших формирующих факторов, определяющих как внешний стиль жизни и деятельности, так и устанавливавших самые глубинные ценностные ориентиры жизни и деятельности.

Реакцией профессиональных журналистов на происходящие в обществе изменения стали серьезные процессы дифференциации и в самих средствах массовой информации. Происходит возрождение на принципиально новом уровне принципов работы Владимира Гиляровского и императора Священной Римской империи Рудольфа II, не скупившихся на щедрую оплату за регулярную поставку известий.

Впереди же появление новых каналов распространения массовой информации, работающих по совершенно иным принципам.

Библиографический список

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста / Д.С. Авраамов. - М. : МГУ, 2003.

2. Засурский Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004 / Я.Н. Засурский. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2004.

3. История печати. Антология. Т. I. - М. : Аспект Пресс, 2002.

4. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. - М. : Аспект Пресс, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.