Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ О НОРМИРОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВРАЧЕЙ-ФТИЗИАТРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОМУ И ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ'

К ВОПРОСУ О НОРМИРОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВРАЧЕЙ-ФТИЗИАТРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОМУ И ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
892
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУБЕРКУЛЕЗ / ВРАЧ-ФТИЗИАТР / ХРОНОМЕТРАЖ / ЗАТРАТЫ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ / ПОСЕЩЕНИЕ / НОРМИРОВАНИЕ / TUBERCULOSIS / TB DOCTOR / TIMEKEEPING / WORKING TIME COSTS / VISIT / RATIONING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гайдаров Г. М., Апханова Н. С., Толстых А. С., Душина Е. В.

Формирование численности медицинского персонала, установление норм труда, рациональная расстановка и использование кадров - это наиболее значимые составляющие системы нормирования труда в здравоохранении. В настоящее время типовые нормы рабочего времени для врачей-фтизиатров не разработаны, отмечается неравномерность рабочей нагрузки и показателя выполнения плана в разных отделениях и кабинетах. В работе приведены результаты хронометража рабочего процесса врачей-фтизиатров, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь взрослому и детскому населению; произведена оценка затрат рабочего времени на отдельные элементы трудового процесса участковых врачей-фтизиатров, принимающих взрослое и детское население, и врача-фтизиатра без участковой работы, принимающего пациентов в кабинете противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией; определено понятие «посещение» применительно к условиям работы фтизиатрической службы. По результатам хронометражных наблюдений выделены технологические операции, выполняемые врачами-фтизиатрами, в том числе дополнительные разделы работы, которые не связаны с приемом пациентов, определены нормативный показатель функции врачебной должности участкового врача-фтизиатра и нормативный показатель временных затрат на одно посещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гайдаров Г. М., Апханова Н. С., Толстых А. С., Душина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the issue of work time measurement in phthisiatricians rendering ambulatory polyclinic care to adult and children population

The formation of the number of medical personnel, the establishment of labor standards, the rational distribution and use of personnel are the most significant components of the system of labor rationing in health care. Standard norms of working time for TB doctors are not developed. There is an uneven workload and a plan implementation indicator in different offices and cabinets. The timing of the working process of phthisiatricians providing outpatient care to adults and children was carried out; work time was spent on individual elements of the labor process of district phthisiatricians accepting adults and children and a phthisiatrician without district work receiving patients in the office tuberculosis care for HIV patients. The concept of “visitation” is defined as applied to the working conditions of the TB service. According to the results of time-keeping observations, technological operations performed by TB doctors, including additional sections of work that are not related to the admission of patients, are highlighted; the normative indicator of the function of the medical post of the district TB specialist and the normative indicator of the time spent on one visit are determined.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ О НОРМИРОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВРАЧЕЙ-ФТИЗИАТРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОМУ И ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ»

Health Care Reforms

© Коллектив авторов,2019 УДК 614.2

Гайдаров Г. М.1, Апханова Н. С.1, Толстых А. С.2, Душина Е. В.1

К ВОПРОСУ О НОРМИРОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ВРАЧЕЙ-ФТИЗИАТРОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ ВЗРОСЛОМУ И ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ

'ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, 664003, г. Иркутск; 2ОГБУЗ «Иркутская областная клиническая туберкулезная больница», 664039, г. Иркутск

Формирование численности медицинского персонала, установление норм труда, рациональная расстановка и использование кадров — это наиболее значимые составляющие системы нормирования труда в здравоохранении. В настоящее время типовые нормы рабочего времени для врачей-фтизиатров не разработаны, отмечается неравномерность рабочей нагрузки и показателя выполнения плана в разных отделениях и кабинетах. В работе приведены результаты хронометража рабочего процесса врачей-фтизиатров, оказывающих амбула-торно-поликлиническую помощь взрослому и детскому населению; произведена оценка затрат рабочего времени на отдельные элементы трудового процесса участковых врачей-фтизиатров, принимающих взрослое и детское население, и врача-фтизиатра без участковой работы, принимающего пациентов в кабинете противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией; определено понятие «посещение» применительно к условиям работы фтизиатрической службы. По результатам хронометражных наблюдений выделены технологические операции, выполняемые врачами-фтизиатрами, в том числе дополнительные разделы работы, которые не связаны с приемом пациентов, определены нормативный показатель функции врачебной должности участкового врача-фтизиатра и нормативный показатель временных затрат на одно посещение. Ключевые слова: туберкулез; врач-фтизиатр; хронометраж; затраты рабочего времени; посещение; нормирование.

Для цитирования: Гайдаров Г. М., Апханова Н. С., Толстых А. С., Душина Е. В. К вопросу о нормировании рабочего времени врачей-фтизиатров, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь взрослому и детскому населению. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019;27(4):464—469. DOI: http:// dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-464-469

Для корреспонденции: Душина Екатерина Васильевна, канд. мед. наук, ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет», е-mail: dushina.ismu@ yandex.ru

Gaydarov G. M.1, Apkhanova N. S.1, Tolstykh A. S.2, Dushina E. V.1 ON THE ISSUE OF WORK TIME MEASUREMENT IN PHTHISIATRICIANS RENDERING AMBULATORY POLYCLINIC CARE TO ADULT AND CHILDREN POPULATION

1The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «The Irkutsk State Medical University» of

Minzdrav of Russia, 664003, Irkutsk, Russia;

2The Oblast State Budget Health Care Institution «The Irkutsk Oblast Clinical Tuberculosis Hospital», 664039, Irkutsk,

Russia

The formation of the number of medical personnel, the establishment of labor standards, the rational distribution and use of personnel are the most significant components of the system of labor rationing in health care. Standard norms of working time for TB doctors are not developed. There is an uneven workload and a plan implementation indicator in different offices and cabinets. The timing of the working process of phthisiatricians providing outpatient care to adults and children was carried out; work time was spent on individual elements of the labor process of district phthisiatricians accepting adults and children and a phthisiatrician without district work receiving patients in the office tuberculosis care for HIV patients. The concept of "visitation" is defined as applied to the working conditions of the TB service. According to the results of timekeeping observations, technological operations performed by TB doctors, including additional sections of work that are not related to the admission of patients, are highlighted; the normative indicator of the function of the medical post of the district TB specialist and the normative indicator of the time spent on one visit are determined. Keywords: tuberculosis; TB doctor; timekeeping; working time costs; visit; rationing.

For citation: Gaydarov G. M., Apkhanova N. S., Tolstykh A. S., Dushina E. V. On the issue of work time measurement in phthisiatricians rendering ambulatory polyclinic care to adult And children population. Problemy sotsialnoy gigieny, zdra-vookhraneniya i istorii meditsiny. 2019;27(4):464—469 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2019-27-4-464-469

For correspondence: Dushina E. V., candidate of medical sciences, assistant of the Chair of Public Health and Health Care of the Irkutsk State Medical University. e-mail: dushina.ismu@yandex.ru Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 20.02.2019 Accepted 30.04.2019

Вопросы нормирования труда приобретают актуальность в условиях реализации программных мероприятий по развитию отечественного здравоохранения, ориентированных на повышение эффективности деятельности отрасли, рациональное использование имеющихся ресурсов [1—3]. Формирование численности медицинского персонала, установление

норм труда, рациональная расстановка и использование кадров — это наиболее значимые составляющие системы нормирования труда в здравоохранении [3—5]. В настоящее время Минздравом России утверждены типовые нормы времени для ряда должностей [6—8], которые рекомендуется использовать в качестве ориентира при определении и обоснова-

Реформы здравоохранения

нии норм труда с учетом фактических организационно-технологических условий выполнения трудового процесса в медицинской организации.

Типовые нормы рабочего времени для врачей-фтизиатров, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, не разработаны. В соответствии с действующим законодательством работодателю предоставляется право на установление норм труда с целью оптимизации штатного расписания и выполнения мероприятий по реализации региональных «дорожных карт».

Материалы и методы

Хронометраж рабочего времени врачей-фтизиатров, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь взрослому и детскому населению г. Иркутска, проводился на базе Иркутского филиала № 1 ОГБУЗ «Иркутская областная клиническая туберкулезная больница» (ОГБУЗ ИОКТБ). С помощью разработанной методики исследования, при соблюдении порядка проведения хронометража рабочего процесса, произведена оценка затрат рабочего времени на отдельные элементы трудового процесса в течение 2 нед среди 7 участковых врачей-фтизиатров, оказывающих медицинскую помощь взрослому населению, 5 участковых врачей-фтизиатров, принимающих детское население, и одного врача-фтизиатра, принимающего пациентов в кабинете противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией [9, 10].

Результаты исследования

Анализ результатов исследования выявил существенную проблему, состоящую в противоречии между нормативными документами Минздрава России, регламентирующими понятие «посещение» в качестве врачебного (фельдшерского) приема пациента, и некоторыми положениями «Инструкции по централизованному контролю за диспансерным наблюдением больных туберкулезом», утвержденной приказом Минздравом России от 21.03.2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации». Данная инструкция обязывает врачей-фтизиатров осуществлять ряд технологических операций, которые преследуют цель осуществления централизованного контроля за контингентами больных туберкулезом преимущественно в заочной форме и которые не связаны с приемом пациентов: участие в работе центральной врачебной контрольной комиссии (ЦВКК), кураторские визиты в медицинские организации с целью контроля работы по выявлению, диагностике и лечению туберкулеза, заочный контроль за лечением больных туберкулезом с помощью картотеки, регистра или электронных носителей медицинской документации. Подобная работа занимает значительное время врача-фтизиатра и не может не учитываться в качестве элемента рабочей нагрузки.

В связи с изложенным с целью дальнейших расчетов нормативов рабочей нагрузки нами определено понятие «посещение» применительно к условиям

работы фтизиатрической службы — это оказание медицинской помощи врачом-фтизиатром в очной или заочной форме. По результатам хронометраж-ных наблюдений нами разработаны следующие технологические операции, выполняемые врачами-фтизиатрами:

1. Прием пациента с проведением клинического осмотра: опрос пациента, выяснение жалоб и анамнеза, осмотр, назначение обследования и лечения.

2. Прием пациента без проведения клинического осмотра (как правило, это повторный прием, назначенный при первичном посещении): выдача пациенту направлений на госпитализацию, на дополнительные диагностические исследования или лечебные процедуры, выдача рецептов, медицинских справок, заключений, проведение санитарно-просветитель-ной и разъяснительной работы.

3. Прием пациента в поликлинике общей лечебной сети с проведением клинического осмотра: проводится участковыми врачами-фтизиатрами детского приема, в детской поликлинике, один раз в неделю, аналогично пункту 1.

4. Прием пациента в поликлинике общей лечебной сети без проведения клинического осмотра: проводится участковыми врачами-фтизиатрами детского приема, в детской поликлинике, один раз в неделю, аналогично пункту 2.

5. Оказание медицинской помощи пациенту на дому: проезд на санитарном автотранспорте к месту жительства пациента и обратно, мероприятия, аналогичные пунктам 1 и 2, проводимые на дому у пациента, а также обследование очага туберкулеза и проведение дезинфекционных мероприятий (4 ч в неделю).

6. Работа с документацией пациента в его отсутствие: оформление амбулаторных карт, этапных эпикризов, направлений на госпитализацию, на диагностические исследования или лечебные процедуры, оформление рецептов, медицинских справок, заключений, работа с учетными формами 01-ТБ, 03-ТБ, 089/у, 263, подготовка информации и писем на запросы официальных органов.

7. Консультирование пациента по телефону: обычно проводится по вопросам приема лекарственных препаратов, времени работы врача, порядке получения справок и направлений.

8. Представление пациента на консультацию ЦВКК, врачебную комиссию (ВК) или врачебный консилиум и участие в работе указанных комиссий в качестве их члена: консультирование пациентов ЦВКК, ВК или консилиумом врачей с целью установления диагноза, назначения и коррекции лечения, решения вопросов трудоспособности, допуска к труду, родоразрешения и других экспертных вопросов (4 ч в неделю).

Кроме того, для расчета нормативной нагрузки нами были разработаны нижеперечисленные фиксированные по длительности технологические операции (дополнительные разделы работы, которые не связаны с приемом пациентов). Эти процедуры регламентированы либо соответствующими санитар-

Health Care Reforms

Таблица 1

Структура рабочего времени врачей-фтизиатров Иркутского филиала № 1 ОГБУЗ ИОКТБ в пересчете на 1 нед при работе на 1,5 ставки

(47,5 ч, или 2850 мин)

Наименование технологической операции

Участковые врачи-фтизиатры, прием взрослых Участковые врачи-фтизиатры, прием детей Кабинет противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией

доля от общего рабочего времени, % общее количество минут доля от общего рабочего времени, % общее количество минут доля от общего рабочего времени, % общее количество минут

Фиксированные по длительности разделы работы

Представление пациента на консультацию ЦВКК, ВК или врачебного консилиума 8,4 240 4,2 120 8,4 240

Планерные и иные совещания 2,1 60 2,1 60 2,1 60

Обеды 5,3 150 5,3 150 5,3% 150

Оказание медицинской помощи пациенту на дому 8,4 240 8,4 240 0 0

Прием пациента в поликлинике общей лечебной сети с проведением клинического осмотра 0 0 12 342 0 0

Прием пациента в поликлинике общей лечебной сети без проведения клинического осмотра 0 0 0,6 17 0 0

Оказание организационно-методической помощи общей лечебной сети 8,4 240 8,4 240 0 0

Кварцевание кабинета в отсутствие людей 10,7 306 9,7 276 12 342

Нефиксированные по длительности разделы работы

Прием пациента с проведением клинического осмотра 36,6 1041 22,4 638 39,5 1126

Прием пациента без проведения клинического осмотра 6,1 174 4,6 131 3,2 91

Работа с документацией пациента в его отсутствие 13,5 385 21,5 613 18,3 522

Консультирование пациента по телефону 0,2 6 0 0 1 29

Подготовка статистических отчетов 0,3 9 0,8 23 10,2 291

Итого... 100 2850 100 2850 100 2850

но-эпидемиологическими правилами, либо руководителем филиала, либо носят некий необходимый характер. К таким технологическим операциям относятся:

1. Оказание организационно-методической помощи медицинским организациям общей лечебной сети: посещение врачами-фтизиатрами поликлиник общей лечебной сети (рентгенологического кабинета, лаборатории, кабинетов врачей) с целью разработки профилактических противотуберкулезных мероприятий общего и индивидуального характера, в первую очередь среди групп риска по туберкулезу (фактически проводится 3—4 ч в неделю).

2. Подготовка статистических отчетов: статистические расчеты и заполнение различных учетных и отчетных форм (10—12 видов), работа с которыми входит в обязанности врача-фтизиатра.

3. Подготовка рабочего места: влажная уборка кабинета, подготовка документов к работе, переодевание.

4. Планерные и иные совещания: проводятся начальником филиала, заведующим отделением, председателем ВК (планерные совещания — один раз в неделю).

5. Технологические перерывы: обеды (2,5 ч в неделю), время на проезд до поликлиники и обратно, посещения туалетной комнаты и др.

6. Ультрафиолетовое облучение (кварцевание) кабинета: проводится в отсутствие людей в соответствии с требованиями руководства Р3.5.1904—04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях» (5,1 ч в неделю).

Сводная информация обработки хронометраж-ных карт свидетельствует о принципиальных разли-

чиях в структуре работы и, соответственно, временных затрат у специалистов трех категорий: участковый врач-фтизиатр приема взрослого населения, участковый врач-фтизиатр приема детей, врач-фтизиатр (не занимающийся участковой работой, на примере врача-фтизиатра кабинета противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией). Дальнейший анализ проводился раздельно по указанным категориям врачей. Врачи-фтизиатры работают с различной нагрузкой, коэффициент совместительства составляет 1,5, в соответствии с этим за основу расчетов взяты затраты времени врачей, работающих на 1,5 ставки.

Отмечается неравномерность рабочей нагрузки и показателя выполнения плана в разных отделениях и кабинетах: план посещений значительно перевыполняется в детском отделении, что объясняется традиционно большим числом обращений и вынужденной интенсификацией труда его работников. Поскольку у врачей-фтизиатров, ведущих прием взрослых, подавляющее большинство пациентов — больные туберкулезом, а у детских врачей-фтизиатров — относительно здоровые представители групп риска (дети из контакта с больными туберкулезом, дети с виражом, нарастанием или гиперергическим характером туберкулиновой чувствительности), то сокращение времени приема детей оправдано с клинической точки зрения.

Таким образом, в структуре всего трудового процесса участковых врачей-фтизиатров взрослого приема доля фиксированных технологических операций составила 43,3% (соответственно 20,6 ч в неделю). Аналогичным образом произведен расчет для участковых врачей-фтизиатров детского приема, для которых доля фиксированных технологических

Реформы здравоохранения

Таблица 2

Итоговая таблица структуры рабочего времени (в часах и количестве пациентов) работников Иркутского филиала № 1 ОГБУЗ ИОКТБ

в пересчете на 1 нед при работе на 1,5 ставки (47,5 ч, или 2850 мин)

Наименование технологической операции

Участковые врачи-фтизиатры, прием взрослых Участковые врачи-фтизиатры, прием детей Кабинет противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией

общее количество минут количество минут на 1 пациента количество пациентов общее количество минут количество минут на 1 пациента количество пациентов общее количество минут количество минут на 1 пациента количество пациентов

Фиксированные по длительности разделы работы

Представление пациента на консультацию ЦВКК, ВК

или врачебного консилиума 240 14 17,1 120 5 24,0 240 17 14,1

Планерные и иные совещания 60 0 0 60 0 0 60 0 0

Обеды 150 0 0 150 0 0 150 0 0

Оказание медицинской помощи пациенту на дому 240 29 8,3 240 36 6,7 0 0 0,0

Прием пациента в поликлинике общей лечебной сети с

проведением клинического осмотра 0 0 0 342 16 21,4 0 0 0

Прием пациента в поликлинике общей лечебной сети

без проведения клинического осмотра 0 0 0 17 7 2,4 0 0 0

Оказание организационно-методической помощи об-

щей лечебной сети 240 0 0,0 240 0 0 0 0 0

Кварцевание кабинета в отсутствие людей 306 0 0,0 276 0 0 342 0

Нефиксированные по длительности разделы работы

Прием пациента с проведением клинического осмотра 1041 16 65,1 638 10 63,8 1125 17 66,2

Прием пациента без проведения клинического осмотра 173 6 28,8 131 5 26,2 91 7 13,0

Работа с документацией пациента в его отсутствие 385 8 48,1 613 10 61,3 522 8 65,3

Консультирование пациента по телефону 6 5 1,2 0 0 0 29 7 4,1

Подготовка статистических отчетов 9 0 0 23 0 0 291 0 0

Итого^ 2850 78 168,6 2850 89 205,8 2850 56 162,7

операций составила 50,7% (соответственно 24,1 ч в неделю). Для врача-фтизиатра, работающего в кабинете противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией, доля фиксированных технологических операций составила 27,8% (соответственно 13,2 ч в неделю).

Далее нами изучена и рассчитана доля нефиксированных технологических операций для всех врачей-фтизиатров, включающая в себя прием пациентов с проведением клинического осмотра, прием пациента без проведения клинического осмотра, работу с документацией пациента в его отсутствие, консультирование пациента по телефону, подготовку статистических отчетов. Результаты расчетов структуры рабочего времени врачей-фтизиатров, в том числе в часах и количестве пациентов, представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество посещений на одного врача Иркутского филиала № 1 ОГБУЗ ИОКТБ и длительность одного посещения

Кабинет Число посещений

работа на 1,5 ставки 1 нед работа на 1 ставку

1 нед 1 год (250 рабочих дней)

Кабинет участкового врача-фтизиатра, прием взрослых 168,6 112,4 5620 Кабинет участкового врача-фтизиатра, прием детей 205,8 137,2 6860 Кабинет противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией 162,7 108,5 5423,3

Длитель-

В соответствии с данными табл. 1 и 2 нами рассчитано количество посещений на одного врача при работе на одну ставку (табл. 3).

В связи с внедрением в 2017 г. Федерального регистра больных туберкулезом необходима коррекция данных. Результаты хронометражных замеров показали, что на каждого пациента при одном посещении требуется вводить данные (результаты динамического наблюдения) в течение 10 мин. В результате длительность каждого посещения увеличится на 10 мин и составит соответственно 23,3; 24,2 и 28 мин. Исходя из этого нами рассчитано нормативное число посещений на одного врача-фтизиатра (табл. 4).

Заключение

В связи с вышеизложенным в целях совершенствования нормирования труда врачей-фтизиатров рекомендуем:

Таблица 4

Норматив количества посещений на одного врача Иркутского филиала № 1 ОГБУЗ ИОКТБ с учетом дополнительного времени, необходимого для ведения Федерального регистра больных туберкулезом

ность одного посещения, мин Кабинет Длительность одного посещения, мин Число посещений при работе на 1 ставку

1 нед 1 год (250 рабочих дней)

Кабинет участкового врача-фтизи-

17,3 атра, прием взрослых 27,3 71,4 3571,4

Кабинет участкового врача-фтизи-

14,2 атра, прием детей 24,2 80,6 4028,9

Кабинет противотуберкулезной

18 помощи больным ВИЧ-инфекцией 28,0 69,6 3482,1

Health Care Reforms

1. Дать следующее определение понятию «посещение»: это единица рабочей нагрузки врача-фтизиатра амбулаторно-поликлинического приема, связанная с оказанием медицинской помощи одному пациенту в очной или заочной формах — прием пациента для проведения клинического осмотра или с иными целями, посещение пациента на дому с целью его обследования, лечения или проведения противоэпидемических мероприятий, работа с медицинской документацией пациента, работа по внесению данных о пациенте в Федеральный регистр больных туберкулезом, заочное консультирование пациента, представление пациента на консультацию ЦВКК, ВК или врачебного консилиума.

2. Нормативный показатель функции врачебной должности участковых врачей-фтизиатров (количество посещений за год при работе на одну ставку) составил:

— для участкового врача-фтизиатра приема взрослого населения — 3570 посещений в год;

— для участкового врача-фтизиатра приема детского населения — 4030 посещений в год;

— для врача-фтизиатра кабинета противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией — 3480 посещений в год.

3. Нормативный показатель временных затрат на одно посещение:

— в кабинете участкового врача-фтизиатра амбулаторного отделения для приема взрослых — 27,3 мин;

— в кабинете участкового врача-фтизиатра амбулаторного отделения для приема детей — 24,2 мин;

— в кабинете врача-фтизиатра противотуберкулезной помощи больным ВИЧ-инфекцией — 28 мин.

Таким образом, проведение хронометражных замеров является одним из элементов повышения эффективности работы медицинской организации и позволяет оптимизировать рабочий процесс врачей-фтизиатров, оказывающих амбулаторно-поликли-ническую помощь взрослому и детскому населению.

Исследование не имело спонсорской поддержки. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения»«. Информационно-правовой портал Гарант.ру. Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/71848440/paragraph/1:2 (дата обращения 18.02.2019).

2. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р «О программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012—2018 гг.».

3. Указ Президента РФ от 07.05.2018г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Информационно-правовой портал Га-рант.ру. Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/ 71937200/paragraph/1:5

4. Кадыров Ф. Н. Практические аспекты нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях здравоохранения. Менеджер здравоохранения. 2017;(9):72—80.

5. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2003 г. № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации». Информационно-правовой портал Гарант.ру. Режим доступа: http://ivo.garant.ru// document/71587583/paragraf

6. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 декабря 2016 г. N 973н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-кардиолога, врача-эндокринолога, врача-стоматолога-терапевта». Информационно-правовой портал Гарант.ру. Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/71587580/ paragraph/1:8

7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2015 г. № 290н «Об утверждении типовых отраслевых норм времени на выполнение работ, связанных с посещением одним пациентом врача-педиатра участкового, врача-терапевта участкового, врача общей практики (семейного врача), врача-невролога, врача-оториноларинголога, врача-офтальмолога и врача-акушера-гинеколога». Информационно-правовой портал Га-рант.ру. Режим доступа: http://ivo.garant.ru#document/ 71937201/1:6

8. Стародубов В. И., Сон И. М., Иванова М. А. Затраты рабочего времени врачей амбулаторного звена по данным фотохрономе-тражных исследований. Менеджер здравоохранения. 2014;(8):18—22.

9. Кадыров Ф. Н. Порядок разработки положения о системе нормирования труда в государственном (муниципальном) учреждении здравоохранения. Менеджер здравоохранения. 2014;(9):55—72.

10. Шипова В. М. Нормирование труда в здравоохранении. М.: Типография РИО ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России; 2013.

Поступила 20.02.2019 Принята в печать 30.04.2019

REFERENCES

1. Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1640 "On Approval of the State Program of the Russian Federation" Health Care Development"". Information and legal portal Garant.ru [Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26 dekabrya 2017 g. N1640 «Ob utverzhdeniigosudarstvennoyprogram-my Rossiyskoy Federatsii «Razvitie zdravookhraneniya»]. Information and legal portal Garant.ru. Available from: http://ivo.garant.ru/#/ document/71848440/paragraph/1:2. (contact date 18.02.2019) (in Russian).

2. Order of the Government of the Russian Federation of November 26, 2012 No. 2190-p "On the program for the gradual improvement of the wage system in state (municipal) institutions for 2012—2018" [Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 26 noyabrya 2012 g. N2190-r "O programme poetapnogo sovershenstvovaniya sistemy oplaty truda v gosudarstvennykh (munitsipalnykh) uchrezhdeniyakh na 2012—2018 gg."] (in Russian).

3. Presidential Decree of 07.05.2018. No. 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024" [ Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018g. №204 «O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvi-tiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda»]. Information and legal portal Garant.ru. Available from: http://ivo.garant.ru/#/docu-ment/71937200/paragraph/1:5 (in Russian).

4. Kadyrov F. N. Practical aspects of labor regulation in state (municipal) healthcare institutions. Menedzher zdravookhraneniya. 2017;(9):72—80 (in Russian).

5. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of March 21, 2003 No. 109 "On the improvement of anti-tuberculosis activities in the Russian Federation" [Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 21 marta 2003 g. № 109 «O sovershenstvovanii protivotu-berkuleznykh meropriyatiy v Rossiyskoy Federatsii»]. Information and legal portal Garant.ru. Available from: http://ivo.garant.ru//docu-ment/71587583/paragraf (in Russian).

6. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation dated December 19, 2016 N 973n "On approval of typical industry norms for the time for work related to a visit by one patient to a cardiologist, endocrinologist, dentist-therapist" [Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 19 dekabrya 2016g. N 973n «Ob utverzhdenii ti-povykh otraslevykh norm vremeni na vypolnenie rabot, svyazannykh s poseshcheniem odnim patsientom vracha-kardiologa, vracha-endokri-nologa, vracha-stomatologa-terapevta»]. Information and legal portal Garant.ru. Available from: http://ivo.garant.ru/#/document/ 71587580/paragraph/1:8 (in Russian).

Реформы здравоохранения

7. Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of June 2, 2015 No. 290n "On approval of typical industry norms for the time for work related to the visit by one patient to a pediatrician of the district police officer, a general practitioner of the district police officer, a general practitioner (family doctor), a doctor — neurologist, otorhinolaryngologist, ophthalmologist and obstetrician-gynecologist [Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya RF ot 2 iyunya 2015 g. N290n «Ob utverzhdenii tipovykh otraslevykh norm vremeni na vy-polnenie rabot, svyazannykh s poseshcheniem odnim patsientom vra-cha-pediatra uchastkovogo, vracha-terapevta uchastkovogo, vracha obshchey praktiki (semeynogo vracha), vracha-nevrologa, vracha-otorinolaringologa, vracha-oftal'mologa i vracha-akushera-ginekolo-

ga»]. Information and legal portal Garant.ru. Available from: http:// ivo.garant.ru#document/71937201/1:6 (in Russian).

8. Starodubov V. I., Son I. M., Ivanova M. A. i dr. The cost of working time of ambulatory physicians according to the data of photo synchronization studies. Menedzher zdravookhraneniya. 2014;(8):18— 22 (in Russian).

9. Kadyrov F. N. The procedure for the development of regulations on the system of labor valuation in the state (municipal) health care institution. Menedzher zdravookhraneniya. 2014;(9):55—72 (in Russian).

10. Shipova V. M. Labor Rationing in Health Care. Lectures. Moscow: Tipografiya RIO FGBU «TsNIIOIZ» Minzdrava Rossii; 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.