Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НОРМИРОВАНИИ ШУМА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА'

К ВОПРОСУ О НОРМИРОВАНИИ ШУМА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
33
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НОРМИРОВАНИИ ШУМА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

К ВОПРОСУ О НОРМИРОВАНИИ ШУМА АВТОМОБИЛЬНОГО

ТРАНСПОРТА

Кандидат технических наук Г. Л. Осипов, кандидат технических наук

С. Д. Ковригин

Из Научно-исследовательского института строительной физики и ограждающих конструкций Академии строительства архитектуры СССР и Московского инженерно-строительного института имени В. В. Куйбышева

Основным источником внешнего шума, создающим постоянный шумовой фон на территории города и в помещениях жилых домов, является движение городского транспорта. Анализ результатов измерений шума городского транспорта, проведенных за последние десятилетия, показывает, что уровень его непрерывно возрастает. Шум от улнч-ного движения, проникающий в квартиры жилых домов, достигает в ряде случаев 70—80 дб и вызывает частые жалобы населения.

Защита жилых квартир от уличного шума может решаться рядом мероприятий планировочного и технического характера. Однако коренным мероприятием по снижению шума от уличного движения является уменьшение шума автомобильного транспорта. Многочисленные исследовательские работы, проведенные у нас и за рубежом, показывают, что эта задача может быть успешно решена.

Нет сомнения, что средства, затраченные на это, будут полностью компенсированы улучшением санитарных условий жизни, труда и отдыха населения в больших городах. Первоочередными мероприятиями по борьбе с шумом транспорта должны явиться разработка унифицированной методики измерений и норм предельно допустимых величин шума, производимого отдельными видами средств транспорта.

Вопросам борьбы с шумом автомобильного транспорта в Советском Союзе до последнего времени не уделялось достаточного внимания. Отсутствие унифицированной методики измерений шума автомобильного транспорта не позволяет сделать надлежащие выводы по отдельным результатам испытаний. При выпуске новых автомобилей не даются характеристики их шума, хотя он достигает значительной величины.

Таблица I

Уровни шума от движения транспорта разного типа

Вид транспорта

Средний уровень звукового давления (в децибелах)

Грузовые автомобили с бензиновым двигателем Грузовые автомобили с дизельным двигателем

Легковые автомобили............

Автобусы.................

Мотоциклы ................

90 95 76

85

86

В табл. 1 приводятся данные о шуме различных видов городского транспорта во время движения с включенной скоростью. Расстояние от линии движения до измерительного микрофона составляло 6—10 м.

За рубежом уделяется значительно большее внимание вопросам ограничения шума транспорта. В большинстве стран имеются соответствующие кодексы, ограничивающие предельно допустимые величины шума средств автомобильного транспорта. Тем не менее условия и методы, принятые для измерений величины шума транспорта в зарубежных странах, имеют существенные различия. В табл. 2 приводится сводка предельно допустимых норм шума транспорта, принятых в различных странах.

7*

99

Таблица 2

Предельно допустимы* нормы шума транспорта, принятые в разных странах

Страша Рдмннца измерения Предельно допустимые величины шума Условия для транспортной единицы

велосипед с мотором мотоцикл ы легковые автомобили грузовые автомобили автобусы стоящий транспорт движущийся транспорт

с бензиновым двигателем с дизельным двигателем

Финляндия Франция Люксембург ФРГ Англия Швеция Швеция Чехословакия Децибел В » » > > » » » 75 78 30 74 75 80 75-80 82-84 85 60 80—85 80—82 80-85 85 80—85—90 85 85 60 82 80 80 90 88-95 80—90 Грузоподъемность до 2 т—82 Выше 2 т—87 88 85 85 90 88-95 80—90 87 88 90 86 90 88—95 80—90 87 £8 85 85 Работа двигателя при максимальной нагрузке с числом оборотов, соответствующим скорости 40 км/час Работа двигателя при максимальном числе оборотов Работа двигателя на режиме, соответствующем максимальной скорости То же » » » » Движение по неровному шоссе со скоростью (км/час) Движение при полном газе. Скорость при помощи торможения— 50 км/час Движение при полном газе. Скорость при помощи торможения—40 км/час Нормальная скорость, полная нагрузка двигателя

В большинстве стран предельно допустимые величины устанавливаются в уровнях, измеренных шумомером при помощи кривой коррекции частотной характеристики В (или в некоторых типах шумоме-ров — 70 фонов). Только в Швеции принято проводить измерения на кривой коррекции А частотной характеристики шумомера. Использование кривых коррекций частотных характеристик шумомера объясняется тем, что они позволяют в какой-то мере учесть восприятие шума ухом человека.

На основе зарубежных данных, исследовательских работ, проведенных в ряде научно-исследовательских институтвв, и рекомендаций Международной организации по стандартизации рабочей группой Комиссии по борьбе с шумом при Главной санитарной инспекции Министерства здравоохранения СССР был разработан проект Временных норм допустимой величины шума, производимого дорожным транспортом.

Проект норм составлен, е одной стороны, с учетом шума выпускаемых нашей промышленностью автомобилей и, с другой —с учетом неооходимости снижения этого шума до приемлемых величин как по санитарно-гигиеническим соображениям, так и по соображениям допустимого шума автомобилей, регламентируемого в зарубежных стандартах. При этом проект норм составлен в соответствии е рекомендациями по методике испытаний средств транспорта международной организации по стандартизации.

В проекте норм предъявляются требования к шуму только движущегося транспорта как наиболее важной характеристике, определяющей шум транспорта в городах. Разработанный метод и условия измерений позволяют проводить сравнение шума отечественных и зарубежных средств транспорта.

В ближайшее время будут проведены контрольные измерения перечисленных в § 4 норм средств транспорта, которые позволят окончательно откорректировать предельно допустимые величины его шума. Приводим этот проект.

Проект

ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ ДОПУСТИМОЙ ВЕЛИЧИНЫ ШУМА, ПРОИЗВОДИМОГО ДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ

I. Назначение и область применения

§ 1. Настоящие нормы распространяются на выпускаемые промышленностью средства дорожного транспорта.

§ 2. К средствам дорожного транспорта отнесены: грузовые и легковые автомобили, автобусы, мотоциклы, мотороллеры и велосипеды с бензиновыми моторами.

§ 3. Настоящие нормы распространяются на эксплуатируемый дорожный транспорт с 196 г.

II. Допустимые величины шума

§ 4. Шум, производимый транспортными единицами, не должен превышать значений, приведенных в табл. 1.

III. Метод измерения транспорта § 5. Условия проведения измерения

Измерительный микрофон должен быть установлен на высоте 1,25 м над землей и направлен в сторону движущейся транспортной единицы. Расстояние между микрофоном и продольной осью транспортной единицы должно быть равно 7,5 м. Транспортная единица движется по ровному участку сухой ничем не покрытой (например, снегом) асфальтированной дороги. Измерения проводят с двух сторон движущегося транспорта в момент прохождения им линии между микрофонами (линия наблюдений).

В радиусе 20 м от микрофона не должно быть объектов (домов, деревьев, насыпей), отражающих звук. Между объектом измерений и измерительным микрофоном не должны находиться люди. Уровень шумовых помех должен быть на 10 дб ниже результатов измерений.

1*1

т»

а 1

Наименование средств транспорта Уровень шума, измеренный ш у номером на частотной характеристике шу-моыера В (в децибелах)«

Велосипед с мотором . . 75

Легко зая автомашина . . 80

Мотоцикл, мотороллер . . 83

Автобус........ 85

Грузовая автомашина с

бензиновым двигателем 85

Грузовая автомашина с

дизельным двигателем 90

Прочие виды автомобиль-

ного транспорта . . . 90

1 Приводимые в табл. 1 цифры следует рас-

сматривать лишь как ориентировочные, подлежащие

уточнению после контрольных измерений шума

средств транспорта, перечисленных в таблице.

Таблица 2

§ 6. Условия движения транспорта

Транспортная единица (без груза и пассажиров) со стандартной для своего типа скоростью при включенной прямой передаче движется до линии, расположенной > 10 м от линии наблюдений.. При пересечении этой линии быстро полностью открывают дроссельную заслонку и она находится в этом положении до тех пор, пока транспортная единица не пересечет линии, расположенной в 5 м от линии наблюдений. Затем дроссельную заслонку быстро закрывают.

Данные о стандартных скоростях приведены в табл. 2.

IV. Результаты измерений

§ 7. Проводится двукратное измерение максимальных уровней шума при движении транспортной единицы мимо измерительного микрофона. Из полученных результатов выбирается минимальное аначение и сопоставляется с нормами.

Вид транспорта

¡Объем ци-\ линдров (в см5)

Скорость (в км/час)

Мотоциклы, мотороллеры и велосипеды с подвесным мотором........

Легковые автомашины, грузовые автомашины, грузоподъемностью до 1,5т и автобусы с числом мест для пассажиров не более 8 . .

Грузовые автомашины и автобусы .........

До 50 50-125 125

30 40 60

60 40

V. Требования к измерительной аппаратуре

§ 8. В качестве измеритель-нон аппаратуры может применяться шумомер или иной измерительный прибор, имеющий коррекцию В частотной характеристики и отвечающий рекомендациям спецификации на шумомер международной электротехнической комиссии (МЭК ТК-29 29/ИБ/32).

Измерительную аппаратуру должны регулярно (не реже раза в год) проверять органы Комитета стандартов мер « измерительных приборов и она должна быть допущена ими к измерениям.

VI. Ответственность за выполнение норм

§ 9. Контроль характеристики шума вновь выпускаемых промышленностью средств дорожного транспорта возлагается на заводы-изготовители. Контроль шума эксплуатируемого дорожного транспорта осуществляется органами ОРУД.

В заключение следует отметить, что необходимо провести большие исследовательские работы по разработке мероприятий по уменьшению шума средств транспорта и, следовательно, предъявлять более жесткие требования к снижению его шума.

ЛИТЕРАТУРА

Осипов Г. Л. Уличные шумы Москвы и их гигиеническая оценка. Гиг и сан., 1952, № 2. — Европейская экономическая комиссия Комитета по внутреннему транспорту .«Шум, производимый перевозочными средствами». АУДгапв/ШР 29/43—16/1 1959 г. Международная организация по стандартизации. Пределы специфических шумов. ИСО (ТК-43) Секретариат —72/141 Март 1958 г. — Международная организация по стандартизации. Предложение рабочей группы по методу измерения шума транспорта. ИСО (ТК-43). Рабочая группа, 7, сентябрь 1959.

Поступила 28/1 1960 г.

-йт -¿г -А-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.